Ледовая палитра Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина: от «Чаплина» до «Половецких плясок»
6 января 1960 года в Москве родилась Наталья Филимоновна Бестемьянова, заслуженный мастер спорта СССР.
В фигурное катание она пришла в 5-летнем возрасте, а ее первым тренером была Антонина Ивановна Карцева. Вот что вспоминает сама Наталья о своих первых шагах в спорте: "Меня записали в фигурное катание из-за слабой ноги. В четыре года мне вырезали опухоль из-под колена. Врачи предупредили родителей, что, если мне не сделать операцию в детстве, я, когда вырасту, ходить буду плохо. Как бы я потом ходила - неизвестно, но из больницы я вышла хромой.
Наташа Бестемьянова. Середина 1960-х гг.
(...) Накануне моего пятилетия - я родилась шестого января - папа и мама купили мне коньки и ботинки и повезли в Лужники, в оздоровительную секцию. Опробовать коньки на домашнем катке мне не дали, видимо решили, что я сразу встану и поеду. Мы, как там выяснилось, опоздали, все дети уже катались, к тому же они были старше меня, шестилетки, - пропасть в этом возрасте.
Тренер сказал: "Пусть девочка покажет, что умеет". Я гордо вышла, ничуть не сомневаясь, что закружусь сейчас, как мой кумир, тогдашняя чемпионка мира Людмила Белоусова, и...даже не упала, рухнула. Еще лежа, я заявила, что заниматься здесь не желаю. Но тренер отвел мне месяц испытательного срока: если догоню ребят - оставят, нет - придется записываться осенью.
Моя спортивная карьера увядала, не успев расцвести. Но мама, похоже, поставила перед собой цель, чтобы я не только не хромала, но и стала фигуристкой. Кто-то ей посоветовал: чтобы научиться хорошо стоять на коньках, я должна ходить на них по резине. От этих упражнений болели ноги и кататься уже совершенно не хотелось: "Мама, я все буду кушать, только сними с меня эти ботинки".
Несмотря на мои мольбы и то, что, конечно, родители меня очень жалели, папа по-прежнему заливал и чистил домашний каток, а мама заставляла заниматься. За месяц она научила меня делать "елочку", "пистолетик", "цаплю" и "ласточку". Сама все это продемонстрировать она не могла, но внимательно следила, как учат других детей. Так что азам меня выучила мама, хотя и я оказалась не без способностей, быстро схватывала.
Через месяц в Лужниках меня поставили в середину группы, прошел еще месяц - я уже стояла первой. Мне так понравилось (и с тех пор всегда нравилось) считаться лучшей, что в своей группе я соперников уже не имела.
Через три года - мне уже шел восьмой год - Антонина Ивановна Карцева, тренер не оздоровительной, а настоящей спортивной секции, взяла к себе двух девочек - мою подругу Люду Кружалину и меня. Я так старалась, что меня невозможно было не отметить. Группа Антонины Ивановны называлась "Школа высшего спортивного мастерства". Как я гордилась этим названием!" (Н.Бестемьянова, И.Бобрин, А.Букин, "Пара, в которой трое", М., изд-во "Вагриус", 2001).
В 15 лет Наталья попала в группу известного специалиста Эдуарда Георгиевича Плинера. Под его руководством она выиграла чемпионат СССР среди юниоров и Кубок СССР 1976 г. в одиночном катании. Уже как одиночница она ярко проявляла свой талант к импровизациии и к актерскому перевоплощению, особенно в показательных выступлениях, что привлекло к ней внимание Татьяны Анатольевны Тарасовой, которая загорелась идеей сделать из рыжей девчушки высококлассную танцовщицу.
Так, начиная с 1977 г. Наталья стала тренироваться у Тарасовой, которая поставила ее в танцевальную пару.
Ее партнер, Андрей Анатольевич Букин, тоже москвич по рождению, появился на свет 10 июня 1957 г. Он встал на коньки в 7 лет и начал заниматься фигурным катанием в клубе ЦСКА. В 10 лет он начал осваивать танцы на льду под руководством тренера Анатолия Ивановича Петухова.
