Гран-При 2015. Этап 1: Skate America
Согласно поговорке, всякому ожиданию рано или поздно приходит конец. И хотя, по большому счету, новый сезон фигурного катания начался уже практически месяц назад, соревнования группы Б, что ни говори, все-таки не давали любителям фигурного катания почувствовать его наступление в полном масштабе. По-настоящему начало сезона ощущается с открытия соревнований этапов серии Гран-при, первый из которых стартовал в американском Милуоки.
Как, полагаю, и другие многочисленные российские болельщики, перед началом этих соревнований я испытала неожиданный шок, зайдя, по привычке, буквально накануне их открытия, на портал sportbox, где, к своему ужасу, не обнаружила ни малейшего упоминания о предстоящем турнире. Но недаром говорится, что свет – не без добрых людей: благодаря своим более «продвинутым» в компьютерном мире знакомым мне удалось найти необходимые «источники информации», с помощью которых просмотр соревнований оказался хоть и не безоблачным, но вполне приемлемым.
Итак, что же нового приготовил нам день уже не грядущий, а нынешний? В парном катании самые большие и надежды, и волнения были связаны, конечно, с Ксенией Столбовой и Федором Климовым. Ксюша предстала перед зрителями в новом облике – со стильной стрижкой, в эффектном сексапильном платье.
Но, увы, очень интересная короткая программа, которая могла бы считаться новым словом в их творчестве, не заладилась с самого начала: после непривычно для них невысокой и какой-то «скукоженной» подкрутки, на выходе из которой Федя едва удержал партнершу, последовал, правда, вполне убедительный параллельный тройной тулуп, но уже следующий обязательный элемент - выброс – окончился «приледнением» Ксении.
Эти ошибки не позволили зрителям в полной мере насладиться великолепно скроенной программой на мелодию в стиле блюз, с четким синкопированным ритмом, с удачно расставленными акцентами. В ней ребята попробовали себя в совершенно ином амплуа, которое им оказалось очень к лицу. Но результат короткой программы – 5-е место, заставлял тревожиться за возможный общий итог.
Произвольная программа Столбовой-Климова оказалась не менее креативной: начиная с музыки к фильму «Неизвестный известный», которая, кажется, никогда не звучала до того под сводами ледовых стадионов и заканчивая необычной хореографией. В одном из интервью Ксюша сказала, что при постановке программы они воспользовались советами одной из ярчайших звезд современного балета - танцовщика Сергея Полунина и что на сей раз они сделали акцент именно на хореографию, а не на образы.
Действительно, параллели с современным хореографическим искусством прослеживались во многих местах по ходу программы – в ломаных линиях корпуса, в необычности поз, при этом каждый элемент находился на своем месте, и вся программа выглядела законченным произведением на стыке спорта и искусства. Надо сказать, что большинство элементов в программе выглядели очень достойно – каскад прыжков 3-3-2, поддержки, тодес, но в подкрутке не чувствовалось размаха, нечеткий выезд Ксюши с первого выброса усугубил, а ее падение с тройного параллельного сальхова довершило общую не столь радужную, как бы хотелось, картину. Остается надежда, что причиной этих ошибок были все же не разногласия в паре, а затянувшийся период входа в сезон, и что к дальнейшим стартам все войдет в свою привычную колею.
Второй наш дуэт – Кристина Астахова и Алексей Рогонов также, к сожалению, не порадовал: большое количество ошибок не позволило им блеснуть столь же ярко, как на прошлогоднем московском этапе, хотя постановки обеих их программ мне кажутся довольно удачными. Ребята совершенно отошли от образов и хореографии прошлых программ, ищут себя в новом стиле, привлекают новые актерские краски (как убедительна была Кристина в роли «механической куклы»!), но без соответствующей технической составляющей эти интересные программы не прозвучали в полный голос.
