Пегги Флеминг: «гений чистой красоты»
Если на свете существуют высшие силы, покровительствующие фигурному катанию, то, скорее всего, они как-то по-особенному относятся к дате 27 июля. Иначе как объяснить тот факт, что в этот день, с разницей ровно в 10 лет, появились на свет двое представителей этого вида спорта, чье мастерство и магия личности на многие годы вперед определили пути развития фигурного катания – американка Пегги Флеминг и англичанин Кристофер Дин.
27 июля 1948 года в г.Сан-Хосе, штат Калифорния (США), в семье журналиста Альберта Флеминга и его жены Дорис родилась дочь Пегги Гейл.
Пегги (крайняя слева) с сестрами. Начало 1950-х гг.
Свои первые шаги на льду она сделала в 9 лет на катке, который дедушка залил для нее и трех ее сестер рядом с домом. Он же дал внучке первые уроки фигурного катания.
1958 год
А всерьез она начала им заниматься несколько позже по совету отца, когда семья переехала в Кливленд. Первым ее тренером был талантливейший Уильям Кипп, погибший в авиакатастрофе 15 февраля 1961 г. вместе со всеми членами американской команды, направлявшейся на ЧМ в Прагу.
1963 год
Тогда опеку над Пегги взял итальянец Карло Фасси, только начинавший в то время свою тренерскую деятельность. Он стал работать с ней на знаменитом катке Broadmoor в Колорадо-Спрингс, недалеко от Денвера.
Сотрудничество Флеминг и Фасси оказалось плодотворным: в 1962 г. Пегги заняла 2-е место на чемпионате США в разряде новисов, а год спустя стала 3-й на национальном чемпионате в юниорском разряде.
Впервые чемпионка США! 1964 год
В 1964 г. Пегги впервые выиграла золотую медаль чемпионки США среди взрослых (это звание она удержит за собой вплоть до 1968 г.) и успешно дебютировала на ОИ в Инсбруке, замкнув шестерку сильнейших.
В олимпийской форме сборной США. 1964 год
«Здесь Флеминг пришлось выдержать трудное испытание в споре с опытнейшими мастерами Европы — Сьокье Дийкстрой (Голландия), Регине Хайтцер (Австрия), Николь Асслер (Франция). Европейские фигуристки были на подъеме, исполняли в то время очень сложные темповые программы и в целом доминировали на олимпийском турнире.
1964 год
И, тем не менее, произвольная композиция Пегги Флеминг с классическими мелодиями Сибелиуса, Шопена произвела большое впечатление на судей и зрителей. Тонкая хрупкая девочка обнаружила удивительное понимание музыкального образа. В ее программе были порыв и лирика, каждый жест был подобен аккорду.
Оценки 5,5 и 5,6 вывели юную фигуристку сразу на шестое место» - писал об олимпийском дебюте Флеминг известный спортивный журналист Анатолий Шелухин (А.Шелухин, «Большое чудо маленькой феи», сборник «Звезды ледяной арены», М., «Советская Россия». 1976).
1965 год
А на ЧМ того же года она заняла 7-е место. Уже в следующем сезоне Флеминг - бронзовый призер ЧМ и серебряный призер чемпионата Северной Америки.
ЧМ 1965 года
С 1966 г. началась беспрерывная череда побед Пегги: в течение трех сезонов (1966-68 гг.) ей не было равных в мире, а кроме того, она была чемпионкой Северной Америки 1967 г.
1967 год
Произвольная программа на чемпионате США 1967 года
Несомненно, главная ее победа - золотая олимпийская медаль 1968 г., которая была тем ценнее для американской сборной, что оказалась единственным "золотом", завоеванным атлетами США на той Олимпиаде.
ОИ 1968 года
Вот как отзывались о Пегги Людмила Белоусова и Олег Протопопов: «На сей раз в фигурном катании первыми станут известны призеры у женщин. Впрочем, мало кто здесь сомневается в победе Пегги Флеминг – нежной, тонкой, очаровательной, неизменно покоряющей всех своим мастерством.