Андрюша Букин. 1958 год
В 1969 г. он перешел в группу Надежды Степановны Широковой и встал в пару с Ольгой Абанкиной, с которой дважды становился чемпионом СССР среди юниоров. Однако вскоре Ольга показалась бесперспективной руководству федерации ФК СССР, и Андрею предложили сменить партнершу. Тогда Букин решил закончить занятия фигурным катанием, поскольку с Ольгой его уже связывали романические отношения, и он не видел для себя другой партнерши.
Ольга Абанкина и Андрей Букин. Вторая половина 1970-х гг.
Но добровольное отлучение от спорта продлилось недолго: его пригласила тренироваться Татьяна Анатольевна Тарасова, хотя на тот момент она еще не нашла ему партнершу. А в январе 1977 г. она предложила ему тренироваться с Натальей Бестемьяновой.
Вот как сама Тарасова вспоминает об образовании нового дуэта: «Букина я к себе в группу взяла без долгих напутствий, раздумий, сказав что-то вроде: «Ладно, раскатывайся пока, через три дня я тебе что-нибудь скажу». Через три дня я улетела. Он продолжал ходить каждый день тренироваться. Вернувшись в Москву, я стала собираться в Томск, захватив с собой и Букина.
Вдруг в Томске я обратила внимание, что у меня катается ну просто замечательный мальчик с грустными, доверчивыми глазами и катается печально в полном одиночестве, но мне некогда было подумать о партнерше для него. Он же регулярно деликатно спрашивал: «Татьяна Анатольевна, может, партнершу какую-нибудь возьмем?» — «Возьмем, возьмем, — бодро отвечала я, — приедем в Москву и возьмем».
Однако и в Москве никого не взяли, а вот в Северодонецке, где мы встречались на тренировках с одиночниками, я увидела грустную Наташу, стоящую у бортика, и послала к ней на переговоры Андрея. Он что-то пробубнил ей около борта, она не ответила ни «да» ни «нет». На следующий день, проходя случайно мимо как раз в тот момент, когда она безуспешно разучивала тройной прыжок и все время падала, сказала: «Нечего биться, переходи-ка в танцы». Она пришла... через полгода.
Начало совместного пути... 1978 (?) г.
Андрей уже потерял всякую надежду найти партнершу и был готов танцевать в паре с кем угодно. Но с «кем угодно» ему как раз танцевать не годилось. Он заслуживал большего. Когда Букин, наконец, привел Наташу на СЮП, она чуть слышно пробормотала, что хочет у меня заниматься, но не может бросить своего тренера. Эти ее слова меня сразу подкупили. Меня поразило глубокое понимание отношений с тренером. Наташа пережила нелегкий разговор с Плинером, беседовала с ним и я. Он понимал, другого пути у Бестемьяновой в спорте нет, но расставался с ней нелегко. С учениками всегда расставаться больно.
Я дала ребятам задания: Андрей должен научить Наташу танцевальным позициям, сама же уехала на соревнования. А когда вернулась, поняла, что у меня появилась великолепная пара.
То, что из Бестемьяновой и Букина вырастет чемпионский дуэт, сомнений у меня не вызывало. Такие минуты в жизни тренера тоже бывают нечасто. На следующий же день, забыв обо всех (все — это Моисеева, Миненков, Роднина и Зайцев), я схватила первую попавшуюся мне музыку и начала ставить новой паре показательный танец. Это основное проявление моего восторга, когда я вожусь с кем-то одним и не обращаю уже внимания на остальных.
Я была уверена, что их возьмут на первенство Европы и мира в том же, 1978 году. У Бестемьяновой и Букина получилась замечательная программа. Как жалко, что живут программы всего год и ту, первую, так никто толком и не видел. Я все же оставила из первой их композиции пробежку в будущем показательном выступлении.
1979 год
Для всех специалистов, увидевших Наташу и Андрея впервые, стало очевидным, что в наших танцах появилась оригинальная пара. Их первый танец — романтический. Испанская мелодия. Она полностью исключает улыбку. Это я отмечаю особо, потому что некоторые утверждают, что Бестемьянова и Букин только и могут, что смешить публику. Первая программа Наташи и Андрея полностью опровергает эти странные выводы.
