3 мин.

Мидори Ито. Гений тройного акселя

О ней редко вспоминают, куда больше всем знакомо имя её соперницы Катарины Витт. Тем не менее, именно Мидори Ито намного опередила развитие фигурного катания. С теми наборами прыжков, что она исполняла, она была бы абсолютно конкуретноспособна и сейчас. Не только первая женщина-исполнитель тройного акселя, но и лучшая в этом деле.

Полёт поражает как высотой (особенно), так и длиной. Единицы фигуристов в истории столь же круто исполняли тройной аксель с этой точки зрения. Лучшим, пожалуй, был Виктор Петренко, который на трикселе улетал вообще куда-то за облака.

Несмотря на выдающиеся физические, прыжковые способности, главных титулов у Мидори не так и много. Настоящим её бичом были обязательные фигуры, после которых ей приходилось много отыгрывать в короткой и произвольной программах. Кроме того, судьи считали, например, более артистичной Катарину Витт, что, на мой взгляд, не совсем соответствует действительности: яркая, весёлая, зажигательная Ито была не хуже в этой составляющей местами даже пошловатой (как в её знаменитой "Кармен") Витт.

Без фигур и при нынешней системе Витт с её скромными прыжковыми наборами, конечно, нередко ничего не светило бы против Ито, даже если бы судьи считали Катарину более компонентной. Безусловно, в женском катании (в отличие от мужского) Новая Судейская Система пошла на пользу.

Тем не менее, и при старой системе, и когда ещё не отменили фигуры, Мидори добилась своего самого высокого достижения - выиграла Чемпионат Мира 1989-го года во Франции (Париж). Абсолютно выдающийся прокат произвольной программы:

"Горячо любимые" Мидори фигуры отменили в 1990-м, но это не помогло ей в достижении главной цели любого спортсмена - победы на Олимпийских Играх. К сожалению, прокаты в Альбервиле получились не самыми удачными, и лишь серебро. Там же неудача постигла другую исполнительницу тройного акселя - Тоню Хардинг, которая не попала на пьедестал (выдающийся прокат Тони Хардинг на Скейт Америка-91). А победила американская японка Кристи Ямагучи, затем выигравшая и чемпионат мира (на который Ито уже не поехала) и завершившая на том свою яркую карьеру.

Ито же ещё предприняла попытку вернуться в спорт в середине 90-х, не очень-то удачную - да, выиграла чемпионат Японии (в 9-й раз), но лишь 7-ое место на чемпионате мира-96.

Мидори не собрала самую внушительную коллекцию наград, но, безусловно, навсегда осталась в памяти людей, настоящих любителей фигурного катания, намного опередив развитие спорта. Тройной аксель у женщин так и не стал сколь-либо массовым до сих пор, постоянно его исполняла только Мао Асада. Лишь значительные годы после выступлений Мидори в технической сложности программ начало появляться что-то новое, когда Слуцкая начала исполнять свои уникальные каскады с тройным риттбергером вторым прыжком, а ещё несколько погодя Мики Андо исполнила четверной сальхов.

Вот и наша Лиза Туктамышева говорит, что не концентрируется на каких-то определённых медальных целях, а хочет остаться в памяти людей. По качеству, стабильности исполнения тройного акселя она может постараться сравниться с выдающейся Мидори. У Елизаветы нет столь же потрясающей "физики", как у японки, чтобы взлетать столь же высоко - она берёт отточенной техникой, точной позицией в воздухе и современной, более плотной группировкой, позволяющей до конца скрутить требуемое количество оборотов. Прыжку нет и полугода (после долгого перерыва с детских лет), однако уже 3 из 5 исполнений на соревнованиях - удачные, два из них - абсолютно блестящие.

Вперёд, за Мидори Ито.