К отставке Слуцкого
Весна 2012-го года. На финише переходного полуторалетнего сезона армейский клуб проигрывает Рубину и заканчивает чемпионат на третьей строчке, пролетая мимо Лиги Чемпионов, пропуская вперёд закадычных соперников: Зенит и Спартак. Пять лет без побед. Молодой тренер ЦСКА, Леонид Викторович Слуцкий, возглавляющий команду вот уже три года, под крики с трибун и критику со стороны прессы, кладёт на стол президента клуба заявление об уходе, но Гинер не принимает его. Едва ли это была прозорливость человека, который ясно видел три чемпионских титула в следующие четыре года. Гораздо более вероятно, что владелец ЦСКА просто был не готов к неожиданной тренерской замене, и лишь поэтому жест Слуцкого не оценил.
Как бы то ни было, этот факт из биографии Леонида Викторовича говорит о нём, как о человеке, который способен удивлять, первую очередь, себя самого, но в то же время, в не меньшей степени, — окружающих. Само его назначение в российский топ-клуб вообще поначалу казалось какой-то несмешной шуткой. После харизматичных усов Газзаева, после мировых звёзд Зико и Рамоса, нате вам: новый тренер — полноватый нервный мужчина без титулов, раскачивающийся на тренерской скамейке. Мало кто принял это назначение радушно. Многие болельщики так и не приняли его вообще, несмотря на чемпионские титулы. Болельщики со стажем Слуцкого, в общем-то, не очень любят: за «трусливую» игру, за КВН, а напоследок ещё и за бесславный вояж сборной России во Францию на Евро-2016, которого, впрочем, без Слуцкого вообще могло бы не быть.
Факты и личностные факторы
Факт номер один: главной команде клуба ЦСКА, обладающего пятым бюджетом в нашей лиге, в последние годы удавалось выигрывать чемпионат и в целом оставаться на ведущих ролях в российском футболе. Факт номер два: ЦСКА в последние годы стабильно занимал четвёртое место в группе Лиги Чемпионов. Кто-то увидит в этом лишь показатель невысокого класса тренерской работы, но я категорически не соглашусь. Стабильность — это признак класса, да ещё какого! Очень дорогого стоит умение пройти по дистанции ровно, взять своё в тех матчах, где от тебя этого ожидают, одерживая раз за разом пусть не яркие, но трудовые победы.
Уверен, что оба вышеобозначенных факта происходят от характерных особенностей работы тренера Леонида Слуцкого, которые, в свою очередь, легко объясняются его карьерной биографией. Слуцкий — классический self-made man, прошедший с самых низов, через детский и юношеский футбол, региональные лиги и провинциальные клубы. Он пробился через всё это, не имея за плечами авторитета бывалого футболиста, не всплыл в одночасье в системе именитого клуба. Заработал всё сам, всё своими делами и убеждениями, последовательно, постепенно, за счёт работоспособности, увлечённого отношения к делу и любви к футболу.
Его успех (а нынешний «сложный период» клуба и сборной, это ведь, положа руку на сердце - топ-уровень и недостижимая мечта для тысяч людей, работающих в футбольной системе) не пришёл к нему внезапно. Он выстрадан, и выстроен по кирпичикам на крепком фундаменте заранее обдуманных решений, спроектирован с профессиональным отношением к делу. Не случайно тема «профессионального» не раз всплывала в интервью с Леонидом Викторовичем, да и аббревиатура ПФК, которую ставят перед другой аббревиатурой, ЦСКА, — тоже очень здорово вписывается в этот смысловой ряд. Достоинства тренера Слуцкого: профессионализм, работоспособность и исполнительность, имеют те же корни, что и недостатки.
В матчах, где необходимо выдать больше, чем максимум, против Слуцкого играют его рациональность мышления и стремление к совершению только обдуманных действий. Где-то рядом с этим прослеживается и излишний расчёт на профессионализм игроков, не всегда уместный в российских условиях. В матчах с грандами Лиги Чемпионов особенно ярко замечаешь отсутствие того чутья, которое было у многих великих и есть даже у некоторых весьма обычных тренеров, — видения и использования того момента, в который команда может прыгнуть выше головы.
