29 мин.

Звездный лед Братиславы. Субъективные заметки о ЧЕ по фигурному катанию

Отзвучали последние музыкальные аккорды, собраны все игрушки, прилетевшие на лед после выступлений полюбившихся фигуристов, вручены награды победителям и призерам во всех разрядах соревнований, и гостеприимная Братислава прощается с участниками и гостями первенства Европы-2016.  Какие же впечатления оставил по себе этот чемпионат?

Начну по порядку розыгрыша медалей по видам. Первыми завершили соревнования мужчины. Думаю, мало кто сомневался в победе – четвертой подряд! – испанца Хавьера Фернандеса. Уже в короткой программе он ушел в приличный отрыв от всех остальных конкурентов, хотя и выполнил с помаркой каскад 4Т-3Т, все же остальное с технической точки зрения было сделано им на высшем уровне.

Хави

 Что же касается постановки его «Малагеньи» и художественного впечатления, производимого ею, то тут можно говорить об абсолютном попадании в тему и великолепном воплощении на льду именно испанского танца с его страстностью, которая поначалу, кажется, скрыта, в душе исполнителя, словно вулкан, до поры до времени дремлющий под потоками застывшей лавы и которая, следуя нарастающей мелодии, выплескивается наружу все больше и больше. Великолепные вращения, чеканные дорожки, четкие движения рук – все это неразрывно связано с музыкой и все играет на создание образа мачо, воплощающего собой самый дух Испании.

В произвольной программе Хавьер исполнил три квада, один из них в каскаде, и хотя в первом 4Т коснулся льда рукой, а потом совершенно как-то «некстати» упал с 3А, во всем остальном выглядел очень достойно. В этой программе, воплощающей на льду образ задорного весельчака, он абсолютно органичен, и даже некая присущая ему от природы «мешковатость», нарочитая небрежность, кажется, играет на этот образ, придавая особую изюминку всем его движениям. Возможно, судьи несколько расщедрились на оценки Фернандесу, учитывая недочеты, вкравшиеся в его выступления, но победа Хави над соперниками не вызывала, мне кажется, ни малейших сомнений просто потому, что он продемонстрировал иной, чем все, класс катания.

Ближе всех к Фернандесу после короткой программы оказался Максим Ковтун. Нельзя сказать, что он выполнил ее безупречно, упав в конце с 3А, все же остальные элементы, включая каскад 4С-3Т и 4Т, сделал удачно и мог рассчитывать на повторение своего прошлогоднего результата – серебряную медаль.

Ковтун

 Однако произвольная программа, наверно, долго будет сниться Максиму в кошмарном сне: ошибка на первом 4С, падение с 4Т с врезанием в борт, заставившем содрогнуться зрителей, «бабочка» на втором 4С… Дальше ему, правда, удалось собраться и на пределе сил закончить программу, но впечатление от нее было безнадежно испорчено.

Однако еще большее чувство досады осталось у меня от его интервью после проката, где он удивительно многословно пытался объяснить причину своего провала, При этом на ум невольно приходила пословица,  что плохому танцору всегда ноги мешают. И не иначе, как каким-то особым благоволением к нему высших сил, можно, наверно, объяснить сей невероятный факт, что при таком катании Ковтуну все-таки удалось подняться на «бронзовую» ступеньку пьедестала.

Гораздо больше этой медали был, на мой взгляд, достоин Флоран Амодио, чье выступление в произвольной программе стало поистине «лебединой песней» этого прекрасного фигуриста. После того, как 4С в который уже раз не покорился ему в короткой программе, казалось, Флорану уже совсем не на что рассчитывать.

И тем более удивительным стал «сюрприз от Амодио» в день произвольного катания. У него получилось абсолютно все: и 4С, и 3А, столь же лихо он отпрыгал и все остальные прыжки, а уж его замысловатые дорожки, в которых выплеснулась вся его энергия, заставили зал вскочить с места и аплодировать, не жалея ладоней. Казалось, что Флорану открылись какие-то неведомые источники, откуда он черпал силы: маленький, неистовый, он, словно фокусник в цирке, извергал из себя все элементы, нанизывая их один на другой и создавая на льду какой-то фантастический калейдоскоп, который выглядел абсолютной импровизацией. Такого Амодио, как мне кажется, мы не видели даже в его лучшие годы.

