Людмила Белоусова и Олег Протопопов: «Грёзы любви» длиною в жизнь
Сегодня исполняется 80 лет одной из самых больших величин в истории мирового фигурного катания – Людмиле Евгеньевне Белоусовой (в замужестве Протопоповой).
Она родилась 22 ноября 1935 года в г. Ульяновске. Фигурным катанием она занялась довольно поздно - в 16 лет, после того, как посмотрела австрийский фильм "Весна на льду" с блистательной Евой Павлик. В то время Людмила с семьей жила в Москве, где в 1951 г. построили первый в СССР искусственный каток.
1955 год
К 1954 г. она уже была общественным инструктором юных фигуристов в парке им. Дзержинского, где сама занималась в старшей группе в паре с Кириллом Гуляевым. Когда ее партнер решил закончить свои занятия спортом, Людмила вновь стала выступать в одиночном разряде.
1956 год
В том же году на семинаре по фигурному катанию судьба свела ее с ленинградским моряком Олегом Протопоповым (родился 16 июля 1932 г.), который умудрялся сочетать флотскую службу с занятиями любимым видом спорта.
Во время Великой Отечественной войны Олег с матерью едва не умерли от голода во время блокады Ленинграда. Поэт Дмитрий Цензор, ставший впоследствии отчимом Олега, помог им уехать из блокадного города.
Уже подростком Протопопов пришел во Дворец пионеров, где вокруг клумбы зимой катались фигуристы, и тренер Нина Васильевна Леплинская согласилась заниматься с ним. Однако вскоре Олег был призван на флот, где мог тренироваться лишь урывками.
Попав волею судьбы на семинар по фигурному катанию осенью 1954 г., он познакомился там с Людмилой Белоусовой. Как самых младших участников семинара, их старшие коллеги неоднократно просили Людмилу и Олега продемонстрировать им некоторые элементы парного катания. Встав в пару совершенно случайно, они почувствовали, что им удивительно легко кататься вместе, словно бы они провели уже на льду как дуэт многие годы.
1957 год
В 1955 г. Людмила перевелась из Москвы в ЛИИЖТ, и пара Белоусова-Протопопов начала свой путь в большом спорте. Их первым тренером был Петр Петрович Орлов, с которым, однако, у них не сложилось должного взаимопонимания вследствие расхождения во взглядах на искусство парного катания.
Людмила и Олег с олимпийским чемпионом 1936 г. Эрнстом Байером (ФРГ). ЧЕ 1959 года
Но, несмотря на это, под его руководством Людмила и Олег впервые выиграли бронзовые медали первенства СССР в 1955 г. В 1956-59 и 1961 гг. они были уже второй парой страны. В это же время – в 1957 г. – они стали парой и в жизни.
1961 год
Их международный дебют состоялся в 1958 г. на ЧЕ, где они были 10-ми и на ЧМ, где они заняли 13-е место. Технический арсенал Белоусовой и Протопопова в то время был небогат, и к тому же спортсменам не хватало стабильности.
ЧМ 1962 года
И все-таки с этого времени началось их постепенное восхождение наверх: ЧЕ 1959 г. - 7-е место, на ЧЕ 1960 г. они - 4-е и 8-е - на ЧМ того же года. Их олимпийский дебют в 1960 г. принес им 9-е место.
С 1962 г. с ними начал работать тренер Игорь Борисович Москвин. И именно с сезона 1962 г. Белоусова и Протопопов вошли в мировую элиту, став в 1962-64 гг. серебряными призерами ЧЕ и ЧМ.
ЧМ 1962 года
Олег всегда был движущей силой дуэта, он прекрасно разбирался в музыке и стремился привлечь ее в союзники. Но если в лидерство в паре всегда принадлежало Олегу, то Людмила была идеальной партнершей: удивительно двигательно одаренная натура, она буквально на лету схватывала рекомендации тренера. Ее грациозность и лиричность создавали "визитную карточку" этой пары.
1963 год
К тому времени Белоусова и Протопопов значительно повысили свое техническое мастерство, а в художественном отношении их программы выглядели законченными произведениями искусства.
