Masquerade by Toshl. Быть, а не казаться
На первом выступлении шоу FaOI в Макухари двукратный олимпийский чемпион Юзуру Ханю представил новый показательный номер под песню Masquerade, исполненную легендарным японским вокалистом и композитором ToshI. Премьера стала настоящей сенсацией и произвела неизгладимое впечатление на зрителей.
"Это было такое представление, будто он вложил туда часть своей души. Он отдал всё" (с) Toshl о совместных выступлениях с Юзуру в Макухари 27.05.2019
Потрясающий “Маскарад” родился в результате сотрудничества Юзуру с Тоши и Ше-Линн Бурн, автором хореографической идеи программы.
По информации из интервью Юзуру (журнал Quadruple Axel, 17 июня 2019) работа над постановкой планировалась в Торонто накануне вылета в Японию для участия в шоу. Но Ше-Линн получила травму колена, поэтому планы пришлось срочно корректировать. Юзуру отправил Ше-Линн музыку и текст песни, она продумала образ и идею, записала хореографию на видео и отправила ему в ответ. С 23.00 вечера до 04.00 утра Юзуру смотрел видео и работал над хореографией. Поспал всего три часа, а на следующий день уже выступил с премьерой на шоу.
Известно, что Юзуру принял самое активное участие в постановке программы, внеся в нее яркие хореографические штрихи. Драматичные и знаковые фрагменты: часть с “неподвижностью” в начале и финальный бросок “маски-перчатки” - оригинальная хореография самого Юзуру.
Этот мощный, страстный и эмоциональный бросок “маски” на последней репетиции даже испугал Тоши: “В самом конце он швырнул перчатку на лёд. Я понятия не имел, что происходит. Позже я узнал, что это часть его выступления” (с)
Автором музыки и текста Masquerade является Деяма Тошимицу (сценический псевдоним ToshI) - японский музыкант, певец, автор и исполнитель собственных песен, обладатель эмоционального и яркого голоса, известный, прежде всего, как бессменный вокалист легендарной группы X JAPAN. Творческая личность со тяжелой судьбой.
Тоши был весьма впечатлен личностью Юзуру и совместной работой с ним, о чем писал в своем блоге на протяжении всего тура FaOI.
“Юзуру такой бодрый и жизнерадостный, а его чуткость трогает сердце. Он очень отличается от создаваемых им образов: после экспрессивных выступлений он становится мягким, милым и дружелюбным. Просто потрясающий контраст” (с)
Композиция “Маскарад”, которую выбрал Юзуру, содержит, по его словам, сильный посыл. Он хотел передать его, “держа в уме мысли о Тоши-сане и показать его тон и манеру выражать чувства и даже то, как бьётся его сердце, когда звучит эта песня” (журнал Quadruple Axel). Сюжет “Маскарада” связан с желанием выразить чувства и душевные переживания автора, пропущенные через призму собственного жизненного опыта.
Ключиком к хореографии номера является текст композиции. Единство и борьба противоположностей как основа драматургии всего номера. Не случайно герой "играет" то красной, то черно-белой масками-перчатками. И в финале снимает черно-белую "маску", бросает ее на лед, тем самым “возвращаясь к настоящему себе” (с).
Интересно, сколько раз Юзуру слушал “Маскарад”? Он настолько точно уловил музыкальные интонации этой песни, так гармонично передал все мелодические оттенки через характер хореографических движений, в очередной раз продемонстрировав яркие грани своего таланта и тонкое восприятие музыки.
Юзуру катал программу под живой вокал 8 раз. И в каждом из этих восьми прокатов почувствовал и передал невольные смены музыкальных акцентов, темпа и ритма в живом исполнении Тоши и другие подобные ньюансы. В процессе развития программа становилась все более утонченной, а жесты Юзуру - более выразительными.
Отдельно хочу отметить великолепный костюм к программе, отражающий хореографическую идею, а также дающий богатую почву для интерпретации. Для Юзуру нет мелочей. Даже в деталях.
Два цвета, две "маски"-перчатки, ткани двух разных фактур (стрейч и кожа), рукава разной длины, глухой воротник-стойка. Яркая бело-черная перчатка на фоне костюма винно-черного цвета с мерцающими в свете софитов стразами. Тот же контраст единства и борьбы противоположностей. Символ душевных метаний и освобождения.
К сожалению, от кожаной вставки на камзоле пришлось отказаться. По словам Юзуру, в нем было очень жарко и тяжело катать.
Музыкально-хореографическая структура программы состоит из трех частей: вступление, основная часть и кульминация. Каждая из частей содержит знаковые хореографические элементы и позировки, которые не только гармонично и точно вписаны в мелодическую структуру, но и усиливают смысловые и текстовые акценты.
