Сергей Волков: по следу, оставленному Паниным
19 апреля 1949 года в Москве родился Сергей Николаевич Волков, заслуженный мастер спорта, наш первый чемпион мира в мужском одиночном разряде.
Родители Сергея Волкова
На каток его привела бабушка, которая в основном и занималась воспитанием внука, поскольку его родители были очень занятыми людьми. В шесть лет Сережа встал на коньки и сделал свои первые шаги по льду на московском стадионе "Спартак" в группе тренера Петра Петровича Тихонова. А в 1959 г., когда образовалось ДСО «Спартак» Московской области и Тихонов его возглавил, Волков стал выступать за область, хотя жил в Москве.
Вторая половина 1950-х гг.
Попав в хорошие условия с искусственным льдом, он стал быстро прогрессировать. Вот что вспоминал о совместных с ним занятиях фигурным катанием Александр Лакерник: «Это был спортсмен, я бы сказал, с очень правильной техникой. На льду он пытался делать все так, как нужно было делать. Тогда появилось много фигуристов с халтурной техникой. Крутить прыжки было надо, а способностей не хватало, вот и начинали они «воровать» – совершая меньше оборотов в воздухе и делая часть вращений на льду. Волков подобного себе не позволял». («Крутая спираль Сергея Волкова», газета «Советский спорт», 19.04.2003).
С 1957 г. тренером Сергея стал Виктор Николаевич Кудрявцев, который и поставил ему блестящую технику. "Уже в восьмилетнем возрасте, когда я начал работать с группой, где катался Сергей, - вспоминает Кудрявцев, - было видно: скольжение у мальчишки - божий дар. Никакой корявости, с одного поворота в другой, как кошка - мягко и легко переходит. Даже звука касания коньков со льдом не было слышно. Это редчайшее качество. Я лично не могу припомнить, кто еще из одиночников-мужчин так катался..." (О.Тонкачеева, «Сердце на снегу», журнал «Фигурное Катание», № 2, 2007).
Первая половина 1960-х гг.
Первые успехи пришли к Волкову в 1966 году: он стал чемпионом СССР среди юношей. В 1968 г. он занял 4-е место на чемпионате СССР и в порядке исключения, не будучи призером национального первенства, был послан на ЧЕ в Вестерос (Швеция), где занял 12 место. Вместе с Сергеем Четверухиным он стал первопроходцем советских одиночников на ОИ 1968 г. в Гренобле, где, правда, был далек от успеха, заняв 18-е место.
Произвольная программа на ОИ 1968 года
В декабре он завоевал серебряную медаль международного турнира «Московские коньки».
1970 год
В 1969 г. Волков впервые поднимается на «бронзовую» ступеньку всесоюзного пьедестала почета и показывает неплохой результат на ЧЕ – 7-е место. В 1970 г. Сергей становится серебряным призером чемпионата СССР (этот успех он повторит еще трижды – в 1971-72 и 1975 гг.), замыкает пятерку сильнейших одиночников на ЧЕ в Ленинграде и дебютирует на ЧМ, где занимает 7-е место. Кроме того, в том же году он стал бронзовым призером Всемирной Универсиады и победителем международного турнира «Московские коньки».
1970 год
В 1971 г. Сергей занял 6-е место на ЧЕ, не участвовал в ЧМ и выиграл «серебро» на турнире «Московские коньки». В 1972 г. Волков не выступал ни на ЧЕ, ни на ОИ в Саппоро, а на ЧМ был 10-м. В декабре он традиционно удачно выступил на московском международном турнире, став бронзовым призером.
1971 год
1972 год был счастливым для Сергея в личном плане. Он женился на красавице Людмиле Олеховой, своей одноклубнице. «Между ними было заметное невооруженным глазом душевное родство, основанное на фанатичной преданности фигурному катанию. Люда каталась в паре со своим братом Андреем, и, как говорится, не без успеха. Они были призерами многих престижных соревнований, достойно конкурируя даже с Белоусовой и Протопоповым. При этом было видно, что катались оба совершенно бескорыстно, думая только о фигурном катании, а не о том, как нажиться с его помощью» - писал Анатолий Шелухин («Крутая спираль Сергея Волкова», газета «Советский спорт», 19.04.2003).
С женой Людмилой. 1970-е гг.
В этом браке у Волкова в 1977 г. родился сын Александр, удивительно похожий на отца и тоже ставший фигуристом (впоследствии он выступал в одном из американских ледовых шоу).
С сыном Сашей. Конец 1970-х гг.
Сезон 1973 г. Сергей начал с завоевания бронзовой медали чемпионата СССР, а завершил его 5-м местом на ЧЕ. В ЧМ того года он не участвовал. В 1974 г. Волков впервые стал чемпионом СССР, а затем - серебряным призером ЧЕ и ЧМ, причем выступал он с серьезной травмой – переломом большого пальца левой ноги.
