7 мин.

Посещаемость РФПЛ. Москва и регионы

Последние успехи российских клубов в еврокубках, а две победы на выезде с основными конкурентами – безусловный успех, заставляют задуматься, о том, что на данный момент представляет из себя российский клубный футбол. Особенно, на фоне совершенно противоположных результатов в недавнем прошлом – «Озер» и «Лозанна» в этом году, «Насиональ», софийский ЦСКА, странная ирландская команда, о которой вряд ли кто-то еще услышит, – в прошлом сезоне.

Так, какое же место занимает наш чемпионат в европейской системе координат? Ведь, на одних весах огромное количество этих самых условных «Лозанн», а на другом – две победы в Кубке Уефа.

Среди всех инициатив нашей новой футбольной власти, без сомнения, наделенной безграничными финансовыми и административными полномочиями, вряд ли можно найти рассуждения о том, какими методами можно увеличить посещаемость стадионов. Ведь, в целом, интерес к футболу в стране на достаточно приемлемом уровне, но из тех, кто интересуется футболом на стадион ходит от силы 1 процент. Например, в Москве этого процента и вовсе нет – из 1000 жителей нашей столицы на стадион ходит меньше 4-х человек. Но Москва, скорее всего, плохой показатель. Возьмем, к примеру, Томск. Из 1000 томичей футбол в этом сезоне в среднем посещают 25 человек. Что-ж, показатель уже лучше. Однако Томск, скорее, исключение из правил. Например, на Урале, в Перми, этот показатель равняется 11 на 1000.

И здесь возникает главный вопрос – а так ли плохо все у нас с посещаемостью футбола? Мы не будем опираться на полупустые трибуны, на которые мы все бросаем взгляд во время трансляций, а посмотрим на сухую статистику. Для начала ответим на вопрос, какое место занимает наш чемпионат в европейском футбольном сообществе. Впрочем, для тех, кто интересовался этим вопросом, никакого открытия не произойдет – в 2009 году Россия занимала 10 место по посещаемости среди всех европейских чемпионатов.

Однако при оценке этой позиции не стоит забывать о населении стран, с которыми мы стоим в одном ряду – в Швейцарии, которая совсем ненамного отстает от нас, проживает 7,7 млн. человек, что сопоставимо, например, с Москвой. Самая посещаемая команда Швейцарии – Базель (23 600), представляет одноименный город с населением 165 тыс. человек. В Базеле из 1000 жителей на футбол ходит 143 человека. Результат для России просто запредельный. Для сравнения, лучший наш город по такому показателю – Нальчик, в котором на 1000 населения на футбол ходит чуть больше 43 человек. То есть, это общее 10-е место достаточно обманчивое.

Для того, чтобы постараться найти ответ на вопрос, почему же в наших городах-миллионниках не может раз в две недели заполниться 15-тысячный стадион, взглянем на общую таблицу посещаемости чемпионата России – 2010.

Что может быть причиной, прямо скажем, такой не слишком радужной картины?

Первое, на что все обращают внимание – инфраструктура. Пожалуй, можно согласиться, но лишь отчасти – не слишком новый стадион «Спартак» во Владикавказе регулярно собирает достаточно приличную аудиторию для Владикавказа. А ведь можно вспомнить середину 90-х, когда именно Владикавказ долгие годы лидировал по средней посещаемости во всем чемпионате. В верхней части таблицы можно найти Самару, чей «Металлург» язык не повернется назвать современным спортивным сооружением. Кстати, и «Крылья Советов» тоже в одно время удерживали лидерство по средней посещаемости. А вот один из самых современных стадионов в Химках, плетется в самом хвосте вместе с ЦСКА и «Динамо». То есть проблема инфраструктуры, конечно же, есть, но она явно не может быть единственной.

Говоря об инфраструктуре, стоит отметить очень важную деталь – подсчет количества зрителей на стадионах в России. На данный момент точное количество зрителей на матче можно узнать только на стадионе в Химках, где при проходе стоит электронная считывающая система. На остальных стадионах, особенно старой постройки, количество зрителей определяется по количеству проданных билетов. Но это даже не самая главная проблема. Хуже, что в число присутствующих на многих стадионах автоматически попадают владельцы абонементов, даже если их на матче и не было. К тому же, для хозяев «накинуть» сверху тысячу-другую, как говорится, дело чести, и это повсеместно практикуется уже очень давно. Поэтому пока не будет качественной инфраструктуры, точную картину посещаемости наших стадионов мы не узнаем никогда.

