Татьяна Оленева: «Галатея» Алексея Мишина
16 июня 1954 года в г. Ленинграде родилась Татьяна Николаевна Оленева (в замужестве Мишина).
С раннего детства она встала на коньки и навсегда влюбилась в фигурное катание. Девочка с самого начала своих спортивных занятий была очень дисциплинированной и целеустремленной, ее никогда не страшила необходимость приходить на открытый каток рано утром, отказывать себе во многих радостях детства ради постижения мастерства фигуристки.
Вот как сама она вспоминает о начале своего спортивного пути: "Запомнился один момент из самого раннего детства. Меня везли на каток, а дети во дворе прыгали в классики. Так стало завидно! Потом на каток приехали, я переключилась, увлеклась, и все стало нормально. Но вот этот момент - они там скачут, в клеточках, поддавая камушек, а мне нельзя! Но это и все, пожалуй, что я могу вспомнить по поводу жертвенности.
1973 год
Мне не казалось, что эта жизнь жуткая, что я обделена. Мне это очень нравилось. И сейчас у меня самые приятные воспоминания о той моей спортивной жизни. Тренировались до того, что домой еле приползали. Родители одежду стягивали. Да еще занимались-то на открытом катке, на холоде. Это особенное ощущение. Домой придешь, холод отходит, все болит. Катались, где только находили хоть какую-то возможность. На любом катке - близко от дома, далеко - неважно. В ЦПКиО вообще целый день проводили.
Так продолжалось до школьного возраста. Потом-то уже меньше времени стало. В школу тогда ходили нормально, как все. Забросить ее совсем нельзя, иначе в милицию отведут. Мы учились, и это давалось с большим трудом. Правда, учителя понимали, зачастую шли навстречу, разрешали что-то пересдать. Но спрашивали все равно по всей строгости.
1973 год
Я же была просто одержима. Обязательных тренировок мне не хватало. Приезжала домой, обедала, отправлялась бегать. Помню, и не ела вечером, чтобы поддерживать нужный вес. Кефир, какой-нибудь фрукт - и все. Держали нас строго. Все время контрольные взвешивания проводили. Не дай бог у тебя больше, чем надо, - и неприятно, и стыдно, и неудобно.
Родственники, сестры мамины, всегда охали: "Ох, бедная Таня! Ей и поесть нормально нельзя..." Вот мои двоюродные сестры, считалось, нормальной жизнью живут - ходят в школу, едят без ограничений. А мне нельзя. К бабушке пойдем, ей говорят: "Тане не давайте сметану, булку, еще там чего-то".
Катались каждый день с восьми утра. Всю жизнь. Другого варианта не существовало, это даже не обсуждалось. Я сейчас даже иногда удивляюсь, вспоминая. Складывался круг общения, обстановка вокруг. Конечно, притягивала и возможность успеха. Нравилось побеждать, стоять на пьедестале. На походы с одноклассниками, на танцы времени не хватало, но ущемленной от этого я себя не чувствовала. В школе все понимали, что жизнь моя там где-то, все мысли, интересы - на катке. И это воспринималось абсолютно нормально". (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0", СПБ, 2007).
Тренерами Оленевой в разное время были Татьяна Ивановна Ловейко, Виктор Николаевич Кудрявцев, и, наконец, Алексей Николаевич Мишин. Выступала Татьяна сначала за ДСО Буревестник", а затем за ДСО "Спартак".
В 1969 г. совсем юная Татьяна заняла 6-е место на чемпионате СССР, а в 1970 г. праздновала свою первую значительную победу, став чемпионкой СССР среди юниоров. В 1971 г. на чемпионате СССР она остановилась вплотную у пьедестала – на 4-м месте, а год спустя ей покорилась его вторая ступень.
1973 год
Наиболее успешным в карьере Оленевой был 1973-й год, когда она в первый и единственный раз стала чемпионкой СССР и дебютировала на ЧЕ в Кёльне (ФРГ). Правда, лавров там она не снискала, показав 14-й результат. Зато в декабре 1973 г. Татьяна стала бронзовым призером международного турнира на приз газеты « les Nouvelles de Moscou ». Еще две серебряных медали Оленева завоевала в 1974 г. - на чемпионате СССР и на зимней Спартакиаде народов СССР.