1979 год
Но скажут: ведь был чаплинский танец? Да, был танец под музыку из фильмов Чаплина. Нужна была программа, чтобы их заметили. И чаплинский танец сделал свое дело.
Когда мы уже работали над этой программой, но у нас еще мало что получалось, Андрюша вдруг уселся на бортик и начал кричать, что мы зря все это затеяли, зря тратим время, он себя знает и уверен, что умрет, а выкатать танец, в котором нет ни одной медленной части, не сумеет. Он сидел и плакал на этом дурацком бортике, я стояла рядом, гладила его по голове и внушала, что это ступенька, через которую необходимо перешагнуть.
1979 год
Вся жизнь состоит из того, что мы идем по лестнице, преодолевая с трудом или легко новые ступеньки. И не пройдет и полутора месяцев, как он сумеет катать две части, потом три, потом всю программу.
Оригинальный танец ча-ча-ча. ЧМ 1981 года
Дело происходило в Томске. Перед выходным днем я хотела устроить прогон для двух частей, но Андрей упал и не мог кататься дальше. Ночью Букин исчез. Я сидела на окне гостиницы на четвертом этаже, свесив ноги на улицу, ожидая, когда он выгуляется. Он пришел, когда уже светало. Увидев меня со свешенными ногами и с завязанной полотенцем от сумасшедшей боли головой, он, бедный, чуть не лишился чувств.
1982 год
Потом я кричала, что люди, у которых нет сил, так себя не ведут. Они спят, а не шляются по ночам, и пообещала поставить ему еще одну такую программу. Я не пускала Андрея к себе целый день, не выходила из номера сама. И он все это время сидел за дверью. Там ел и пил и ждал, когда я его прощу.
На тренировке с Татьяной Анатольевной Тарасовой. 1983 год
Моисеева и Миненков от меня уже ушли. Роднина и Зайцев оставили спорт, и я начала заниматься с Наташей и Андреем много и постоянно. Наташа была довольна партнером, они почти не ссорились, случай очень редкий в паре. Криминальными считались даже те моменты, когда они повышали друг на друга голос. И то, что Андрей женат, как они считали, только улучшало их отношения. Они не уставали от постоянного общения друг с другом и чувствовали себя независимо» (Т.А.Тарасова, "Четыре времени года", М., "Советская Россия". 1985).
1984 год
Новый дуэт полностью завладел сердцем уже знаменитого на тот момент тренера, которая увидела в нем большие перспективы для воплощения своих замыслов, как в техническом, так и в творческом плане. С самого начала их совместного спортивного пути Бестемьянова и Букин отличались "лица необщим выраженьем": каждое па их танца было новым и необычным, а эмоциональность достигала высшего накала. Кроме того, фигуристы быстро наращивали техническое мастерство.
1985 год
Их дебют на ЧМ 1979 г., где они были 10-ми, не прошел незамеченным: произвольный танец "Чаплин" настолько поразил воображение специалистов и зрителей, что Наташу и Андрея пригласили участвовать в показательных выступлениях.
Произвольный танец на ЧМ 1985 года
На ЧЕ 1980 г. они заняли 6-е место, а на ОИ - 8-е. ЧЕ 1981 г. они закончили на 4-м месте и завоевали бронзовые медали ЧМ того же года.
1986 год
Их соперничество с Ириной Моисеевой-Андреем Миненковым и Джейн Торвилл-Кристофером Дином отражает ярчайшие страницы истории мирового фигурного катания. Однако, если в сезоне 1982 г. Бестемьянова и Букин обошли Ирину Моисееву и Андрея Миненкова, им за всю карьеру ни разу не удалось выиграть у прославленных англичан. Зато после их ухода из спорта они никому из зарубежных соперников не позволили обойти себя в течение следующего олимпийского цикла.
1987 год
Каждый сезон Наталья и Андрей встречали новым произвольным танцем, который становился новым словом в спортивных танцах на льду. Они были чемпионами СССР 1982-83 и 1987 гг., чемпионами Европы 1983, 1985-88 гг. и чемпионами мира 1985-88 гг. И кульминацией этой "золотой серии" стали золотые олимпийские медали 1988 г.
