Марина Климова и Сергей Пономаренко: ледовая гармония инь и янь
Сегодня свой «золотой» юбилей празднует Марина Владимировна Климова.
Она родилась 28 июня 1966 г. в Свердловске и начала заниматься фигурным катанием на свердловском катке "Юность". Освоив азы одиночного катания, она встала в танцевальную пару. Первым ее партнером был Олег Волков. На зимней Спартакиаде народов СССР 1978 г. дуэт занял 3-е место среди юниоров.
Конец 1970-х гг.
Вскоре на гибкую, изящную Марину обратила внимание Наталья Ильинична Дубова - молодой, но уже набирающий силу тренер, и пригласила ее тренироваться в московский "Спартак", поставив в пару с новым партнером - Сергеем Пономаренко.
Сергей был на шесть лет старше Марины, он родился 6 октября 1960 года в г.Балхаш Карагандинской области. Свой путь в спорте он начинал в танцевальном дуэте с Татьяной Дурасовой, с которой стал чемпионом зимней Спартакиады народов СССР 1978 г. среди юниоров, а затем дважды выигрывал юниорский чемпионат мира (в 1978 и 1979 гг.) и был бронзовым призером престижного международного турнира Nebelhorn Trophy в 1980 г.
Показательный танец "Кадриль" в исполнении Татьяны Дурасовой и Сергея Пономаренко. 1979 год
Объединив вместе Климову и Пономаренко, Дубовой удалось создать пару, которая, катаясь в подчеркнуто классическом стиле, производила незабываемое впечатление исключительной красотой, гармонией и отточенностью каждого жеста.
1983 год
Марину и Сергея отличали особая культура движений, виртуозная хореография и удивительная одухотворенность. Они, пожалуй, лучше всех воплощали на льду фирменный «дубовский конек» с его невероятной филигранностью, при всей своей скорости никогда не переходящей в мельтешение, отличающийся законченностью всех позиций, абсолютной дотянутостью ног и рук и наполненностью каждого жеста.
1983 год
Сергей, имеющий больший жизненный опыт, очень внимательно, по-рыцарски относился к своей юной партнерше. Марина не могла не откликнуться на эту заботу, и вскоре их стали связывать не только профессиональные, но и личные отношения. Легкий, воздушный произвольный танец на мелодии Имре Кальмана принес фигуристам бронзовые медали ОИ 1984 г.
1984 год
В том же счастливом для них году Марина и Сергей сыграли свадьбу.
В день свадьбы. 1984 год
Следующий сезон открыл их "серебряную серию": Климова и Пономаренко становились вторыми на ЧЕ 1985-87 гг. и ЧМ 1985-88 г., а также на ОИ 1988 г. вслед за своими основными соперниками Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным. Правда, дважды им все же удалось выиграть у Натальи и Андрея – на международном турнире на призы газеты «Московские новости» 1984 г. и чемпионате СССР 1985 г.
1985 год
Вот что писала о Марине и Сергее на этом этапе их творческого пути Людмила Алексеевна Пахомова: «Марина Климова и Сергей Пономаренко. Это и блеск, и музыкальность, и утонченность. Все это они продемонстрировали в танце, поставленном на мелодии Кальмана, Штрауса.
Произвольный танец на ЧМ 1985 года
В 85-м году они сделали программу в ином музыкальном ключе. Говорили, что новый танец не в их стиле. Готова с этим согласиться, но считаю, что они поступили правильно, сделав «не свою» программу. Если ты претендуешь на высшие награда, ты должен доказать, что вышел на такой уровень виртуозности, что сможешь все сделать «своим».
1986 год
В 86-м они снова возвращаются к вальсу, еще глубже разрабатывают любимую тему – опять блеск, красота, изящество. Они снова показали себя с лучшей стороны, доставили удовольствие публике. Но вместе с тем они остались там, где были, не пошли дальше. Они поступили благоразумно, но такой прагматизм мне импонирует значительно меньше» (Л.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).
Вторая половина 1980-х гг.
Произвольный танец на ЧМ 1987 года
Наверняка Марина и Сергей читали книгу Пахомовой и не могли не принять во внимание мнения олимпийской чемпионки о том, что мало найти себя, свой образ – чемпионы должны идти дальше. И эта мысль о расширении своей творческой палитры подспудно зрела в них.
1988 год
Первые победы пришли к ним в 1989 г.: Климова и Пономаренко выиграли ЧЕ и ЧМ, а затем повторили свой успех на ЧЕ и ЧМ 1990 г. В эти годы они исполняли программы, созданные в привычном для них классическом ключе.
1989 год
Но в 1991 г. начались их разногласия с Натальей Ильиничной Дубовой: фигуристы хотели исполнять что-то совершенно новое, отличное от стиля, в котором все привыкли их видеть, но тренер не приветствовала новшеств, хотя и поставила им в сезоне 1991 г. произвольный танец с непривычной хореографией на музыку из фильма «Лоуренс Аравийский». Однако, по-своему интересный, он так и не стал откровением для судей и публики.
