Юзуру Ханю: возвращение к истокам
"Выбор музыки означает, что моим соперником буду не только я сам, но и Плющенко-сан. Но я ни за что не хочу, чтобы его образ поглотил меня и появилось чувство "а, это просто подражание ему."
Я совсем не думаю о том, чтобы превзойти, напротив, эта программа - выражение уважения. Поэтому я считаю важным, сохраняя это уважение, создать собственный Origin" (с) Юзуру Ханю
------------------------------------------------///--------------------------------///-----------------------------------------------
Произвольная программа постолимпийского сезона получила символичное название - Origin. Возвращение к своим истокам в фигурном катании. По словам Юзуру (журнал Figure Skating Life Vol 15 от 10.10.2018), программа наполнена всем тем, чем он так дорожит в любимом виде спорта. Помимо технических элементов, необходимых для получения баллов, Origin содержит определенные хореографические ньюансы как отражение опыта, накопленного двукратным олимпийским чемпионом, и своеобразный трибьют его соревновательной карьере.
Из интервью Юзуру после открытой тренировки (Торонто, 30.08.2018):
“В третьем или четвертом классе начальной школы я катал программу «Из России с любовью» и с тех пор русский и европейский стиль очень мне близки. Манера выразительности европейской и русской школы, их музыкальность, способ рассказать историю - все это также стало для меня надежной отправной точкой. Кроме того, меня этому учил и Цузуки-сенсей. Его истоки также были в России, поэтому он учил и меня русскому и бывшему советскому стилю, выразительность которых мне передалась. Потому Origin имеет для меня глубокий внутренний смысл: я чувствую, что возвращаюсь к своим истокам. Не только сама хореография, красивое скольжение, традиционная выразительность, манера использования рук, но и включение в любом месте разных прыжков, и использование звука, которые всегда оставляли совершенно иное впечатление - все эти вещи стали моими истоками”.
В качестве музыкального сопровождения Юзуру выбрал две мелодии программы “Посвящение Нижинскому” Евгения Плющенко - фигуриста, которым восхищается с детских лет. Но Origin получил иное видение и свою музыкальную интерпретацию. По словам Юзуру, эта программа – воплощение детской мечты и возвращение к отправной точке его карьеры.
“Я всегда мечтал сделать такую программу, но понимал, что эта программа - визитная карточка Плющенко. Долгое время терпел и думал, что мне не следует её использовать, но после Олимпиады решил, что теперь будет в самый раз. С самого детства, когда я видел, как он катает «Нижинского», я чувствовал умопомрачительную ауру: позы Нижинского, движения, совпадающие с каждым до единого звуком, прыжки - все эти детали запечатлелись в моей памяти” (с)
Хореографом программы вновь стала Ше-Линн Бурн.
Из интервью Ше-Линн:
“Важнейшая вещь, когда работаешь с Юзу, - то, что с самого начала известно, где будут элементы. У него потрясающие прыжки. Продолжительность программы сократилась на 30 секунд, поэтому в первую очередь нужно было определить расположение элементов. Юзуру сам знает, что ему нужно, когда дело касается прыжков. А мне остается история, эмоции, дополнения, акценты”.
Когда Ше-Линн поделилась с Юзуру своим видением хореографии программы, “his eyes went big”. Ше-Линн вдохновила мифология Кодзики о истории создания Японии, ставшая основой хореографической идеи программы.
“Мифы о создании Японии — кто лучше выразит и покажет все это, как не Юзуру Ханю? Потому что он - лидер, он - создатель, желающий сделать невозможное. Это вдохновило меня, когда мы начали работать вместе, потому что Юзуру - особенное существо, неземное, откуда-то свыше, которому подвластно нечто необыкновенное, и мне хотелось подчеркнуть это.
Отсюда и взялась хореография, как я её вижу: как он создает свой собственный мир, начиная от самой земли и выше. И наслаждается тем, что делает. У Юзуру есть такое дерзкое качество, когда он выходит на лед и слышит музыку, - испытывать радость от созидания. И я хотела отразить в хореографии основную идею этой мифологии - Бог спускается на землю и начинает жить как человек, чувствуя и эмоции, и боль”.