Амодио

 И его слезы после выступления, так же, как и слезы «тренера его жизни» Николая Морозова были одним из тех моментов высшего торжества истины, которые порой дарит нам фигурное катание. Жаль, что он все-таки не увенчался наградой, которая на сей раз «не нашла своего героя». Но то, что героем дня произвольной программы мужского катания стал именно Флоран Амодио, у меня лично не вызывает сомнений.

Не все, к сожалению, получилось на этот раз у Михаила Коляды, который не избежал ошибок и в короткой, и в произвольной программах, но все-таки его пятый результат позволяет ему (и нам тоже!) с оптимизмом смотреть в будущее. Главное, что Мише удалось в оба дня донести до зрителей идеи своих программ, раскрыться с художественной точки зрения и предстать исполнителем со своим, ни на кого не похожим почерком.

Миша

 У него хороший конек с мягким скольжением, высокие амплитудные прыжки, он прекрасно чувствует музыку, да и прыжок 4Т уже есть в его техническом арсенале, надо только двести его до автоматизма, так что база для дальнейшего совершенствования у него очень достойная. В интервью, появившихся после его выступлений, Миша предстает человеком мыслящим, реально оценивающим свое мастерство и, главное, знающим, в каком направлении двигаться дальше, а это уже немало.

Третий наш участник, Саша Петров, занял 8-е место, но в оба дня выглядел очень прилично. Мне по душе обе его программы, в которых он показывает хорошую технику всех элементов, включая прекрасный 3А, но отсутствие квадов сразу же опускает вниз планку его возможностей. Хочется надеяться, что его тренер Алексей Николаевич Мишин уже в ближайшее время приступит с ним к разучиванию четверных прыжков, и тогда Саша сможет своим катанием  бросить вызов сначала европейским, а там, глядишь, и заморским конкурентам.

Саша

Серебряным призером, во многом неожиданно, стал израильтянин Алексей Быченко. Он тоже катался неидеально, но все же удачно исполненные элементы явно превалировали над неудачными, а то, что Алексей вырос в своем исполнительском мастерстве, стал кататься осознанно и, я бы сказала, более элегантно, хотя и является типичным представителем брутального направления в мужском одиночном катании, мне кажется совершенно очевидным. Я рада успеху этого спортсмена, к которому он шел долгие годы.

Быченко

 Честно скажу, что большего я ожидала от второго израильского фигуриста – Даниэля Самохина. Еще в прошлом году он обратил на себя внимание своим солидным техническим контентом, а своим раскованным, каким-то безудержным катанием напомнил мне молодого жеребенка, которого только что выпустили на волю. Невозможно было не проникнуться к нему симпатией.

В этом сезоне он катается неровно, много падает, и здесь допустил падение с 3А в короткой программе. Однако же в двух программах он выполнил пять квадов, но, видимо, на них у него ушли все силы, и в произвольной программе он, хотя и не упал, допустил несколько серьезных ошибок, что отбросило его на 7-е место. Но при всем при том мне понравились обе его программы, мне интересно смотреть на этого фигуриста, и я думаю, что его ждет большое будущее.

Самохин

Не могу не отметить еще одного юного фигуриста, ученика Алексея Урманова Дениса Васильевса из Латвии. Он весь казался сгустком энергии, и при этом катался очень музыкально и очень проникновенно, показав и интересные дорожки, и необычные вращения.

Денис

Два совершенно потрясающих проката выдал Иван Ригини! Он, как мне показалось, несколько притушил свою бьющую через край эмоциональность, и это пошло на пользу его катанию: ничуть не потеряв в выразительности, оно избавилось от некоего налета суетливости, мельтешения, а удачно выполненные элементы заставляли от души порадоваться за Ваню.

Ваня

 Что-то получилось, что-то не получилось, как, впрочем, и всегда, у Александра Майорова, но мне очень симпатичен этот фигурист, и как мне кажется, он стал кататься намного более выразительно.