Очень приятное впечатление оставили о себе канадцы Джулианна Сегуэн и Чарли Билодо. Я обратила на них внимание еще в прошлом году, когда в их катании было еще много юниорского, хотя уже тогда было видно, что взаимопонимание, чувство локтя – это те качества, на которых строится ледовое амплуа этой пары. Фигуристы катаются очень уверенно, с ходу бросаясь на штурм самых сложных элементов, но при этом умеют передать зрителям свое ощущение фигурного катания как праздника, а не как тяжелой работы, и это в них очень подкупает. Их третье место – весомая заявка на будущее.
Шаг вперед в своем росте сделали американцы Алекса Симека и Крис Кнерим, судя по результатам, но если в короткой программе они были практически безупречны, если не считать того, что партнер коснулся льда рукой при приземлении с параллельного тройного сальхова, то в произвольной ошибок было предостаточно. В короткой программе они предстали в образах адептов группы Metallica, великолепно исполнив в особенности подкрутку и выброс, но Алекса, облачившаяся в черный комбинезон, несколько слишком вошла в роль, неумеренно «играя лицом», и вызывала у меня ассоциации с разъяренной пантерой.
В произвольной программе Симека-Кнерим начали с высоченной четверной подкрутки, заставившей ахнуть зрителей, но затем Алекса упала с тройного сальхова и буквально врезалась в лед на выбросе, а партнер «поддержал» ее начинание в следующем параллельном прыжке, не удержав равновесия и очутившись на льду. Правда, все оставшиеся элементы, включая выброс и поддержки, они исполнили на приличном уровне, что, вероятно, и позволило им занять второе место, но в целом впечатление от программы осталось не самым благоприятным.
А вот кто мне понравился больше всех, так это китайцы Венцзинь Суй и Кон Хан. Уже в прошлом сезоне во время ЧМ они, на мой взгляд, ничем не уступали ставшим чемпионами Меган Дюамель и Эрику Редфорду, а по художественному впечатлению явно их превосходили. Как всегда, мне очень нравится их выбор музыкального сопровождения. На сей раз в короткой программе они использовали испанские народные мотивы, первый из которых – романс «Говорят, что мы с тобой оба сумасшедшие от любви» сразу же навеял у меня воспоминания о победном произвольном танце 1975 года Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, поскольку эта мелодия была использована ими для одного из фрагментов программы, и именно в той же самой обработке.
Программа китайского дуэта хорошо выдержана хореографически – все элементы удачно вплетены в ткань программы, отражая суть музыки. Но первый блин у китайцев вышел все-таки комом: сорванное совместное вращение отодвинуло их на второе место, хотя разница в классе между ними и Симекой-Кнеримом видна невооруженным глазом, разве что в исполнении четверной подкрутки дуэты могут посоревноваться на равных.
Произвольная программа на музыку из оперы «Самсон и Далила» расставила все по местам: Суй и Хан были в ней более чем убедительны. Даже падение партнера с параллельного тройного сальхова не смогло смазать общего благоприятного впечатления: превосходная четверная подкрутка и выбросы на полкатка, каскад 3-2-2, эффектные поддержки и вращения… Отдельно отмечу удачные костюмы фигуристов и их облик в целом: ничто уже не напоминает в симпатичной девушке со стильной стрижкой крошечную, чем-то похожую на испуганную птичку Венцзинь Суй, какой она была в годы господства этого дуэта на юниорских ЧМ. Пара достигла расцвета своего дарования, хорошо чувствует музыку и передает это в своем катании. Их победа на этом этапе была вполне заслуженной.
У девушек я еще до начала соревнований почти не сомневалась в победе Жени Медведевой (она уже на контрольных прокатах выглядела так, словно завтра же готова стартовать на самом высшем уровне) и очень волновалась за Юлю Липницкую. Мои ожидания оказались как тот сон, который «в руку».