Но японская мифология - это видение Ше-Линн Бурн. Юзуру наверняка имеет свой взгляд на прочтение этой музыки.
"Я буду катать эту программу в России, возможно, на глазах Плющенко. Поэтому я очень хочу показать в России хороший прокат. Мой первый этап серии Гран-при пройдет в Финляндии - очень памятной для меня стране. Мое первое международное соревнование прошло именно в Финляндии и у меня есть чувство, что все остальные зарубежные соревнования последовали за ним. Поэтому я хочу катать, вспоминая об этом" (с) (открытая тренировка, Торонто 30.08.2018)
Как бы то ни было, результатом совместной работы фигуриста и хореографа стала великолепная программа, имеющая сложный хореографический рисунок, подчеркивающий музыкальную структуру с постоянной сменой ритма.
Композиционная структура программы
Первоначальный технический контент включал четыре четверных прыжка, два из которых исполняются в каскадах во второй половине программы, и два тройных акселя:
4Lo, 4T, CCoSp, StSq, 3Lo, 4S+3T, 4T+1Eu+3S, 3A+2T, ChSq, 3A, FCSSp, FCCoSp.
В течение сезона планировалось усложнение контента, окончательный вариант которого выглядел очень амбициозно - 4А вместо открывающего программу 4Lo.
Уже на своем первом этапе серии Гран-при (GP Helsinki) Юзуру представил программу с обновленным контентом:
4Lo, 4S, FCCoSp, StSq, 3Lo, 4T, 4T+3A+SEQ, 3F+3T, 3A+1Eu+3S, ChSq, FCSSp, CCoSp.
Корректировка контента и хореографического рисунка программы была обусловлена желанием Юзуру по-прежнему включать в программу два тройных акселя и отказаться от исполнения двойных прыжков в каскадах, традиционно расположенных во второй половине программы.
1. В программу включена уникальная секвенция 4Т+3А, исполняемая во второй половине (5-м прыжковым элементом) - новаторский и сложный элемент в мужском одиночном катании.
2. Тройной тулуп перенесен в бонусную зону и исполняется в каскаде с тройным флипом (6-м прыжковым элементом и со сложного захода). Ранее подобный каскад Юзуру исполнял, будучи еще юниором.
3. Последним прыжковым элементом и со сложного захода исполняется каскад 3А+1Eu+3S.
4. 4S перенесен в первую половину программы, а его место во второй половине занял сольный 4Т.
5. Изменилось взаимное расположение двух комбинированных вращений и некоторые вариации базовых позиций в них, идущие в зачет уровня сложности. Комбинированное вращение с заходом прыжком FCCoSp исполняется перед дорожкой шагов, а CCoSp - заключительным элементом программы.
Таким образом, потери в базовой стоимости при исполнении секвенции (с коэффициентом 0,8) минимизированы заменой во второй половине 2Т на 3F и исполнением секвенции 4Т+3А и каскадов 3F+3T и 3А+1Eu+3S в бонусной зоне (с коэффициентом 1,1).
Максимальная базовая стоимость программы с непрыжковыми элементами 4-го уровня составляет 91,43 балла.
Результатом этих перестановок стали изменения в хореографическом рисунке программы и коньковых связках. Хореографическая дорожка из-за перестановки местами с каскадом из трех прыжков превратилась в комбинационные связки между двумя каскадами (3F+3T и 3А+1Eu+3S). Шикарный ина-бауэр перенесен в начало новой хореографической дорожки, которой стали коньковые связки между каскадом из трех прыжков и двумя финальными вращениями. Таким образом, вторая половина программы, начиная с 4T+3A, фактически представляет непрерывную хореографическую секвенцию. При этом насыщенная коньковая работа сопровождается трехкратной сменой музыкального темпа.
На сегодняшний день Юзуру Ханю - единственный фигурист, сочетающий в своих программах высокую техническую сложность с насыщенной коньковой хореографией. Элементы, вписанные в композицию программы, глубина музыкальной интерпретации - отличительная черта программ Юзуру, визитная карточка его катания и предмет его гордости. Огромная благодарность, что продолжает идти этим путем и не снижает планку.
