Рональд Шэйвер: соперник Толлера Крэнстона
Сегодня свое 65-летие отмечает один из самых ярких и интересных фигуристов середины 1970-х гг. – Рональд Шэйвер.
Он родился 16 июня 1951 года в г. Гэлте, провинция Онтарио (Канада). В четырехлетнем возрасте (по другим сведениям – в пять лет) после просмотра ледового шоу в Galt Arena Gardens он заявил родителям, что хочет заниматься тем, что он увидел на льду. Рон встал на коньки и начал брать частные уроки фигурного катания.
В девятилетнем возрасте он впервые записался для участия в соревнования. Однако, как он позже вспоминал, тех уроков фигурного катания, которые он до того времени брал, оказалось мало, так как он даже не представлял, что в соревнованиях нужно катать еще и «школу» - до того времени он занимался исключительно произвольным катанием, в котором у него уже были значительные успехи.
Начало 1970-х гг.
Уйдя в слезах со льда, он вынужден был сняться с соревнований. Родители сказали ему, что он может продолжать свои занятия фигурным катанием в спортклубе the Galt Figure Skating Club, но это уже не будет забавой, а будет тяжелой работой. «Это было слишком дорого, чтобы оставаться забавой», - вспоминала его мать (“Skating into His Own”, The Montreal Gazette. 31/12/1976. Перевод с английского мой. – Л.М.).
Рон начал свой путь в спорте примерно в одно и то же время с Толлером Крэнстоном, с которым они впоследствии не единожды оспаривали между собой титул чемпиона Канады. Оба фигуриста были исключительно яркими личностями и на льду, и вне его. «Мы с Толлером всегда были разными фигуристами, - вспоминал позже об этих ледовых дуэлях Шэйвер. – Я никоим образом не надеялся подражать ему».
Рональд Шэйвер и Толлер Крэнстон. 1974 год
Рон рос в рабочей семье со скромным доходом (его мать работала на обувной фабрике, сведений о занятиях отца найти не удалось), и в течение многих лет родители делили свои семейные обязанности между двумя сыновьями: отец отвозил Рона на занятия фигурным катанием, а мать – его брата на хоккейные тренировки. Травмы, без которых не обходится карьера фигуриста, и немалые расходы на тренировки и экипировку, неоднократно побуждали мать Рона уговорить сына бросить занятия фигурным катанием, но тот, даже будучи совсем юным, всякий раз находил доводы в пользу того, чтобы продолжать (“Skating into His Own”, The Montreal Gazette. 31/12/1976. Перевод с английского мой. – Л.М.).
В 1966 г. он выиграл свой первый титул – чемпиона страны среди новисов. В 1969 г. Рон стал бронзовым призером чемпионата Канады среди юниоров, а в 1970 г. поднялся на третью ступень пьедестала почета во взрослом разряде.
Середина 1970-х гг.
В 1971 г. Шэйвер занял 2-е место на международных соревнованиях St.Gervais и был 5-м на последнем в истории чемпионате Северной Америки.
В 1973 г. он стал серебряным призером национального первенства вслед за Толлером Крэнстоном и успешно дебютировал на ЧМ, где занял 8-е место. При этом он проявил незаурядные бойцовские качества и зарекомендовал себя превосходным мастером исполнения произвольной программы: он был 12-м после «школы», занял 6-е место в короткой программе и 4-е – в произвольной.
Короткая программа на турнире Skate Canada. 1975 год
В 1974 г. Рон повторил свой «серебряный» успех на чемпионате Канады, был 5-м на ЧМ (7-м в обязательной программе, 2-м в короткой и 3-м в произвольной программах), а в конце того же года завоевал «серебро» на двух престижных международных турнирах – канадском Skate Canada и московском на призы газеты «Les Nouvelles de Moscou». Причем, в Москве он стал любимцем публики, и его успех был разве что чуть менее оглушительным, чем прием, который устроили москвичи его земляку Толлеру Крэнстону, принявшему участие в показательных выступлениях.
В окружении любителей автографов. 1974 год
В конце 1974 г. Рон на тренировке получил растяжение паховой мышцы и вынужден был пропустить национальное первенство 1975 г. Последствия травмы дали о себе знать и во время ЧМ, на котором Шэйвер выступил не слишком успешно по сравнению с предыдущим сезоном, опустившись на 8-е место, но осенью он несколько реабилитировал себя, победив на международном турнире Skate Canada.
1976 год
В течение нескольких лет Рон тренировался в Денвере, в группе знаменитого тренера Карло Фасси, вместе с Джоном Карри, Дороти Хэмилл и Линн Найтингейл. Его рабочий день начинался в 5 утра со звонка будильника, а в 6 часов он уже стоял на льду и начинал отработку обязательных фигур. Во внесоревновательный период Рон проводил на льду по 5 часов, тренируясь 6 дней в неделю, а во время подготовки к соревнованиям тренировки занимали по 8 и более часов.
В 1976 г. он занял уже привычное для себя 2-е место на первенстве страны вслед за Толлером Крэнстоном, но находился в блестящей форме и готовился дать бой и Крэнстону, и всем остальным соперникам на Олимпиаде в Инсбруке. После исполнения «школы» Шэйвер находился на 6-й позиции, а в короткой программе занял 3-е место и в итоге переместился на 5-е, с отставанием в три балла от второго и в два балла от третьего места – хороший плацдарм для атаки на пьедестал.