ОИ 1968 года
Нам очень нравится Пегги. Она тоже любит идеально чистые линии. Она тоже старается придать осмысленность своим композициям. Она тоже в поисках выразительности идет от музыки, от ее содержания» (Л.Белоусова, О.Протопопов, «Золотые коньки с бриллиантами», М., ФиС, 1971).
1968 год
Им вторит тренер Флеминг Карло Фасси: «Я приехал в США спустя три месяца после той катастрофы, когда разбились лучшие фигуристы Америки. Пегги пришла ко мне в марте 1965 года. До этого она прошла все пять этапов американских соревнований, и, надо сказать, без особых побед. Поэтому ржавчина успеха ее почти не коснулась.
1965 год
Отсюда покладистость Пегги, мягкость. Она столь податливый материал, что из него можно лепить любое чудо. И при этом она сама безумно талантлива. Мы вообще работаем без балетмейстера. И все, чего достигли, — от природной одаренности Пегги. У нее есть еще одно удивительное качество — она никогда, или почти никогда, не думает о победе, она просто выступает как можно лучше. К счастью, этого было достаточно здесь, в Гренобле» (А.Голубев, «Скупые розы Гренобля», журнал «Смена», №981, апрель 1968 г.)
Пегги Флеминг исполняет "школу". ОИ 1968 года
Фасси не случайно обмолвился о том, что «этого было достаточно» для победы, поскольку в Гренобле Флеминг выступала без привычного блеска: она несколько облегчила свою программу, заменив коронный двойной аксель, исполняемый при переходе из кораблика в кораблик, одинарным, и допустила несколько мелких погрешностей.
Пегги с золотой медалью чемпионки Олимпиады. 1968 год
Однако судьи были более чем благосклонны к лидеру, да и запас баллов после «школы» у нее был весьма солидный, так что свою ближайшую преследовательницу Габриэле Зейферт она опередила на 88,2 балла и заслуженно праздновала победу.
Произвольная программа на чемпионате США 1968 года
Пегги была удивительной фигуристкой. Во-первых, что было под силу далеко не каждому фигуристу, она великолепно владела обеими частями программы - обязательной и произвольной. Уже в «школе» она уходила в солидный отрыв от соперниц, а произвольным катанием лишь добавляла себе очков.
ОИ 1968 года
Во-вторых, у нее были крепкие нервы, и ей никогда не изменяло самообладание. О ее выдержке ходили легенды. Вот, например, свидетельство Олега Протопопова: «Я видел, что вся команда американцев ждала Флеминг уже в автобусе, а Пегги в это время сидела в гостинице и сооружала свою прическу.
ЧМ 1967 года
За ней прибегали трижды, ей кричали хором. Но пока Пегги не закончила свою прическу, она не тронулась с места. Затем она вышла, извинилась, и команда уехала с ней» (А.Шелухин, «Большое чудо маленькой феи», сборник «Звезды ледяной арены», М., «Советская Россия». 1976).
А в-третьих (и это главное!), она была подлинной "иконой стиля", чье лиричное катание, проникнутое высшим духом музыкальности и артистизма, надолго оставалось в памяти благодарных зрителей. Синеглазая брюнетка, Пегги была еще и необыкновенно хороша собой, что также привлекало к ней людские сердца.
1968 год
Вот что вспоминает о ней Татьяна Анатольевна Тарасова: " Пегги Флеминг. С ней одно время я еще каталась сама. На чемпионате мира в 1965 году я заканчивала выступления, а она только подходила к пику успеха. Но с самого начала появления Пегги в компании сильнейших она обращала на себя внимание.
На катке во время последних тренировок накануне чемпионата обычно катается много девочек, одиночниц всегда больше всех на турнирах, но найти Флеминг в этой толпе никакой сложности не представляло. Я помню, как на льду кружилось человек двенадцать. И среди них Пегги, вся в черном, в углу делала «петли».
1965 год
На том памятном чемпионате 1965 года она заняла четвертое место (здесь Татьяне Анатольевне изменяет память: Пегги была на том ЧМ бронзовым призером. - Л.М.). Прошло двадцать лет, и в памяти от всего женского катания на чемпионате только одно: как Флеминг в углу катает «петли».
