6 мин.

Михина улыбка. Послесловие к матчу «Милан» — «Торино»

alt

Улыбка Синиши Михайловича, выхваченная камерой сразу после драматичной развязки, стала главным символом матча «Милана» и «Торино». Не вскинутые к небу руки Бакки, не вытянутые в струнку навстречу мячу руки Доннаруммы, не разорванная футболка Палетты под аккомпанимент красной карточки – а именно эта по-доброму ироничная улыбка. Она напомнила нам, что футбол – это про людей, а не просто «наши против ваших», «красные против белых» и т.д. Поворот судьбы вышел просто книжным. Молодой парень, своим оглушительным стартом карьеры обязанный конкретному тренеру (и собственному таланту, конечно), отбивает пенальти на последних секундах матча против этого самого тренера. Да какого матча – случившегося с первой же из возможных попыток.

Трактовок этой улыбки можно придумать несколько – и все они будут Иметь право на существование. Синиша, кажется, и сам оценил возвышенность этой сюжетной линии, уже без деления на своих и чужих. Да и разве был ему чужим этот долговязый парень в воротах? Жесткий и в хорошем смысле эгоистичный Михайлович на минуту предстал в киношном образе учителя, который в силу определенных причин был вынужден дистанцироваться от своего ученика, но в самый важный момент пришедший посмотреть откуда-то из дальнего угла на его выступление. Улыбка эта – это ведь как раз такой типичный голливудский кадр. Только сложно вплетенный в реальные обстоятельства спортивного соперничества, а заодно духа реваншизма, который вне всяких сомнений сидел внутри серба до начала игры. Улыбка-то, кажется, этот дух вытеснила.

Отразив пенальти в добавленное время, Доннарумма стал героем матча. Это не противоречит голевым подвигам Бакки. Просто им надо подобрать соответствующие определения: Доннарумма – главный герой, а Бакка – лучший игрок матча.

Особый эффект от Джиджо-спасения, конечно, достигается путем умножения на повышающе коэффициенты. Драматичность момента, первый тур, тренерский вопрос, молодость самого вратаря (кстати, это рекорд для отраженных пенальти в Серии А), неоднозначность назначения пенальти – лихой замес.

Bacca

История одного дня из жизни колумбийца Бакки тоже богата всякими метафизическими отсылками. Просто история эта хронологически шла первой, а потому ей пришлось подвинуться на полочке с рассказами о поворотах судьбы. У Карлоса они свои – с английским акцентом. Этого парня в команде, по идее, уже не должно было быть, а теперь он собирается вести «Милан»  в еврокубки. Он однозначно (и всего за один матч) подтверждает статус главного нападающего команды и многозначно повышает финансовую привлекательность своей возможной продажи. Он реализует три момента и не реализует еще два, добавляя весомых аргументов своим сторонникам и противникам. Наконец, он тоже, как и Доннарумма, заставляет листать страницы исторических справочников чемпионата Италии. Последний хет-трик в первом туре подарил 2007 год (Трезеге), а у «Милана» такое было аж в 1988-м (Вирдис).

И уж совсем потерялся на общем фоне такой важный сюжет, как дебют Винченцо Монтеллы. Собственно, от первого официального матча мы подсознательно ждем больше чистых положительных эмоций, нежели каких-то фундаментальных теоретических вещей для умной полемики. Встреча с «Торино» таким ожиданиям вполне соответствовала.

Тем не менее, некоторые тактические вещи отметить можно и нужно. Можно сказать, что «Милан» предстал типичной монтелловской командой с поправкой на далеко не оптимальную готовность. «Россонери» стремились играть быстро, комбинационно, но желания и возможности частенько шли в разных направлениях. Зато когда работали в унисон, было хорошо. К примеру, первый тайм помимо гола подарил минимум три отличных возможности для взятия ворот (Ньянг, Бакка, Бонавентура). И все они были результатом комбинационной игры с открываниями в свободные зоны (и, что еще важнее, с созданием этих зон). Было заметно стремление быстро выходить из обороны через пас и через фланг. Выбранная схема 4-3-3 при таких переходах часто теряла стройность линий, и пока не очень понятно было ли так задумано или просто бежали как придется.

К сожалению, спотыкались эти быстрые атаки, в основном, о неточность передач. «Красно-черные» ошибались и в первом, и во втором, и в третьем, и в последнем пасе. Мастерство исполнения – один из краеуголных камней той игры, которую принято приписывать командам Монтеллы.

Kucka

Отметим периодическую смену позиций. Например, Бонавентура во втором тайме на какое-то время поменялся местами с Куцкой (не от хорошей жизни – об этом чуть ниже) и, к слову, именно оттуда начал свой поход за пенальти. Перекрестная смена Бакки и Ньянга породила опасный момент. Абате периодически притворялся, что он Сусо и даже отдал таким макаром голевую передачу.

Первые двадцать минут убедили, что в качестве игрока, ведущего игру выступает Бонавентура. Убедили они и Михайловича, быстро приставившего к Джеку опекуна, который не чурался следовать за ним к штрафной хозяев, чтобы не дать принять мяч даже там. Это, кстати, тоже тонкий момент, ведь Синиша прекрасно осведомлен о качествах, педпочтениях и способностях большинства игроков «Милана». Например, об «одноногости» Сусо, который очень хотел вписаться в общекомандный ритм, но получилось не очень.

Говоря о «легкости» от Монтеллы обязательно надо заглянуть и на обратную сторону медали. У «Милана» очень проседала опорная зона. В очень плохой форме предстал Монтоливо, который, судя по всему, серьезно разругался за лето с мячом – теперь у них никакой дружбы. Надо срочно мириться. Привычная моторность Куцки была направлена, в основном на разрушение (где он был неплох). Бонавентура после плотного прихвата стал сникать, сникнув в итоге до замены. Общая беда полузащиты – и сюда прибавим Ньянга с Сусо, которые должны были помогать на флангах – регулярная неразбериха с подстраховкой. Даже при не самых высоких скоростях «Торино» игроки «Милана» часто не могли разобраться кому куда бежать. А разобравшись, обнаруживали себя в непривычных местах, пытаясь тут же сообразить какие-то авральные коллективные перемещения. Фронт деятельности по наработке автоматизмов здесь большой.

Donnarumma

После достойного получаса игры потихоньку посыпалась и защита. Палетта чередовал классные единоборства с потерей позиции, Антонелли был непривычно вял, а Романьоли, начав за здравие, стал допускать ошибки, которых мы в его исполнении, пожалуй, и не видели. Из четверки обороны только Абате до конца держал уровень и темп.

Отдельный вопрос – набившее по прошлым сезонам оскомину отстутствие психологии большой и уверенной в себе команды. 3-1 на своем поле – отдавать такую игру сопернику средней руки недопустимо. Но «россонери» прижались, уступили мяч, инициативу и территорию, сведя все хоть и к ошибочному, но имевшему причину для ошибки судейскому решению. А еще к сейву Доннаруммы и улыбке Михайловича.

А от улыбки, как известно, станет всем теплей. В «Торино» имеют право не согласиться.

Автор: Даниил Лабыч специально для acmilanfan.ru