Блеск и нищета фаворитов
Хавьер Фернандес блестяще выиграл произвольную программу в Бостоне и сохранил титул чемпиона мира. Это в какой-то степени удивительно. Но еще более удивительно четвертое место россиянина Михаила Коляды. Ни первое, ни второе никак не вытекало из предыдущего течения сезона, и в еще меньшей степени вытекало из результатов короткой программы.
Короткая программа
Михаил Коляда вышел на лёд вторым. Первая группа традиционно для тех, кто мало что умеет. Для тех, у кого низкий рейтинг ИСУ, то есть фигуристов малоизвестных и мало что умеющих. Еще осенью Михаила Коляду знал только узкий круг любителей фигурного катания и еще более узкий круг специалистов. Пропущенные полтора года из-за перелома ноги опустили молодого спортсмена «в пучину забвения» дома, за пределами любимой отчизны о нем и до травмы мало кто слышал.
Программы к первому полноценному после возвращения сезону Коляда и его тренер Валентина Чеботарева подготовили не для того, чтобы поражать ими на чемпионате мира, а для того, чтобы уверенно пройти сезон. Вернуться. Но с каждым прокатом Коляда выглядел всё уверенней, программы вовсе не смотрелись провинциально, и всё же опыта не хватало, не хватало уверенности и авторитета.
Прокат короткой программы в Бостоне показал, что с уверенностью всё в полном порядке, а вот авторитета не хватило. За прекрасное исполнение всех семи обязательных элементов Михаил Коляда получил 89.66 (51.06+38.60), и судьи явно пожалели GOE, и еще более пожадничали в оценке за компоненты. Но даже с таким жестким отношением Коляда после короткой программы оказался шестым.
Но до окончания этой многострадательной программы было еще далеко, и принесла она немало сюрпризов.
Пятым катался американец Грант Хохштайн. Он упал с четверного тулупа, коряво прыгнул тройной аксель и еще более коряво – каскад 3Л+2Т, но получили 74.81. Для такого катания на мой взгляд слишком много, но домашний лед – он и есть домашний.
Бельгиец Йорик Хедрикс, выступающий в большом декольте, проехал неплохо: вытащил тройной аксель, удержался на выезде с тройного риттбергера и даже за заключительное вращение получил четвертый уровень, хотя испортил его вполне конкретно и получил от судей минусы. Но техконтролер у нас дама, и, видимо, голая грудина Йорика произвела на нее неизгладимое впечатление.
Но катание 16-летнего Дениса Васильева оказалось всё же более эффектным и эффективным. С оценкой 81.07 он вышел на второе место.
В третьей разминке первые сенсации со знаком минус: падает с четверного тулупа вице-чемпион Европы Алексей Быченко, но всё же попадает в произвольную программу, 19-м. А вот китаец Хань Янь, прекрасно выступивший на чемпионате четырех континентов, абсолютно безнадежен: падение с недокрученного четверного тулупа (недокрут сеньора Локателли не поставила – не специалистка в недокрутах), плохой выезд с тройного акселя, и на десерт – одинарный лутц. В итоге 26 место, после никакого испанца Хавьера Райя, и произвольная без одного из фаворитов.
Очень хорошо катается Иван Ригини, и опережает Васильева на 0.10 балла. Но всё это на почтительном отдалении от Коляды.
Четвертая разминка.
Очередной неудачный прокат «от Михала Бржезины»: ошибка на выезде с тройного акселя, падение с четверного тулупа, восьмерка между прыжками в каскаде 3Ф+3Т. Неожиданно высокая оценка – 79.29 (41.26+39.03). Судьи либерально отнеслись к акселю и еще более либерально к грубой ошибке в каскаде. Миша Ге неплох, всё чисто, но судьи ставят его ниже Бржезины.
А за узбекской звездой – оглушительный провал канадца Нама Нгуена. Под «вьетнамские народные мелодии» Нгуен упал с четверного тулупа, пустил бабочку на акселе, и каскад 3Л+3Т его уже не спас – 61.61 (29.80+32.81 – 1): 27-й и мимо произвольной.
Неплохо, но не более того откатал Адам Риппон. Каскад 3Ф+3Т, чуть смазанный выезд с 3А, неплохой тройной лутц «руки вверх», но третий уровень дорожки и одного из вращений поставили его ниже Коляды – 85.72 (43.96+41.76).
Цзинь Боян катается далеко не лучшим образом: неудачный выезд с четверного лутца, к которому он всё же прицепил тройной тулуп, отличный тройной аксель, и неуверенный выезд с четверного тулупа. Все вращения на четвертый уровень, дорожка на третий, и китаец опережает Михаила Коляду на 0.20 балла: 89.86 (52.08+37.78).