Я не любила школы и не знала ее (и никогда не хотела знать, вот почему и не работала в одиночном катании), но то, с какой элегантностью и красотой Флеминг держалась на льду, как выполняла обязательные фигуры в школе, не оставляло сомнения, что фигуристка она выдающаяся.
"Пегги: почему она является звездой льда". 1968 год
У Флеминг не было высоких прыжков, но ее катание могло служить эталоном прекрасного. Флеминг и своей внешностью, и своим мастерством оставила в моем сердце воспоминание, связанное с невообразимой красотой (точеная фигура, шикарные черные волосы, падающие на плечи, огромные глаза).
1968 год
(...) Женственность находила логическое воплощение в программах Флеминг. В ее композициях не существовало ни одного элемента ради элемента. Идеальное вращение, технически безупречные прыжки. Во Флеминг совсем не чувствовалось силы, и я никогда не понимала, как такое слабое существо может кататься. Не говоря уже о том, чтобы прыгать. Внешне в ней не было заметно ни спортивности, ни азарта, ни жажды победы, но она умела делать в фигурном катании абсолютно все, и делать лучше всех". (Т.А. Тарасова, "Четыре времени года", М, "Советская Россия". 1985).
ОИ 1968 года
Важной частью имиджа фигуристов всегда были их показательные танцы. Вот как характеризует танцы Пегги Анатолий Шелухин: «Показательные танцы Пегги Флеминг стали также большим событием для всех любителей фигурного катания: она танцевала с исключительным чувством меры, внешне чуточку сдержанно, но предельно точно, выразительно и пластично. Ее стиль мог некоторым показаться своего рода слепком с балетных образцов. Но это были не копии. Это был настоящий синтез балета и спорта» (А.Шелухин, «Большое чудо маленькой феи», сборник «Звезды ледяной арены», М., «Советская Россия». 1976).
1969 год
Пегги Флеминг покинула любительский спорт по окончании сезона 1968 г. непобежденной, на вершине своей карьеры. После этого она в течение нескольких лет была приглашенной звездой в таких известных ледовых ревю, как Ice Follies и Ice Capades.
В телефильме "Пегги Флеминг в Советском Союзе". 1973 год
В 1973 г. Пегги снялась в красочном телевизионном фильме «Пегги Флеминг в Советском Союзе», который представил ее выступления в Московском цирке и на фоне исторических достопримечательностей Москвы и Ленинграда.
1980-е гг.
Затем она почти 20 лет проработала в качестве телекомментатора на канале ABC Sports.
Пегги в день свадьбы с Грегом Дженкинсом. 1970 год
В июне 1970 г. Пегги вышла замуж за дерматолога Грега Дженкинса, который в юности занимался танцами на льду и в которого она была влюблена еще подростком.
Пегги с сыном Эндрю. 1980 год
Супруги Дженкинс живут районе бухты Сан-Франциско. У них двое сыновей - Эндрю (1977 г.р.) и Тодд (1988 г.р) - и трое внуков.
1990-е гг.
В 1998 г. у Пегги Флеминг диагностировали рак груди, к счастью, на ранней стадии, и операционное вмешательство оказалось успешным. После этого она стала активисткой по борьбе за выявление рака на ранних стадиях.
На своем винограднике. 2002 год
Флеминг и ее муж являлись владельцами винных погребов в Калифорнии, и доходы от продаж одной из марок - Victories Rosé шли на благотворительность и поддержку исследований в области рака груди. Однако в 2011 г. винные погреба Fleming Jenkins Vineyards & Winery закрылись.
Пегги с мужем Грегом Дженкинсом. 2009 год
В 1994 г. журнал Sports Illustrated назвал Пегги Флеминг в числе 40 наиболее значительных персон, оказавших самое сильное влияние на спортивный мир за последние 40 лет. Счастливая жена, мать и бабушка, она до сих пор остается воплощением истинной женственности и красоты.
Спасибо, Лариса Мариничева!