ОИ 1964 года
Москвин раскрыл перед спортсменами новые возможности совершенствования, и их сотрудничество обогатило мировое фигурное катание истинными ледовыми шедерами - показательными танцами "Грезы любви" на музыку Листа, "Размышления" на музыку Массне, произвольными программами на музыку Бетховена и Рахманинова. Людмила и Олег на долгие годы стали законодателями мод в парном катании, и все их программы - музыкальные, насыщенные элементами хореографии, - были верхом художественного совершенства.
ОИ 1964 года
Вот что писал об этих фигуристах спортивный журналист Анатолий Шелухин: "Музыку трудно переводить на язык слов. Но зато у человека есть язык движений, который полностью гармонирует с музыкой. И этот чудесный дар безупречно использовали в своем дуэте Людмила Белоусова и Олег Протопопов.
1965 год
Их исполнение тем и берет за душу, что в каждом движении они стремятся отразить очарование музыки, поэзию больших человеческих чувств. Откуда у этих фигуристов такое изощренное искусство? Ведь они не артисты балета, а спортсмены. Да, они, прежде всего, спортсмены. У каждого из них свой сложный характер.
1965 год
На первый взгляд они совсем разные. Людмила - это уравновешенная, углубленная в себя натура. Созерцательный взгляд, мягкая улыбка, тихий голос, неторопливость суждений - таков ее облик. И он в полном соответствии с ее внешностью хрупкой, изящной женщины.
Показательные выступления ЧЕ 1965 года
А рядом Олег - человек какой-то большой стихии, порывистый, беспокойный. Его сила и страстность проявляются и в походке, и в жестах, и в рассуждениях с резкостью оценок, с непримиримостью к малейшей фальши. И что особенно характерно для обоих - их неразлучность, их постоянное стремление чувствовать локоть друг друга.
1967 год
Они вместе на тренировках и на рыбной ловле, в театре и на лыжной прогулке, в гостях и за домашним столом. Глубокое взаимопонимание и моральное единство - это один из главных секретов их высокого искусства на льду". (А.Шелухин, "Что идет впереди славы?", М., "Молодая Гвардия", 1968).
ОИ 1968 года
Став первыми советскими олимпийскими чемпионами в парном катании в 1964 г., Белоусова и Протопопов еще в течение 1965-68 гг. были недосягаемыми для соперников, собрав все "золото" мира, Европы и ОИ.
ОИ 1968 года
Произвольная программа на ОИ 1968 года
Однако, сделав явный упор на эстетику, фигуристы принесли в жертву техническую сложность, что в сезоне 1969 г. привело их к потере всех титулов. Начиная с этого сезона их мастерство постепенно пошло на спад: "серебро" на ЧЕ и "бронза" на ЧМ.
ЧЕ 1969 года
Но они не сдавались и продолжали упорно отстаивать свое видение фигурного катания, выступая в соревнованиях вплоть до 1972 г. Однако больше в сборную для поездки на крупнейшие соревнования эта пара не попадала.
1970 год
Уйдя из спорта, в течение нескольких лет Белоусова и Протопопов были солистами Ленинградского балета на льду. В 1979 г. Людмила и Олег эмигрировали в Швейцарию, чтобы, как они утверждали, иметь возможность продолжать творить на льду.
Людмила и Олег во время выступления в Ленинградском балете на льду. Конец 1970-х гг.
Выступая вплоть до 1987 г. в профессиональном спорте под фамилией Протопоповы (в любительском спорте Людмила была известна под своей девичьей фамилией), они трижды завоевали звание чемпионов мира среди профессионалов (1973, 1983 и 1985 гг.), продемонстрировав невиданное доселе спортивное долголетие.
Чемпионат мира среди профессионалов 1984 года
В 2003 г., впервые после долгих лет отсутствия, они приезжали в Россию по приглашению знаменитого хоккеиста Вячеслава Фетисова. Они также посетили родину в 2005 г. по приглашению Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга и участвовали в показательных выступлениях, где зал стоя приветствовал их нескончаемой овацией.
2005 год
В 2014 г. они присутствовали на соревнованиях фигуристов, проходивших во время Олимпиады в Сочи.
