Евменов против Яровинского. Противостояние идеологий
Блог Дилетанта разбирается, кто лучше и в чем.
Последние годы болельщики ЦСКА всё чаще сомневаются в эффективности работы селекционеров, чем хвалят их. Причем часто изменения в трансферной политике связывают с уходом Антона Евменова и приходом Олега Яровинского. Первого чаще хвалят, а второго чаще упрекают в пассивности и неэффективной работе.
Чтобы разобраться в том, как изменилась работа селекционного отдела ЦСКА был проведен анализ трансферной деятельности красно-синих на рынке с летнего окна 2009 (Евменов пришел в апреле того года) по сегодняшний день. Стоит оговориться, что под периодом Евменова понимается период с лета 2009 года по 25 января 2014, когда он был уволен. При этом, поскольку нет достоверных данных о том, когда Антон стал главой селекционеров, отправной точкой является время его прихода в клуб в качестве простого скаута. С периодом работы Яровинского проще, так как информация о его назначении есть на официальном сайте клуба. Таким образом, период Евменова – 4,5 года или 9 трансферных окон, а период работы Яровинского – 2,5 года или 5 трансферных окон.
При Антоне Евменове в ЦСКА пришли Вернблум, Фернандес, Тошич, Муса, Думбия и другие футболисты, которые сыграли важные роли в завоевании трофеев московскими армейцами. Всего при Евменове через ЦСКА прошел 21 футболист (включая аренды и свободных агентов). Иными словами, в среднем в каждое трансферное окно приходило по 2-3 футболиста (если точнее, то 2,33). При Яровинском общее число футболистов, присоединившихся в ЦСКА, пока равно 11 за весь период и 2 в каждое окно (если точнее 2,2). Таким образом, можно говорить о том, что на рынке селекционный штаб ЦСКА стал менее активным в плане количественного усиления.
Определить качественно усиление или нет, не так просто, как в случае с количественным усилением. Качественным усилением является игрок, который, выходя на поле, помогает команде добиваться поставленных результатов. Порой игрока покупают за не самые большие деньги, как это было с Вернблумом, который стоил клубу 3 миллиона евро, а он становится одним из ключевых игроков команды. Однако чаще, когда игрока покупают за относительно большие суммы, то руководство рассчитывает на то, что он сразу поможет команде. Таким образом, если принять 5 миллионов, как сумму за сиюминутное усиление, то получается, что при Евменове таких игроков было 7 (Гонсалес, Тошич, Думбия, Муса, Фернандес, Эльм и Витиньо). При Яровинском 2 (Роман Еременко, за трансфер которого заплатили пост-фактум, и Бибрас Натхо, который пришел свободным агентом, но в момент перехода стоил 9 миллионов). Также к вышеназванным можно отнести Сейду Думбия, который был арендован на полгода за 1 миллион евро, но принес пользу сразу же, когда помог команде выйти в групповой этап Лиги Чемпионов. При этом тот же Витиньо не является стопроцентным усилением, но седьмым качественно улучшающим игроком становится уже упомянутый Понтус Вернблум. Получается, что за 4,5 года Евменов принял участие в трансферах 7 сильных игроков, а Яровинский в 2,5 (0,5 – Думбия, которого нашли еще при Евменове) за 2,5 года. В этом компоненте период Евменова был богаче периода Яровинского на сегодняшний день.
Другое дело, что Яровинский и Евменов располагали разными ресурсами привлечения игроков. Прежде всего, речь идет о деньгах на трансферы. При Евменове ЦСКА потратил чуть больше 83 миллионов евро на все трансферы (без учета подписных бонусов и комиссий агентов, информации о которых в сети нет). Иными словами, это – чуть больше 18,5 миллионов евро в год (в 2 трансферных окна). Картина становится более интересной, когда необходимо просчитать тот же показатель работы трансферного отдела при Олеге Яровинском. За 2,5 года на усиление состава было потрачено 7,8 миллиона евро, 3,13 миллиона евро в год. Для справки Стивен Цубер был куплен в 2013 году за 3,6 миллионов евро. Фактически у селекционеров при новом начальнике стало в 6 раз меньше денег, выделяемых на покупку и аренду футболистов. Как говорится, состав укомплектован.