Женя победила, как мне кажется, не только своим мастерством, в котором она никому не дала усомниться в оба дня соревнований, но и своими программами, каждая из которых оказалась таким же «попаданием в яблочко», каким были в позапрошлом сезоне программы Юлии Липницкой. Обе программы Жени будят совершенно разные чувства, но каждая из них очень точно легла на индивидуальность фигуристки.
Короткая программа на музыку Исаака Шварца – акварельная, нежная - при ее созерцании будит в душе светлую грусть, и каждый элемент в ней подобен драгоценному камню: все вращения исполнены в интересных позициях, и каждое из них додержано до последнего оборота, все прыжки, включая каскад, исполнены безупречно, а певучесть и чистота линий придают программе законченность произведения искусства. А еще у Женечки очень чуткие руки, верно расставляющие все акценты.
Произвольная программа Медведевой, несмотря на падение с двойного акселя и пару мелких шероховатостей, оставила сильнейшее впечатление своим драматическим накалом, нигде не переходящим в дешевые страсти. Единственная, совсем крохотная – не чайная даже, а кофейная! – для меня ложечка дегтя в этой бочке меда, коим является на сегодняшний день катание Жени Медведевой – это ее прыжки с поднятой рукой.
Нет, я вовсе не имею ничего против таких прыжков, наоборот, мне очень нравятся прыжки с высоко поднятой над головой рукой, как, например, когда-то у Брайана Бойтано, или даже с двумя одновременно, как ныне у Адама Риппона, но такие прыжки – словно восклицательный знак в программе, а восклицательных знаков не должно быть много, иначе должное эстетическое впечатление пропадает. У Жени же количество таких прыжков «зашкаливает», да к тому же рука взлетает над ее головой невысоко и как-то суетливо, словно Женя назойливую муху отгоняет. Но я вполне могу понять и тех, кто не разделяет эту мою точку зрения – на то оно и фигурное катание, чтобы вызывать различные, и порой даже противоположные чувства по одному и тому же поводу.
Опасения насчет Юли Липницкой, увы, оказались не напрасными: Юлечка пока еще не обрела свою оптимальную форму. Она предстала перед зрителями повзрослевшей и похорошевшей – настоящей красавицей стала! Но, похоже, что проблемы, связанные со взрослением, у нее еще не закончились. Правда, радует то, что по сравнению с провальным для нее прошлым сезоном есть явные подвижки в лучшую сторону.
В короткой программе все было вполне прилично, кроме флипа, в котором судейская бригада опять усмотрела «нарушения закона». Но вот сама по себе короткая программа Юли мне показалась совершенно не ложащейся на ее индивидуальность. Можно понять, что, ставя ее, Марина Зуева хотела как можно дальше отойти от образа девочки, чертящей солнце на песке или малышки в красном пальтишке, какой она полюбилась миллионам зрителей, но каковой невозможно остаться навсегда. Но, на мой взгляд, эта программа слишком легкомысленна для Липницкой, да и музыку Зуева взяла, по своей привычке, достаточно заезженную. Одним словом, мне эта программа отнюдь не кажется большой удачей.
Что же касается произвольной программы, где Юля допустила больше ошибок, из-за чего не поднялась, а опустилась на одно место в турнирной таблице, то она мне понравилась гораздо больше: красивая и при этом незаезженная музыка Вильяма Джозефа «Ленинград» дает большой простор для художественной интерпретации. Я в ней увидела девушку – нежную и трогательную, гордую и сильную, которая открывает для себя мир с его радостями и печалями.
Очень удачным кажется мне выбор костюма – шелковое платье в стиле ретро насыщенного синего оттенка с белым воротничком, переходящим в галстук, белыми манжетами и белым же пояском выглядит очень свежо и соответствует образу Юли. Очень хочется верить в то, что в самом скором времени программа Липницкой заиграет всеми красками, а уж тогда – берегитесь, соперницы!
