9 мин.

Ледовая акварель Натальи Анненко и Генриха Сретенского

Cегодняшний мой рассказ - о танцорах Наталье Анненко и Генрихе Сретенском, последних учениках прославленной фигуристки, а впоследствии успешного тренера Людмилы Алексеевны Пахомовой.

Наталья Валерьевна Анненко (в замужестве Деллер) родилась 17 апреля 1964 года в Москве. Очаровательная, очень грациозная партнерша в танцевальном дуэте, своего первого успеха она добилась с Вадимом Каркачёвым, став в 1982 году чемпионкой мира среди юниоров.

Однако уже со следующего сезона она стала выступать с Генрихом Сретенским и тренироваться у прославленной Людмилы Пахомовой.

Ее новый партнер, Генрих Генрихович Сретенский, родился 23 июля 1962 г. в Москве. Свои занятия фигурным катанием он начал в 1969 г. в ДСО "Труд", затем перешел в ДСО "Буревестник" и, наконец, в ДСО " Вооруженные силы" (М). Первым его тренером была Л.Г. Чекалина, а первой партнершей - Оксана Гусакова. С ней, тренируясь под руководством Татьяны Тарасовой, Генрих стал бронзовым призером VI зимней Спартакиады народов РСФСР (1978) и турнира "Олимпийские надежды" (1980).

Генрих

Оксана Гусакова и Генрих Сретенский. 1979 год

Следующей его партнершей стала Ольга Макарова, а наибольшим успехом нового дуэта стало 5-е место на турнире NHK Trophy в 1981 г.

Однако уже в следующем сезоне Сретенский стал выступать с Натальей Анненко. Их совместная работа с тренером Людмилой Пахомовой быстро принесла первые плоды: Наташа и Генрих стали чемпионами Всемирной универсиады 1983 года. Вот как отзывалась о них их наставница: «С Наташей Анненко и Генрихом Сретенским работать легко. Они все понимают и на все откликаются. Если танец «попадает» точно на амплуа Наташи, ее тогда никто не перетанцует. Ее эмоции очень искренние» (Л.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М, «Советская Россия», 1988).

Наташа

1984 год

Мастера спорта международного класса,  Наталья Анненко и Генрих Сретенский были бронзовыми призерами первенств СССР 1984-85 гг. и серебряными медалистами 1986-88 гг.  Свой стиль они отстаивали в борьбе с такими выдающимися дуэтами, как Наталья Бестемьянова-Андрей Букин, Марина Климова-Сергей Пономаренко и Ольга Воложинская-Александр Свинин.

Вот что вспоминала об одном из выступлений своих учеников на чемпионате СССР Людмила Пахомова: «У нас с Наташей и Генрихом возникла очень сложная ситуация на чемпионате страны 85-го года. Решался вопрос: быть им третьими или нет. Выступали они после Бестемьяновой и Букина, которые вышли со своим испанским танцем. Сами по себе имена чемпионов зал завораживают, да еще такой танец — яркий, зрелищный, захватывающий.

Наташа

1984 год

А кто такие Анненко и Сретенский? С их Гершвином, с их нежно-сиреневыми костюмами, с их томностью и изыском, о котором мы так заботились? В сравнении с темпераментной Бестемьяновой их лиричность неминуемо должна была показаться анемией. Да что там говорить, я была уверена, что Наташа с Генрихом оттанцуют полтапца, прежде чем на них вообще обратят внимание. Тут надо было срочно что-то придумать.

Идея пришла в последний момент, когда они уже готовились к выходу. Я поняла, что им нужно было войти в состояние зрителей, танец должен психологически соответствовать настроению аудитории. Нельзя было «перекричать» танец Бестемьяновой. Они должны были продолжить тему любви, выйти на лед как персонажи того же спектакля, действующие в эпилоге.

Кармен убита, что теперь может произойти? Они должны показать, что любовь не умирает. Наш танец допускал и такую трактовку. Как можно добиваться разного впечатления от одной и той же программы? Движения и темп не изменишь, программа сделана, заучена до автоматизма. Но чувства, выражаемые танцем, можно развивать и варьировать по-разному, с разной степенью яркости. Можно заинтриговать, можно спокойно плыть по течению музыки. Одно и то же движение можно наполнить разной мыслью. Партнеры — это два персонажа танца, их отношения должны быть понятны зрителям на трибунах. С трибун выражения глаз не видно, чувства должны быть выражены, как говорил Фокин, «пантомимной игрой всего тела».

Наташа

1984 год

Самое интересное, что их приняли, Анненко и Сретенского. Их приняли очень хорошо после Бестемьяновой и Букина. Они, разумеется, им проиграли. Но соперниками моих учеников на этом турнире были не Бестемьянова и Букин, а Воложинская и Свинин, которые задорно, по-спортивному исполнили свой танец. Выступай Анненко и Сретенский после этой пары — из задача была бы другой. Может быть, упор надо было бы сделать на экспрессию, на темп...» (Л.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М, «Советская Россия», 1988).

Успешными были и выступления Анненко-Сретенского на международной арене: они завоевали бронзовые медали ЧЕ 1986-87 и 1989 гг. и серебряные ЧЕ 1988 г. На мировых первенствах 1986-87 гг. и на ОИ 1988 г. они были четвертыми.