Изменилась и сама методика работы селекционного отдела. К примеру, средний возраст приглашаемых футболистов, включая арендованных игроков, во время работы Евменова был 22 года. При Яровинском средний возраст вырос до 25 лет (если не учитывать Романа Широкова, то до 24). Самым возрастным при Евменове были арендованный Владимир Габулов и вернувшийся в Россию во второй раз Вагнер Лав (по 28). Что также интересно, так это то, что процентная составляющая игроков, приглашенных в ЦСКА до 20 лет сильно не изменилась. При Евменове пришли Олисе (19), Муса (18), Ефремов (17) и Витиньо (19), при Яровинском – Алиев (18) и Страндберг (18). В обоих случаях доля молодых футболистов чуть меньше 20%. Однако доля возрастных футболистов сильно изменилась. В период Евменова к ЦСКА присоединились только 3 футболиста старше 24 лет (упомянутые Габулов и Вагнер, а также 25-летний Понтус Вернблум), таким образом, пропорция возрастных футболистов в общей массе равна 14%. При Яровинском к ЦСКА присоединились 7 игроков старше 24 лет (Натхо (26), Еременко (27), Широков (34), Ткачев (26), Ионов (27), Траоре (26) и вернувшийся в ЦСКА на полгода Думбия (27) ). Это 64% всех пришедших при Яровинском футболистов. Когда-то в ЦСКА гордились тем, что не приглашают игроков старше определенного возраста, однако нехватка ресурсов заставила изменить точку зрения руководства.
Что при этом удивительно, средняя стоимость игроков (не трансферов) выросла в 1,4 раза (с 3,54 до 4,97 миллиона евро за игрока). Объяснить это можно тем, что в период Евменова было сразу 4 футболистов, чья стоимость на момент перехода была меньше миллиона евро. Также 2 футболиста на момент покупки не были оценены сайтом transfermarkt, когда ЦСКА их приобретал (Ким Ин Сон и Дмитрий Ефремов, при этом второй был приобретен за 200 тысяч евро). В период Яровинского футболистов, стоивших меньше миллиона, пока было двое: Алибек Алиев (на момент перехода не был оценен) и Карлос Страндберг (400 тысяч евро). Иными словами, количество футболистов, покупаемых на перспективу уменьшилось с 29% до 18%. Соответственно, можно сделать вывод, что селекционный отдел в связи с экономией средств реже стали обращать внимание на молодых футболистов, которым требуется огранка и при трансферах которых велик риск неэффективно распорядиться средствами. Стоит отметить, что из тех 6 игроков в ЦСКА сейчас играют только Александр Цауня и Сергей Чепчугов, а Дмитрий Ефремов и Виктор Васин играют в арендах в клубах РФПЛ рангом ниже армейцев.
Также хочется отметить, что количество свободных агентов перешедших в ЦСКА на бесплатно в периоды работы двух начальников селекции одинаково. Это число равно трем. Другое дело, что два периода не равны по продолжительности и если тенденция сохранится, то через 2 года работы Яровинского свободных агентов, перешедших в ЦСКА должно в общей сложности быть 5-6 человек.
В отличие от свободных агентов, количество арендованных футболистов при Яровинском выросло с 3 до 4. При Евменове это были Гильерме, Цауня и Габулов. При этом за аренды первых двух пришлось заплатить в общей сложности 1,2 миллиона евро. Олег Яровинский арендовал армейцам Думбия, Оланаре, Ионова и Траоре. Стоимость 4-месячной аренды Думбия была равна миллиону евро по данным трансфермаркт. При этом при сохраняющейся тенденции через 2 года через ЦСКА в общей сложности пройдут 7 арендованных футболистов.
Работа селекционера – это не только покупка новых футболистов, но и выгодное расставание со своими игроками. Для того, чтобы понять, как эффективно продавались футболисты в два разных периода, необходимо рассмотреть все переходы, за которые армейцы получили компенсацию (включая аренды). При Евменове были проданы 6 футболистов: Жирков, Красич, Джанер, Жезус, Вагнер (причем дважды) и Мамаев (который был выкуплен Кранодаром по окончании полугодовой аренды). Также армейцы 8 раз отдали игроков в оплаченные аренды. Всего при Евменове заработали 61,9 миллион евро. Из них 53,35 (86%) – продажи , а аренды – 8,55 (14%) миллионов евро. При Яровинском 4 игрока были проданы, а один отдан в оплачиваемую аренду в общей сложности за 39,7 миллионов евро (из них за продажи 38,5). Проданы были Думбия, Цубер, Муса и Караваев, а Витиньо был единственным игроком, за аренду которого клуб получил деньги. Таким образом, в среднем при Яровинском армейцы каждое трансферное окно зарабатывают на продаже или аренде своих футболистов, при этом в среднем за сезон ЦСКА зарабатывает на трансферах чуть меньше 16 миллионов, при Евменове этот показатель был чуть меньше 14 миллионов.