Пожалуй, лучшее в своей карьере выступление на этом турнире продемонстрировала любимица всей Америки Грейси Голд. Да, в короткой программе на музыку танго она «сдвоила» флип, зато все остальное, включая каскад 3Л-3Т, сделала просто на загляденье, буквально упиваясь каждым жестом, точно ложащимся в музыку. Свою красоту Грейси удачно подчеркнула минималистским – ничего лишнего! – черным платьем, подбитым не традиционным красным, а малиново-бордовым, что сразу придало ему оттенок изысканности.
В произвольной программе на музыку Стравинского «Жар-Птица» Голд, видимо, уже по инерции, «сдвоила» сальхов, но больше придраться там было не к чему. Я совершенно не согласна с комментатором А. Гришиным, который «не увидел в программе Жар-Птицы»: на мой взгляд, Грейси была вполне убедительна в этом образе, другое дело, что мне тоже больше нравилась интерпретация Анны Погорилой, а еще больше – Тацуки Мачиды. Но каждый имеет свое право на самовыражение, поэтому бросать камень в Грейси я не буду.
Из других фигуристок запомнилась Элизабет (может быть, все-таки, Елизавета?) Турсынбаева: девочка хорошо прыгает и вращается, но катание ее пока еще совершенно детское, поэтому произвольная под трогательную песню девочки, обращенной к папе, не затронула у меня каких-то глубинных струн в душе.
Понравились канадка Ален Шартран и кореянка Со-Юн Парк в короткой программе и словачка Николь Райичова (именно так, а никак не иначе читается ее фамилия – я справлялась на словацком сайте) в произвольной. А вот Сатоко Мияхара, на мой взгляд, совершенно такая же, как в прошлом году – чистая техника и ни малейшего намека на артистизм. И почти никогда не улыбается – ну словно какая-нибудь Принцесса Несмеяна!
В танцах на льду самое большое впечатление произвели Виктория Синицына и Никита Кацалапов. Вот уж никак не ожидала, что они мне понравятся: в прошлом году там просто не было ПАРЫ, и у них было всего одно более-менее удачное выступление – на чемпионате России в произвольном танце. Я их совершенно не воспринимала вместе, в отличие от Елены Ильиных и Руслана Жиганшина, которых приняла и полюбила сразу.
Но на сей раз Вика и Никита меня просто сразили с первых же шагов своего короткого танца: в нем они выглядели премьерами на великосветском балу, закладывая роскошные крутые дуги, буквально порхая надо льдом в воздушном, невесомом, волшебном вальсе, сменившемся маршем и полькой, в которых ребята были не менее проникновенны.
Никита, наконец-то, перестал «тянуть одеяло на себя» и предстал настоящим прекрасным принцем, уверенно ведущим в танце свою неотразимую принцессу. И ни малейшего сбоя! Очень красивая получилась пара! И изумительные костюмы были той самой «вишенкой на торте», которая дополнила самое благоприятное впечатление. Произвольный танец понравился мне несколько меньше, хотя я тоже считаю его удачей Марины Зуевой, и видно, что ребята танцуют его с душой. Второе место на турнире такого ранга – обнадеживающий результат!
Вне конкуренции были на этом турнире Мэдисон Чок и Эван Бэйтс: их мастерство выглядит совершенно зрелым, а легкость, с которой они исполняют свои программы, производит неизгладимое впечатление. Правда, в коротком танце Мэди и Эван мне понравились больше в первой его части – фокстроте, возможно потому, что вальс, как мне кажется, не совсем их танец.
Произвольный танец на музыку Второго концерта Рахманинова явно создавался не без влияния прошлогоднего танца Габриэлы Пападакис и Гийома Сизрона, но это совсем не значит, что Игорь Шпильбанд где-то что-то позаимствовал в воплощении классики на льду. Он поставил очень насыщенный танец, в котором все козыри Мэдисон и Эвана – стремительное, но при этом мягкое скольжение, четкие твиззлы, оригинальные поддержки – проявились, как на ладони.