“В этой программе можно увидеть качество его скольжения, скорость работы ног, его зрелость, все, что он способен выразить сейчас, обладая опытом двукратного олимпийского чемпиона” (с) Ше-Линн Бурн
Музыкальная структура программы, основой которой стали композиции Art on Ice и Magic Stradivarius в исполнении Эдвина Мартона, состоит из трех частей.
В композиции программы прослеживается соответствие элементов и коньковых связок между ними музыкальной фразировке каждой части программы:
1. Вступление (музыкальная тема Art on Ice)
Связки - заход (7с) - 4Lo
Связки - заход (9 с) - 4S - FCCoSp
Начало темы Art on Ice и самый гипнотический по настроению и эмоциям музыкальный фрагмент, сопровождающийся разнообразными звуковыми эффектами: завываниями ветра, резкими отрывистыми и свистящими звуками и ударами в гонг. Первый оглушительный удар гонга предваряет исполнение 4Lo. Эти загадочные и полные таинственности музыкальные настроения постепенно усиливаются при заходе на 4S. Нарастающее напряжение в музыкальных интонациях достигает вершины к концу фрагмента, что хореографически обозначено выходом из комбинированного вращения и переходом к дорожке шагов.
2. Развитие (тема Magic Stradivarius с переходом к Art on Ice)
Смена темпа
StSq (42 с)
Смена темпа
Смена музыкальной темы
Заход (4 с) - 3Lo - выезд
Связки - заход (7 с) - 4T - выезд
Связки
Заход (7 с) - 4T+3A+SEQ - выезд
Смена темпа
Связки - заход (4 с) - 3F+3T - выезд - связки
Смена темпа
Связки - заход (5 с)
Фрагмент со сменой музыкальных тем: Magic Stradivarius на дорожке шагов и переходом к Art on Ice после исполнения элемента. Композиционно этот переход подчеркнут остановкой и хореографической позировкой перед заходом на тройной риттбергер.
Фрагмент характеризуется четырьмя сменами темпа: быстрый при исполнении дорожки шагов с постепенным затуханием музыкальных интонаций к концу элемента; медленный при исполнении последующих трех прыжковых элементов - 3Lo, 4T и 4T+3А+SEQ; вновь быстрый при исполнении коньковых связок до каскада 3F+3T и после выезда с него; медленный при исполнении комбинационных связок до захода на каскад 3A+1Eu+3S.
3. Кульминация (тема Art on Ice)
Выкрюк - 3A+1Eu+3S - выезд
ChSq (12 с) - FCSSp
CCoSp
Кульминационная часть программы начинается с каскада 3A+1Eu+3S с последующим переходом в ина-бауэр - знаковый элемент хореографической секвенции ChSq. Нарастание музыкальных интонаций достигает высшей точки при исполнении заключительного комбинированного вращения. Мелодическая вершина кульминации отлично подчеркнута ярким музыкальным акцентом в роскошной финальной позе.
Таким образом, все части выглядят единым целым в плане композиции (movements & parts of the program to match the musical phrasing) и интерпретации программы.
“В хореографии я хотела отразить качество того, что он делает, и на что он вообще способен. Я хотела, чтобы стартовая поза была особенной, оригинальной, уникальной, как и он сам. Поэтому я уделила время каждому фрагменту, чтобы показать изменения, открыть зрителям что-то новое в нем. Не только на эмоциональном уровне, но и в мастерстве. Я хотела, чтобы это была иная версия этой музыки, чтобы люди почувствовали в ней что-то новое” (с) Ше-Линн Бурн
Хореография вступительной части программы работает на акцентированное усиление звука с использованием комбинационных коньковых связок и разнообразных точных движений верхней части корпуса и рук в стилистике программы.
Необычная стартовая поза является возможной отсылкой к истокам - программе сезона 2007-2008 “Жар-птица"
По замыслу Ше-Линн в начале программы дремавшее Божество появляется в земном мире, как дерево прорастая из-под земли. Поэтому в начале его взгляд направлен вниз. Два сильных акцентированных кивка головой словно два громких удара сердца означают окончательное пробуждение. Далее Божество начинает познавать мир людей через “прикосновения” и остается в нем. Идея познания через прикосновение читается в точных движениях рук на протяжении всей программы.
