Геннадий Карпоносов: эстафета «науки побеждать» от деда к внуку
Сегодня свое 65-летие отмечает Геннадий Михайлович Карпоносов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России.
Он родился 21 ноября 1950 г. в Москве. Его дед по отцовской линии, генерал-лейтенант Арон Гершевич Карпоносов в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника Генштаба. Он ведал вопросами организационной структуры всех родов войск, планировал укомплектование фронтов, контролировал готовность резервов и наличие обученного маршевого пополнения, отвечал за дислокацию и учет численности войск в военных округах, учет потерь на фронтах. А. Г. Карпоносову подчинялись отделы военно-учебных заведений и оперативных перевозок.
Дед Геннадия Арон Гершевич Карпоносов
Видимо, от деда, прошедшего всю войну, внуку передались гены победителя. Начав заниматься фигурным катанием, он довольно рано встал в танцевальную пару с Татьяной Войтюк. «… но она сломала ногу, и срочно была выбрана замена – Елена Жаркова. Уверен – да и знаю точно, - что Гена потом пожалел о своей торопливости: чудо как хорошо было бы нарядное катание яркой блондинки Войтюк и жгучего брюнета Карпоносова.
И Аленку Жаркову жалко до слез: прилипла к ней тогда репутация «нетанцевальной», необаятельной. А дело просто в том, что Аленке было нужно больше внимания как партнерше. Чтобы смотрели на нее ласковым взглядом – не партнер, так хоть кто-нибудь с трибун. Хоть один человек. Тогда она расцветала. Это случалось не всегда» (С.Токарев, «М/М», журнал «Огонек», 1987 г.).
Тренировался дуэт у Елены Анатольевны Чайковской в одной группе с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым. "С Геной у меня сложились свои сложности – вспоминала о том времени Чайковская. - Это очень впечатлительный парень. Он - как звукоулавливатель. Все, что происходит вокруг, сразу регистрируется в его сознании и вызывает у него немедленный отклик. Особенно перед соревнованиями. Здесь он полная противоположность Горшкову, замыкающемуся в себе.
Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов. ЧЕ 1970 года
Вспоминается один случай, происшедший с Геной на показательных выступлениях, где мы проверяли готовность произвольной программы. В самом начале третьей части программы, очень быстрой и динамичной, буквально «ни с чего» Карпоносов споткнулся и упал. Расстроилась я ужасно: ведь на последних тренировках пара танцевала уверенно, без единой заметной помарки.
После выступления спрашиваю Гену: «Что случилось? Ведь ты упал на самом легком элементе, как это могло получиться?». Гена отвечает: «Мне хотелось установить контакт со зрителями. Я услышал аплодисменты, посмотрел на трибуны, увидел зрителей и …»
1970-е гг.
Лене и Гене перед выступлением нужна особая настройка. Главное, уберечь их от ненужных эмоциональных воздействий со стороны. И напрасно думают некоторые специалисты, что молодые спортсмены обладают большей психологической устойчивостью, чем взрослые. Без специальной психологической закалки здесь тоже не обойтись." (Л. Доброва, Е. Чайковская, "В рамке катка", М., «Советская Россия», 1970).
Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, чей стиль создавался в русле русского ледового танца, в 1969-72 гг. были третьей парой страны и достаточно успешно выступали на международной арене: 11-е место на ЧЕ 1969 г. и 6-е в 1970-72 гг., 8-е место на ЧМ 1970-72 гг.
Однако Елена, не слишком веря в будущие успехи, после сезона 1972 г. решила покинуть спорт и полностью сосредоточиться на учебе в МГПИИЯ им. М.Тореза. К сожалению, вскоре после этого она попала в больницу и «сгорела» бкувально за одну неделю. В одном из интервью Геннадий сказал, что причиной ее смерти стала врачебная ошибка, и добавил, что ему до сих пор тяжело вспоминать об этом.
После ухода Жарковой из спорта Чайковская стала срочно искать ей замену, понимая, что Карпоносова с его яркостью и артистичностью непременно следует сохранить для фигурного катания. Замена нашлась в лице 16-летней школьницы Наташи Линичук, у которой, до того, как она попала в группу Чайковской, сменилось 12 тренеров.
1973 год
После года с небольшим тренировок дуэт Линичук-Карпоносов сходу завоевывает бронзовые медали на ЧЕ и ЧМ 1974 г.
1974 год
"Лезгинка". 1974 год
Но далее наступил некоторый застой: на ЧЕ им доставались привычные бронзовые медали (1975-77 гг.), но на ЧМ они были 4-ми в 1975 и 5-ми в 1976 г. На ОИ в Инсбруке Наталья и Геннадий также остались у подножия пьедестала - на 4-м месте.
1976 год
Причины таких результатов спортсменов, всегда славящихся при этом своим исполнением обязательных танцев, попыталась объяснить Людмила Пахомова: "У нас с Сашей был свой ответ: танцы Наташи и Гены выглядят сухими, малоэмоциональными, они не ведут между собой насыщенный внутренний диалог. Вот этот танец "без чувств" и не внушал доверия судьям.
1975 год
А первый успех во многом, конечно, определялся чистым и светлым образом партнерши, только еще входящей в мир большого спорта и покоряющего его своей девичьей улыбкой" (Л.Пахомова, А.Горшков, "И вечно музыка звучит...", М., ФиС, 1989).
Перелом произошел на ЧМ 1977 г., когда Линичук и Карпоносову вновь покорилась "бронзовая" ступень пьедестала почета. В 1978 г. они становятся серебряными призерами ЧЕ и обыгрывают на ЧМ Ирину Моисееву и Андрея Миненкова.