Занявшие третье место канадцы Пайпер Гиллес и Поль Пуарье из года в год танцуют под девизом «Креативно, еще креативнее, суперкреативно!» Я с большой симпатией отношусь к этому дуэту, но, пожалуй, в этом году мне их творческие поиски не пришлись по вкусу ни в коротком, ни в произвольном танцах. Я не беру чисто техническую составляющую – в этом компоненте фигуристы даже выросли, но что касается постановок, идеи их танцев, то это, как сейчас любят говорить, «мимо меня». Костюмы же, на мой взгляд, являют собой верх безвкусицы. Но, возможно, по ходу сезона мое мнение еще претерпит изменения – такое иногда бывало, хоть и нечасто.
Наши дебютанты Анна Яновская и Сергей Мозгов больше мне понравились в коротком танце, несмотря на грубую ошибку партнера. Их произвольный танец – совершенно не в моем вкусе. Вообще же этот дуэт не относится к моим любимым, но справедливости ради стоит сказать, что я их знаю недостаточно хорошо.
Понравился мне произвольный танец американцев Кейтлин Хавайек и Жана-Люка Бейкера, а вот третий американский дуэт – Анестейша Канусио и Колин Макманус не произвел никакого впечатления.
Всем бы хорош был танец юных украинцев Александры Назаровой и Максима Никитина, если бы из него так уж явно не «торчали уши» Пападакис и Сизрона – ну даже по той же схеме был создан этот танец: первая и последняя части мелодии повторяются. Как-то не стал «заморачиваться» Жулин с тем, чтобы придумать что-то совсем свое. Но вот поддержки у этого дуэта, в особенности низкие, очень хороши.
У мужчин наши Константин Меньшов и Адьян Питкеев оказались в сильной компании, так что рассчитывать на попадание кого-либо из них на пьедестал было довольно смело. Правда, Костя, как это нередко бывает, «навел шороху» в короткой программе, зацепившись за третье место с минимальным отрывом от второго, но на произвольную программу его (в который уже раз!) не хватило.
Мне симпатичен Меньшов чисто по-человечески, я уважаю его стремление доказать всем, что списывать его еще рано (в отличие от другого нашего ветерана, Плющенко, он все время тренируется и выступает в соревнованиях), но эстетика его программ далека от моего понимания.
Адьян Питкеев как фигурист интересен мне гораздо больше. Да, у него не все получилось на этом турнире, но все-таки четверные прыжки были, и даже удачные, а его программы этого сезона мне очень понравились. Я верю, что все у Адьяна со временем получится, только хотелось бы, чтобы это «время» наступило побыстрее.
Разочаровал меня китаец Хань Янь, в особенности в произвольной программе. Даже не тем, что полностью ее провалил – я не уловила посыла самой программы: что он хотел в ней сказать, для чего… Столь убогой хореографии давно уже не приходилось встречать. И костюм – полное ощущение, что человек катается в одежде для тренировки.
Самое большое впечатление произвел юный японец Шома Уно. Я обратила на него внимание еще в прошлом году на юниорском ЧМ, а на сей раз укрепилась в своих к нему симпатиях: он прыгучий, ловкий, гибкий и способен на льду не только демонстрировать чистую технику, но и проживать свою программу как драматическое произведение.
Оказавшийся на пьедестале американец Джейсон Браун, кажется, впервые в жизни покусился на квад, который у него не получился, ошибся в тройном акселе, но, как всегда, показал интересные позиции во вращениях, почти балетную растяжку в спиралях, и каждый жест у него точно ложился в музыку.
Увы, совершенно провалили этот этап такие интересные фигуристы, как Денис Тен, который в очередной раз подтвердил истину о том, что в новый сезон он входит «со скрипом»; Флоран Амодио, которому уже не первый год подряд не удается «воскреснуть к новой жизни»; Алексей Быченко, будучи в ударе, способный исполнить в программе не менее двух четверных прыжков.
