Чемпионат мира. «Бантики и пуфики»(с) мужского турнира
---------------///---------------///---------------
"Ни за что не хочу выполнять прыжки так, чтобы со стороны казалось, что сейчас я точно прыгать буду" (с) Юзуру Ханю
---------------///---------------///---------------
"Если кто-то выходит и на протяжении всей программы штампует квады, то прыжки впечатляют, но программа при этом теряет так много - хореографию и остальные элементы, где можно показать превосходство" (с) Джеффри Баттл
---------------///---------------///---------------
"Просто четыре четверных прыжка в программах и четыре четверных прыжка со сложными связками и заходами - две большие разницы. Просто со стороны это не всегда видно" (с) Хавьер Фернандес
---------------///---------------///---------------
Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Завершившийся чемпионат мира показал, что сложность программ в мужском одиночном катании определяется не только разнообразием видов и количеством четверных прыжков. Есть в мужском одиночном катании место "бантикам и пуфикам"(с), которые являются не только украшением программы. Катать программу с несколькими четверными прыжками со сложными связками и шагами несоизмеримо труднее. Именно такие постановки в мужском одиночном катании являются самыми сбалансированными по сложности и хореографической составляющей. Почему? Ответ очевиден. Разнообразие заходов на прыжки (отсутствие однотипных заходов, расположение прыжковых элементов в разных частях катка) и сложные выезды с них, связки между элементами, прыжки с шагов и заходов, идеально вписанных в хореографию, усложняют рисунок программы. Эти критерии исполнения программы должны находить отражение не только в GOE, но и в оценке компонентов программы (SS, TR и CH).
Также можно пойти другим путем и вообще убрать все сложные транзишены и шаги перед прыжками. За счет этого прыжки могут получится высокими, с хорошими выездами, скоростью и плавностью.
Но с топов - спрос особый. Фигурист должен не просто исполнять прыжки, но и выгодно презентовать их в "дорогой обертке" в виде сложных заходов и заходов с шагов. Это действительно сложно, это увеличивает риск ошибки. Но это и есть настоящее мужское катание - рисковать, не боясь ошибиться. Все эти "кружева" поощряются системой судейства и должны присутствовать в программе, претендующей на высокую оценку за компоненты TR (связки) и CH (хореография).
Программы топ-7 мужского турнира очень отличаются по сложности, поэтому и возникла идея этого поста - разобрать их с точки зрения сложности и разнообразия связок между элементами и заходов на них, выбрав для сравнения основные критерии компонента Transition / Linking Footwork. Сравним, насколько фигуристы используют в программах весь инструментарий движения, сочетая исполнение прыжков со сложных заходов и наличие разнообразных связок между элементами.
Оценка связующих элементов (TR) включает следующие критерии:
Разнообразие (Variety):
связующие шаги – footwork transition (шаги и повороты);
Шаги (сопровождаются сменой ноги): основные, беговые, подсечки, шассе, кросс роллы, шаги на зубцах, моухок, чоктау и другие.
Повороты (без смены ноги): тройки, твизлы, петли, скобки, выкрюки, крюки.
связующие движения (элементы фигурного катания) - skating movement transition(кораблики, бауэры, циркули, гидроспирали, спирали, выпады, ласточки, пистолетики, арабески);
движения тела в различных сочетаниях (голова, руки и торс) - body movement transition;
другие элементы, не запрещенные, но и не относящиеся к обязательным техническим элементам - non listed element transition(подпрыжка, мазурка, внутренний аксель, ойлер, валлей (цак), продольные и поперечные шпагаты, балетный прыжок, бедуинский, перекидной, полуаксель).
Трудность(Difficulty) - шаги совмещены с движениями тела, головы, рук и с изменением направления движения.
Связки делятся на простые и сложные. Например, моухок - простой шаг, чоктау - сложный; тройка - простой поворот, выкрюк или скобка - сложные. Шаги (на двух ногах) проще поворотов (на одной ноге). Бауэр сложнее спирали, а валлей сложнее, чем ойлер. Изменение направления движения (по часовой и против часовой стрелки) и использование движений тела увеличивают трудность связок и должно отражаться в увеличении оценки за этот компонент.
Сложность(Intricacy) - оригинальность и сложность заходов на элементы и выездов с них.