1988 год
На льду этот дуэт всегда отличало буйство красок, перехлестывающая порой через край эмоциональность и филигранное спортивное мастерство.
Произвольный танец на ЧМ 1988 года
С 1988 г. Наталья Бестемьянова начала выступать в Театре Ледовых Миниатюр Игоря Бобрина, который с 1983 г. является ее мужем.
Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин в день бракосочетания. 1983 год
После ухода из спорта Андрей Букин недолгое время проработал в спорткомитете, а затем пришел, вслед за своей партнершей, в тот же ледовый театр, где они вместе работают и по сей день. В театре Наталья - генеральный директор и главная солистка многочисленных ледовых спектаклей.
Андрей Букин, Ольга Абанкина, Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин. Вторая половина 1980-х гг.
Продолжив свой творческий путь в профессионалах, Бестемьянова и Букин стали серебряными призерами чемпионата мира среди профессионалов 1989 г. и чемпионами мира 1991 г.
Наталья Бестемьянова, Игорь Бобрин и Андрей Букин в Театре Ледовых миниатюр. 2010 год
В 2006-2008 гг. Наталья была тренером и соведущей телешоу "Танцы на льду" на канале РТР. В 2007 г. входила в состав жюри телешоу британского канала ITV1 "Dancing on Ice".
Наталья Бестемьянова и Андрей Букин награждены орденами Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, а также являются обладателями приза Жака Фавара "За выдающийся вклад в мировое фигурное катание".
Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин дома. 2010 год
У Букина есть сын Андрей (1983 г.р.) от Ольги Абанкиной и сын Иван, десятью годами моложе, от второй - гражданской - супруги Елены Васюковой. Иван пошел по стопам отца и составляет интересный и перспективный танцевальный дуэт с Александрой Степановой, входящий в сборную России и уже завоевавший в прошлом сезоне бронзовые медали чемпионата Европы.
Елена Васюкова, Андрей Букин, Игорь Бобрин и Наталья Бестемьянова - давно уже родные люди. 2010 год
Наталья Бестемьянова на вопрос о том, как ей удается сохранять такую прекрасную спортивную форму и так замечательно выглядеть, отвечает: "В каких-то ситуациях, даже комфортных, надо насильно заставлять себя двигаться вперед, чтобы не деградировать и не забывать, что жизнь - это борьба, и в ней можно добиться, чего угодно".
2011 год
А о том, каким она видит будущее спортивных танцев, Наталья говорит следующее: "Главное, что есть в танце - это танец мужчины и женщины. Если это сохранится, если в паре есть искра, какие бы элементы они ни делали, это будет интересно".
А сегодня можно просто наслаждаюсь их танцами и сожалею,что свобода творчества на льду наверное, навсегда ушла из спортивных танцев.
Все их танцы были интересны, они всегда были дуэтом, очень творческим, не стоящим на месте, но я как-то быстро пресытилась их бьющей наотмашь экспрессией и она стала меня, как бы это сказать помягче, тяготить, а направление в танцах, которое они проповедовали, стало мне чуждо. Мои симпатии оказались на стороне Климовой-Пономаренко и Анненко-Сретенского с их кантиленностью, плавностью линий и задушевностью. При этом Бестемьянова и Букин всегда были мне очень симпатичны чисто по-человечески: я много читала их интервью, читала их книгу, и я их воспринимаю очень-очень положительно. И, конечно, нисколько не умаляю их заслуг и их вклада в фигурное катание.
Слова настоящей спортсменки, чемпионки и очень красивой женщины.
Будучи подростком, всегда с интересом ждала выступлений этой пары и просто болела за "Рыжую бестию" (так звали Наталью болельщики).Яркая и харизматичная пара с собственным стилем.
С днем рождения! Здоровья, семейного благополучия и всех благ.
Лариса, спасибо Вам.
Нашла по запомнившимся с тех самых пор его словам: "Я действительно люблю рыжую Наташу, грустного Андрея и неукротимую Татьяну Анатольевну Тарасову. "
http://icetrio.ru/press4.htm