8 мин.

Воспоминания о ледовом шоу в честь 70-летнего юбилея Тамары Николаевны Москвиной

Вдогонку юбилею Тамары Николаевны Москвиной размещаю здесь свои воспоминания о ледовом шоу, которое состоялось в честь ее 70-летия в Ледовом дворце г. Санкт-Петербурга в октябре 2011 года.

 Сразу хочу сказать, что по сравнению с шоу в честь юбилея Алексея Николаевича Мишина 8 марта того же года это представление оставило у меня гораздо лучшие воспоминания: было меньше официоза, хотя и не обошлось без приветственных речей Полтавченко, Тюльпанова и "неразлучной троицы" Горшков-Писеев-Нилов. А ведущие – Илья Авербух и Екатерина Стриженова - по крайней мере, не вызывали раздражения.

Что же касается самого шоу, то началось оно выступлением Катарины Гебольдт и Александра Энберта. Я симпатизирую этой паре, и танец они показали довольно красивый и под приятную музыку, но впечатление было смазано несколькими грубыми ошибками, включая весьма болезненное падение партнерши с выброса.

Лиза Туктамышева предстала в привычном уже амплуа - испанской сеньорины в красном платье и с красным бантом на голове (ловлю себя на мысли, что у меня она иначе, как в красном, в памяти не возникает) и прокаталась, на мой взгляд, на уровне предыдущего сезона, "сдвоив" при этом некоторые прыжки.

Ничем не поразил Константин Меньшов: все это было повторением давно уже пройденного.

Приятным сюрпризом для зрителей стало выступление танцевальных грандов Бестемьяновой-Букина, которые в своем весьма "почтенном" уже возрасте находятся в очень приличной форме, правда, Наталья несколько погрузнела, и подпрыжки в ее исполнении выглядели тяжеловато. Но зато драйва было предостаточно, и зрители это оценили.

Ну а следом за ними вышел неувядаемый Игорь Бобрин, который исполнил некую вариацию на тему "Ковбоя", в которой были почти все его "коронные" элементы, кроме бокового переворотного прыжка. Он, по традиции, прочел юбилярше свое стихотворение, а в конце представления, когда все участники подносили ей цветы, лихо упал на колени и, проехав так, затормозил прямо у ее ног. Выглядело это очень здорово и явилось еще одним подтверждением того, что Бобрин уникален во всем.

Еще одним приятным сюрпризом, даже еще б'ольшим, чем первый (поскольку все-таки всем известно, что БББ все годы после своего ухода из спорта лед не покидают и активно выступают) явилось появление на льду пары Оксана Казакова и Артур Дмитриев. Они катались под бессмертный хит "Не отрекаются любя" в "живом" исполнении Татьяны Булановой, которая песню, на мой взгляд, не испортила.

Ну а Оксана и Артур были очень хороши, и им все удавалось, кроме выброса, который Оксана немного смазала, а поддержки Артура были просто на славу. Несколько излишне привлекала внимание его "размахаистая" белая рубаха, но было понятно, что она была призвана маскировать его "социальные накопления".

А вот выступление Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева мне откровенно не понравилось, при том, что в общем и целом я к этой паре отношусь хорошо. Их танец под песню "Скажите, девушки, подружке вашей" выглядел очень слащавым и манерным, а Катя, по-моему, превзошла себя в заламывании рук и извивах корпусом "на грани фола".

Очень симпатично выглядела Ксюша Макарова: она похорошела, ей очень шло ее воздушное голубое платье, и ее коротая программа, поставленная И.Авербухом под красивую мелодию, отличалась, на мой взгляд, интересной хореографией. Правда, мелкие огрехи были, но они не испортили общего впечатления.

Артур Гачинский... Ну что о нем сказать? Было видно, что он старается уйти от образа Плющенко, с которым давно сроднился, но ему это все же пока не удается. Технически все было неплохо. Но так хочется полностью сменить ему имидж!

Справедливости ради скажу, что выступление его я смотрела "вполглаза", поскольку на экране над ареной шли кадры кинохроники с выступлениями Москвиной-Мишина и Родниной-Уланова, а они моему сердцу гораздо милее:))

С некоторым волнением я ждала выступления Юко и Саши. Но они меня порадовали! Танцевали они новый показательный танец под "Очи черные", но, хоть музыка и давно знакомая, они, как мне кажется, нашли новые краски для своего танца и выглядели очень свежо и зажигательно. А выброс Юко сделала на 5+! И вообще она стала более женственной и похорошела.