Связки выполняются непосредственно перед выполнением элемента программы и сразу же после него. Оригинальность и сложность захода на элемент и выезда с него увеличивают не только GOE, но и оценку за компоненты программы TR и CH. Длинная подготовка к элементам отражает невысокий уровень критерия "сложность" и компонента TR в целом.
Качество (Quality)- чистота исполнения связок.
Попробуем оценить прежде всего не общее количество связок, а их качество как соотношение количества беговых (подсечек) к количеству одноножных связок и их разнообразие в целом. Поэтому учитываем:
footwork transition - беговые шаги и подсечки, тройки (простой поворот на одной ноге) и сложные повороты (крюки, выкрюки, скобки, твиззлы, петли);
skating movement transition - элементы фигурного катания (кораблики, спирали, бауэры, выпады и т.п.);
non listed element transition - не входящие в список оцениваемых технические элементы (подпрыжки, шпагаты и т.п.).
Попробуем оценить разнообразие и сложность связок (заходы на прыжки и выездов с них), а также качество их исполнения.
Дорожки шагов и хореографические секвенции не учитываем, так как они являются отдельным элементом программы.
Разберем короткие программы Юзуру Ханю, Патрика Чана, Хавьера Фернандеса, Михаила Коляды, Шомы Уно, Бояна Цзиня и Адама Риппона.
Расписывать все связки в каждой программе не буду, чтобы не утомлять читателей. Подробно распишу заходы и выезды на прыжковые элементы в каждой из семи программ, а остальное представлю наглядно в виде таблицы, диаграммы и гифок.
Разнообразие связок в короткой программе представлено в таблице
Соотношение количества количества одноножных связок, беговых шагов (подсечек) и других связок на единицу времени (короткая программа)
Наибольшее количество одноножных связок - в программе Юзуру Ханю (почти в два раза больше, чем у Патрика, и в три раза больше, чем у Хавьера). Меньше всех одноножных связок в программах Адама, Бояна и Шомы. Михаил Коляда занимает место в "золотой середине".
Больше всех беговых шагов и подсечек содержит короткая программа Шомы Уно, их наименьшее количество - в программе Юзуру Ханю. Михаил Коляда, Адам Риппон и Боянь Дзинь используют примерно одинаковое количество беговых и подсечек.
В короткой программе сольный тройной или четверной прыжок должен исполняться с шагов непосредственно перед прыжком. Наличие разрыва (паузы) в шагах должно снижать GOE за исполнение прыжка на -1/-2, отсутствие шагов - на -3.
Как определяется критерий "сложный заход"? На мой взгляд, это реальное усложнение, когда шаги и движения перед прыжком действительно усложняют его, так как влияют на баланс тела фигуриста (3А Юзуру и Хавьера в КП, например, где использованы не только шаги, но и элементы фигурного катания). Или когда последние шаги выполняются на той же ноге, с которой выполняется прыжок (3А в КП, 3F и ойлерный каскад Юзуру в ПП).
Критерий "четко распознаваемые шаги непосредственно перед прыжком" означает, что прыжок выполняется с четких и ясных шагов, без пауз между шагами, в одном ритме с последним шагом (тем, непосредственно с которого прыгает фигурист).
Ниже на гифках представлены заходы на сольный прыжок в короткой программе. Наглядно, правда? Очень заметна разница между исполнением прыжка с обязательных и непрерывных шагов и исполнением с паузой между шагами или их отсутствием.