Последняя американская надежда Макс Арон в четверном сальхове оперся рукой об лёд и споткнулся в дорожке – 81.28 (42.96+38.32).
Заключительная пятая разминка.
Сёма Уно испортил каскад, где на выходе оказались 3Ф+2Т. Остальное неплохо, но не более того. Вот где сказался второй стартовый номер Коляды и отсутствие авторитета – Уно набирает 90.74 (47.17+43.57) и выходит на первое место. Но ненадолго.
Настоящие чудеса творит Хавьер Фернандес: он падает с четверного сальхова, хотя видимых причин для этого падения не было. Но еще большие чудеса творят судьи – с падением он получает 98.52 (53.06+46.46 – 1)!
Патрик Чан вышел на лёд в раздумьях о продолжении будущей карьеры. Похоже, эти раздумья плохо на него повлияли – Чан упал с тройного акселя. Упал тяжело, плашмя, в стиле Ани Погорилой, хотя уж Патрику валяться не привыкать. Да еще в дорожке терял равновесие. Но «божественный конек» судьи оценили неприлично высоко – 94.84 (48.63+47.21), дав тем самым понять, что не против и дальше любоваться кульбитами экс-чемпиона мира.
Юзуру Ханью был безупречен и великолепен, и получил за свой очередной безупречный прокат 110.56 (61.82+49.04).
Завершал короткую программу Максим Ковтун. Шикарный каскад 4С+3Т, и следом тройной тулуп вместо четверного… Поскольку это был второй тройной тулуп, он не засчитан. К этому казусу добавился неудачный выезд с тройного акселя, и Максим только 13-й – 78.46 (38.35+40.11). Но оставалась надежда, что в произвольной программе Ковтун сумеет наконец-то собраться и выдать хотя бы часть того, что умеет.
Произвольная программа, или «проверка на вшивость»
Максим Ковтун катался 12-м. На предстартовой разминке он попытался прыгнуть 4Т, но вылетел двойной тулуп, и Максим затравленно оглянулся. Стало понятно, что морально он уже «готов», что ничего хорошего можно не ждать. Так и случилось.
Ковтун катался катастрофически плохо, показал в произвольной программе 21-й результат и упокоился на 18-м месте. На своем первом чемпионате мира Ковтун был 17-м. Круг замкнулся. Сумеет ли он оправиться от этого оглушительного провала, не знаю. Но не думаю, что Елена Буянова сможет ему чем-то помочь – тараканы не на льду, они в голове. Ковтун проиграл даже австралийцу, что само по себе уже позорно.
Из первых двух разминок прекрасно проехал Алексей Быченко. Но самое уверенное катание показал Грант Хохштайн. Он и лидировал перед третьей разминкой.
Третья разминка
Денис Тен начал с недокрученного четверного сальхова на две ноги. Ноги судьи увидели, а вот явный, вопиющий недокрут г-жа Локателли вновь пропустила. Это что, «линия партии», или творческие экзерсисы технического контролера? За свой фактически проваленный прокат Тен получил 151.58 (73.86+78.72 – 1), что попросту неприлично. Сумма 230.13 вывела его в итоге на 11-е место.
16-летний Денис Васильев четверные пока не прыгает, но и не падает. У него получилось не всё: двойные тулупы в каскадах вместо тройных, одинарный аксель вместо двойного, недокрут на лутце (оказывается, недокруты Локателли всё же иногда видит). Но общее впечатление от его прокатов в Бостоне осталось очень и очень хорошее.
Макс Арон выдал «прокат жизни». Всего одна ошибка, на заключительном двойном акселе. Конечно, «лебеди» там плавают сами по себе, Макс прыгает и бегает сам по себе, но технически он сделал почти всё на очень высоком уровне. Отсюда и оценка – 172.86 (93.16+79.70), и очень высокая сумма – 254.14.
Очень хорошо катался Иван Ригини. Он впервые выполнил четверной тулуп, и прыгнул его вполне прилично. Правда, возникли проблемы с акселем: падение с 3А в начале программы, и с 2А в конце. Оценка 147.35 (73.31+76.04 – 1), сумма 228.52, и он 12-й. Но дело даже не в месте – его катание в Бостоне – это прорыв на новый уровень.
Адам Риппон… Вот уж кто веселил меня в этом сезоне, так это Риппон. Но когда у него получается, тогда он перестает изображать обезьяну перед зеркалом, а катается. Катается очень хорошо. В Бостоне у Риппона получилось. Он наконец-то прыгнул четверной лутц – хотя и с недокрутом, и на волне этого успеха выдал шикарный прокат. Соответственно и оценки – 178.72 (93.08+85.64), сумма 264.44, и перед заключительной разминкой он лидер с претензией на медаль.