Что касается Татьяны Навки и Романа Костомарова, то ничем новым они не удивили, предстали в привычном образе (интересно, Костомаров расстается когда-нибудь со своей банданой? А Навка носит какие-нибудь платья без голой спины и голого бока?), и сейчас даже не вспомню, что за песню пела Зара, стоявшая в это время на сцене. Кажется, что-то довольно красивое, но все это было "дежа вю".

Второе отделение (я не по порядку, а как вспоминается) открыл 9-летний малыш по имени Петя Гуменник. Катал он довольно длинную программу (наверное, свою произвольную) на музыку из "Бумбараша", чей образ, видимо, должны были подкрепить лампасы на штанах и красный кушачок. Однако эта музыка была ему совсем "не в тему" (ему бы подошло что-то вроде "Чунга-Чанга" или "В траве сидел кузнечик"), он катался хоть и бойко, но постоянно падал с двойного ритбергера. Причем, когда после выступления он его пытался все-таки сделать (трижды!), он падал то с самого прыжка, то на подъезде к нему. Как говорится, "и смех, и грех".

Завершал программу Алексей Ягудин. Он танцевал знаменитое "Либертанго".  Ну что о нем сказать? Танец довольно интересный, но технически довольно простенький, поэтому особого впечатления он на меня не произвел. В общем, от него я ожидала большего.

Ну а теперь подхожу к двум фигуристам, которые были просто бесподобны. Конечно, я говорю о Ламбьеле и Жубере. Они выступали в обоих отделениях и, что называется, "утерли нос" всем остальным.

Бриан катался, как в свои лучшие годы: прекрасно прыгал, был напорист и азартен. Это было истинно мужское катание со всеми его лучшими атрибутами.

Ну а Стефан... Тут у меня просто замирает сердце. Сказать, что он был хорош - значит не сказать ничего. Когда-то Игорь Порошин назвал его "надмирным". Вот это слово подходит к нему как нельзя лучше: он надмирный в том смысле, что кажется, что он живет в своем мире, где нет суеты, гонки за престижем и т.п., потому что он выше всего этого. Но при этом он совсем не "не от мира сего", он настоящий, обычный, только очень хорошо воспитанный и интеллигентный молодой человек.

И его особый талант в том, что он никогда не опускается до уровня толпы, чтобы только ни в коем случае не утратить хоть чуточку популярности. Наоборот, он поднимает людей до уровня своего искусства, делает их во многом лучше и чище. Я бы сказала, что его талант врачует души людей.

В первом отделении он катался под "Прелюдию соль-минор" Рахманинова. Для меня это было откровением. Стефан просто жил в этой божественной музыке, он переливался в нее каждым своим жестом - движением даже не руки - пальца, поворотом головы или плеча, взглядом... Все, что выражало мелодию с чисто спортивной стороны - прыжки, вращения, шаги - было безукоризненно по исполнению и образцом такого вкуса, о котором многие могут только мечтать.

А как были расставлены в этом танце акценты! Переход от бурного музыкального потока к медленному плавному течению и потом - к кульминации! Все это было передано так наглядно и так изысканно, что на глаза просто слезы наворачивались и хотелось плакать от этой дух захватывающей красоты.

Во втором отделении Стефан танцевал под "Песенку Герцога" из "Риголетто" (вначале была другая мелодия, но потом она переходила в "Песенку Герцога"). И это был совсем иной образ, но переданный с той же высочайшей степенью искусства. Здесь уже была донесено до зрителей обольстительное коварство Герцога, его элегантность и неотразимость. Стефан парил, как на крыльях. Все-таки из мастеров последних поколений для меня никто не может с ним сравниться.

Ну и не могу не сказать о главной виновнице торжества - Тамаре Николаевне, которую я издавна очень люблю, безгранично уважаю и преклоняюсь перед ее талантом как тренерским, так и человеческим. Она выглядела великолепно (всем бы нам так в ее годы!) и на сцене, в царственном золотом костюме (без всяких побрякушек и декоративных отделок), и на льду, в своем обычном тренерском образе.

В завершении программы она исполнила по элементу со своими учениками Энбертом, Смирновым и Дмитриевым, причем Артур поднял ее в поддержку на одной руке!!! А потом она еще повращалась, проехалась немного в "ласточке" и даже сделала пару подпрыжек! Какая же она молодец! И дай ей Бог на многие-многие годы сохранить в себе этот огонь творчества и нести его своим ученикам, близким и всем людям, которым давно уже стала дорога эта поистине замечательная женщина!

Москвина