Хореографическая позировка, провозка со сменой направления движения и акцентированным движением верхней части корпуса и головы, переход на ход вперед, вальсовая тройка LFO, скрещенный шаг RBO/LBI, переход на ход вперед, два беговых шага.
Начало захода на первый прыжок программы совпадает с появлением новых звуковых эффектов дополнительно к основному звуку завывания ветра. Хореографическое окончание захода обозначено сильным ударом гонга, который готовит зрителей к исполнению сложнейшего 4Lo, на который Юзуру заходит с пластикой пантеры перед прыжком.
Шассе LFI/RFO - моухок RFI - шассе LBI/RBO - моухок RBO - скрещенный шаг LFO/RFI - чоктау LFI – 4Lo.
Таким образом, прыжок исполнен в конце музыкальной фразы под раскатистое эхо от удара гонга, что демонстрирует великолепное использование сочетания звука и движения.
Переход на ход вперед в начале новой музыкальной фразы, вальсовая тройка LFO, кораблик на наружных ребрах с переходом в бести под второй удар гонга. Вальсовая тройка RFO со звуковым акцентом “тум-тум”, вальсовая тройка LBO, крюк RFO, скрещенный шаг RBO/LBI, широкий шаг LBI/RBI.
Начало захода на второй прыжок обозначено появлением нового звука, напоминающего далекие раскаты грома: подсечка-шассе-подсечка - тройка RBI - скрещенный шаг RFO - широкий шаг LFI - моухок RFI - шассе LBI/RBO - моухок RBO - моухок RFI - риттбергерная тройка RBO – 4S.
Нарастающее напряжение в музыкальных интонациях хореографически обозначено заходом и выполнением прыжка на вершине музыкальной фразы. Это взаимодействие движения и звука позволяет гармонично вписать элемент в ритмический рисунок, придав ему дополнительную образность и силу.
Нарастание музыкальных интонаций при последующем переходе к комбинированному вращению вновь усиливается акцентом в виде раскатистого звука грома.
Переход на ход вперед, широкий шаг LFI/ RFI, тройка RFI, простой прыжок в либелу и FCCoSp.
Черты сложности вращения:
1) сложная вариация либелы “вверх”;
2) сложная вариация либелы “кольцо”;
Смена ноги с правой на левую
3) сложная вариация волчка “вбок”;
4) сложная вариация стоя “А-спин” (на Rostelecom Cup Юзуру планировал исполнить в качестве сложной вариации стоя «бильман» как дань уважения Плющенко).
Все черты засчитаны. Итого вращение 4-го уровня.
Все сложные вариации базовых позиций разложены по тактам, а смена выделена акцентированным звуком (“тум-тум” в либеле и раскатистый звук грома в волчке).
Акцентированная работа обеих рук в первой сложной вариации либелы (мягкое движение вверх с последующим плавным опусканием) подчеркивает изменение оттенков музыкальных интонаций.
"Эта программа имеет очень большое значение. В каком-то смысле хореография добавляет жизнь в музыку. Настолько, насколько ты влюблен в программу, меняется и сама программа" (с) Юзуру Ханю
Следующая часть программы - развитие начинается со смены музыкальной темы на Magic Stradivarius и композиционно совпадает с началом дорожки шагов StSq.
Хореографический рисунок дорожки шагов гармонично наложен на музыкальный, где превалирует акцентированное звучание темы скрипки. Интерпретация музыки усиливается не только исполнением шагов, поворотов и элементов в соответствии с длиной ритмической доли, но и за счет точного использования лексики рук и корпуса.
Бауэр на внутренних ребрах, ойлер пр/ч, шассе LBI/RBO, чоктау RBO/LFI пр/ч, шассе RBI/LBO, подскок на левой ноге, скрещенный шаг LBO/RBI, перепрыжка п/ч, скобка LFO п/ч с переходом в мини-бауэр.
Смена (убыстрение) музыкального темпа в начале новой музыкальной фразы подчеркивается динамичным и темповым исполнение последующих элементов дорожки шагов.