С тренером Виктором Николаевичем Кудрявцевым. 1974 год
Вот что писал о его выступлении на ЧЕ в Загребе спортивный журналист Станислав Токарев: «…Более чем справедлив успех Волкова – должна же была, наконец, улыбнуться судьба, уж сколько его списывали со счета, сколько сам он терпел неудач, впадал в глубокое уныние. Каждый – кузнец своего счастья, и Волков сковал это серебряное счастье, почти цвета своей белесой челки, может, в самый трудный жизненный момент.
ЧЕ 1974 года
Катался он с травмой ноги, и когда я спросил, не больно ли ему было (наивный вопрос!), он ответил, что привык. Не знаю, как можно привыкнуть приземляться после тройных прыжков, когда у тебя перелом пальца?
1974 год
Потом я поинтересовался, чего, по его мнению, не хватало ему прежде. Он ответил, пожалуй, неожиданно: «Стабильности и нахальства». – «Ну, стабильности – это понятно, а как же нахальство?» – удивился я. Он пояснил своим солидным, обстоятельным баском, что если ты в определенный момент сильнее других, то надо и чувствовать себя сильнее, а не на равных... «Ну и что же, нынешний успех вам в этом поможет?» – настаивал я. «Поможет или не поможет, а кому-то надо идти дальше… Мы ведь остались на той же ступеньке, до которой нас довел Сергей Четверухин и с которой он ушел…» («Крутая спираль Сергея Волкова», газета «Советский спорт», 19.04.2003).
Под занавес сезона 1974 г. Сергей выиграл и Зимнюю Спартакиаду народов СССР.
1975 г. он начал с завоевания серебряной медали чемпионата СССР, но на ЧЕ остался без награды, вплотную у пьедестала почета – на 4-м месте. А затем, несмотря на травму, стал чемпионом мира, чисто исполнив в своей программе три тройных прыжка - два тулупа и сальхов.
1975 год
Вот что вспоминал о том первенстве спортивный журналист Анатолий Шелухин: «Перед чемпионатом мира 1975 года, ставшим звездным часом Сергея и где, к слову, мне тоже посчастливилось побывать, он получил серьезную травму колена на второй предстартовой тренировке. В целях лучшей акклиматизации наша команда прилетела в Колорадо-Спрингс за месяц до начала соревнований, и вот, представляете: уже в самом начале этого сбора у Сергея случилось такое несчастье. Мы думали: все, Волкову конец, потому что с такими травмами на чемпионатах мира не выступают.
1975 год
Впрочем, так считали не только мы, поскольку многие его соперники были просто в шоке, когда узнали, что на жеребьевке Сергей подтвердил свою заявку на участие. В какой-то момент подумалось, что это чистой воды авантюра, поскольку парень почти месяц не тренировался. Но он действительно вышел на лед, сумев на это время (не без вмешательства врачей) побороть боль и стать автором самой сенсационной победы на том чемпионате.
В нашей сборной первым номером тогда считался Ковалев, прилетевший в Колорадо-Спрингс с титулом чемпиона Европы-75 и в зените славы. Да и в составах команд-соперниц фаворитов хватало: достаточно назвать канадца Крэнстона, американца Маккелена или англичанина Карри. Однако Сергей, повторюсь, опроверг все прогнозы: сначала обыграл всех вчистую в «школе», а затем, что самое удивительное, даже с такой травмой прекрасно выполнил три прыжка в три оборота…
1975 год
Помнится, на пресс-конференции у него спросили: посещали ли его мысли отказаться от старта после того, как случилась травма? «Я шел к этой победе очень долго, – ответил он, – и перестал думать о своей травме, как только диктор вызвал меня на лед» («Крутая спираль Сергея Волкова», газета «Советский спорт», 19.04.2003).
В декабре 1975 г. Сергей стал серебряным призером международного турнира на призы газеты «Московские новости».
Сергей сильно отличался от всех остальных фигуристов: с белоснежной шевелюрой и немного застенчивой улыбкой, он, казалось, совсем не стремился быть в центре внимания. Подобно первому русскому олимпийскому чемпиону Николаю Панину, Волков был большим мастером исполнения обязательных фигур. В произвольной программе он демонстрировал очень мягкое, почти бесшумное скольжение, великолепные спирали - особенно ему удавались "кораблики" с большим наклоном в центр круга, - но была у этой природной мягкости (разработать связки на коленях и голеностопах до такой эластичности одними тренировками невозможно) и другая сторона медали.