Удачно выступил в короткой программе бельгиец Йорик Хендрикс,  но в произвольной программе его было не узнать -  настолько бледно и вяло он катался.

В короткой программе приятно удивил испанец Фелипе Монтойя, катавшийся под музыку из балета «Дон Кихот». Он по-своему интерпретировал эту мелодию, и если вспомнить превосходную программу Джона Карри, воплощающую тот же образ,   принесшую ему «золото» ОИ 1976 г. и многие годы считающуюся эталоном катания под балетную музыку, то Фелипе выглядел в ней более мужественно, более напористо и более страстно.

Очень жаль было Михала Бржезину, которому я давно симпатизирую, но который, увы, в последние три-четыре (уже со счета сбилась, сколько точно!) сезона не перестает полировать лед различными частями своего тела, полностью «запарывая» свои интересные программы. Здесь же «почти родные» стены Михалу, кажется, не только не помогли, но и, наоборот, помешали.

Чем-то «зацепили» меня чех Иржи Белоградски, украинец Иван Павлов, немцы Пауль Фентц и Франц Штройбель, итальянец Маттео Риццо, но о настоящем мастерстве этих фигуристов говорить, пожалуй, преждевременно.

Самые приятные результаты для нас, как, впрочем, и ожидалось, принесли соревнования в женском одиночном разряде, хотя без волнений не обошлось.

Трудно было даже представить, чтобы Евгения Медведева, которая в этом сезоне всего лишь один раз опустилась ниже первого места, став второй на московском этапе Гран-при, и выиграла все остальные соревнования «в одни ворота», упустит свою первую победу на ЧЕ. Так оно и случилось, хотя досталась эта победа Жене, пожалуй, труднее, чем все остальные.

И, как ни странно, камнем преткновения для нее стал 2А: в короткой программе она «переступила» на выезде из него, а в произвольной неожиданно с него упала. Но все остальные элементы в обеих программах, включая сложнейшие каскады, она выполнила отменно. Казалось бы, ну что еще можно увидеть в ее программах, столько раз виденных за этот сезон, что нового в них почувствовать?

Женя

Но в том-то и загадка, что Женечка катает их каждый раз так, что они выглядят, словно исполняемые впервые – на высоком эмоциональном накале, с удивительным проникновением в музыку, так, что от них остается впечатление, словно от настоящего произведения искусства. Не могу согласиться с теми (их немного!), кто считает, что Женя выглядит на льду маленьким бездушным автоматом с заученными движениями. Отнюдь, как раз душа-то этой тонкой, глубокой девочки и видна в каждом ее движении на льду.

Женя

Просто замечательно каталась в оба дня Елена Радионова! Да, у нее были некоторые мелкие шероховатости, но это совершенно не снижает общего высочайшего уровня ее мастерства. Усложнив свою произвольную переносом двух сложных каскадов во вторую часть программы, Леночка каталась удивительно женственно, мягко и музыкально.

Возможно, в короткой программе эмоции ее немного захлестывали, но и сама песня Jetaime, под которую она выступала, полна этой выплескиваемой на зрителя энергии женской души, переполненной чувством, так что трудно было избежать «разрыва аорты», по любимому выражению ТАТ.

Лена

В произвольной же программе Лена предстала настоящей красавицей в своем новом платье из черного кружева на жемчужно-серой подкладке! И костюм, как мне кажется, еще больше усилил и без того сильное впечатление от ее выступления. Поэтому было странно видеть, что судьи не поощрили Леночку компонентами.

Можно понять разочарование Лены, которой, в общем-то, даже не дали настоящей возможности реально побороться за «золото», но все-таки ее нарочитая отстраненность от всего происходящего на «диванчике победителей» выглядела, лично для меня, не совсем «комильфо».

Анна Погорилая, кажется, уже приучила зрителей следить за ее выступлениями с валидолом наготове. На сей раз в короткой программе все было великолепно, кроме сдвоенного риттбергера, в результате чего она осталась вовсе без элемента. В отличие от ТАТ, мне анино «Болеро» нравится, мне совершенно не кажется, что Аня эту программу не чувствует: наоборот, я считаю, что она очень идет исполнительнице, подчеркивая ее стать, ее сдержанную страстность и какую-то особую изысканность.