Твизл RBO (2 об) пр/ч, моухок RFI/LBI пр/ч, твизл LBI (1,5 об) пр/ч, петля LFO пр/ч
скрещенный шаг LFO/RFI, мазурка (зубцовая подпрыжка) п/ч, твизл RFO п/ч, шассе RBI/LBO, мазурка (зубцовая подпрыжка) п/ч с переходом в выпад со сменой направления пр/ч, вальсовая тройка LFO пр/ч, зубцовые шаги пр/ч.
Начало следующей музыкальной фразы обозначено хореографической позировкой “Прикосновение”.
“Он тянет руку, будто трогает кого-то сзади, и ты ощущаешь, словно это в первый раз. Как ребенок тянется к чему-то в первый раз - такие простые человеческие эмоции, прикосновения, заставляющие чувствовать жизнь и любовь. У меня от них мурашки бегут! Надеюсь, что остальные тоже почувствуют такие моменты, когда будут смотреть на него” (с) Ше-Линн Бурн
Скобка LFI пр/ч, скрещенный шаг LBO/RBI, переход на ход вперед, вальсовая тройка LFO пр/ч, переход на ход вперед, скрещенный шаг LFO/RFI, крюк RFI пр/ч - выкрюк RBI пр/ч - твизл RFI (1,5 об) пр/ч с поднятыми руками и переходом в кораблик на внутренних ребрах и циркуль.
Изумительная пластика рук в кораблике настолько гармонирует с протяжными звуками скрипки, что складывается впечатление, будто сам Юзуру, проводя смычком по струнам, извлекает эти ноты.
Хореографическая позировка, моухок LFI/RBI п/ч, шассе RBI/LBO.
Окончание сольной партии скрипки и смена темпа в начале новой музыкальной фразы акцентировано обозначены исполнением второй комбинации сложных поворотов.
Крюк LBO п/ч - выкрюк LFO п/ч - выкрюк LBO пр/ч, скрещенный шаг LFO/RFI, скобка RFI п/ч, скрещенный шаг RBO/LBI, моухок LBI/RFI, широкий шаг RFI/LFI, провозка “фонарик”, петля RBI п/ч.
“Есть момент в конце дорожки шагов, когда Юзуру замирает, выгибая спину и тянется назад, сгибая колени. Это движение меня захватывает. Можно почувствовать его силу, увидеть его гибкость и ощутить пространство, которое он занимает” (с) Ше-Линн Бурн
Схема дорожки шагов
Таблица сложных шагов и поворотов
По моим предположениям, технической бригадой могла быть не засчитана скобка LFI пр/ч из-за перехода на плоское ребро на входящей дуге.
Черты сложности дорожки шагов:
1. Засчитываются чисто исполненные чоктау (пр/ч), два крюка (п/ч и пр/ч), два выкрюка (п/ч и пр/ч), две скобки (обе п/ч), два твизла (п/ч и пр/ч), две петли (п/ч и пр/ч). Итого 11 сложных шагов и поворотов.
Только 4 типа сложных шагов и поворотов исполнены в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) - крюк, выкрюк, твизл, петля. Это соответствует критерию variety (“разнообразие”), максимальный уровень дорожки шагов - 3-й.
2. Вращения направо или налево с полным оборотом тела хотя бы на 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении более чем достаточно (см. схему). Черта засчитывается.
3. Использование движений тела в течение хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении (работы головы, рук, торса, бедер более чем достаточно). Черта засчитывается.
4. Исполнены две различные комбинации из трех сложных поворотов на разных ногах (первая на правой, вторая - на левой ноге). Обе комбинации выполнены с четким ритмом во время исполнения. Черта засчитывается.
Итого дорожка шагов 3-го уровня.
Элемент гармонично вписан в мелодическую канву программы и усиливает ньюансы музыкальной фразировки. Длина шагов, поворотов и амплитуда исполнения элементов на протяжении всей дорожки соответствует длине ритмической доли. Отмечу наиболее яркие моменты: “тягучая” связка бауэр - ойлер - чоктау в начале; далее стремительные твизлы, подчеркивающие увеличение музыкального темпа; выпад и легчайшие зубцовые шаги; хореографическая позировка “Прикосновение”; связка кораблик-циркуль; обе комбинации из трех сложных поворотов; провозка с прогибом - “фонарик” на снижение музыкальных интонаций.