Так, в динамичном вступлении хореографические акценты обозначены комбинационной коньковой связкой и завершающей проходкой-позировкой “Неподвижность” с фокусом на движения свободной ноги и точную лексику корпуса и рук.
Начало основной части с вступлением вокальной партии подчеркнуто хореографическими движениями и коньковыми связками, цитирующими текст песни. Ярчайшим хореографическим штрихом является тройной аксель, исполненный на сильную долю. Гидроблейд великолепно вписан в текстовую и мелодическую структуры (восклицание “Masquerade!”), а музыкальные акценты на твиззлах в полуприседе и последующем вращении усилены ярким тематическим штрихом - “маской”. Начало проигрыша без вокала обозначено хореографической позировкой, а коньковые связки до тройного флипа и выезд с него подчеркивают динамику музыкальной фразы. Очередное мягкое вступление вокала гармонирует с вращением в заклоне и последующей хореографической позировкой.
Кульминационная часть, начиная с фирменного ина-бауэра на восклицание “Masquerade!” и заканчивая отложенным акселем и финальной знаковой проходкой является ярким хореографическим штрихом, обыгрывающим все музыкальные и текстовые акценты.
“Игра маской” на протяжении всей программы делает лексику корпуса и рук более выразительной, расставляя тонкие хореографические штрихи при исполнении элементов и коньковых связок.
Мелодическая структура “Маскарада” закольцована, поскольку начинается и завершается одной и той же музыкальной цитатой из “Призрака Оперы” в гитарной обработке. Начиная с прокатов в Сендае изменилась тональность композиции, что заметно уже по первым аккордам вступления - Тоши “поднял” высоту исполнения песни.
Видео “Маскарада”: Макухари, Сендай. В качестве основного для разбора использован прокат в Кобе.
“Я даже не могу подобрать нужных слов, но от всего сердца благодарю Юзуру Ханю, который слушал все мои песни и грациозно катался, вкладывая в это свою душу» (с) Тоши
Программа начинается с мощного динамичного вступления без вокала в гитарной обработке. Разворот, широкий шаг, хореографическая позировка в конце музыкального такта.
Огромный бедуинский прыжок с переходом в разворот в приседе в начале коньковой связки: мазурка, выкрюк вперед-внутрь, ойлер, переход на ход вперед и зубцовый шаг с маховым движением свободной ноги и разворотом в приседе. Основные элементы этой связки (хореографическая позировка, бедуинский, мазурка, ойлер) подчеркивают тактовые акценты, а длина шагов и поворотов (выкрюк, зубцовые шаги, развороты) отражает динамику музыкального вступления. Хореографические акценты точно расставлены движениями корпуса и рук.
Резкая смена музыкальных интонаций при переходе к плавным зубцовым шагам на ход назад, являющимся основой знаковой проходки. Переход к финальной хореографической позировке подчеркивает лейтмотив песни - “под маской скрыты истинные чувства”. Легкие движения корпуса и обеих рук в конце проходки подчеркивают финальные мелодические акценты вступительной части.
Один из самых сильных и драматичных хореографических моментов программы. Движение свободной ноги на зубцовых шагах точно цитирует каждый музыкальный такт, последний из которых обозначен разворотом корпуса и переходом к хореографической позировке “Маска”.
Под этой маской бушуют страсти. Зрителя захлестывает шквал эмоций в ответ на внутреннюю силу, мощь и страстность, которую Юзуру выплескивает в зал.
Начало вокальной партии обыграно знаковой хореографической позировкой с переходом во вращательные шаги. Идеальное взаимодействие конька и хореографических движений с фортепианными аккордами. Хореографический акцент на выразительной лексике рук “игра маской” в позировке и на вращательных шагах олицетворяют основную идею программы - необходимость жить, спрятав внутри настоящие чувства.
Надел маску судьбы, забыв истинное лицо (с)
Плавные движения и легкое катание Юзуру придают дополнительную эмоциональную окраску мягкому вокалу Тоши. Длина шагов и поворотов следующей коньковой связки подчеркивает длину ритмической доли: выпад с переходом на зубец в конце мелодической фразы, легкая подпрыжка в начале следующей, шассе с переходом на ход вперед, раскатистая вальсовая тройка и подсечка с акцентированной по длине дугой выезда, обыгрывающей конец музыкальной фразы.
Скрывая одиночества печаль (с)
Длина следующей музыкальной фразы подчеркнута коньковой связкой: переход на ход вперед, два кросс ролла, риттбергерная тройка, шассе и пара подсечек. Все шаги гармонично ложатся на мелодический рисунок, а плавные движения корпуса и рук являются дополнительным хореографическим штрихом, подчеркивающим нежные интонации вокальной партии.
