4 мин.

Судебные дела в CAS по спорам спортсменов с различными федерациями и структурами о (не)допуске к Олимпиаде. Часть 1

С 1990-х гг. CAS постоянно принимал к своему производству дела, связанные с (не)допуском спортсменов к Олимпиаде по тем или иным причинам. Наверное, ни одна Олимпиада с тех пор не обошлась без подобного спора спортсмена с национальной/международной спортивной федерацией и/или НОК/МОК (включая последние Сочи-2014 и Рио-2016). И дело здесь даже не в допинге. А в невыполнении неких квалификационных требований (по субъективному мнению спортивной федерации той или иной страны, в силу каких-то дисциплинарных нарушений, неосторожных действий спортсмена-кандидата, иных неоднозначных правил и соображений национального порядка и тп). Об этом и поговорим. Повнимательнее посмотрим на практику CAS в этом отношении.

Возможность принять участие в Олимпиаде для спортсмена – это не только сильная внутренняя мотивация показать себя всему миру, но и беспрецедентная социально-экономическая ступень наверх. Поэтому не мудрено, что многие спортсмены всеми мыслимыми и немыслимыми способами стараются забраться на эту вершину. Просто участие в Олимпиаде – уже достижение. Проблема в том, что в рамках одной страны и ее спортивных регламентов и квалификационных требований к спортсменам не всегда четко понятно, какие условия должен выполнить спортсмен (четко по пунктам – а, б, в) чтобы на все 100% заработать право быть заявленным на Олимпиаду. И при этом не быть отзаявленным в последний момент. Ведь по результатам можно быть на высоте, ‘пахать не жалея живота своего', а потом внезапно по каким-то субъективным причинам управленцев в национальной федерации не попасть в итоговый ‘шорт-лист' (есть ‘лучший' кандидат, пусть он и ни разу не становился чемпионом мира в этом виде спорта и даже не является лучшим в стране по чисто спортивным параметрам).

К вопросу выбора кандидата из списка претендентов на участие в спортивном соревновании (пусть и без прямой привязки к Олимпиаде) обращался даже Суд справедливости ЕС (European Court of Justice). См дело Deliege (ECJ, C-51/96, решение от 2000-го года). Там суд указал, что хотя правила выбора среди кандидатов неизбежно влекут ограничение количества участников в спортивном соревновании, такое ограничение органично вплетено в организацию международного спортивного мероприятия высокого уровня и по необходимости включает определенные правила или критерии отбора участников для такого мероприятия. Такие правила сами по себе не могут трактоваться как ограничение свободы оказания услуг на рынке ЕС (свобода оказания услуг на общем европейском рынке закреплена в ст. 59 Соглашения о ЕС).

Ст. 40 Олимпийской хартии закрепляет общее правило о допуске к участию в Олимпиаде – уважать и соблюдать требования Олимпийской хартии, кодекса ВАДА, соблюдать требования МОК и соответствующих международных спортивных федераций. И в первую очередь это задача международной спортивной федерации по соответствующему виду спорта - установить критерии и правила для всех спортсменов и национальных федераций для участия в Олимпиаде. В то время как МОК налагает свои требования уже поверх, основываясь на национальности спортсмена и со ссылкой на соответствующий НОК (национальный Олимпийский комитет). См Правило 41 Олимпийской хартии 2015.  Согласно Правилу 44 МОК обладает широким полномочием по собственному усмотрению и в любое время отказать в допуске к участию в Играх без объяснения причин любому спортсмену (похоже чем-то на выдачу визы, в выдаче которой посольство другой страны тоже может просто отказать по собственному усмотрению). Отталкиваясь от этого правила, международные спортивные федерации устанавливают уже свои совершенно разные условия допуска к участию в Играх. При этом применение этих правил в разных странах идет в полном разнобое и в разных трактовках. Нет единого подхода и понимания черным по белому всех деталей процесса отбора. Во многих национальных федерациях даже принимаются более строгие квалификационные критерии,  нежели критерии, установленными международными федерациями по соответствующему виду спорта. Это можно хорошенько проанализировать и оценить даже на примере только что завершившейся Олимпиады Рио-2016 (см  различные селекционные процедуры на сайте www.rio2016.com). Тема горячая и вызывающая много споров - об этом постоянно, из года в год пишут в мировой прессе. Более того, есть и такие случаи, когда в стране нет национальной федерации по тому или иному виду спорта, но есть спортсмен и есть национальный олимпийский комитет (НОК). И через этот комитет спортсмен в индивидуальном порядке может заявиться на Олимпиаду после получения одобрения соответствующей международной спортивной федерацией (опять же см Олимпийскую хартию).

В этом контексте в международном спортивном арбитражном суде (CAS) больше всего споров было именно против международных и национальных спортивных федераций. Не против МОК. МОК является скорее пассивной структурой в этом отношении. Хотя бывало не раз, что жалобы были направлены напрямую против МОК. В общем и целом за несколько десятилетий своей работы CAS рассмотрел множество дел и споров между спортсменами  и международными спортивными федерациями, между спортсменами и национальными спортивными федерациями, между спортсменами  и национальным олимпийским комитетом (НОК), между спортсменами и МОК  (из недавних, например, см дело по боксу CAS/OG/12/02 Joseph Ward vs  IOC, IBA and Association of National Olympic Committees). Были также судебные споры и между национальными спортивными федерациями и международными спортивными федерациями, и даже между НОК и национальным Оргкомитетом (см, например, дело CAS OG/02/006 – спор между Олимпийским комитетом Новой Зеландии и Оргкомитетом ‘Солт-Лейк-Сити-2002’).

При всем многообразии возможных проблем и желании спортсменов отстоять свое право на участие в Олимпиаде в суде – отдельный и самый первый непростой юридический вопрос – против кого конкретно (в связке с кем?) подавать жалобу в CAS, чтобы добиться успеха и не получить формальный отказ в рассмотрении жалобы?

Полный материал по теме будет размещен в известном СМИ…