Тонкие хореографические штрихи в виде точной работы корпуса и рук на протяжении всей дорожки демонстрируют яркие оттенки музыкальной интерпретации. Например, бауэр перед началом серии твизлов, разнообразное положение рук на всех четырех твизлах, раскрытие рук при переходе на ход вперед перед первой комбинацией сложных поворотов, “игра на скрипке” в кораблике в середине паттерна. Еще один момент в конце дорожки, когда Юзуру словно собирает лунный свет, бережно держит в руках, а потом отпускает (прогиб в “фонарике”). Хотя вы, возможно, увидите что-то свое...
Начало нового музыкального фрагмента обозначено возвращением к музыкальной теме Art on Ice. Гармоничность и целостность композиции достигается исполнением каждого из следующих прыжковых элементов - 3Lo и 4T (вместе с заходом и выездом) на “свою” музыкальную фразу.
Хореографическая позировка в начале мелодической фразы, подсечка, чоктау LBO/RFI в конце такта - джаксон - 3Lo.
Тройной прыжок “из ниоткуда” исполнен на вершине музыкальной фразы. Комбинированная связка тройка RBO - мини-кораблик, а также подсечка на выезде хореографически обозначают конец музыкальной фразы.
Переход на ход вперед в начале новой музыкальной фразы, моухок RBI/LFI, широкий шаг LFI/RFI, моухок RFI, шассе LBO/RBI, две подсечки в конце музыкального такта.
Дуга RBO в начале следующего такта, скрещенный шаг RBI/LBO - переход на ход вперед - тройка LFO - 4Т.
Исполнение прыжка без видимых усилий и по-кошачьи мягкий выезд гармонично перекликаются с плавным течением финала мелодической фразы. Дополнительный яркий оттенок этой фразе придает акцентированный звук, появление которого композиционно обозначено тройкой вперед-наружу, с которой исполнен прыжок. Полная гармония музыки и формы при исполнении четверного прыжка.
Выезд с прыжка - эстетика с чистом виде
Переход на ход вперед и скрещенный шаг LFO/RFI в финале мелодической фразы.
Акцентированная хореографическая позировка в начале новой мелодической фразы - тонкий хореографический штрих, отражающий смену музыкальных интонаций.
Целостность композиции вновь подчеркивается исполнением комбинированных связок после выезда с 4Т и секвенции вместе с заходом/выездом на “свою” музыкальную фразу.
Вальсовая тройка LFO, полуриттбергер (falling leaf), моухок RFI, шассе LBI/RBO (с акцентированным и едва уловимым движением кисти правой руки),
скрещенный шаг RBI/LBO, переход на ход вперед, вальсовая тройка LFO в финале музыкального такта.
Риттбергерная тройка RBO, две подсечки, тройка RBO, шассе RFI/LFO в конце музыкальной фразы.
Первые шаги захода на прыжковую секвенцию хореографически подчеркивают начало новой музыкальной фразы. Широкий шаг RFI/LFI - обманный через моухок LFI - переход на ход вперед - тройка LFO - 4T+3A+SEQ.
Юзуру демонстрирует музыкальное исполнение сложнейшего элемента, когда оба прыжка, исполненные на мелодической вершине, великолепно вписаны в ритмический рисунок такта.
“Моя жизнь - фигурное катание. Это и начало, и финальная точка. Мои основы” (с)
Юзуру Ханю, выпуск Every от 28.12.2018
Две подсечки и переход на ход вперед в конце музыкальной фразы. Следующий элемент - фирменный выпад “на пятке”, исполненный на границе (стыке) двух музыкальных фраз, хореографически подчеркивает “тягучесть” музыкальных интонаций в конце мелодической фразы и предстоящую смену темпа в начале нового фрагмента.
Ускорение музыкального темпа совпадает с началом сложных комбинационных связок перед заходом на каскад тройной флип-тройной тулуп. Длина шагов и поворотов, а также амплитуда исполнения элементов соответствуют длине ритмической доли, усиливая динамичность музыкального фрагмента.