Аня

 Произвольную программу Аня начала великолепным каскадом 3Л-3Т, за который получила аж 11.70! За ним последовал еще один уверенный и не слишком часто исполняемый каскад 3Р-ойлер-3С, но с 3Л фигуристка рухнула, как подрубленное дерево. Потом было еще одно, не менее душераздирающее падение с 3Р. На Анечку было страшно смотреть, но она, к ее чести, продолжала кататься дальше и все, что исполняла, было высочайшего уровня. Ее Шехерезада оказалась настоящей героиней! На свою «бронзу» Погорилая не позволила покуситься никому!

Аня

Из остальных участниц наилучшее впечатление произвела Ангелина Кучвальска из Латвии. Впрочем, этот результат я предполагала заранее, помня, как в прошлом году она буквально ворвалась из второй десятки в первую, заняв в итоге 7-е место. В короткой программе она оказалась 5-й, а произвольную откатала, как говорится, «на одном дыхании» и справедливо остановилась вплотную у пьедестала.

Ангелина смотрится на льду очень хорошо: уверенно прыгает (правда, судьи нашли у нее пару недокрутов), неплохо вращается, хотя и скользит несколько жестковато, но у нее чувствуется большой потенциал, и уже в самом ближайшем будущем она сможет составить серьезную конкуренцию нашим девочкам.

Ангелина

 Понравилась мне, в принципе, и выступающая за Армению Анастасия Галустян. Ее короткая программа смотрелась очень здорово, и фигуристка сама понимала, что вложила в программу всю душу, поэтому неудивительно, что известие о недокрутах во всех прыжках оказалось для нее холодным душем. Произвольная программа в ее исполнении мне понравилась меньше – именно сама программа, в хореографии которой я не почувствовала ничего, близкого к цыганскому танцу.

Настя

Совершенно необыкновенное впечатление – тут я полностью согласна с ТАТ! – произвела на меня программа «Красная скрипка» итальянки Джады Руссо, в которой все – и музыка, и хореография, и костюм исполнительницы «играли» на создание образа, ничего подобного которому до сих пор я не видела в фигурном катании. Жаль, что эта потрясающая постановка  и мастерство фигуристки лежали в абсолютно не пересекающихся плоскостях. Почему-то подумалось, как подошла бы эта программа нашей Симе Саханович! Хотя Сима в последнее время выступает крайне неровно, возможно, как раз такая выдающаяся постановка программы придала бы ей новый импульс, и уж она-то могла бы из этой программы «сделать толк», как говорила моя бабушка.

Несколько лучше, чем в прошлые годы, смотрелась для меня на этом ЧЕ француженка Маэ Беренис Мейте, хотя эстетика как ее программ, так и ее внешнего облика по-прежнему далека от моего понимания женского стиля в фигурном катании.

Мейте

 Не слишком удачно выступила в Братиславе Николь Райичова. Видимо, ее чувство ответственности пришло в противоречие с желанием показать на номинально родном льду все, на что она была способна.

Николь

Раз от разу удивляет меня, увы, не в лучшую сторону, чешка Элишка Бржезинова. Мало того, что ее мастерство, мягко говоря, оставляет желать лучшего, но каждый раз я буквально вздрагиваю то от ее невероятных костюмов (здесь еще ее платье было, куда ни шло), то от каких-нибудь ляпов в ее музыкальном сопровождении. На сей раз она каталась под музыку из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», и в заключительной части эта музыка была нарезана престраннейшим образом. Меня всегда коробит, когда музыку режут «по живому», даже когда это мелодия без слов, но в данном случае подобная нарезка привела просто-таки к казусу, и носители французского языка, и знающие французский люди не могли не изумиться.

Элишка

В конце музыкального куска там такие слова: «Время соборов настало, толпа варваров стоит у городских ворот. Впустите этих язычников, этих вандалов, конец света назначен на 2000-й год». В искромсанном же варианте получилось: «Толпа варваров назначена на 2000-й год». Неплохо бы было музыкальному редактору фигуристки сначала проконсультироваться у специалистов, чтобы не допускать подобных промахов.