"Сергей был, как мы говорим, падучий, - объясняет Кудрявцев. - Колени буквально подгибались при приземлении со сложных прыжков. Но это было минусом лишь вначале. Потом он стал технически более совершенен, стабилен, словом, окреп. И еще, это был первый фигурист у нас, который прекрасно справлялся со "школой". Здесь он был стабилен на всех чемпионатах Европы и мира - ниже третьего места никогда не опускался". (О.Тонкачеева, "Сердце на снегу", журнал "Фигурное катание", № 2, 2007).
Короткая программа на ОИ 1976 года
Проработав с Виктором Николаевичем Кудрявцевым в течение 19 лет, в 1976 г. Волков перешел тренироваться к Станиславу Алексеевичу Жуку. «Я не знаю, почему они разошлись с Кудрявцевым. Возможно, желая продлить свой спортивный век, он решил довериться новому тренерскому видению своего места в отечественном фигурном катании, а может быть, причиной стало что-то другое, но в любом случае факт перехода состоялся.
Сергей со свойственной ему добросовестностью и трудолюбием выполнял на тренировках все требования Жука, даже подчас непривычные ему. Я помню, например, как на первой тренировке после длительного перерыва, вызванного одной из многочисленных травм Сергея, Станислав Алексеевич заставил его кататься в полную силу. «Пришел работать – работай, как следует», – любил повторять отличавшийся жестким характером Жук, и Волков работал. Но, увы, вершин счастливых для себя сезонов 1974—1975 годов уже не достиг…», - вспоминал Александр Лакерник («Крутая спираль Сергея Волкова», газета «Советский спорт», 19.04.2003).
Однако именно в 1976 г. он во второй раз в своей карьере стал чемпионом СССР и был 5-м на ЧЕ и ОИ в Инсбруке. Он выступал еще два сезона, став бронзовым призером чемпионата СССР и международного турнира на призы газеты «Московские новости» 1977 г., а в 1978 г. был 5-м на первенстве страны и 2-м на том же московском международном турнире.
1970-е гг.
«Завершил свою долгую спортивную карьеру Сережа в 1978 году, окончательно убедившись в том, что продолжать дальше бессмысленно, - вспоминала родная сестра Волкова Елена Буряк. - До 1982 года работал во Всесоюзном спорткомитете старшим тренером юношеской сборной СССР. Потом перешел в Московский городской совет ДСО «Спартак», тренировал во Дворце спорта «Сокольники» детей. Среди тех, кто занимался в его группе с первого дня, был, например, будущий серебряный призер чемпионата Европы-2002 Александр Абт.
Где-то в 1986 году начался их творческий союз с Александром Фадеевым, который сам изъявил желание тренироваться у Сергея. Правда, просуществовал этот тандем недолго, около полутора лет, а потом по каким-то причинам они разошлись.
В феврале 1990 года он уехал работать по контракту в Австрию, но уже в июне вернулся в Москву, потому что почувствовал себя очень плохо. Страшный диагноз – рак желудка – ему поставили еще до отъезда, но Сергей о нем не знал, хотя, не исключаю, что догадывался. Ему предлагали делать операцию, но он поначалу отказывался, а когда дал согласие, было уже поздно: в последний день августа его не стало…
За несколько дней до смерти мы, по совету знакомых, возили его на Украину, под Харьков, где жил экстрасенс, способный, как нам говорили, останавливать метастазы. Конечно, это был шаг отчаяния, последняя соломинка, за которую пытались ухватиться, чтобы спасти его, но чуда, к сожалению, не случилось. Там, под Харьковом, он и умер. Должна сказать, что, несмотря на такую болезнь, вел он себя в последние дни очень достойно» («Крутая спираль Сергея Волкова», газета «Советский спорт», 19.04.2003).
Люди, знавшие Волкова близко, отмечали, что он был интровертом по натуре. «В любом случае он, несомненно, представлял какую-то удивительную человеческую породу. Резко отличался характером от своих сверстников. Знаете, есть такие разбитные ребята: 11 лет, а они уже лихие казаки. А Сережа был скромным до замкнутости, говорил тихим-тихим голосом. Даже, став взрослым и попав в сборную СССР, продолжал оставаться «белой вороной» – сдержанным и малоразговорчивым. Друзей в команде у него практически не было» - вспоминал о нем Анатолий Шелухин («Крутая спираль Сергея Волкова», газета «Советский спорт», 19.04.2003).
1974 год
А вот что говорил о характере своего ученика Виктор Николаевич Кудрявцев:«На каток его привозила бабушка. Позже я стал замечать, как сильно влияет она на формирование характера Сергея. Он рос очень правильным и в каком-то смысле старомодным. Серьезным, тихим. Его уважали все, кто так или иначе с ним пересекался. Прежде всего потому, что Волков обладал повышенным чувством справедливости. Любая ложь мгновенно выводила его из себя.