Наташа

1985 год

Вспоминая о том, каким путем шли в спорте Наталья и Генрих, Людмила Пахомова писала: «Мне удалось продолжить этот широко задуманный эксперимент (я могу так сказать, потому что мой тренерский стаж невелик, я иду путем проб), работая с парой Анненко — Сретенский. В спортивном отношении это были достаточно зрелые фигуристы. Им нужно было работать над обретением оригинальной артистической манеры. Для первого их выхода на международную арену (сезон 1984/85 года) я хотела поставить такой танец, который позволил бы им выделиться, обратить на себя внимание. В выборе музыкального материала мы остановились на Гершвине. Гершвин с его насыщенной, страстной блюзовой интонацией просто требовал отчетливого медленного танца.

Наташа

1986 год

Так мы и выстроили четырехминутную компиляцию из «Рапсодии в стиле блюз» — на широком движении, на пластике медленных перестроений.

Этот танец стал рождением нового интересного дуэта. Они предстали парой со своим обликом, не похожие ни на впереди идущих, ни на следующих за ними — лиричные, чуть-чуть томные, с некоторой изысканностью в отношениях между собой.

ЧЕ 1986 года Оригинальный танец (полька)

В следующей за Гершвином программе надо было показать, что Анненко и Сретенский не только красиво смотрятся на льду, но представляют собой силу. Тактический замысел требовал программы повышенной сложности. Так возникла идея Шостаковича. Многоликая даже в рамках четырехминутного фрагмента музыка создавала простор для проявления изобретательности при постановке. И мы постарались. Позже мне показалось даже, что перестарались.

Наташа

1986 год

Танец получился суперсложным. На последней минуте выступления они делали такие вещи, которые их соперники не решились бы сделать и на первой. Столько труда, сил и умения потребовал этот танец от Наташи и Генриха, что мне стало даже чуточку неловко перед ними, в особенности, когда я увидела на соревнованиях программы, куда более простые, безыскусные, но броские, яркие, какие скорее может понять и оценить публика.

И все-таки интуитивно я чувствовала, что все было сделано правильно. Кому-то дано больше от природы, кому-то меньше. Есть фигуристы с врожденной грацией, которым нетрудно добиваться выразительности даже в простеньком движении. У Наташи Анненко свой путь. Она одаренная спортсменка. Поэтому мы ставим конкретную спортивную задачу — подняться на уровень сложности, недостижимый для соперников. На этом построена их композиция.

Наташа

1987 год

Результаты, достигнутые ими, меня вполне устраивают. Хотя их еще не оценивали выше, чем основных соперников, но уже все заметили, что они умеют делать. Поначалу говорили: «Парочка ничего». А дальше — их обязательные стали лучше, произвольная — намного сложнее. Для лидеров, которые полагаются только на артистизм и обаяние, это вызов. Если мы, в конце концов, победим, это не будет победа «сложности над красотой». Красота не только в красивых движениях, в эффектных позах. Есть другой мир красоты — строгость, глубина, отточенность, сложный рисунок танца. В рамках этой эстетики будет совершенствоваться дуэт Анненко — Сретенский ((Л.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М, «Советская Россия», 1988).

ЧМ 1987 года. Произвольный танец на музыку Чайковского "Ромео и Джульетта"

В последние годы карьеры фигуристов, после смерти Людмилы Пахомовой в мае 1986 года, с ними работал Геннадий Аккерман.

Наташа

ОИ 1988 года

 Наталья Анненко и Генрих Сретенский запомнились любителям ФК "лица необщим выраженьем": от своей первой наставницы Л. А. Пахомовой они переняли, прежде всего, хороший вкус и чувство меры, что вкупе с филигранной, отточенной техникой, элегантностью и каким-то особым взаимопониманием партнеров на льду делало практически каждый их танец маленьким шедевром. А высокий, статный Генрих как нельзя лучше отвечал представлению о партнере-рыцаре для изящной и женственной Наташи.

Наташа

ОИ 1988 года

Закончив выступления в любительском спорте, Наталья и Генрих уехали в США, где с успехом выступали как в многочисленных ледовых шоу, так и в чемпионатах мира среди профессионалов. Там им дважды удалось взять реванш у своих бывших соперников, выиграв звание чемпионов мира у Бестемьяновой-Букина (1992) и Климовой-Пономаренко (1993). 4 сезона они выступали в знаменитом шоу "Stars on Ice".

http://rutube.ru/video/3b7a1c57a97f854ec5ca72573ca9c975/

1984 год, тур по Австралии

Наталья семь лет состояла в браке с фигуристом Петром Чернышевым. Но она мечтала о детях, а Петр, будучи моложе жены, хотел продолжать свою карьеру фигуриста-любителя и полагал, что она несовместима с заботами отца семейства, поэтому супруги расстались, сохранив дружеские отношения. В настоящее время Наталья живет в США и работает тренером по фигурному катанию в группе Анжелики Крыловой и Паскуале Камерленго. У нее муж-американец и двое детей.

Наташа

Наталья Анненко-Деллер с детьми. 2015 (?) год

Генрих Сретенский также живет в США, в г. Роквилл, штат Мэриленд и работает тренером и хореографом в Washington Figure Skating Club.

Генрих

Генрих Сретенский и Ростислав Синицын. 2000-е гг.

Несмотря на то, что после ухода из спорта этих танцоров прошло уже немало лет, любители фигурного катания всегда будут помнить безупречное скольжение, благородство линий, неразрывную связь с мелодией программы и особое - глаза в глаза - внутреннее единение партнеров в дуэте Анненко-Сретенский.