1990 год
ЧЕ 1991 г. Марина и Сергей все же выиграли, но ЧМ того же года из-за ошибок, допущенных в обязательном и коротком танце, проиграли французскому дуэту Изабель и Полю Дюшене. И тогда Климова и Пономаренко пришли к нелегкому для них решению сменить тренера и за четыре месяца до начала ОИ обратились к Татьяне Анатольевне Тарасовой.
Начало 1990-х гг.
Та согласилась работать с ними. В труднейших условиях, на родине своих основных соперников Дюшене во французском городе Альбервилле, они выиграли Олимпиаду, продемонстрировав авангардный танец на музыку Баха, где необычным было все: хореография, воплощаемые образы, костюмы. Но мастерство и одухотворенность Марины и Сергея были столь высоки, что после исполнения ими произвольного танца стало ясно: они недосягаемы.
ОИ 1992 года
Вот что вспоминала о долгом и трудном пути этого дуэта к «золоту» Олимпиады Татьяна Анатольевна Тарасова: «Несмотря на то, что у Наташи с Андреем долго шла тяжелая борьба с Мариной и Сережей, к самим ребятам я относилась хорошо. Я однажды ездила с ними в тур во Францию и не могла не видеть, что ребята они симпатичные, у них настоящая, красивая любовь, а это всегда располагает, что они умеют вкалывать, как настоящие трудяги. Маринка во Франции болела, я ее лечила, они потом подарили мне живую черепаху.
1992 год
(...) Они позвонили мне в Африку - у нас там проходили гастроли, - я уже была более или менее готова к разговору. Я сказала, будем делать потихоньку программу, посмотрим, что получится. (...) Маринка была вся поглощена выбранной музыкой, она с ней ела, пила, спала. Как циркачи живут со своими предметами, которые они крутят на арене, так и она не выпускала записи из рук. Они работали днем и ночью, и программа постепенно вырисовывалась, а когда нарисовалась окончательно, я уехала с театром на гастроли, а они остались на СЮПе со Светой Алексеевой.
ОИ 1992 года
(...) Сейчас мы с Мариной обожаем друг друга, но тогда мы только начинали, и это период, естественно, проходил тяжело и для меня, и для нее. Пришлось даже уехать из Москвы.
(...) Но потом не выдержала, пришла к ним на тренировку, вижу, они крутятся с началом программы и заметно нервничают. Разве могла я безучастно рядом стоять? «Это надо с этим соединить. Тут надо так сделать, а там надо так повернуться». И... не смогла уйти, потому что видела другие глаза. Они на меня смотрели, как на своего тренера, которому верят и который помогает.
ОИ 1992 года
Они и остались в группе у Светланы Львовны, я снова начала к ним ходить и уже не могла от них оторваться, будто наркотик приняла. Стала работать, как раньше, у нас установились потрясающие отношения. Я уже видела, что они могут выиграть, даже не то, что видела - знала. Все больше и больше росла во мне уверенность в их успехе. (
...) Марина и Сережа выглядели, безусловно, лучшими в обязательных танцах, хотя все складывалось очень сложно, они стали первыми с преимуществом всего в одно место. Выиграли и оригинальный танец, "Полька" победила, хотя они должны были стать первыми у каждого судьи, но получили, кажется, опять всего на один голос больше, точно не помню.
ОИ 1992 года
(...) Дергались они по-страшному, а перед произвольным нервничали так, что Маринка перестала спать. Тут и я разнервничалась. (...) Если посмотреть фильм об Олимпиаде в Альбервилле, то вся она снята под музыку произвольного танца Климовой и Пономаренко. И заставки все время идут с Мариной и Сережей, потому что их выступление как гром среди ясного неба, так они гениально катались.
Произвольный танец на ОИ 1992 года
Сидим мы перед монитором, где показывали оценки, и я думаю: «Вот сейчас поставят их на третье место... Ну тогда они станут хотя бы вторыми на Олимпиаде». И вдруг высокие оценки, а это победа, и я как завизжу: "Выиграли! Выиграли!» (Т.А.Тарасова, "Красавица и чудовище", М., изд-во "Вагриус", 2001).
На олимпийском пьедестале. 1992 год
Лучшими они были и на ЧМ 1992 г. После окончания своего самого успешного сезона Климова и Пономаренко ушли в профессионалы, уехали в США и стали выступать как в различных шоу, так и в профессиональных ЧМ. Дважды – в 1995 и 1996 гг. - они становились вторыми на подобных соревнованиях. В 2003 г. они были введены в зал Славы мирового ФК.
Выступление в профессиональном шоу. 1990-е гг.