2014 год
Заслуженные мастера спорта СССР, Белоусова и Протопопов награждены двумя орденами Трудового Красного Знамени (1965, 1968), а также призом Жака Фавара Международного союза конькобежцев.
2014 год
До сих пор Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич, чьи имена стали символом спортивного долголетия и непреходящей любви друг к другу и к своему виду спорта, продолжают тренироваться и выступать на катке швейцарской деревушки Грюнденвальде, где они обосновались после своего отъезда из СССР.
Я была на показательных Cup of Russia в 2005 году, там Белоусова - Протопопов катали 2 номера. Это было божественно! Сверху с трибуны никогда бы не подумала, что им уже за 70. Они казались абсолютно молодыми...
Причины, конечно, лежат на поверхности: был принципиальный спор о путях развития парного
катания. БП, доминировавшие тогда много лет подряд, не пренебрегая техникой, всё же в первую очередь думали об артистической составляющей, о сплаве музыки и движения. Можно сказать, они в чём-то смотрели на ФК с позиций классического балета. Станислав Жук проповедовал совершенно другой, атлетический взгляд на ФК - нужно делать больше оборотов, кататься быстрее, и т.д. Всё это он воплотил в своих учениках, Родниной-Уланове.
При этом столкновение стилей происходило в рамках старой шестибальной системы оценивания, где судьи оценивали разом всю программу, а не отдельные элементы, что открывало неограниченный простор для интриг, сговоров и подковёрной борьбы.
О том, кто именно и какими методами убрал БП из любительского спорта, мне не хотелось бы здесь говорить, так как это не понравится хозяйке блога. Полагаю, это описано в воспоминаниях БП, по крайней мере с их точки зрения.
То, что Людмилу и Олега после Гренобля стали «задвигать», «выдавливать» из сборной, - это факт, который тоже не нужно передёргивать. В Киеве-70, когда их после 1го места в обязательной опустили на 4е после произвольной программы, а Роднину-Уланова после 8го подняли на первое (неслыханный в истории случай). Даже П.Орлов, который, мягко говоря, недолюбливал Протопопова, сказал, что оценки минимум на 0,2 у каждого судьи занижены. Перед Олимпиадой 72 года Белоусова и Протопопов выигрывают турнир на призы газеты «Московские новости» у Смирновой-Сурайкина, Карелиной-Проскурина, но, увы, в Саппоро посылают Черняеву-Благова. С какой стати? А олимпийская программа у Белоусовой и Протопопова была шедевром, как, впрочем, и большинство их творений. И. Б. Москвин (а уж ему в профессионализме не откажешь) до сих пор считает, что они могли бы выиграть третью Олимпиаду: «В 1972-м Мила с Олегом были очень хорошо готовы. Прекрасно откатались на отборочных предолимпийских соревнованиях. Но в сборную их не взяли. … общественное мнение уже было против них».
Конечно, это дела давно минувших дней, но об этом тоже нужно знать. Мы-то, любители со стажем, всё это помним. Как и их победу в 1985 году в профессиональном ЧМ над Т.Бабилонией и Р.Гарднером, чемпионами мира 1979 года среди любителей, между прочем.
Белоусова и Протопопов – гениальная пара, созданная, наверное, на небесах. «Самые великие из всех чемпионов, - говорил знаменитый Дик Баттон, - поскольку, создав множество новых элементов, обогатили и изменили фигурное катание, подняв его на недосягаемый пьедестал красоты». Ну, кто ещё заставлял зрителей плакать на трибунах! Сложность, как ей и должно, всегда будет расти, но не это западает в душу. Кстати, и сложность – понятие относительное, смотря что сюда вкладывать. Для многих прямая спина, вытянутый носок и длинная дуга – тоже сложность.
Что касается тодеса вперёд-внутрь, Лариса, не его ли исполняют Людмила и Олег на фото, данном Вами выше и датированном 1968 годом?
Кстати, Белоусова и Протопопов первыми из советских и российских спортсменов были введены в Зал славы мирового фигурного катания.
А за статью и за фото спасибо!