1974 год
После сезона 1974 г. она завершила свою спортивную карьеру, окончательно утвердившись в своем желании стать тренером. На льду Татьяна встретила и свою судьбу: ее наставник Алексей Мишин в 1976 г. стал ее супругом. Подобно скульптору Пигмалиону из древнегреческих мифов, который, создав статую прекрасной Галатеи, влюбился в свое создание, Мишин не смог устоять перед чарами своей ученицы, из которой сделал чемпионку. "Она была недоступная. Как мне удалось ее все-таки затащить под венец, я до сих пор не понимаю, это была очень сложная задача", - признается Мишин.
Свадьба Татьяны Оленевой и Алексея Мишина. 1976 год
Окончив Институт физкультуры им. Лесгафта, Татьяна стала работать вместе с Алексеем Николаевичем. Она оказалась не меньшим трудоголиком, чем ее муж: достаточно сказать, что ожидая рождения своего первенца в 1977 г., она работала до последних дней, и прямо с катка машина доставила ее в роддом, где родился старший сын четы Мишиных – Андрей. В 1983 г. в семье появился еще один сын – Николай. Дети не пошли по стопам родителей и предпочли фигурному катанию теннис.
У Татьяны Николаевны Мишиной за эти годы было много учеников, добившихся высоких результатов. Именно она воспитала нашу первую чемпионку мира среди юниоров Татьяну Андрееву, а также Анну Антонову, Андрея Грязева, Ксению Доронину, Татьяну Басову, Катарину Гербольдт, Андрея Лутая, Олега Татаурова и многих других известных фигуристов. Алексей Николаевич и Татьяна Николаевна и поныне работают рядом, помогают друг другу во всем.
Конец 1970-х гг.
Вот как отзывается о своей жене А.Н. Мишин: "Когда Таня закончила спортивную карьеру и занялась тренерской работой, у нас поначалу были у каждого свои ученики. Творчески она в какие-то моменты меня опережала, в другой раз я опережал ее, мы делились друг с другом. И эта передача важной и полезной информации происходила не только с помощью каких-то разговоров, теоретических споров и рассуждений – создавалась определенная аура, которая приводила к какому-то более высокому уровню восприятия.
Существовал и такой момент – конкуренция внутри семьи, когда наши ученики соперничали друг с другом. И это тоже двигало каждого из нас вперед. Звездный час нашей семьи как двух соперничающих тренеров – когда у Тани тренировался Олег Татауров, а у меня Алеша Урманов. Они с переменным успехом побеждали друг друга, и это служило мощным стимулом, который двигал вперед фигурное катание. К счастью, этот уровень конкуренции не перешел определенную границу, за которой он мог бы стать разрушительным для семьи. Мы же в какой-то момент решили прекратить конкуренцию.
Супруги Мишины. 2010-е гг.
Татьяна занялась другими проблемами, а я стал работать с ее учениками. И за это я ей очень благодарен. Подросли сыновья, решили заниматься теннисом. И Таня стала им помогать. Стала делать не своих учеников знаменитыми фигуристами, а своих детей знаменитыми теннисистами. Может быть, они не стали знаменитыми, но благодаря маме стали очень хорошими теннисистами. Сейчас, когда они переходят на тренерскую работу, я чувствую, как важна была работа Тани, ее энтузиазм. Она быстро разобралась во всех премудростях и была им очень хорошим советчиком и консультантом. И администратором, и матерью…
Сегодня мы работаем вместе. Мы можем заменить друг друга на тренировках. Мы вместе проводим семинары, вместе разрабатываем новые методологии. Она - прекрасный специалист. Я уже говорил, что в жизни мне во многом повезло. Моя встреча с Таней - одно из самых ярких тому подтверждений" (Л.Чернышова, «Алексей Мишин. 6.0», СПб, 2007).
Спасибо за пост!
Надеюсь, что Наташа Огорельцева и Лиза Нугуманова, ученицы Татьяны Николаевны (а значит - и Алексея Николаевича), достигнут вершин... Жаль, что по ходу Наташу опять продинамили мимо ЮГП....(