Летучий корабль — это мечта
Команда Слуцкого всегда играет правильно. Она играет по плану, который почти всегда неплохо продуман, учитывает слабые места соперника, и в целом не лишён интересных задумок. Однако, футбол, как и другие командные игры, отличается от циклических видов спорта перчинкой иррациональности. За это мы его и любим, ведь здесь часто находится место подвигу. Так, внезапное озарение, больше свойственное гениям и баловням судьбы, может позволить просто талантливому ленинградскому пареньку забить четыре гола на Энфилде; а непоколебимая, нарциссическая уверенность в себе позволяет одному шведскому нападающему забивать голы в прыжке через себя с расстояния тридцати метров.
Или вот, вспомните то залихватское настроение, которое в нужный момент создал в нашей сборной голландский волшебник Хиддинк, хитрец, который вместо регулярного просмотра унылой тягомотины чемпионата России предпочитал читать русскую классику и книги об истории российского государства. Сравните это с «Бавария — космос» и легендарным «Мы — говно» от Леонида Викторовича! Пусть даже всё это на сто процентов обоснованная и аргументированная правда — место ли ей на футбольном поле, в голове футболиста?
Тренеру, конечно, виднее. Собственно, это и есть черты его тренерского стиля. В конечном счёте команда Хиддинка проиграла Словении в двух матчах, а команда Слуцкого, уверен, никогда бы ей не проиграла. В тот же сезон, когда Слуцкий почувствовал доверие, освоился в клубе, когда команда стала приобретать желаемый облик, у ЦСКА пропали результаты на международной арене и наладились результаты на внутренней. Когда в 2009-м году ЦСКА с новым тренером Слуцким играл в четвертьфинале Лиги Чемпионов, во всем этом не было ни капли тренерского фирменного расчёта и контроля — это было лишь чудо, и это тоже была своего рода сказка. Да, на одних сказках долго не протянешь, но и совсем без них жизнь становится скучна и тосклива. Теперь, по прошествии семи лет, это становится гораздо более очевидно.
Что в будущем
Пришло время перемен. Клуб ЦСКА с этого сезона будет играть на новом стадионе, между прочим, с плотной группой новичков ― собственных воспитанников. С точки зрения перезапуска, выхода на новый виток исторической спирали, именно сейчас настало самое время для того, чтобы назначить нового, по возможности молодого и голодного до побед тренера, умеющего работать с молодёжью, тяготеющего к весёлой, зрелищной игре, которая позволит клубу постепенно побороть низкую посещаемость и заполнять свою новую арену. Вы все его знаете, мы все его ждём.
Да и Слуцкому, судя по всему, необходима если не пауза, то как минимум смена обстановки. Я убежден, что его рациональный стиль будет более уместен в Европе. Или может быть, оказавшись в новых условиях и вдохновившись новыми вызовами, Слуцкий сможет открыть в себе какие-то скрытые черты характера, которые позволят ему и его будущим командам одерживать победы, подобные тем, которые умеют одерживать бердыевские Рубин или Ростов? В конце концов, вспомните ту самую непринятую отставку весной 2012-го, с которой я начал свой рассказ, и последовавшие за ней четыре года. Леонид Слуцкий умеет удивлять.
Так что, удачи ему на новом месте, и спасибо за славные годы в ЦСКА!
Так что, как вы говорите, ни игры, ни игроков, но по стоимости состава - 1-2 место (это значит, что "посредственные" игроки со стороны выглядят так, что их готовы купить дороже, чем они стоят, да?). После пяти лет переходного периода команда завоевала несколько титулов подряд - это ещё и результат. И что же в этом плохого?
Обычный, стандартный результат на Евро без ведущих игроков. Вообще сам выход на Евро после критической ситуации в отборе в сентябре - это уже результат. Опять же, о чем я и говорю. Слуцкий - мастер держать синицу в руке, но испытывает трудности там, где надо рисковать потерей того, что имеешь. Просто вам не нравится этот его стиль работы (ваше право, конечно), ну и об этом я тоже упоминал в своей статье.
Собственно, подход у него такой, что у игроков много свободы. Скорее, сейчас дело в игроках.
Больше креатива было в начале его карьеры в ЦСКА, это да, а дальше все больше и больше прагматизм побеждал, но надо признать, что иногда не везет - что с Эльмом, что с Еременко