Сильнейшую разминку открывал Михаил Коляда. Это был фантастически чистый прокат: 4Т, 3А, 3А+3Т, 3Л, 3Р, 3Л+2Т+2Р, 3С+2А, 2А… и всё не только без ошибок, но и без помарок. Одно вращение судьи оценили на третий уровень. Блестящее выступление дебютанта чемпионата мира выводит его в лидеры: 178.31 (93.67+84.64), сумма 267.97. Потрясающе…
Вот это – характер. Не хочу выдавать авансы, но такого фигуриста у нас не было со времен Евгения Плющенко, когда он еще был Плющенко, а не …
За Михаилом – главный фаворит чемпионата, которому все уже повесили на шею золото. За Колядой – Юзуру Ханью. Это было довольно тяжкое зрелище. У японского самурая не пошли прыжки, и программа как-то рассыпалась. Ко всем неприятностям добавилось падение с 4С во второй половине программы, и слетел каскад.
Ошибок было очень много, и проваленную техническую оценку не спасли компоненты: 184.51 (93.59+92.02 – 1). Сумма Ханью 295.17 не выглядела непреодолимой.
Цзинь Боян тоже не блистал: 4л с плохим выездом, и 4С не лучшим образом, и 4Т, и каскад 3Л+3Т… Мелкие помарки, ошибки и ошибочки почти во всех элементах. Но мощная техническая база вывела Бояна на второе место – 181.13 (104.99+76.14), сумма 270.99.
Но, кроме Коляды и Риппона, в Бостоне оказался еще один фигурист, сумевший показать максимум своих возможностей - действующий чемпион мира Хавьер Фернандес. Здесь даже комментировать нечего, можно только смотреть с открытым ртом и отвисшей челюстью.
Фернандес получил за прокат произвольной программы 216.41 (118.05+98.36) и с суммой 314.93 стал недосягаем для соперников.
Но оставался еще один фигурист, претендовавший на награды – Патрик Чан.
К сожалению или к счастью, но Чан вполне конкретно провалился. Он не прыгал, и даже вспомнил полузабытый бортик. На прыжки заезжал через весь каток, отбросив свои «волшебные» компоненты – только бы скрутить без падений. Падений не было, но и скрутить получалось плохо.
Оценка Патрика за произвольную программу только восьмая – 171.91 (79.31+92.60), в сумме (266.75) он проигрывает Михаилу Коляде. Чан только пятый.
Итог: 1. Хавьер Фернадес (Испания) – 314.93, 2. Юзуру Ханью (Япония) – 294.17, 3. Цзинь Боян (Китай) – 270.99, 4. Михаил Коляда (Россия) – 267.97, 5. Патрик Чан (Канада) – 266.75, 6. Адам Риппон (США) – 264.44 … 18. Максим Ковтун (Россия) – 210.14.
К нам вернулась надежда
Очень впечатляюще
Я считаю, что он выдал в Бостоне максимум того, на что он сегодня способен.
Я очень надеюсь, что к следующему сезону он прибавит, и прибавит много. Прыжки у него великолепные, от приземления просто дыхание спирает - мягко, элегантно. Только бы обошлось без форсирования и лишних дифирамбов. И без травм.
можно было парня 16-17 лет заставлять прыгать пять этих злосчастных четверных, когда некоторые даже и одного не прыгают пока. Почему не грузить его постепенно. Прыгал бы по одному в программе, работали над второй оценкой, зарабатывали авторитет у судей чистотой исполнения. Через год добавили третий, еще через год четвертый. Сейчас бы по другому все было. У Максима была бы уверенность, и мышечная память, что он может стабильно выкатать обе программы. Сейчас определенно видна проблема психологического характера, три года он бьется, чтоб все собрать. Но когда нет уверенности, что это получится, то мало что получится.
Непонятно почему Тарасова открещивается от него "я не его тренер". Ведь она его летом тренировала. Медалей нет, и уже не нужен? Так сами же виноваты, ломаете парня. Зачем ему надо было ехать на тот взрослый чемпионат мира, почему он на юниорский не поехал? На взрослый должен был ехать Плющенко. Не на очередной чемпионат России, он ему сто лет не нужен был, а получить два места на олимпиаду. В десятку на одном авторитете вошел бы точно. Водорезова тоже слова доброго в интервью никогда не скажет. Странно все. Тренер ведь не только технику должен ставить. Тарасова вон как со своими возилась в свое время, кормила, обстирывала, психологов нанимала, распорядок дня отслеживала. А Ковтуну и доброго слова не находится в случае провала.