4S Юзуру Ханю (сложный заход, шаги непосредственно перед прыжком + сложный выезд)
3Lz Патрика Чана (сложный заход, шаги непосредственно перед прыжком)
3Lz Михаила Коляды (сложный заход, шаги непосредственно перед прыжком)
3Lz Адама Риппона (сложный заход, шаги на заходе, но пауза перед прыжком)
4Т Шомы Уно (пауза в шагах)
4Т Бояна Цзиня (пауза в шагах)
Заходы на прыжковые элементы короткой программы
Юзуру Ханю
Кораблик - тройка - моухок - 4S - кораблик наружу
Чоктау - моухок - шассе - тройка - 4Т+3Т
Бауэр - тройка - шассе -выкрюк - 3А - перетяжка - выкрюк
Хавьер Фернандес
Обманный через моухок - простой разворот - тройка - 4Т+3Т
Тройка- моухок - тройка - моухок - 4S
Подпрыжка - выпад - тройка - бауэр - перекрестный - перетяжка - 3А
Боян Цзинь
Моухок - 4Lz+3T
Перетяжка - крюк - перетяжка - 3А
Моухок - тройка - шассе - моухок - шассе - моухок - 4Т
Михаил Коляда
Шассе - моухок - простой разворот - тройка - 4Т+3Т
Шассе - скобка - встает на дугу - 3А
Бести - крюк - шассе - 3Lz
Патрик Чан
Обманный через моухок - простой разворот - тройка - 4Т+3Т
Тройка - моухок - шассе - дуга RBO - 3А
Подпрыжка - чоктау - моухок - кросс ролл - моухок - 3Lz
Адам Риппон
Шассе - моухок - тройка - 3F+3T
Шассе - дуга RВO - 3А
Кораблик - шассе - валлей - шассе - чоктау - шассе - 3Lz
Шома Уно
Чоктау - шассе - чоктау - шассе - простой разворот - тройка - 4Т
*В обоих случаях Шома выполнил т.н. имитацию чоктау (переступанием на двух ногах без отрыва первой ноги)*
Кораблик - 3А - перетяжка - fan spiral
Шассе - моухок - 3F+2T
Попробуем проанализировать критерии компонента TR в каждой из программ.
Юзуру Ханю в своей короткой программе демонстрирует самое лучшее разнообразие связок. Большое количество одноножных связок, минимум беговых и подсечек. Связки равномерно распределены по программе. Кроме коньковых связок в программе имеются связки в виде элементов фигурного катания (кораблики, бауэры, подпрыжки). Разнообразие связок очень хорошее.
Выполнение связующих шагов и элементов сопровождается движениями рук, тела и головы и сопровождается изменением направления движения. Превалируют сложные связки, а простые шаги выполняются одновременно с движениями рук и тела. Трудность связок очень хорошая.
Связки равномерно распределены по рисунку программы (как между элементами, так и являются сложными заходами/выездами). Все три прыжковых элемента программы Юзуру исполняет со сложного захода, два прыжка из трех имеют, кроме этого, сложный выезд. Сложность связок очень хорошая.
Качество исполнения связок очень хорошее. Движения рук, корпуса и головы соответствуют музыке.
Разнообразие связок в короткой программе Патрика Чана очень хорошее. Превалируют коньковые связки, в достаточном количестве - одноножные связки и элементы фигурного катания (выпад и подпрыжки). Мало беговых и подсечек.
Трудность связок очень хорошая. Их выполнение сопровождается движениями тела, рук и головы и постоянной сменой направления движения. Простые шаги сменяются сложными.
Сложность связок хорошая. В программе Патрика много связок, но сконцентритованы они в тех ее частях, где нет прыжков и не являются сложными заходами/выездами. Из трех прыжковых элементов только 3Lz исполнен со сложного захода. Заходы на каскад 4Т+3Т и 3А - простые. Ни одного сложного выезда.
Качество исполнения связок очень хорошее.
Разнообразие связок в программе Хавьера Фернандеса хорошее. В равных количествах присутствуют беговые, одноножные связки и связующие элементы (кораблики, выпады и подпрыжки). Присутствуют коньковые шаги в характере и стиле музыки. Мало беговых и подсечек.
Трудность связок хорошая. Выполнение связующих шагов сопровождается движениями рук, тела и сменой направления.
Сложность связок хорошая, распределены они равномерно. Два прыжка из трех (4S и 3A) выполняются со сложных заходов. Сложных выездов нет.
Качество исполнения связок хорошее. Особенно хороши движения рук и головы в стиле испанского танца.
Разнообразие связок в программе Адама Риппона выше среднего (ближе к хорошему). Преобладают двуножные связки (шаги) и беговые (подсечки) относительно одноножных связок. Используется большее разнообразие элементов фигурного катания (выпады, кораблик, валлей, подпрыжки, non listed jump).
Трудность связок скорее хорошая. Много движений тела и рук при исполнении связующих шагов и элементов. Постоянная смена направления движения.
