Посещаемость РФПЛ. Москва и регионы
Последние успехи российских клубов в еврокубках, а две победы на выезде с основными конкурентами безусловный успех, заставляют задуматься, о том, что на данный момент представляет из себя российский клубный футбол. Особенно, на фоне совершенно противоположных результатов в недавнем прошлом «Озер» и «Лозанна» в этом году, «Насиональ», софийский ЦСКА, странная ирландская команда, о которой вряд ли кто-то еще услышит, в прошлом сезоне.
Так, какое же место занимает наш чемпионат в европейской системе координат? Ведь, на одних весах огромное количество этих самых условных «Лозанн», а на другом две победы в Кубке Уефа.
Среди всех инициатив нашей новой футбольной власти, без сомнения, наделенной безграничными финансовыми и административными полномочиями, вряд ли можно найти рассуждения о том, какими методами можно увеличить посещаемость стадионов. Ведь, в целом, интерес к футболу в стране на достаточно приемлемом уровне, но из тех, кто интересуется футболом на стадион ходит от силы 1 процент. Например, в Москве этого процента и вовсе нет из 1000 жителей нашей столицы на стадион ходит меньше 4-х человек. Но Москва, скорее всего, плохой показатель. Возьмем, к примеру, Томск. Из 1000 томичей футбол в этом сезоне в среднем посещают 25 человек. Что-ж, показатель уже лучше. Однако Томск, скорее, исключение из правил. Например, на Урале, в Перми, этот показатель равняется 11 на 1000.
И здесь возникает главный вопрос а так ли плохо все у нас с посещаемостью футбола? Мы не будем опираться на полупустые трибуны, на которые мы все бросаем взгляд во время трансляций, а посмотрим на сухую статистику. Для начала ответим на вопрос, какое место занимает наш чемпионат в европейском футбольном сообществе. Впрочем, для тех, кто интересовался этим вопросом, никакого открытия не произойдет в 2009 году Россия занимала 10 место по посещаемости среди всех европейских чемпионатов.
Однако при оценке этой позиции не стоит забывать о населении стран, с которыми мы стоим в одном ряду в Швейцарии, которая совсем ненамного отстает от нас, проживает 7,7 млн. человек, что сопоставимо, например, с Москвой. Самая посещаемая команда Швейцарии Базель (23 600), представляет одноименный город с населением 165 тыс. человек. В Базеле из 1000 жителей на футбол ходит 143 человека. Результат для России просто запредельный. Для сравнения, лучший наш город по такому показателю Нальчик, в котором на 1000 населения на футбол ходит чуть больше 43 человек. То есть, это общее 10-е место достаточно обманчивое.
Для того, чтобы постараться найти ответ на вопрос, почему же в наших городах-миллионниках не может раз в две недели заполниться 15-тысячный стадион, взглянем на общую таблицу посещаемости чемпионата России 2010.
Что может быть причиной, прямо скажем, такой не слишком радужной картины?
Первое, на что все обращают внимание инфраструктура. Пожалуй, можно согласиться, но лишь отчасти не слишком новый стадион «Спартак» во Владикавказе регулярно собирает достаточно приличную аудиторию для Владикавказа. А ведь можно вспомнить середину 90-х, когда именно Владикавказ долгие годы лидировал по средней посещаемости во всем чемпионате. В верхней части таблицы можно найти Самару, чей «Металлург» язык не повернется назвать современным спортивным сооружением. Кстати, и «Крылья Советов» тоже в одно время удерживали лидерство по средней посещаемости. А вот один из самых современных стадионов в Химках, плетется в самом хвосте вместе с ЦСКА и «Динамо». То есть проблема инфраструктуры, конечно же, есть, но она явно не может быть единственной.