Если же рассмотреть сальдо трансферного баланса (разницу между покупками и продажами футболистов с учетом арендных сделок), то окажется, что при Евменове это сальдо было отрицательным (покупки на 21,4 миллиона евро превысили продажи), а при Яровинском положительным (продажи превысили покупки на 31,9 миллион евро). Если убрать доходы и расходы от аренд, то при Евменове расходы превысили доходы на 28,7 миллионов, а при Яровинском доходы превысили расходы на 30,7 миллионов евро. Таким образом, при Олеге Яровинском трансферная активность была эффективнее в экономическом плане.
Другое дело, что одно искусство – продать игрока, а другое – его купить. Соответственно, необходимо разобрать еще 2 компонента трансферной деятельности, а именно: поиск талантов и покупка игрока по оптимальной (приближенной к рыночной) стоимости. Поиск талантов, в свою очередь, можно разделить на отбор талантливых игроков и работу на разных рынках. Возвращаясь к данным в начале статьи, в период Евменова к команде присоединилось большее число футболистов, чем в период Яровинского (даже применяя индексирование), таким образом в плане отбора игроков можно сказать, что в период Евменова количество отбираемых игроков было большим, чем при Яровинском, пусть второй и работал (и до сих пор работает) в более строгих рамках.
Если же говорить о работе на разных рынках, то проанализировав переходы игроков можно прийти к заключению, что в период Евменова селекционый отдел работал на большем количестве рынков, чем в период Яровинского. При Евменове команду пополняли игроки из чемпионатов России (5), Голландии (4), Бразилии (3), Швейцарии (2), Болгарии (1), Южной Кореи (1), Англии (1), Латвии (1), Норвегии (1), Испании (1) и Украины (1). Итого 11 футбольных рынков. При Яровинском игроки приходили из чемпионатов России (5), Швеции (2), Греции (1), Китая (1), Франции (1) и Италии (1). При этом стоит отметить, что Бибрас Натхо, игравший перед переходом в ЦСКА в чемпионате Греции за ПАОК, до этого несколько лет играл в чемпионате России. Ласина Траоре также сверкал еще в чемпионате России. Можно сделать вывод, что при Яровинском клуб меньше внимания уделяет работе на нескольких рынках, больше концентрируясь на внутреннем первенстве.
Если же брать покупки игроков, то в плане эффективности трансферов по такому субъективному показателю как стоимость футболиста, то при Антоне Евменове за футболистов часто «переплачивали». За время работы Евменова «переплата» в общей сложности составила чуть меньше 20 миллионов евро. Особенно выделяется трансфер Витиньо, за которого отдали на 6,5 миллионов больше, чем он оценивался трансфермарктом. При этом стоит отметить, что двух футболистов (Секу Олисе и Расмуса Эльма) купили за сумму меньшую, чем их траснферная стоимость. На Олисе ценник сбили на 10 тысяч евро, на Эльм – на 2 миллиона евро. При Яровинском же лишь 350 тысяч евро «были потрачены» (из них 300 на Алиева, который на тот момент не имел трансферной стоимости). При этом армейцы заметно сэкономили на переходе Романа Еременко (5,9 миллионов с рассрочкой и первым траншем только через год после трансфера по решению суда). Также на Кирилла Панченко потратили на 1,6 миллиона меньше, чем могли бы. Нельзя обойти стороной и подписание Бибраса Натхо, который пришел свободным агентом, будучи оцененным в тот момент в 9 миллионов евро (не учитывалось выше). В период Яровинского «переплаты» за трансферы были минимальны (стоит уточнить, что подписные бонусы и агентские комиссии не учитывались, так как по ним нет достоверной информации).
Если обобщить все вышенаписанное, то можно сделать следующие выводы:
В период Евменова в каждое трансферное окно в среднем ЦСКА пополняло большее количество футболистов, чем в период Яровинского. Соответственно, в первый упомянутый период главному тренеру было проще комплектовать основной состав и скамейку, чем в нынешний период.
