3 мин.

На Евро нам всем не хватило любви

Сборная своё выступление закончила, пришло время выпустить пар. Потоки негатива бушуют со страшной силой, что ни статья — то суровая констатация ошибок и просчётов, что ни ветка комментариев, — то замысловатые ругательства и призывы к насилию. Авторы зачастую грешат слабостью аналитики, на полную катушку включая логику болельщика. Горькая досада мешает вдумчиво поразмыслить о причинах принятия тех или иных решений. В такой ситуации проще с плеча клеймить команду ярлыками: «трусы», «надо играть в атаку», «давайте пас на ход», и вот ещё такое постоянное наблюдение: «не боролись», «не горели глаза», — как будто бы слепая ярость и беготня способны дать в футболе гарантированный результат! Разумеется, во всех этих обывательских советах нет никакого полезного содержания, это просто ещё один пример явления, про которое ещё Чарльз Дарвин говорил так: «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание».

Хуже всего то, что ожидания болельщиков, пусть и завышенные, ориентированы на результат. От сборной ждут! Но чего? Выхода из группы, победы на турнире? Бросьте, да когда такое было? Все гораздо проще: от любых наших спортсменов публика ждёт только одного — триумфов. Жажда разделить триумф и почувствовать себя на коне, ощутить причастность. Ради этого наши люди смотрят Олимпиаду, ради этого смотрят Евровидение, хоккей, футбол — не важно вообще, что. Главное, чтобы были наши против них, и наши победили. В этой схеме оказывается, например, что матчи с не самыми именитыми соперниками — это заведомо негативная история, ведь победа над такими командами не приносит триумфа, однако поражение однозначно приводит к разочарованию.

Такая модель взаимоотношений между болельщиками и спортсменами ущербна по своей природе, потому что в ней механически заложен суммарный отрицательный результат. Так, редкие всплески восторга без следа растворяются в постоянном разочаровании от поражений, которыми (чисто статистически!) чаще всего заканчивается любое более-менее конкурентное состязание, состоящее более чем из двух участников.

alt

Так уж вышло, что настоящее боление и искренняя поддержка остались у нас лишь на уровне любительского и детского спорта. Я напомню, поддержка — это когда мамы приходят посмотреть на то, как любимое чадо бегает по полю со своими сверстниками, в волнении заламывая руки при каждом игровом столкновении. А боление — это когда друзья за бортами коробки потрясают кулаками и кричат: «давай Васёк, сделай их!» В основе этих чувств лежат искренние любовь, дружба и сопереживание. Испытываете ли вы что-то подобное по отношению к футболистам сборной? Я уверен, почти все вы располагаетесь перед экраном телевизора в требовательном ожидании: «ну что, деревяшки, когда уже вы нас порадуете?». Уверяю вас, с таким настроем это случится ещё не скоро.

Тому есть много причин, и вряд ли есть смысл анализировать их в этом коротком материале. Вряд ли существует способ быстро исправить эту ситуацию. Не могут же все наши игроки в одночасье стать такими же уважаемыми как Семак, Тихонов, Черенков, такими, которых люди любили бы искренне, и прощали бы им ошибки и падения. Да и для кого им играть в футбол? Руководители движения болельщиков сидят сейчас во французской тюрьме, осуждённые на реальные сроки за беспорядки, а болельщики попроще готовы при малейшей возможности разорвать наших футбольных звёзд на мелкие кусочки: и за неоправданные надежды, и за миллионы, кальяны и сладкую жизнь, которую долгие годы дарила игрокам наша футбольная система.

В общем, этот порочный круг трудно разорвать. Одно я знаю наверняка — всем нам не хватает искренних добрых чувств. Нам, болельщикам, не хватило восторженных эмоций и радостных переживаний, а им, абстрактным игрокам нашей сборной команды России, не хватило настоящей народной любви и поддержки. По крайней мере, теперь вы знаете, откуда появляется этот постоянный горький привкус разочарования. Может быть вы, тогда, придумаете как с ним бороться?

alt