Очередная мелодическая фраза также стильно обыграна двумя корабликами, протяженность которых подчеркивает длину ритмической доли, а смена направления - начало нового музыкального такта. Подобная глубина интерпретации музыки является отличительной чертой программ Юзуру.
И словно в призрачном лесу бреду в кромешной тьме (с)
Риттбергерная тройка, шассе и пара подсечек гармонично подчеркивают окончание музыкальной фразы и готовят к ярким акцентам при исполнении тройного акселя.
Следующая часть программы (от захода на тройной аксель до окончания вокальной партии) наиболее ярко демонстрирует тонкое взаимодействие хореографической структуры и музыкальной фразировки. Динамика шагов и движений после выезда с прыжка подчеркивает длину ритмической доли, а ключевые элементы композиции и коньковые связки дополнены пластикой корпуса и рук (“игра маской”), обыгрывающей наиболее яркие музыкальные акценты.
Ручьи кровавых слез текут по маски серебру (с)
Великолепный фирменный тройной аксель с выкрюка, исполненный в кульминацию и на сильную долю, является центральным хореографическим элементом этой части программы. В Сендае и Кобе Юзуру приземлил тройной аксель на яркий аккорд (слово chi “чи” - “кровь”). Выезд с прыжка в комбинированную связку: твиззл с поднятыми руками - полуриттбергер - зубцовый шаг - акцентированный выпад на сильную долю с переходом в твиззл и кораблик гармонично обыгрывает длину музыкальной фразы.
Вариации исполнения тройного акселя по длине музыкальной фразы в Макухари, Сендае, Кобе и Тояме здесь.
Переход на ход вперед в начале новой музыкальной фразы, три беговых, моухок с переходом в позировку с хореографическим акцентом на раскрытие обеих рук на сильную долю такта и две подсечки с акцентом “маска” перед гидроблейдом.
Последующая эффектная хореографическая связка (гидроблейд - твиззлы в полуприседе - комбинированное вращение) эффектно подчеркивает не только музыкальную фразировку, но и текстовую структуру (звучащий лейтмотив “Masquerade!”). Насколько естественно Юзуру обыграл музыкальные акценты на каждом элементе этой связки “маской-перчаткой”! Сложно объяснить словами такое тонкое взаимодействие музыки и движений.
Маскарад! Мимолетный, одинокий... Маскарад! (с)
Завершение вокальной партии хореографически подчеркивается позировкой на выходе из вращения. В этом музыкальном фрагменте без вокала нарастание музыкальных интонаций и постепенное увеличение силы звука эффектно обыграно резкими акцентированными движениями корпуса и рук и стремительным исполнением коньковых связок при заходе на тройной флип. Последний, начиная с выступлений в Сендае, заменил прыжок в шпагат.
Мазурка, пара моухоков с хореографическим акцентом на резкое раскрытие рук на сильную долю, две подсечки, переход на ход вперед и заход на тройной флип через многократные тройки, замечательно вписанный в ритмический рисунок такта. Сам прыжок исполнен на сильную долю с эффектным хореографическим акцентом в виде резкого движения правой руки на выезде (сжатие ладони в кулак на следующую сильную долю).
Смена музыкальных интонаций подчеркнута вступлением вокальной партии и обыграна хореографической связкой из вращения в заклоне и знаковой позировкой. Вращение гармонично подчеркивает музыкальную фразировку и придает дополнительную эмоциональность пронзительному вокалу Тоши. Мягкое прикосновение к сердцу в заклоне и трогательная лексика рук в хореографической позировке обыгрывают текстовый акцент, что также усиливает музыкальную интерпретацию. А Юзуру в этот момент поет...
Хочу сбросить маску, стать самим собой (с)
Всплеск музыкальных интонаций при переходе к кульминации программы обыгран великолепным ина-бауэром. Юзуру обладает поразительной способностью в зависимости от идеи и стилистики программы варьировать исполнение своего коронного элемента, используя точную лексику рук и корпуса. В “Маскараде” он вновь продемонстрировал эффектное исполнение элемента с ярким хореографическим штрихом "игра масками”: “Mas” - надевает красную, “que” - черно-белую, “rade!” - резким движением снимает обе маски и широко разводит руки.
Маскарад! Беспощадный, тревожный! (с)
Скрещенный шаг, моухок и переход к хореографической позировке в конце музыкального такта.
Зубцовые шаги, переход на ход вперед в акцентированный выпад на пятке с резкой остановкой напротив Тоши в начале дорожки шагов.