Среди фигуристок «второго эшелона» приятное впечатление оставили моя давняя люксембургская симпатия Флер Максвелл, у которой на сей раз получилось не только красивое катание но и приличные прыжки, Александра Головкина из Литвы в нежнейшем персиковом хитоне и обаятельная венгерка Иветт Тот, воспитанница Юлии Себестьен.

В парном катании, в связи с вынужденными заменами то Кавагути-Смирнова на Тарасову-Морозова, то Столбовой-Климова на Астахову-Рогонова, волнений было едва ли не больше всего. Прежде всего, из-за скомканного по причине травм сезона, было совершенно непонятно, в какой форме окажутся к чемпионату наши лидеры Татьяна Волосожар и Максим Траньков, а во-вторых, известно, что замены по ходу сезона далеко не всегда наилучшим образом сказываются на самих спортсменах. К тому же было неизвестно, чего ждать от «темной лошадки» в лице новоиспеченного дуэта Алена Савченко-Брюно Массо.

Таня и Максим в короткой программе выглядели просто великолепно! Им удалось донести до зрителей всю палитру индийского танца во всей его бьющей наотмашь праздничности и чувственной роскоши, и лишь помарка Максима на выходе из тодеса помешала им получить оценки выше 80 баллов.

Таня и Макс

 В произвольной программе, которую ребята катали всего лишь третий раз в сезоне, самой явной была ошибка Максима на 3Т, но не все уровни были у них максимальными, что привело к не самой высокой оценке за прокат – 142, 89. Однако их программа мне очень понравилась: она выглядит изысканно и гармонично, украшена новыми эффектными поддержками и смотрится весьма выигрышно по сравнению с программами остальных пар. Преимущество Тани и Максима над соперниками было хоть и не столь впечатляющим, как в олимпийском сезоне, но, тем не менее, совершенно очевидным.

Таня и Макс

«Бронза» Евгении Тарасовой и Владимира Морозова далась им, что называется, «немалой кровью». Правда, в короткой программе у них была всего одна видимая ошибка – касание рукой Жени при выезде с выброса 3Р, все же остальное было ими выполнено, на мой взгляд, очень достойно, и их ирландский танец вызвал отклик у зала.

Женя и Володя

 Но вот в произвольной программе, после прекрасно исполненной на первых секундах подкрутки, они «поплыли»: сорвали каскад 3Т-2Т-2Т, Женя опять ошиблась на выезде из выброса… Вся программа потеряла впечатление цельного единства, и стало казаться, что каждый из партнеров катается сам по себе. Честно говоря, я немало переволновалась за то, останутся ли они на пьедестале. К счастью, довольно скромных 127,3 за произвольную программу им хватило для завоевания бронзовых медалей.

С большим нетерпением поклонники Алены Савченко ожидали ее появления на братиславском льду с новым партнером – статным и рослым красавцем Брюно Массо. Я фанаткой Алены не являюсь, в отличие от ТАТ, которая ну просто-таки вылила на фигуристку тонну словесного елея, (так, что мне очень хотелось местами приглушить ее пыл), но соглашусь, что в короткой программе Савченко-Массо выглядели достаточно убедительно.

Однако не могу не избавиться от впечатления, что судьи все-таки искусственно создали разрыв в 5 с лишним баллов между немцами и Тарасовой-Морозовым. Если подкрутка была выполнена обоими дуэтами на одинаковую сумму баллов, Массо ошибся в 3Т, а Тарасова – на выезде из выброса, даже при том, что стоимость выброса Алены (3Ф) дороже стоимости выброса Жени (3Р), во всех остальных компонентах – поддержке, комбинированном вращении и, в особенности,  дорожке, наши немцам ну уж никак не уступали. Разницу в 2-3 балла в пользу Савченко-Массо еще могу понять, но в 5 баллов – выше моего понимания.