Сложность связок ближе к хорошей. Связки распределены в основном между элементами и не являются сложными заходами/выездами. Со сложного захода исполняется только один прыжок - 3Lz.
Качество исполнения связок хорошее.
Разнообразие связок в короткой программе Михаила Коляды ближе к хорошему. По количеству одноножных коньковых связок в программе фигурист занимает почетное 4-е место после тройки Ханю-Чан-Фернандес. В достаточном количестве присутствуют связки в виде шагов и элементов (бауэр, бести, подпрыжка). Последнее скорее нетипично для наших мужчин-одиночников.
Трудность связок хорошая. Достаточное количество связок сопровождается сменой направления движения и движениями тела и рук. Ниже на гифке Михаил исполняет связку: бауэр с движениями рук, головы и тела, переходящий в тройку.
Сложность связок хорошая. Связующие элементы равномерно распределены между элементами, часть связок являются сложными заходами на 3А и 3Lz. В заходах на прыжки используются не только шаги и повороты, но и элементы фигурного катания.
Качество исполнения связок хорошее.
Разнообразие связок в программе Бояна Цзиня среднее. Присутствуют как связующие шаги, так и связующие элементы (выпады и подпрыжка). Превалируют двуножные связки, простые шаги (моухоки и шассе). Количество беговых и подсечек не самое большое:)
Трудность связок средняя. Движений головы, рук и тела при выполнении связующих шагов достаточно. Связки выполняются со сменой направления движения. Пример - ниже на гифке.
Сложность связок средняя. Связующие элементы расположены между элементами и не являются сложными заходами/выездами. Заходы на прыжковые элементы простые, за исключением 3А (здесь Боян, пожалуй, приятно удивил).
Качество исполнения связок среднее. Молодой человек старается:)
Разнообразие связок в программе Шомы Уно среднее. Превалируют двуножные связки, большое количество беговых и подсечек, разбавленных редкими связками для изменения направления движения (моухоками, тройками) или корабликом. В достаточном количестве движения тела в различных сочетаниях и суровый взгляд.
Трудность связок средняя. Шаги сопровождаются движениями рук и головы. На мой взгляд, недостаточно смены направления движения при выполнении связок.
Сложность связок выше среднего. Большая часть связующих элементов сконцентрирована между элементами и не является сложными заходами/выездами. Исключением является заход на 3А и выезд с него.
Качество связок скорее хорошее.
Интересное наблюдение:) Некоторые топы используют однотипные заходы на одинаковые прыжки и в короткой, и в произвольной программе (4Т и 3А Патрика, 4Т и 4S Хавьера, например). Понятно, что прыгать с одного захода проще и привычнее, но тогда трудно говорить о сложности и некотором разнообразии связок в обеих программах.
С учетом количества четверных прыжков в короткой программе, сложности связок перед элементами, их плотности, трудности и разнообразия именно Юзуру Ханю демонстрирует самую сложную программу. Чуть менее сложную по связкам КП, учитывая количество четверных прыжков, исполнил Хавьер Фернандес.
В заключение хочу поделиться самыми красивыми и оригинальными, на мой взгляд, связками "заход - прыжок - выезд" короткой программы. Это случайное совпадение:) Все три прыжка оказались тройным акселем.
Тройной аксель Юзуру Ханю (GOE +3)
Тройной аксель Хавьера Фернандеса (GOE +2,57)
Тройной аксель Михаила Коляды (GOE +2,14)
Спасибо за внимание:)
Всех любителей фигурного катания с окончанием сезона.
С уважением, Юлия.
Было бы просто замечательно, если бы во время соревнований, где-нибудь в перерывах во время заливки льда, судьями давалась на экранах подобная структурированная статистика и четкие разборы исполненных каждым спортсменом элементов и полученных за них оценок. Вот тогда с фигурного катания навсегда слетело бы клеймо субъективного вида спорта. И никто бы не разводил споры о справедливости судейства. Потому что факты всегда объективны и говорят сами за себя.
Спасибо, Юлена. Было очень интересно и познавательно. Даже для чайников.
Разбор ПП мужчин есть (в черновике), но оформление поста требует много времени.
С девочками еще сложнее:) А в межсезонье информация потеряет свою актуальность.