Тoe walley (зубцовая версия валлея) на сильную долю в начале новой музыкальной фразы, шассе LBI/RBO, мазурка, широкий шаг LFI/RFI, джаксон, сложная связка крюк RBI - выкрюк RFI и шассе RBI/LBO в конце музыкальной фразы.
В начале новой музыкальной фразы джаксон, далее подсечка, шассе RBI/LBO, подсечка.
Начало следующей музыкальной фразы хореографически подчеркнуто началом захода на каскад из двух тройных прыжков: переход на ход вперед - тройка LFO (с поднятой правой рукой) - тройка LBI - тройка LFO - 3F+3T.
Интересно взаимодействие звука и формы при исполнении как захода, так и самого каскада. Сложный заход в виде стремительных многократных троек подчеркивает ритмичность музыкальной фразировки, акцентированное “темповое” исполнение обоих прыжков каскада (с приземлением на сильную долю такта) является хореографическим акцентом, усиливающим музыкальную интерпретацию.
Следующая за выездом с каскада комбинированная связка с акцентированным исполнением элементов является финальным хореографическим штрихом этого динамичного музыкального фрагмента: half flip (зубцовая подпрыжка), моухок LFI, ойлер, шассе LBI/RBO, моухок RBO, кораблик на наружных ребрах с переходом в бауэр на внутренних ребрах.
Очередная смена темпа (на медленный) и музыкальных интонаций в начале новой музыкальной фразы приближает к наступлению кульминации. Как затишье перед бурей...
Моухок RBO, скрещенный шаг LFO/RFI, провозка на левой ноге (Прикосновение ©), моухок LFI, переход на ход вперед, вальсовая тройка LFO с переходом в “ласточку”, переход на ход вперед, вальсовая тройка LFO, две подсечки (даже длина этих базовых шагов соответствует длине ритмической доли), переход на ход вперед, тройка LFO, скрещенный шаг LBO/RBI, шассе RBI/LBO в конце музыкальной фразы.
Кульминация программы начинается со очередной смены музыкальных интонаций. При этом хореографический акцент сделан на исполнении каскада из трех прыжков с фирменного “захода Юзуру Ханю” (с) - выкрюка назад-наружу. Тройной аксель с выкрюка Юзуру начал исполнять в 16 лет.
"Он делает тройной аксель с выкрюка. Это очень сложно, потому что нужно переложить плечи, остановить вращение и потом войти в прыжок. Я вам скажу, что не все спортсмены из первой десятки смогут это повторить. Даже на тренировке" (с) Артур Дмитриев, КП на ОИ 2014.
Выкрюк LBO - 3A+1Eu+3S - мини-кораблик с точным движением правой руки на выезде.
Оба тройных прыжка каскада вписаны в музыкальную структуру акцентированным исполнением на мелодической вершине.
В композиционной структуре хореографической дорожки ChSq, начинающейся с ина-бауэра и завершающейся гидроспиралью (hydroblading), заключена неистовая и магическая сила, подчеркивающая красоту кульминации программы.
Знаковый элемент Юзуру - ина-бауэр является изюминкой хореографии всей программы. Композиционно эта знаковость подчеркнута исполнением элемента на стыке конца и начала двух музыкальных фраз. Хореографический рисунок наложен на мелодический, когда слитность движения между элементами подчеркивает непрерывность течения музыки. Меняются, играют только акценты. Великолепная работа корпуса и рук является тонким хореографическим штрихом, определяющим смену музыкальных интонаций в начале новой мелодической фразы.
Хочу заметить, что ина-бауэр стал более продолжительным по сравнению с GP Helsinki и Rostelecom Cup за счет исключения простых шагов после выезда с каскада (на ЧМ - 5 с, на этапе - 2,5-3 с). По этой причине чуть сместился хореографический акцент, обозначающий начало элемента. Вот такой подарок от Юзуру.
ChSq: две подсечки, ина-бауэр с хореографическим акцентом на пластику рук в начале новой музыкальной фразы
крюк LFO, скрещенный шаг LBO/RBI, чоктау LBO, выкрюк RFI, подсечка и акцентированный переход в гидроблейд в финале хореографической дорожки.
Переход на ход вперед, широкий шаг, тройка RFI и прыжок в волчок со сменой ноги FCSSp.