Савченко

Произвольная же программа Алены и Бруно, несмотря на комплименты, щедро рассыпаемые ТАТ в адрес Алены (показательно, что о Бруно фактически ею не было сказано ни единого слова, а катаются фигуристы все-таки в паре)  оставила впечатление недоумения: а где же, собственно, там программа? Я увидела только демонстрацию отдельных (признаю, местами впечатляющих) элементов, живущих вне музыки, выбор, и в особенности обработка, которой также оставил странное впечатление: при чем тут Сольвейг, нежная и хрупкая, с ее печальной песней – Алена в ярко-красном комбинезоне отнюдь не была на нее похожа.

Почему-то мне на ум, при наблюдении за этими фигуристами, пришел детский стишок Агнии Барто: «Я и прямо, я и боком, с поворотом и прискоком, и налево, и на месте, и  двумя ногами вместе! Доскакала до угла: я б не так еще смогла!» Вот и Алена оставила у меня впечатление той девочки из стишка, желающей доказать всем и вся, что она « б не так еще смогла!»

В произвольной программе Савченко и Массо допустили ошибку в каскаде и Брюно не смог поднять Алену в поддержку. Однако судьи, ну просто как в лучшие для Савченко времена ее дуэта с Шолковы, щедро набросали паре аж 72,63 за компоненты. Из какого пальца, интересно, они их высосали? «Тайна сия велика есть». Этими баллами Савченко и Массо подарили «серебро» ЧЕ, чего, кажется, сам Массо, стоя на пьедестале, так и не смог осознать. Пары как таковой я пока не увидела, но подчеркиваю, что это сугубо мое лично мнение, которое, разумеется, я не призываю всех разделять.

Очень обидно было за наш третий дуэт – Кристину Астахову и Алексея Рогонова. Да, у них тоже не обошлось без помарок, в особенности в короткой программе, но «каким боком» у них «слетела» до нуля превосходная поддержка четвертого уровня? В результате вместо ожидаемого – и вполне реального для них! - четвертого места, Кристина и Алексей оказались на 7-м.

Кристина

 Пару эту я очень люблю за их «лица необщее выраженье». Их постановщик Сергей Комолов, поставив во главу угла сюжетность историй и характерность образов, воплощаемых ими на льду, что называется, «попал в яблочко»: природный артистизм Кристины и элегантность Алексея, не заслоняющая, а, наоборот, подчеркивающая  всю прелесть партнерши, способны заставить зрителей сопереживать, а это, что ни говори, качество, дающееся далеко не всем. Их техническая оснащенность, в особенности поддержки, вполне на уровне, но вот стабильности ребятам пока явно не хватает.

Из зарубежных соперников, устроивших «гонку преследования», понравились, прежде всего, французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре. Думаю, им было бы по силам вмешаться в борьбу за «бронзу», если бы не выбившее их из колеи нелепое падение партнерши на тодесе, ставшее следствием небрежности партнера, в короткой программе. До этого инцидента все у них получалось просто «на ура» в их очень эффектной во всех отношениях программе.

Ванесса

 В произвольной программе они пошли ва-банк и исполнили выброс 4С, но с приземлением Ванессы на две ноги. Еще одна ошибка была ими допущена в каскаде 3Т-3Т, но все остальное они сделали очень хорошо. Программа, шедшая по нарастающей, завершилась кульминационной поддержкой, в конце которой партнер опускается на одно колено и которая у меня всегда вызывает эмоциональный подъем. В итоге Ванесса и Джеймс оказались четвертыми.

Большего я ожидала от столь полюбившихся мне в прошлом сезоне Валентины Маркеи и Ондрея Хотарека. Как ни странно, в прошлом году пара мне казалась более скатанной, чем  нынче, а на этих соревнованиях я не могла избавиться от ощущения, что катаются два одиночника. Валентина, как обычно, блеснула своими костюмами, но, пожалуй, больше никакого впечатления пара по себе не оставила.

Вали

Несколько приличнее, чем раньше, выглядел на сей раз второй итальянский дуэт – Николь делла Моника-Маттео Гуаризе: фигуристы стали лучше скользить и не допускать столь уж явных срывов, которыми отличались в прошлые года, но ошибок и мелких погрешностей у них все равно хватало.