Если рассматривать трансферы игроков с точки зрения качественного усиления, то период Евменова был богаче.
Однако в период Евменова расходы на переходы значительно превышали доходы. В то же время в период Яровинского ЦСКА, наоборот, зарабатывает. Хочется также отметить, что фактически затраты на аренды и трансферы упали больше, чем в 10 раз (с 83 миллионов до 7,8 миллионов). Доходы от трансферной деятельности незначительно выросли: при Евменове за 4,5 года клуб заработал на трансферах почти 62 миллиона, при Яровинском за 2,5 – почти 40 (13,8 миллионов в год против 15,9).
В период работы Антона Евменова клуб чаще рисковал, подписывая не очень известных игроков за сравнительно небольшие деньги.
В период Яровинского клуб стал чаще приглашать возрастных игроков, хотя количество юниоров в процентном соотношении не сильно изменилось. Это связано с уменьшением количества игроков в возрасте от 20 до 25 лет. В возрасте, когда игрок уже начал стоит дороже, но при этом клуб рискует при подписании такого игрока.
При этом на этапе поиска новых игроков работа велась менее эффективно в период работы Яровинского. Это связано с тем, что, вероятно, сократилось число рынков, где проводился поиск игроков.
В период Евменова финансовые возможности ЦСКА были заметно выше, и клуб мог платить за игрока сумму большую, чем рыночная.
Из-за упомянутой ограниченности ресурсов при Яровинском процентное отношение свободных агентов, присоединившихся к клубу, и арендованных игроков выросло, а количество приобретаемых игроков в процентном соотношении резко упало.
Как итог мы имеем 2 абсолютно разных во всех отношениях периода, которые разительно друг от друга отличаются.
В целом, можно ругать работу трансферного отдела в один период и хвалить другой, но это не изменит то, что Евменов и Яровинский работали в разных условиях и что, вероятно, им ставились разные задачи. Насколько они с этими задачами справились/справляются простому болельщику сложно сказать просто потому, что у нас нет той полноты информации, которая доступна людям, работающим в клубе. Поэтому давайте просто ценить то, что есть, и верить, что по окончании следующего окна армейские болельщики будут довольны проделанной работой.
Спасибо всем, кто дочитал до этого момента. Статья писалась долго, но надеюсь, что читалась она легко. Если что-то упустил, то комментарии как всегда ждут своих героев.
Данные по стоимости игроков и по стоимости переходов - transfermarkt.de.
Фото: sports.ru & rusfootball.info
Было б интересно сравнить денежную эффективность только по игрокам, которые как пришли, так и ушли при конкретном селекционере. А то продадут Марио, например, за 20 млн. Но он же пришел при Евменове, поэтому ему плюс в эффективности)
Но это мелочи, у Вас сложная модель, всего не учесть. Спасибо!
П.С. Спасибо за статью!
в чем заслуга Яровинского, если и Мусу, и Думбия, и Цубера нашел Евменов? это как раз плюс в карму Антона
сейчас, в принципе, в ЦСКА нет селекции. игроков не ищут и не выбирают, а просто подбирают все, до чего можно дотянуться. редкие не засветившиеся в ЧР футболисты, скорее всего, навязаны агентами - по крайней мере, того же Оланаре в ЦСКА ссылали журналисты еще до Китая. исключение тут - Страндберг с Алиевым, и то только в силу отсутствия достоверной информации по ним
по остальным это селекция по типу сороки - хватать то, что блеснуло в РФПЛ.
много ума для этого не надо
дядя Федор умный был как для ребенка
Хонда - не пример. он ушел, как и Вагнер. первый показал себя не очень надежным товарищем, второй - во всех смыслах особенный и исключение из любых правил.
не понимаю, как можно критиковать за то, что Хонду не продали вовремя, и тут же упрекать за продажу Вагнера
то, что Хонда и Милан поведут себя, как мудаки, спрогнозировать было сложно и вообще не вина Евменова. и решение гнобить Хонду до талого было принято не Евменовым.
то, что Вагнера отпустили за недорого на самый большой контракт в карьере - отголосок случая с Хондой и элемент хорошего человеческого отношения, иногда важнее его сохранить, чем дорисовать несколько миллионов в графе "цена"
и, наконец, продажами игроков занимается никак не скаутская служба. если мы сравниваем селекцию - это одно, если деятельность спортивного директора в комплексе - это немного другое