10 мин.

Виктор Рыжкин: идти своим путем

Первые успехи советских танцев на льду неразрывно связаны с именем Виктора Ивановича Рыжкина. Мастер спорта СССР международного класса, заслуженный тренер РСФСР, он родился 26 апреля 1937 года. Именно он был сначала тренером, а потом и первым партнером ставшей впоследствии легендарной Людмилы Пахомовой.

Виктор

1965 год

Дуэт Пахомова-Рыжкин, который с первых его шагов взялся тренировать Станислав Алексеевич Жук, завоевывал звание чемпионов СССР  в 1964-66 гг.  «Выступали мы с Рыжкиным уверенно с самого начала. Хорошо ли, плохо — трудно сказать: конкуренции в то время не было почти никакой, не было, по существу, самого вида — спортивных танцев. На чемпионат Европы (1965 года – Л.М.) нас с ним не выпустили. Мы сидели на трибуне в Лужниках, и я время от времени думала: «Бог нас спас!» Я представляла себе, как бы мы выглядели, как бы барахтались — беспомощные, неуклюжие неумехи — на фоне такого блеска!» - вспоминала впоследствии об этом времени Людмила Пахомова (Л.А.Пахомова, "Монолог после аплодисментов", М., изд-во "Советская Россия", 1988).

Виктор

1966 год

Международный дебют Людмилы Пахомовой и Виктора Рыжкина состоялся на ЧЕ 1966 г., и принес фигуристам высокое 7 место. Танец на русские народные мелодии, который они представили судьям и публике, был по-новому смелым, эмоциональным и гармоничным.

Виктор

1966 год

«Пример Романовых (…) укреплял нашу веру в то, что мы избрали верный путь, обратившись к национальным мотивам. В этом меня и Пахомову поддерживал и наш тренер Станислав Жук. И действительно, на чемпионате Европы 1966 года в Братиславе наш произвольный танец получил хорошие отзывы зарубежных обозревателей, судей, фигуристов.

Виктор

1966 год

Танцоры СССР впервые получили высокие оценки – от 5,4 до 5,7 балла. Чехословацкие газеты писали, что русские танцоры наконец-то прорубили окно в Европу, показав пример смелого творческого подхода к произвольной программе, что фигуристы нашли разнообразные краски для эмоционального раскрытия музыкальных образов, что русская плясовая и лирический диалог слились в их танце в гармоническое целое», - вспоминал о своем европейском дебюте Виктор Рыжкин («Ледовая сюита», М., ФиС, 1975).

Виктор

1966 год

Этот дуэт был замечен и родоначальниками танцев на льду, англичанами: «Произвольный танец советской пары великолепен. Оригинальная музыка, четкие переходы, красивая подача технически сложных элементов – все это заслуживает пристального внимания со стороны любого участника соревнований», - говорили о наших фигуристах ставшие чемпионами Европы 1966 г. Диана Таулер и Бернард Форд (В.Рыжкин, «Ледовая сюита», М., ФиС, 1975). Успехом можно было считать и их 10 место на ЧМ 1966 г.в Давосе.

Однако, несмотря на явный прогресс дуэта Пахомова-Рыжкин, в нем нарастали внутренние разногласия. "...с Рыжкиным партнерство носило печать некоторой неравноправности, - вспоминала впоследствии Людмила Пахомова. -  Сказывалась, вероятно, большая разница в возрасте, а главное, характеров. Солидный, методичный, педантичный - Виктор Иванович, его по-другому и не назовешь. Мила и Виктор Иванович. Как он был когда-то моим тренером, так и продолжал им оставаться. Партнер-тренер. Он постоянно что-то изучал, анализировал, сопоставлял. Он всю жизнь сам себя тренировал и меня тренировал... И не только мне с ним, думается, и ему со мной было трудно.

Виктор

1966 год

Мы с Рыжкиным дебютировали в 66-м году на чемпионатах Европы и мира, где заняли соответственно седьмое и десятое места. Для того времени это был огромный успех. Наш дуэт существовал три года, но танец у нас был только один. Мы сами его сочинили, сами совершенствовали. Жук нам помогал его ставить, принимала участие и Чайковская. Танец был поставлен на материале русских народных песен в обработке Рея Кониффа. Музыка звучала свежо. Всем очень нравилось, что мы сделали". (Л.А.Пахомова, "Монолог после аплодисментов", М., изд-во "Советская Россия", 1988).