Приятное впечатление, несмотря на недочеты, произвели австрийцы Мириам Циглер-Северин Киффер, удивившие и судей, и публику параллельным прыжком 3Л, литовцы Года Буткуте-Никита Ермолаев и белорусы Татьяна Данилова-Николай Каменчук. Гораздо лучше смотрится с новым партнером Рубеном  Блуммертом и Мари Вартман из Германии, хотя на сей раз произвольный прокат у них не задался.

Ну и, наконец, - «танцы, танцы, танцы…»  Отсутствие на соревнованиях всей первой половины  сезона прошлогодних чемпионов Европы и мира Габриэллы Пападакис и Гийома Сизрона оставляло место для интриги: получится ли у Габи и Гийома триумфальное возвращение или спор за медали разрешится в пользу кого-то из их соперников? Впрочем, по большому счету, этими соперниками у французов были, в первую очередь, итальянцы Анна Капеллини и Лука Ланотте, и лишь во вторую наши дуэты с примерно одинаковой вероятностью «выстрелить» из них кому-то одному.

Первыми из наших в бой вступили Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Я уже писала о том, что считаю их короткий танец наиболее отвечающим из всех идее вальса-польки-марша. И исполнили его Вика и Никита очень слаженно, создав в зале атмосферу настоящего бала. Они танцевали на хорошем ходу, закладывая крутые дуги и демонстрируя полное взаимопонимание партнеров, но мне показалось, что они несколько излишне старательно выполняли движения, что придало всему танцу некий налет «заученности».  

Вика и Никита

 Удался им и произвольный танец, волею жребия закрывающий соревнования, с единственной ошибкой Никиты на твиззлах (ну, Никита, доколе же можно так не любить твиззлы!). Казалось, что после проката французов публику уже нельзя будет чем-то удивить, но ребятам удалось своим танцем вызвать отклик на трибунах – так задушевно и нежно, глаза в глаза, танцевали они под красивейшую песню Андреа Бочелли.  

 Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев в коротком танце катались более раскованно, чем  на прежних соревнованиях сезона, и в целом мне понравились. Не могу сказать, что я, наконец, прониклась этим их вальсом-маршем, но он, по крайней мере, не вызвал у меня прежнего отторжения. А то, что Катя сменила платье, явно пошло на пользу общему восприятию танца.

Катя и Дима

 Своей же «Анной Карениной» ребята меня по-хорошему удивили. У меня было к этому танцу достаточно много нареканий, о чем я писала в предыдущих постах, посвященных соревнованиям этого сезона.  Но на этот раз я увидела словно бы совсем другой танец – настоящую драму, исполненную без дешевых и нарочитых эффектов и преподнесенную судьям и зрителям не только технически безупречно, но и с большим вдохновением. Недаром оценка Кати и Димы за произвольный танец оказалась выше оценки итальянского дуэта, хотя это и принесло им в итоге лишь третье место.

Больше всех из наших дуэтов в коротком танце мне понравились Александра Степанова и Иван Букин. Саша и Ваня показали легкий, ажурный, почти невесомый танец и буквально парили надо льдом в едином порыве, но, к моему сожалению, не смогли подняться выше 5-го места.

Саша и Ваня

 Их произвольный танец мне с каждым разом нравится все больше и больше: ребята очень хорошо его чувствуют, они в нем органичны. И очень жаль, что судьи, кроме явной ошибки на твиззлах, углядели еще и передержанную поддержку, и в результате Саша и Ваня остановились вплотную у 100-балльного рубежа, но перейти этот Рубикон так и не смогли.

Победителями в коротком танце стали итальянцы Анна Капеллини и Лука Ланотте. Я люблю этот дуэт, мне нравится их танец на музыку из «Веселой вдовы», но на сей раз их победа для меня не выглядела бесспорной. Не будучи столь искушенной, как ТАТ, я, правда, хоть и не увидела «жесткой спины и поднятых плеч» Анны, но, в общем и целом, отдала бы предпочтение танцу Габриэллы Пападакис и Гийома Сизрона.

Французы были просто бесподобны: ничего нарочитого, вальс, который вроде бы даже и не сразу вальсом кажется, но все настолько тонко, на полутонах, и одно движение плавно перетекает в другое… И если есть афоризм, что никогда не может надоесть смотреть на воду, огонь и на работу других людей, то я бы добавила к ней еще одно: «и на танец Пападакис-Сизрона».