Следующая часть кульминации, начиная динамичной дорожки и заканчивая финальной знаковой проходкой, является, пожалуй, самым эффектным моментом программы. Начало дорожки обыграно ярким вступлением гитары, звучание которой прерывается только на время финальной проходки. Дорожка шагов хореографически обыгрывает длину музыкальной фразы и лейтмотив “Masquerade!”
Маскарад! Непонятный, всепрощающий маскарад! (с)
Зубцовый шаг, джаксон, полуриттбергер (falling leaf), тройка, еще один полуриттбергер (falling leaf) с риттбергерной тройки, валлей с переходом в твизл вперед-внутрь и зубцовые шаги. Хореографическая позировка с движением обеих рук, переход на ход вперед, тройка с переходом на ход вперед, вальсовая тройка, две риттбергерные тройки с движениями корпуса и рук, обыгрывающие конец музыкальной фразы.
Все шаги, повороты и элементы дорожки гармонично вписаны в ритмический рисунок такта и являются основными хореографическим средством интерпретации музыки. Движения рук и корпуса Юзуру являются дополнительным штрихом, подчеркивающим музыкальную фразировку.
Начавшаяся с очередного восклицания “Маскарад!” музыкальная фраза хореографически обыграна заходом на великолепный отложенный аксель (delayed axel): две подсечки, вальсовая тройка, переход на ход вперед.
Юзуру приземлил прыжок точно в конце такта и выехал в бести (в Макухари и Сендае был кораблик) в начале следующего, при этом резко поднявшись в кораблик на движении мелодии вверх. Хореографический акцент на смене вариации кораблика и акцентированном движении правой руки подчеркивает переход к драматичной развязке конца музыкальной фразы.
Я должен принять правду, чтобы жить (с)
Финальная проходка - знаковый элемент в кульминации программы. На протяжении всего тура FaOI Юзуру менял хореографические акценты “игры маской”. Мне все-таки больше дороги два варианта - из Макухари и Сендая. Невероятная эмоциональность, внутренняя сила и страстность. “Все сгорело дотла” (с)
Яркий музыкальный фрагмент из “Призрака оперы” в гитарной обработке по окончании вокальной партии стильно обыгрывает переход к финальному вращению и самому яркому хореографическому штриху программы - избавлению от “маски”. Сколько внутренней экспрессии в сдержанной и лаконичной в Макухари и страстной и эмоциональной (в Сендае и Кобе) хореографии финала!
Герой снимает и бросает прочь ненавистную маску, становясь самим собой (с).
“Маскарад” был так невероятен, что невозможно себе представить! Юзуру показал выступление души. Он достиг необыкновенной эволюции в программе. Все прыжки были великолепны. Я пел и наблюдал за этим волшебством с замиранием сердца... Мне хотелось, чтобы этот драгоценный и важный момент моей жизни длился вечно. Спасибо, Юзу!” (с) Toshl
Вариант перевода текста “Маскарада”
Выражаю огромную благодарность Анне Замотаевой и Евгении Митрофановой за переводы с японского языка.
* На момент публикации появилось видео заключительного проката “Маскарада” в Тояме
Юзуру вновь обновил хореографию, внеся дополнительные яркие штрихи “игра маской” в начале обеих знаковых проходок и дорожки шагов. На ина-бауэре “маску” заменил мощный хореографический акцент на раскрытие рук. После выезда с тройного флипа появилась коньковая связка из перетяжек, обыгрывающая начало вокальной партии при переходе к вращению в заклоне. Самое значительное изменение коснулось финальной части программы, где Юзуру заменил проходку позировкой на колене, напомнившую финальную позу программы Origin. В этой позировке хореографический акцент на плавном движении правой руки вверх замечательно цитирует музыкальные интонации финальной строки “Маскарада”.
Эти новые хореографические штрихи в очередной раз свидетельствуют о невероятной способности Юзуру коньком и характером движений передать тонкие оттенки музыкальной фразировки. Прильнуть покрепче к нотам (с) - визитная карточка катания Юзуру Ханю.
С уважением, Юлия.
Меня еще поразило, что он исполнял его, выкладываясь даже не на уровне соревнований, а как свою личную программу, где он пережил и прочувствовал каждое движение и каждый жест. Впечатление, как от личного высказывания на льду, уровня исповеди или откровения, куда вкладываешь всего себя, извините, если громко прозвучало. Но реально потрясает и не выглядит как просто шоу номер, нет, он действительно выходит за рамки обычного показательного.
но Гений и чародей льда не останавливается на достигнутом, он в строю, продолжает
творить, работать для любимой публики и получать от работы кайф.
Удачи Юдзуру в новом сезоне!
Спасибо, Юля, за долгожданное. Как же хочется это увидеть вживую!
(«Лексика корпуса и рук» - вот тут как будто меня по шёрстке погладила)