1977 год
Вот что писал об их оригинальном танце на том чемпионате известный спортивный журналист Станислав Токарев: "Шикарны и роскошны были Линичук и Карпоносов - особенно он. Да, то был танец Геннадия: страстный, яростный, даже свирепый. Он то аффектированно отталкивал Наташу, то столь же аффектированно душил в объятиях. И вздымал, и вонзал воображаемые бандерильи".
1978 год
А в произвольном танце - "вихрились, пенились их кружева, порхал литой черный полуфрак, сверкали коньки, как клинки, как в сече. Диктор принялся перечислять первые оценки - за технику исполнения: аплодисменты заглушили его голос" (С.Токарев, "М/М, журнал "Огонек", 1987 г.).
Произвольный танец на ЧМ 1978 года
Линичук и Карпоносов становились еще чемпионами Европы 1979-80 гг., чемпионами мира 1979 г. и олимпийскими чемпионами 1980 г.
1979 год
Вот какого мнения о Карпоносове как о партнере была Людмила Пахомова: "Удобным партнером для Наташи Линичук, на мой взгляд, оказался Геннадий Карпоносов, хотя по внешним данным эта пара не подходила под общепринятый стандарт: Наташа и Гена почти что одинакового роста. Им вместе с тренером Чайковской потребовалось проделать колоссальную работу, чтобы завуалировать это невыигрышный момент.
Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов с тренером Еленой Анатольевной Чайковской. 1979 год
Было придумано много специальных приемов, разнообразные "коленные движения". Елена Анатольевна "посадила" низко Наташу. Некоторые принимались копировать эти находки, другие возмущались: "Что вы все на коленях ползаете?!" Так грамотно тренер выстраивала программу, что мало кто догадывался о проблемах этой пары.
1979 год
Они завоевали звание мировых и олимпийских чемпионов во многом благодаря опытному партнеру. Геннадий держался с большим достоинством, спокойно, подчеркнуто уверенно, заботливо опекал партнершу". (Л.А.Пахомова, "Монолог после аплодисментов", М., "Советская Россия". 1988).
Однако следует сказать, что, олимпийское выступление Линичук и Карпоносова было далеко от совершенства: им чудом удалось сохранить за собой лидерство после явного сбоя в произвольном танце.
1980 год
На ЧМ их обошли венгерские танцоры Кристина Регоци-Андраш Шаллаи, заставив Наталью и Геннадия довольствоваться серебряными медалями. Вот как проанализировала эту неудачу фигуристов Людмила Пахомова: «Пример недальновидных чемпионов – Линичук и Карпоносов. Многие отмечали тот момент, когда они, обыграв Моисееву и Миненкова, стали первыми, что они идут по нашему с Сашей пути. Может быть, для такого мнения и были основания, в конце концов, мы ученики одного тренера. Не исключено, что они импонировали и судьям, и публике в числе прочего еще и потому, что напоминали тех, кто очень долго был лидером.
ОИ 1980 года
Но прошел год, другой, и это сходство, тот же стиль, те же приемы, то же направление стали им мешать. Время было уже другое. Появились новые тенденции в танцах на льду! А они продолжали танцевать то, что было ново и интересно когда-то, что нравилось тем, кто «ходил на нас». Сколько-то они еще продержались, пока сохранялась инерция восприятия, а потом случилось то, что не могло не случиться – поражение» (Л.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).
Произвольный танец на ЧМ 1980 года
Наталья и Геннадий попытались вернуть утраченные позиции в следующем сезоне, но после выступления на ЧЕ, где они проиграли и новоиспеченным чемпионам англичанам Джейн Торвилл-Кристоферу Дину, и своим многолетним соперникам Ирине Моисеевой-Андрею Миненкову, решили более не испытывать судьбу и закончить свой спортивный путь.
1981 год
Летом 1981 г. они стали мужем и женой. Геннадий к тому времени закончил экономический факультет МГУ и аспирантуру по кафедре экономики зарубежных стран, но фигурное катание оказалось сильнее приобретенной престижной специальности: он стал тренером.
Свадьба Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова. 1981 год
Вместе с Натальей они создали успешный тренерский дуэт, в котором Геннадий отвечал за обязательные танцы, а Наталья занималась оригинальными и произвольными.
Наталья и Геннадий с дочерью Анастасией. Конец 1980-х гг.
В трудные 1990-е гг. Линичук и Карпоносов с дочерью Анастасией, родившейся в 1985 г., уехали в США, где работали сначала на катке университета г.Делавэра, а затем переехали в Астон, штат Пенсильвания, где работали в The IceWorks Skating Complex.
Они привели к успеху много именитых дуэтов: Оксану Грищук-Евгения Платова, Анжелику Крылову-Олега Овсянникова, Марину Анисину-Илью Авербуха, Ирину Лобачеву-Илью Авербуха, Татьяну Навку-Николая Морозова, Анну Семенович-Романа Костомарова, Албену Денкову-Максима Ставиского, Оксану Домнину-Максима Шабалина, Федерику Фаеллу-Массимо Скали и др.
2010 год
Однако со временем брак Линичук и Карпоносова дал трещину, и Геннадий осенью 2014 г. вернулся в Москву, в свою старую квартиру на Малой Грузинской. Ему поступило предложение от Министерства спорта России выправить ситуацию с танцами на льду. Ныне он – старший тренер по танцам ФФКР.
Геннадий Михайлович Карпоносов за свою успешную тренерскую деятельность награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, Орденом Дружбы. В 2001 г. он был введен в Международный еврейский спортивный зал Славы.
О нынешней должности Карпоносова я знаю, но вот те интервью, которые он давал, можно буквально пересчитать. Хотелось бы почаще слышать его мнение о российских танцевальных дуэтах.