1976 год
Оставалась произвольная программа, которая всегда была его «коньком» и в которой он считался одним из фаворитов. Полный радужных надежд и ожиданий, Рон отправился на свою последнюю перед стартом утреннюю тренировку, где произошла настоящая трагедия для спортсмена: порвав приводящую мышцу паха (не той, которая была травмирована ранее, а другой ноги), он прямо с катка был отправлен в больницу, где вынужден был провести оставшиеся дни Олимпиады и еще 16 недель после ее окончания. Не желая смиряться с врачебным вердиктом, который ставил под вопрос всю его дальнейшую карьеру, Рон умолял врачей разрешить ему выйти на старт после уколов кортизона, но ни один из них не решился взять на себя ответственность за подобный жест отчаяния фигуриста.
1976 год
«Я не знаю, могла бы медаль изменить что-либо, - говорит ныне Шэйвер. – Но я честно могу сказать, что серебряная или бронзовая медаль были бы реальны. Это была мечта, которая так и не осуществилась». Однако Рон не собирался сдаваться, и как только позволило здоровье, вновь приступил к тренировкам, тем более, что его новый тренер Нейл Карпентер горячо поддерживал своего ученика (тренируясь у того в г.Хэмилтоне, Шэйвер по большей части и жил в его семье).
Большую роль в его жизни сыграл и хореограф из Квебека Андре Дени, который помогал ему переносить на лед пластику джаза и развивать силовой стиль, отличающийся красотой и индивидуальностью. Осенью 1976 г. Рон стал серебряным призером международного турнира Skate Canada. В 1977 г. он в первый и единственный раз выиграл титул чемпиона Канады, замкнул шестерку сильнейших на ЧМ в Токио и стал победителем международного турнира Skate Canadа.
Выступление в Ice Capades. Конец 1980-х гг.
Рональд Шэйвер, как и многие творческие натуры в фигурном катании, был не в ладах со "школой", но его произвольное катание никогда не оставляло зрителей равнодушными. Он обладал великолепной техникой прыжков, был большим мастером виртуозных вращений и замысловатых дорожек. Его программы отличались музыкальностью и интересным хореографическим рисунком. К сожалению, ему не хватало стабильности, что помешало ему подняться выше в мировой табели о рангах. Однако все те, кто видел выступления этого незаурядного фигуриста, вряд ли забудут то сильное эстетическое впечатление, которое они оставляли в те моменты, когда Рон был "в ударе".
После сезона 1977 г. Шэйвер стал солистом известного ледового ревю Ice Capades, в котором выступал в течение трех лет. Причины, по которым он не задержался в любительском спорте на более долгий срок, связаны не только с травмами: немаловажным аргументом перехода в профессионалы была его финансовая зависимость от родителей.
Выступление в Ice Capades. Конец 1980-х гг.
«Все те, с кем я ходил в школу, уже женаты, работают, у всех у них есть дети, а я до сих пор все еще сам как ребенок. Это очень трудно принять. Когда я некоторое время назад вынужден был лечить свою травму, женщина, заполняющая бумаги в больнице, спросила меня, где я работаю. И когда я сказал, что я безработный, он посмотрела на меня таким взглядом, словно говорила: «Тебе уже 25 лет. И чем ты собираешься заниматься?» Это зависит от того какие у тебя цели. Когда я настроен более оптимистично, то я не ощущаю, что принес какие-то жертвы. Просто потому, что фигурное катание – это единственная вещь, которой я всегда хотел заниматься в жизни» (“Skating into His Own”, The Montreal Gazette. 31/12/1976. Перевод с английского мой. – Л.М.).
Выступление в Ice Capades. Конец 1980-х гг.
В 1981 г. Шэйвер победил в чемпионате мира среди профессионалов. Затем некоторое время он работал учителем в Атланте (США). В 1983 г. он вернулся в Ice Capades, с которым гастролировал во всему американскому континенту вплоть до мая 1990 г.
Устав от кочевой жизни («Жизнь на чемоданах – это худшее, что есть в этой профессии»), Шэйвер осел в Техасе и стал тренером в г.Хэмилтон. Последние сведения о нем связаны с клубом The Winter Club of St. Catharines, где он в сезоне 2013-2014 гг. работал тренером.
2015 год
«Иметь мечту и следовать за ней – это самое главное в жизни. И если когда-нибудь вы осуществите все свои мечты, то это будет так, словно вы не только испекли свой пирог, но и съели его», - говорит Рональд Шэйвер.
При чтении заголовка первая мысль: какое знакомое имя!
А уже потом: да я же за него болела!
Как интересно узнавать о судьбах спортсменов, которых видел молодыми (правда , только в черно-белом экране))).
Спасибо.
А о снятии со старта Шэйвера (тогда я тоже не знала истинной причины этого) я особенно жалела: он был в числе моих любимцев, и я очень желала ему медали. До сих пор вспоминаю музыкальный фрагмент одной из его программ под прекрасную музыку французского композитора Тома, который позже звучал в одной из программ Виктора Петренко.