Второе - игра команды и общий уровень футбола. Однако, те же «Крылья Советов», «Алания» и «Томь», которые, честно говоря, звезд с неба не хватают, находятся в первой шестерке по посещаемости, а, например, ЦСКА – в самой конце таблицы.

Третье и, пожалуй, самое главное – стереотипы, пришедшие к нам из глубоких 90-х, когда детей категорически не отпускали на футбол с мотивировкой – «там тебе пробьют голову». Времена ушли, но стереотипы у многих так и остались, и стадион теперь кажется таким местом, что, если ты уйдешь живой, то тебе повезло. Впрочем, порой, это не так уж и необоснованно. Если ничего с ребенком не произойдет, то «классических» русских выражений он наслушается на ближайшие 10 лет вперед.

В условиях перехода на «осень-весну» становится актуальным вопрос о климатических условиях. Борис Левин в своем материале о переходе пишет: «Что же касается разговоров о том, что июнь - август - оптимальный период для игры в футбол и просмотра его в России, то статистика говорит об обратном: с конца июня по середину августа в связи с отпусками и отъездами на дачи заметно снижается посещаемость стадионов».

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это высказывание достаточно взглянуть на статистику средней посещаемости в разрезе месяцев с 1992 года по всему чемпионату.

Пик посещаемости стадионов приходится на начало сезона, и это вполне объяснимо – интерес в самом начале чемпионата у болельщиков всех команд намного выше. С каждым месяцем он начинает падать, а основное спад приходится на июнь, что объясняется перерывами в чемпионате, а значит и выборка для статистики крайне мала. Но июль и август держатся примерно на одном и том же уровне. Представить, как эта статистика будет выглядеть в условиях новой системы можно очень просто – достаточно поменять март и апрель на сентябрь и октябрь.

Так что, если вернутся к проблеме посещаемости, то остается одна причина таких низких цифр – надо признать, что мы далеко не футбольная страна и, соответственно, начинать надо с малого – пропаганды (в хорошем смысле этого слова) футбола, как вида спорта. Тем более потенциал у России огромный – Питер, Владикавказ, Нальчик, Самара и некоторые другие регионы доказывают – футбол в стране интересен и при грамотном подходе его можно успешно реализовывать как продукт. Естественно, параллельно занимаясь инфраструктурой.

Это подтверждает и тот факт, что рекорд средней посещаемости, до которого нынешним командам еще очень далеко, был установлен в 1995 году владикавказской «Аланией». Общая таблица рейтинга посещаемости в разрезе всех 18-лет существования российского чемпионата выглядит так.

(картинка кликабельна)

А теперь к статистике по отдельным командам. Внизу представлен перечень всех клубов в алфавитном порядке. Кликнув на название любого клуба откроется слайд, на котором вы можете узнать среднюю посещаемость за все время выступлений в РФПЛ и Первом дивизионе, 5-ку самых посещаемых и непосещаемых матчей, а также статистику посещаемости в разрезе месяцев года.

«АЛАНИЯ» Владикавказ

«АМКАР» Пермь

«АНЖИ» Махачкала

«ДИНАМО» Москва

«ЗЕНИТ» Санкт-Петербург

«КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ» Самара

«ЛОКОМОТИВ» Москва

"РОСТОВ" Ростов-на-Дону

«РУБИН» Казань

«САТУРН» Раменское

«СИБИРЬ» Новосибирск

«СПАРТАК» Москва

«СПАРТАК» Нальчик

«ТЕРЕК» Грозный

«ТОМЬ» Томск

ЦСКА Москва

P.S. Если у кого-то возник интерес к какой-то дополнительной статистике по конкретной команде (например, посещаемость с определенным клубом, по дням недели и т.д.), пишите в комментариях, по возможности, обязательно предоставлю.

На следующей неделе выйдет традиционный обзор посещаемости очередного тура РФПЛ, а также «Рейтинг футбольных городов России» и «Футбольная карта России». Не пропустить