Победителем стал американец Макс Аарон, но не могу назвать его победу выдающейся. Да, он исполнил каскад 4С-2Т, 3А-2Т, 3А, еще один квад и споткнулся лишь на двойном акселе в самом конце программы. Но вот качество самого катания у победителя оставляет желать лучшего. И если следовать той истине, что смысл фигурного катания состоит в том, чтобы выражать музыку движением, то Аарон эту истину игнорирует совершенно. Он катается под музыку из фильма «Черный лебедь» (по сути, музыку Чайковского из «Лебединого озера») – и что же? Где хореография, хоть сколько-нибудь соответствующая замыслу произведения? Непонятные пассы руками, неоправданные остановки, пустые места в программе – у меня все это вызывало ассоциации с рубкой дров. Нет, не «зацепил» меня нынешний победитель ни в малейшей степени.
Ну что ж, остается дождаться следующего этапа и пожелать удачи нашим фигуристам.
Спасибо!!!! Пишите, пожалуйста, чаще!
Именно так Лариса обозначила суть, смысл и предназначение своего детища.
Блог появился сравнительно недавно,в январе.
И в предыдущих записях, а их было более 100, автор знакомила всех нас в основном с прошлым
фигурного катания, его славной историей. Рассказывала и о легендарных спортсменах,
которыми восхищаются до сих пор, и о фигуристах-символах своего времени,
но,к сожалению, незаслуженно забытых, о своих впечатлениях и своих встречах с героями повествований. Со многими героями именно автор нас впервые познакомила.
Эти истории, рассказанные просто,доступно и душевно, а также хроникальные
фото и видеоматериалы, наверняка оставили уже в сердцах читателей свой след.
Но то было ПРОШЛОЕ.
Сегодня- дебют новой рубрики. НАСТОЯЩЕЕ. Причем, по горячим следам.
Понравился анализ 1-го ЭГП. Интересно.
Собственное впечатление и собственное мнение, заслуживающие уважения.
Большое спасибо,Лариса!
По поводу того, "трогать" ли Моцарта - да сколько угодно, только не сделают ли из бедного Амадея второго "Призрака оперы" или "Кармен"? Стандартность компоновки программы тоже ведь наводит на мысль, а все ли у постановщика в порядке со своими собственными идеями, или ему лучше не заморачиваться со своими, а подсмотреть у других? Но вторичность - она и есть вторичность, как ни крути.
А у Уивер-Поже под Вивальди уж не танец ли столетней давности Усовой и Жулина Вы имели в виду? Если да, то ТЕ уши я не увидела.
По поводу Брауна копья скрещиваются повсюду: одни его хвалят и превозносят, другие - "костерят" во все лопатки. Я, пожалуй, склоняюсь больше к первым: мне нравится его конек, его почти балетная во многих местах пластика, шикарные вращения, а главное, то удовольствие от катания, которое он получает сам и которое передает зрителям. Скажу крамольную для многих вещь, но если сравнивать выдающихся на сей день "катальщиков", то мне намного милее Браун, нежели превозносимый многими Чан. Но это, как говорится, "кому поп, кому попадья, кому попова дочка".
А вот Аарон "своими дрыгами", как Вы сказали, мне настроение отнюдь не поднимает - мне этот фигурист попросту неинтересен. При этом есть среди них чистые технари, которые мне нравятся - Быченко, например, Либерс, да и тот же Бессегье. У Аарона же даже внешний облик вызывает отторжение. Да, пропорции у него, скажем прямо, далеки от идеала, но ведь можно же сделать все возможное, чтобы как-то скрыть костюмами свою непропорциональность - так нет, для чего-то он надевает обтягивающие лосины, рельефно обрисовывающие его накачанные мышцы бедер (здравствуй, галифе!) и коротенькую рубашонку с развевающимся подолом, при виде которой на ум приходит детское стихотворение: "Поросенок в разлетайке бойко скачет по лужайке". Одним словом, во вкусом у Аарона просто беда.
Ну а в том, что фигурное катание должно остаться спортом, я с Вами полностью согласна.