Уже много лет Марина Климова, Сергей Пономаренко и двое их сыновей - Тим (1998 г.р.) и Антон (2000 г.) живут в США, в г. Морган Хиллс (Калифорния). Оба они работают тренерами с юными фигуристами на катке в Сан-Хосе, обучая всех желающих мастерству фигурного катания. Кроме того, Сергей Пономаренко является техническим специалистом ИСУ по танцам на льду, в коем качестве приезжал и на ЧМ 2011 г. в Москву.
Сергей Пономаренко с сыновьями Тимом и Антоном. 2014(?) год
Марина Климова в 2007 г. приняла участие в популярном телешоу канала РТР «Танцы на льду. Бархатный сезон», где ее партнером был актер Анатолий Журавлев. Младший сын Марины Владимировны и Сергея Владиленовича Антон, которого на американский манер зовут Энтони, продолжает дело своих родителей: он выступает за США в танцах на льду в дуэте с Кристиной Каррейра.
2007 год
А в истории фигурного катания и в памяти его любителей Марина Климова и Сергей Пономаренко до сих пор остаются эталоном виртуозного владения коньком, элегантности, гармонии и высочайшего вкуса.
Сразу бросилась глаза фотография на обложке- здесь Марина с Сергеем в " Золотом Вальсе".
Этот на тот момент оригинальный танец был включен в список уже обязательных танцев ИСУ,
и считается одним из сложных по технике скольжения : https://www.youtube.com/watch?v=q7BN7KU8bmQ
Им принадлежит уникальное достижение в танцах на льду -
на трех Олимпиадах подряд М.Климова-С.Пономаренко стояли на пьедестале, завоевав полный комплект олимпийских наград: Сараево-84( Марине было всего лишь17 лет)- бронза;
Калгари-88-серебро; Альбервиль-92-ЗОЛОТО !
После их феноменального триумфа на ОИ-92, французская пресса, до Игр пророчившая победу
своим соотечественникам, восторженно писала о нашем дуэте:
« Виртуознейшее владение коньком, грация и элегантность, они не катались-
они парили надо льдом. А Марина – это само очарование. Какой Шарм!
Ее вдохновения хватило влюбить понимающую толк в красоте публику, одновременно покорить
строгих арбитров, которые просто обязаны были вознаградить Марину и ее элегантного кавалера
высшими оценками. Климова-Пономаренко еще на один олимпийский цикл продолжила русский
стиль в танцах...»
Золотая пара, Золотой Вальс, Золотой Юбилей Марины...
С Днем Рождения, Марина Владимировна!
Ваше искусство на льду- это настоящая классика ! Счастья Вам !!!
Отдельное спасибо за выдержки из книг.
Пара неповторимая, уникальная, опередившая время. Пересматривая их программы, вижу, что в любую из них прекрасно вписались бы поддержки, твизлы, вращения, дорожки, и все было бы исполнено на четвертый уровень. Скорость у пары недосягаема даже для некоторых современных танцоров. И это при чистейшей технике. Победный Олимпийский танец был очень наворочен, переполнен сложностью, но выкатан просто на отлично, несмотря на высочайшее нервное напряжение. До сих пор танцы Марины и Сергея смотрятся очень современно, актуально, я бы сказала. И все "новаторство" Зуевой, на мой взгляд, происходит от бесконечного просмотра танцев Климовой/Пономаренко.
Пара-праздник, пара-совершенство! В 1984 году на ЧЕ они просто ворвались на пьедестал, сами того не ожидая. Спокойно переоделись и пошли на трибуну смотреть выступления остальных пар. На награждение собирались в спешном порядке☺И мне не надо ничего про это читать! Я прекрасно все помню. Так что на Олимпиаду они ехали уже, можно сказать, с рекомендациями международных судей☺Ни в чем не уступали Бестемьяновой/Букину. Превосходить - да, во многом превосходили. Были идеальны в обязательных и оригинальных танцах. Золотой Вальс - шедевр. Но Марина и Сергей были хороши во всех жанрах.
Моя любимейшая пара на все времена, вот только их могу назвать своими кумирами. Мариночка, с Днем Рождения! Здоровья, успехов вашим с Сергеем детям, счастья, любви, которые вы всегда олицетворяли в своих танцах. И спасибо за радость, которую вы всегда дарили своими выступлениями.🍷🌹🌹🌹
____________________________________________________________________________________________________
Лариса! Именно это я увидела в их знаменитом показательном номере.Я его совсем недавно пересматривала Очень точно Вы охарактеризовали их стиль. На мой взгляд эти фигуристы внесли огромный вклад в развитие танцев на льду. А уж ОИ в 1992 году! Я очень хорошо помню, у меня было такое чувство, что они совершили невозможное! Очень приятно было увидеть фотку Дурасовой-Пономаренко. Я очень хорошо помню, как они исполняли Кадриль. Огромное спасибо!
Климова-Пономаренко необыкновенная пара. По легкости и воздушности поспорят с Пападакис-Сизерон, и не факт, что Пападакисы выиграют.