$150 миллионов за крышу, $15 за коктейль: чем зарабатывает US Open
В начале сентября в Wall Street Journal вышел материал с заголовком «Самое эксклюзивное место на US Open принадлежит человеку, который ничего не понимает в теннисе». Инженер из Аллайнса, Огайо (примерная аналогия — райцентр в Волгоградской области) Марк Шарамитаро провел три предыдущих года, конструируя раздвижную крышу для 23-тысячного стадиона, и теперь управлял ей из своего небольшого, но зато «самого эксклюзивного» офиса.
– Я не знаю, кто все эти люди, – честно признался он WSJ. – Пробовал посмотреть один из женских матчей... и одна из них снялась.
Навес над крупнейшим в мире теннисным кортом заказали конгломерату компаний, в том числе Шарамитаро, чтобы наконец-то победить сентябрьские дожди. Пять лет подряд, с 2008-го по 2012-й, мужской финал US Open передвигали из-за непогоды с воскресенья на понедельник. В гигантский зонтик из бетона и стали Ассоциация тенниса США вложила $150 миллионов, но возможность больше не вылетать из графика того явно стоила: только ESPN в 2015 году заплатил $825 миллионов за 11-летний телевизионный контракт.
В этой истории есть несколько важных моментов. Первый: USTA оплатила крышу за счет собственных средств и доходов от выпуска бондов, то есть никаких «бюджетных денег» никто не просил, хотя такое в США тоже случается. Второй: крыша сразу же понравилась не всем. Теннисисты жаловались, что им теперь слишком шумно из-за хорошей акустики, а шумные болельщики – что по вечерам теперь не видно Манхэттена на горизонте. И третий: помимо US Open, на корте Артура Эша в течение года не проходит вообще ничего даже в половину меньшего масштаба. То есть штуку за $150 миллионов построили ради двух недель в году (а по факту, всего нескольких дождливых вечеров).
***
Путешествие к Маррею, Новаку и их друзьям из центра Нью-Йорка начинается с часовой поездки в район Куинс, ровно в то место, где провел последние годы жизни Луи Армстронг. Национальный теннисный центр, который принимает US Open, – это не только пара десятков кортов, но и часть большого парка «Флэшинг Мидоуз». На одну станцию метро здесь приходится сразу две арены: с противоположной стороны на CitiField играют в бейсбол «Метс», то есть с апреля по октябрь тысячи людей приезжают сюда каждую неделю, если не день (сезон в бейсболе – это около 160 матчей).
Станция Mets-Willets. Бейсбол направо, теннис налево
Поход на US Open – это не очень дешево, а если вы патриотично остаетесь в рублевой зоне даже в роуминге, то просто дорого. В 2016-м средняя цена билета выросла на 18%, до $422. Но тут все зависит, во-первых, от времени суток (билеты есть «утренние» и «вечерние»), во-вторых, от стадии, в-третьих, от отсутствия или присутствия в программе дня звезд, особенно местных. Серена, например, своим поражением в 1/2 обрушила рынок, и на женский финал можно было попасть «всего» за $80. В более удачные годы в решающие дни продавали даже не места на трибуне (их-то сразу сметали), а просто проходки в парк.
Важнейшая часть US Open – гастрономическая программа, планировать которую начинают еще весной. За неделю-две до старта WSJ и Forbes выпускают отдельные кулинарные путеводители по турниру, что логично: помимо сотни киосков с сосисками, вокруг кортов работают больше 30 разных ресторанов и закусочных. От пасты и тапасов до корейского барбекю и кошерных бургеров. Начальный уровень – хот-дог за $5 (уровень – чуть выше школьной столовой), самый дорогой – сэндвич с крабом за $35.
Неочевидный хот-дог за $5
То же самое касается и напитков. У US Open есть официальные кофе, вода, вино, шампанское, водка и главный хит – коктейль Honey Deuce на ее основе, украшенный теннисным мячиком из дыни ($15).
Еще 19 официальных спонсоров – это только лидеры в своих индустриях. У каждого из них в парке свои площадки, лаунжи и развлечения. Chase, Mercedes Benz, J.P.Morgan, Emirates, Tiffany&Co со товарищи платят теннису ради встречи с самой дорогой аудиторией: по оценке Forbes, средний доход на семью среди гостей кортов составляет $161 000, при этом 57% из них женщины, которые, как верят местные маркетологи, тратят чаще и больше.
***
Отдельный стратегический партнер Теннисной ассоциации США – IBM, которая формирует цифровую среду вокруг турнира. Компания поддерживает официальный сайт и приложения (их несколько), обеспечивает безопасность данных, а в 2016-м подключила к работе на теннисе суперкомпьютер «Уотсон», обладающий искусственным интеллектом и талантом отвечать на вопросы. Связаться с «Уотсоном» можно через то же приложение, и на вопросы «где отведать шаверму?» или «как пройти к такси-автобусу-библиотеке?» он, оценив геолокацию, даст довольно точный ответ. Компьютер самообучается, так что разнообразие и его уверенность в своих силах растут от квалификации к финалу.