Говоря об инфраструктуре, стоит отметить очень важную деталь подсчет количества зрителей на стадионах в России. На данный момент точное количество зрителей на матче можно узнать только на стадионе в Химках, где при проходе стоит электронная считывающая система. На остальных стадионах, особенно старой постройки, количество зрителей определяется по количеству проданных билетов. Но это даже не самая главная проблема. Хуже, что в число присутствующих на многих стадионах автоматически попадают владельцы абонементов, даже если их на матче и не было. К тому же, для хозяев «накинуть» сверху тысячу-другую, как говорится, дело чести, и это повсеместно практикуется уже очень давно. Поэтому пока не будет качественной инфраструктуры, точную картину посещаемости наших стадионов мы не узнаем никогда.
Второе - игра команды и общий уровень футбола. Однако, те же «Крылья Советов», «Алания» и «Томь», которые, честно говоря, звезд с неба не хватают, находятся в первой шестерке по посещаемости, а, например, ЦСКА в самой конце таблицы.
Третье и, пожалуй, самое главное стереотипы, пришедшие к нам из глубоких 90-х, когда детей категорически не отпускали на футбол с мотивировкой «там тебе пробьют голову». Времена ушли, но стереотипы у многих так и остались, и стадион теперь кажется таким местом, что, если ты уйдешь живой, то тебе повезло. Впрочем, порой, это не так уж и необоснованно. Если ничего с ребенком не произойдет, то «классических» русских выражений он наслушается на ближайшие 10 лет вперед.
В условиях перехода на «осень-весну» становится актуальным вопрос о климатических условиях. Борис Левин в своем материале о переходе пишет: «Что же касается разговоров о том, что июнь - август - оптимальный период для игры в футбол и просмотра его в России, то статистика говорит об обратном: с конца июня по середину августа в связи с отпусками и отъездами на дачи заметно снижается посещаемость стадионов».
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это высказывание достаточно взглянуть на статистику средней посещаемости в разрезе месяцев с 1992 года по всему чемпионату.
Пик посещаемости стадионов приходится на начало сезона, и это вполне объяснимо интерес в самом начале чемпионата у болельщиков всех команд намного выше. С каждым месяцем он начинает падать, а основное спад приходится на июнь, что объясняется перерывами в чемпионате, а значит и выборка для статистики крайне мала. Но июль и август держатся примерно на одном и том же уровне. Представить, как эта статистика будет выглядеть в условиях новой системы можно очень просто достаточно поменять март и апрель на сентябрь и октябрь.
Так что, если вернутся к проблеме посещаемости, то остается одна причина таких низких цифр надо признать, что мы далеко не футбольная страна и, соответственно, начинать надо с малого пропаганды (в хорошем смысле этого слова) футбола, как вида спорта. Тем более потенциал у России огромный Питер, Владикавказ, Нальчик, Самара и некоторые другие регионы доказывают футбол в стране интересен и при грамотном подходе его можно успешно реализовывать как продукт. Естественно, параллельно занимаясь инфраструктурой.
Это подтверждает и тот факт, что рекорд средней посещаемости, до которого нынешним командам еще очень далеко, был установлен в 1995 году владикавказской «Аланией». Общая таблица рейтинга посещаемости в разрезе всех 18-лет существования российского чемпионата выглядит так.
(картинка кликабельна)
А теперь к статистике по отдельным командам. Внизу представлен перечень всех клубов в алфавитном порядке. Кликнув на название любого клуба откроется слайд, на котором вы можете узнать среднюю посещаемость за все время выступлений в РФПЛ и Первом дивизионе, 5-ку самых посещаемых и непосещаемых матчей, а также статистику посещаемости в разрезе месяцев года.
P.S. Если у кого-то возник интерес к какой-то дополнительной статистике по конкретной команде (например, посещаемость с определенным клубом, по дням недели и т.д.), пишите в комментариях, по возможности, обязательно предоставлю.
На следующей неделе выйдет традиционный обзор посещаемости очередного тура РФПЛ, а также «Рейтинг футбольных городов России» и «Футбольная карта России». Не пропустить
По хоккею и не знаю. Наверное, есть, но я не интересовался, если честно.
Спасибо!
По хоккею такие ресурсы есть?
Есть источники, различные статистические сайты, где хранятся отдельные протоколы по матчам.