Однако в следующий сезон Пахомова и Рыжкин вступили с новыми партнерами: разница в темпераменте, возрасте, взглядах на дальнейшее развитие танцев сделала свое дело и, оставшись друзьями в жизни, они дальше пошли каждый своим путем.

Виктор Рыжкин стал выступать с Ириной Гришковой, с которой его ждали новые успехи. Ирина Павловна Гришкова родилась в Москве 18 сентября 1946 года. Первым ее тренером была Станислава Игоревна Ляссотович, затем – Татьяна Александровна Толмачева, а первым партнером в танцах на льду  - Александр Трещёв. С ним Ирина стала серебряным призером II Зимней Спартакиады народов СССР (1966) и Всесоюзных соревнований сильнейших фигуристов (1966).

http://my.mail.ru/bk/pasynkova.elena/video/79/1300.html 

Пройдя по этой ссылке, вы увидите один из первых танцев Ирины Гришковой и Виктора Рыжкина

После окончания сезона 1966 г. Гришкова и Рыжкин объединились в новую пару, а их тренером стал Станислав Жук. Новоиспеченный дуэт быстро прогрессировал: впервые выступая на чемпионате СССР 1967 г., сразу же занял 1-е место. Европейский дебют в том же сезоне принес фигуристам 8-е место, а мировой - 7-е. В 1968 г., подтвердив звание сильнейшей танцевальной пары страны, они сделали значительный шаг вперед: 4-е место на ЧЕ и 5-е - на ЧМ.

Гришкова

1967 год

Ирина и Виктор отличались высокой техникой дорожек, оригинальностью поворотов и обводок, подкупая при этом пластикой и выразительностью каждого жеста, каждого шага на льду. Яркая блондинка, Ирина, несомненно, придавала дуэту особый шарм.

Вот что писал о работе с Гришковой и Рыжкиным их тренер Станислав Жук: "Первый партнер Людмилы Пахомовой - Виктор Рыжкин - не был простым исполнителем тренерских указаний. "Я уже не мальчик, и меня мало волнуют честолюбивые планы о медалях, о славе, - говорил он мне в минуты откровенного разговора. - Я хочу быть "профессором" спортивного танца. Я смотрю на эти вещи так: чтобы показать высокую технику и музыкальный стиль на льду, надо сначала развить все необходимые физические и психологические качества партнеров.

Виктор

1967 год

Нам нужен надежный фундамент. И нам надо узнать, как тренируются английские "профессора" танца, чтобы потом не изобретать трехколесный велосипед там, где есть автомашина". Я разделял точку зрения Виктора, но право командовать парадом оставил за собой. Я предъявил Гришковой и Рыжкину те же требования, что и своим спортивным парам: твердая дисциплина на льду, предельная интенсивность занятий, параллельное освоение обязательных элементов и фрагментов произвольной программы, выполнение сложных комбинаций на фоне большого физического утомления, тренировки с утяжеленным свинцовым поясом, специальная разминка в зале и на стадионе.

Танцоры поначалу охали, ахали, но все же втянулись в жесткий режим подготовки. Четыре сезона подряд на нашем катке рядом со спортивными парами катались и танцоры. Я понимал, что к ним - Ирине Гришковой и Виктору Рыжкину - нельзя было подходить с той же меркой, что и к Родниной и Уланову. Танцевальную пару составляли уже сложившиеся спортсмены, со своими качествами, манерой.

Виктор

1968 год

Им было труднее достичь конечной цели - создать программу, которая ни в чем бы не повторяла танцы предшественников и превосходила бы их в сложности. Мне хотелось им дать больше сложности, но я не имел права форсировать, спешить. Поэтому мы свою генеральную идею на развитие спортивной сложности танца осуществляли постепенно.

В сезоне 1968 года, когда Гришкова и Рыжкин стали уже четвертыми в Европе, мы увидели значительное усиление конкуренции и внутри страны. Сложная композиция танца Гришковой и Рыжкина несла в себе большой заряд: она в чем-то предвосхищала одно из будущих направлений. Лидеры напряженно искали новые пути развития танца, одновременно отбивая натиск молодых. Сам ход борьбы ставил перед этой парой максимальные трудности. Знатоки танцев не могли не отметить существенных признаков высокого мастерства у Гришковой и Рыжкина - мягкая, чистая техника скольжения, осанка, синхронность линий, быстрая смена темпа. Наконец, в этом дуэте партнер все время вел свою линию, направляя партнершу, как опытный режиссер". (С.Жук, "...и серебряный иней...", М., "Молодая Гвардия", 1971).