Черты сложности вращения:
1) сложный заход прыжком (прыжок в волчок через либелу - Death drop);
2) сложная вариация волчка “нога вперед”;
Смена ноги с правой на левую
3) сложная вариация волчка “нога назад”;
4) минимум 8 оборотов без смены сложной позиции.
Все черты засчитаны. Итого вращение 4-го уровня.
Вращение в волчке со сменой ноги точно вписано в музыкальную канву программы и разложено на такты:
- прыжок в волчок через либелу исполнен на проигрыш (дополнительный такт);
- сложная вариация волчка «нога вперед», смена ноги и первые три оборота в сложной вариации «нога назад» исполнены на один такт музыкальной фразы;
- оставшиеся обороты последней сложной вариации исполнены на следующий такт этой музыкальной фразы.
На выходе из вращения в волчке музыкальный темп увеличивается. Близость финала находит отражение в усилении музыкальных интонаций заключительного фрагмента.
Переход на ход вперед, тройка RFI и заход на финальное комбинированное вращение со сменой ноги CCoSp.
Черты сложности вращения:
1) сложный заход (“шагающая либела”);
простая либела (с акцентированным раскрытием ладоней обеих рук при смене ребра);
2) смена ребра в либеле (с внутреннего на наружное);
3) смена ноги с левой на правую прыжком (бедуинский);
простой волчок;
4) сложная не-базовая позиция;
Сложная вариация стоя («винт»).
В комбинированном вращении исполнены все три базовые позиции: либела, сидя (волчок) и стоя (“винт”). Либела исполнена на левой ноге, простой волчок и «винт» - на правой. Использованы четыре черты сложности.
Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Это требование выполнено (две позиции исполнены на левой ноге, две - на правой). Итого вращение 4-го уровня.
Финальное комбинированное вращение разложено по сложным вариациям на такты заключительной музыкальной фразы: простая либела, смена ребра, смена ноги прыжком, простой волчок и не-базовая позиция исполнены на «свой» такт; сложная вариация стоя («винт») – на два такта.
Финальная поза с ярким акцентом на движения корпуса и рук (правой вниз, левой вверх) символизирует соединение двух миров - земного и мира духов.
Настоящего и прошлого.
“Думаю, он очень уверен в себе и внутренне очень силен. Он остается сосредоточенным на том, во что верит. Он не просто говорит об этом, он правда в это верит. Это некое внутреннее знание, доверие к себе и работа для достижения цели. Он ничего не боится на пути к своим целям, как мы все иногда делаем, не боится рисковать, делать скачок к чему-то новому.
Может быть, кто-то скажет: зачем еще одна Олимпиада, или еще один чемпионат мира, ведь у него уже есть две золотые олимпийские медали. Но это его миссия: он верит, что может прыгнуть четверной аксель и намерен идти до конца. Думаю, это очень хорошее жизненное послание для каждого - то, как он живет и как действует, не сворачивая и не отступая” (с) Ше-Лин Бурн
Огромная благодарность Анне Замотаевой и Евгении Митрофановой за переводы с японского языка интервью, видео и статей.
С уважением, Юлия.
"На сегодняшний день Юзуру Ханю - единственный фигурист, сочетающий в своих программах высокую техническую сложность с насыщенной коньковой хореографией. Элементы, вписанные в композицию программы, глубина музыкальной интерпретации - отличительная черта программ Юзуру, визитная карточка его катания и предмет его гордости." описано значение Юзуру для всего фк. Если это уложить в одно слово, я бы назвал "эталон". И спасибо Юзуру, что он им является какой уже год подряд. Золотой эталон фк Юзуру Ханю. Я специально не добавил букву "м", потому что на его стиль и качество могут ориентироваться фигуристы все остальных видов фк. Как на эталон. Огромное спасибо автору за такой "труд любви" для Юзуру и его поклонников.
Там лунная тень на далеких вершинах
и в шлейфах пассажей купаются волны
как легок смычок дуновений невинных !
и словно по нотам рассыпаны звезды...
лишь на мгновения
прикосновения
Гения…
Почти уверена, что обе программы будут новыми. Трибьюты сделаны, гельштат закрыт.