Сергея отличало еще одно качество - потрясающая работоспособность. В те времена это было принципиально важно: обязательные упражнения - "школа" - требовали от спортсмена огромного терпения, настойчивости, дотошной мобилизации. Отрабатывать их приходилось самое малое два с половиной часа ежедневно. Уверен, что Волков с его умением анализировать и делать выводы мог бы стать очень хорошим тренером. Хотя прыжки давались ему крайне тяжело» (Е.Вайцеховская, «Сергей Волков», «Спорт-экспресс», 14.03.2005).
Вторая половина 1970-х гг.
Долгие годы мечтой Волкова было стать военным летчиком, как его дядя, служивший в летном полку в Ростове. Сергей неоднократно прыгал с парашютом, читал много специальной литературы и дважды, тайком от тренера, подавал документы в ростовское летное училище, но оба раза не прошел медкомиссию.
Жизнь Сергея была полна стрессовых ситуаций. Кроме многочисленных травм, это были еще и неурядицы в семейной жизни. Счастливый в течение многих лет брак с Людмилой Олеховой, в котором вырос их сын Александр, в конце концов, дал трещину, и Сергей тяжело пережил развод с Людмилой.
Правда, впоследствии счастье вроде бы улыбнулось ему: он женился на преподавательнице Института стали и сплавов Оксане, и у них в апреле 1985 г. родились дочери-близняшки Катя и Настя. Но жить Сергею оставалось, к сожалению, недолго. Жизнь Сергея Волкова преждевременно оборвалась 31 августа 1990 года. Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Могила Сергея Волкова на Кунцевском кладбище в Москве
С 2006 г. по инициативе ФФК Москвы проводятся соревнования, посвященные памяти заслуженного мастера спорта СССР Сергея Волкова. За время их проведения эти соревнования стали одними из любимых всеми юными фигуристами, которые только начинают свой серьезный путь в спорте. Цель турнира имени Волкова - установить "связь времен" между выдающимися фигуристами прошлых лет и юными дарованиями, которые только начали свое восхождение в спорте. Турнир проходит в одиночном катании по спецпрограмме для юношей и девушек старшего и младшего возраста. В нем в разные годы принимали участие многие юные фигуристы, имена которых сейчас хорошо известны любителям ФК – Полина Шелепень, Аделина Сотникова и др.
//Я помню, как Серега пришел ко мне тогда в раздевалку. Он ведь знал, что такое стать чемпионом, знал, как трудно дается это звание, как воспринимается победа в первые секунды. Потом происходит что-то совсем иное, начинаешь в беседах фантазировать, придумывать, додумывать, а может, и осмыслять, что произошло. Но первое состояние ни с чем не сравнится! Он вбегает ко мне в раздевалку: «Ты чемпион!» И у него слезы текут. У мужика, который мечтал стать летчиком! Волков – олицетворение мужской силы, мужской дружбы, мужской верности. И у него слезы. Разве можно такое забыть, разве много людей, которые могли так тебе сопереживать? К сожалению, мало таких, кто готов разделить с тобой не горе, а счастье. В беде помочь многие готовы, а вот радоваться чужому успеху – надо иметь большое сердце…//
Мне боль резьбою ввинчена в висок.
Мне тяжестью свинцовой сводит плечи.
Мне «гоп» орут гимнасты на соскок,
И шепчет тренер: «Нет, еще не вечер».
Мне легкие распять и просушить,
Свернувшись калачом в углу постели,
И нервы оборвать, в моток скрутить,
Их натяженья звуки надоели.
И бинт вспотевший обручем стальным
Уже не держит мышцы растяженье,
И чувствую – движением шальным
Я рву ее вконец без сожаленья.
И охнул кто-то там, в седьмом ряду,
А тренер отвернулся, вздернув плечи.
Но тело, не почувствовав беду,
Упрямо, как тугой пучок картечи.
Но до конца, до стойки руки врозь,
До равновесья сил, желаний, мысли.
Сквозь «не могу», «мне больно» и «авось»
Я сделал все в своей спортивной жизни.
И никогда потом не оглянусь
На спину уходящего из зала.
Ведь это я. А значит, я вернусь.
Вот отдышусь. И все начну сначала.
А тот ЧМ я тоже очень хорошо помню, и победу своих любимцев Моисеевой-Миненкова! И еще запомнилось, что потом, во время ЧМ по хоккею, в перерывах "крутили" по кусочку показательные выступления с того ЧМ. Поэтому я, не будучи поклонницей хоккея, старалась не пропускать матчей, чтобы еще раз полюбоваться лучшими фигуристами мира.