Виктор

1968 год. Показательные выступления сильнейших фигуристов мира в Ленинграде

После сезона 1968 г. Гришкова-Рыжкин завершили свою спортивную карьеру. К сожалению, о послеспортивной жизни Ирины Гришковой не удалось найти никаких сведений. А Виктор Рыжкин с 1969 г. перешел на тренерскую работу. В 1972 он был в числе организаторов  СДЮШОР ЦСКА по фигурному катанию на коньках. Среди его учеников - Светлана Алексеева и Александр Бойчук, одна из сильнейших советских пар конца 1960-х – начала 1970-х гг.

Вот что писал о работе Рыжкина-тренера Станислав Жук: «На нашем катке ЦСКА я каждый день вижу, как работает с танцорами экс-чемпион страны Виктор Рыжкин. (…) Рыжкин знает, к какому эталону мастерства он стремится. Этот эталон постепенно возник в его представлении за шесть лет выступлений в десятках крупных соревнований. Он не спешит, не форсирует подготовку пары. Другой на его месте уже спешил бы забронировать место в сборной страны – ведь Алексеева и Бойчук выиграли юношеский чемпионат СССР, были призерами всесоюзного розыгрыша Кубка среди взрослых. Но для Рыжкина эти медали не представляют основной ценности. Его цель более возвышенна – увидеть в почерке молодого дуэта проблески того мастерства, к которому он сам стремился как к своему идеалу в области спорта. (…)

Виктор Рыжкин был предельно требователен к ребятам, он встречал Свету Алексееву на катке вопросом: «Ты где была вчера вечером? Дома? А фильм про ансамбль Игоря Моисеева посмотрела? То-то! Продумала, как работают танцоры у Моисеева? Теперь поняла свои недостатки? То-то!» Тренер замечал все, даже тот тон, которым разговаривала Света со своим партнером. Почему Света так хмуро поздоровалась с Сашей? Не в духе? Забудь свое настроение дома. Сейчас царит дух танца, дух веселья. Улыбнись же своему кавалеру…

Да, я хорошо понимаю и эту дотошность Виктора, и его вечное беспокойство за своих учеников, и его безжалостность по отношению к себе. Виктор сознает всю ответственность за работу как профессиональный тренер: он чувствовал эту ответственность с первых шагов в спорте, он понимал значение своих тренировок для будущей работы с учениками. Ведь чем глубже он вскрывал сущность спортивных танцев, тем вернее он намечал дорогу новой паре.

Быть доверенным лицом большого спорта – вовсе не такая уж сладкая роль, как это представляется с трибуны зрителю. Я частенько смотрю на осунувшееся лицо  Виктора и в его чертах читаю все муки раздумий над новой музыкой, над неожиданными поворотами событий на соревнованиях. А он все никак не может угомониться. «Я готов пойти на поклон к любому, кто сможет открыть мне хоть что-нибудь новое в танцах на льду. Так редко слышишь свежую мысль в нашем деле!» - говорил Виктор даже в самый разгар работы с учениками, когда все его силы были направлены в одну точку, к одной цели. В этой жажде совершенства -  настоящее призвание тренера». (С.Жук, «…и серебряный иней», М., «Молодая Гвардия». 1971).

В 1972—1981 гг. и с 1984 г. по июнь 1991 г. Рыжкин являлся начальником и старшим тренером команды ЦСКА по фигурному катанию. С 1981 по 1984 гг. он тренировал олимпийскую команду Болгарии. С 1990 по 1998 гг. был тренером—консультантом фигуристов сборной команды Японии. После окончания спортивных выступлений с 1969 года был внештатным спортивным обозревателем газеты «Правда», членом Союза журналистов СССР, спортивным теле- и радиокомментатором. В 1960 г. Виктор Иванович разработал первую учебную программу для студентов вузов по фигурному катанию на коньках. Является соавтором учебника для институтов физкультуры «Фигурное катание на коньках» и автором книги «Ледовая сюита» (М., ФиС, 1975).

Рыжкин-фигурист и Рыжкин-тренер – для «матери-истории фигурного катания», несомненно, ценны обе эти ипостаси, которые столь гармоничным образом сумели проявиться в одной яркой личности.