Правда, Габи и Гийом полностью реабилитировали себя в произвольном танце, не позволив никому приблизиться к своему гроссмейстерскому результату в 111,97 баллов. Их новый произвольный танец, на мой взгляд, еще один шаг на пути к совершенству: в нем нет ни одного лишнего и нарочито эффектного движения, он разворачивается во времени и в пространстве, подобно реке, и, глядя на него, на ум приходит знаменитая фраза древнегреческого философа Гераклита: πάντα ῥεῖ (panta rhei) – «Все течет».

Габи и Гийом

 Наблюдая за танцем французского дуэта, следуя его рисунку, ты словно поднимаешься к каким-то высшим сферам. Говорить о высочайшей технике  скольжения, поддержек и вращений даже кажется каким-то кощунством.

Анна Капеллини и Лука Ланотте вновь доставили мне большое эстетическое удовольствие своим произвольным танцем, который я по-прежнему считаю несомненной удачей этого дуэта, но французы, бесспорно, были сильнее во всех отношениях.

Анна и Лука

Среди других танцевальных пар, не вошедших в первую пятерку, тоже было, на кого посмотреть. Приятно удивили в коротком танце выступающие с этого сезона за Израиль Изабелла Тобиас и Илья Ткаченко. Скажу честно, что в прежних своих дуэтах эти фигуристы не производили на меня должного впечатления: в паре Тобиас-Стагнюнас мое внимание привлекал статный Дейвидас, в дуэте же Рязанова-Ткаченко на первый план выходила яркая партнерша, а Илья всегда мне казался несколько «деревянным».

Тобиас и Ткаченко

Но, встав в пару, Тобиас и Ткаченко словно преобразились: я увидела, какая же красавица Изабелла, а Илья оказался партнером на загляденье. И танец у них получился очень удачным, позволившим им довольно долгое время находиться в лидерах. Их произвольный танец понравился мне, пожалуй, меньше, и не только из-за ошибки Ильи на твиззлах:  у меня не сложилось впечталения, что он идет по нарастающей, а для «Половецких плясок» с их удалой, разгульной стихией, это особенно важно.

Тобиас

  Англичане Пенни Кумс и Николас Бакленд в коротком танце для меня как-то «потерялись»: не могу припомнить у них ничего особенно оригинального, а вот их произвольный танец мне понравился: необычные вращения, «летящие» поддержки, сглаживающие некоторую агрессивность, которую я почувствовала в их танце. Прелестное, очень продуманное по крою и фасону платье Пенни, дополняло их ледовый образ.

 Шикарно, на мой взгляд,  катались в оба дня датчане Лоранс Фурнье-Бодри и Николай Соренсен! Их произвольный танец – лаконичный по рисунку (в этом он в чем-то напоминает танец французов, недаром у них одна тренерская бригада), дополненный столь же лаконичными костюмами, захватывает зрителей с первого же музыкального такта и не отпускает до последнего мига.

Невесомо плыли надо льдом в своем произвольном танце немцы Кавита Лоренц и Панагиотис Полизоакис, тоже очень интересный дуэт. А вот у поляков Натальи Калишек и Максима Сподырева мне больше пришелся по душе их короткий танец с необычными поддержками и вращениями. Даже финны Сесилия Торн и Юссивиле Партонен, оставшиеся далеко вне первой десятки, показали вполне приличное катание. А ведь еще в прошлом сезоне они вообще едва ногами перебирали и нередко стремились «приложиться» ко льду, как на турнире Finlandia Trophy.

По-своему интересны были для меня словаки Федерика Теста-Лукаш Чоллей, чехи Кортни Мансур и Михал Чешка, австрийцы Барбора Силна-Юрий Куракин.

В целом итоги завершившегося в Братиславе европейского первенства, принесшие нам семь медалей, в том числе два «золота», можно оценить как положительные. Однако и об упущенных возможностях забывать не следует. А значит, всем нашим фигуристам – и победителям, и проигравшим,- есть к чему стремиться. Да и чемпионат мира уже не за горами!