Charge&Watch в действии
Помимо этого, на US Open «Уотсон» отвечает еще за несколько задач. Во-первых, собирает статистику всего, что происходит на кортах (десятки, если не сотни показателей), и тут же отправляет ее в интернет. Во-вторых, анализирует публикации о US Open в соцсетях (у той же крыши сразу появился десяток «официальных твиттеров»). В-третьих, переводит в субтитры комментарий и интервью игроков из трансляции. В-четвертых, распознает лица на официальных фотографиях турнира и публикует их быстрее, чем это сделал бы живой редактор. Наверняка есть и в-пятых, и в-шестых, и в-пятнадцатых, но об этом лучше спросить у самого «Уотсона».
Другие спонсоры тоже привозят в Куинс интересные идеи. Одна из них – дейвас Charge&Watch от банка Chase, идея которого полностью соответствует названию: это насадка на смартфон, с одной стороны, заряжающая его, с другой, активирующая в приложении US Open раздел с прямой трансляцией с корта (отлично работающего на бесплатном вайфае на всей территории).
Уточки для ванной – самый недорогой из неплохих сувениров в магазинах US Open, $8
US Open Fan Cam предлагает указать сектор, ряд и номер кресла и получить фотографию, сделанную на камеру, спрятанную где-то под крышей; ESPN раздает на входе небольшие радионаушники, в которые заведена трансляция матчей, а за всеми передвижениями гостей следит технология xAd, оценивающая, какому из партнеров досталось больше внимания.
***
Пока US Open не выпускал официальной статистики, но, по предварительным данным, турнир-2016 даже без Серены в финале снова посетили более 700 000 человек. Нью-Йорк получил 7 000 временных рабочих мест и суммарный доход в $800 миллионов, а сама Ассоциация тенниса заработала за две недели около $290 миллионов. Теперь ближайший план – продолжение реконструкции и строительство нового крытого корта.
Но все это снова станет важно только через 50 недель, а до следующего сентября Америка продолжить следить за НФЛ, НБА, НХЛ, МЛС, НССА и десятками других соревнований, общий объем рынка которых уже оценивается в $60 миллиардов. Так что US Open со своей крышей за $150 миллионов – это, если разобраться, не так уж и дорого.
***
Еще один важный факт: за один US Open расходуется 95 000 теннисных мячей.
Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe
Спасибо за статью, очень интересно.
Пока последние данные за 2015-й год (финансовый совпадает с календарным), то есть за прошлый US Open. За турнир организаторы заработали 292 млн долларов, общие доходы ассоциации 360 млн ("другие турниры" 29 млн). Прямые расходы на организацию US Open 2015 всего 99 млн, еще 41 млн - это вот как раз косвенные расходы на все эти улучшения, которые включают в себя амортизацию, проценты по займам и прочее. Другие турниры обошлись в 27 млн, 18 млн - гранты начинающим игрокам, 86 млн - это разные общественные программы, связанные с теннисом. Общие операционные расходы 341 млн, из них административные - всего 22 млн. Операционная прибыль составила 19 млн. Конкретно по US Open 15 можно сказать, что операционная прибыль турнира была 152 млн долларов.
Общая программа улучшения инфраструктуры (включая постройку двух новых стадионов) оценивается в 600-650 млн, должна закончиться к US Open 2018. Первая фаза оценивается в 350 млн. Еще за 55-60 млн построят к концу 2016 новый теннисный центр ("Дом Американского Тенниса" ) в Орландо. На данный момент "настроили" всего на 261 млн.
Больше всего поражает (хотя, в общем, поражаться особо нечему) источники финансирования. Частное размещение ноутов в двух частях: короткие бумаги на 75 млн (10 лет, 3,1%) и длинные на 321 млн (25 лет, 4,1%). Плюс револьверный кредит на 75 млн, 5 лет. Это довольно круто, для фонда с оборотом 360 млн (а во время привлечения, в 2014-м, было 330 млн) - отличная сделка. Определенный риск проследить можно, на ближайшее время, до 2020-го, это будет стоить порядка 30 млн долларов в год. Надо смотреть, как изменятся показатели в 2016-м, первый год полноценных платежей (в 2015 ассоциация лишь 12 млн потратила на выплату процентов), но если у USTA получится нарастить доходы и оставить расходы на таком же уровне, в целом, я не вижу проблем изыскать дополнительные 20 млн. Ну а после 2018, по задумке, доходы должны прибавить сильно. Вообще, маржинальность USA Open хорошая.
Ну а как строит "теннис" - у меня написано ниже.
Сейчас покинули Зенит получается?