Розы и шипы Шанхая. Субъективные заметки о завершившемся ЧМ по фигурному катанию
Вот и подошел нынешний сезон к своему апогею: чемпионат мира в Шанхае должен был, наконец-то, дать ответ на вопрос, кто вступит в качестве лидера в следующий олимпийский цикл в каждом из видов фигурного катания.
Первый вид соревнований – короткий танец – невольно воскресил в памяти красноречивое название старого американского фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?». И хотя, к счастью, все остались живы, танцевальный марафон тридцати дуэтов мог выдержать, пожалуй, только очень искушенный зритель.
Представшие в первой же разминке Елена Ильиных и Руслан Жиганшин выглядели гигантами на фоне еле перебиравших ногами пар из Финляндии, Австрии, Эстонии и Латвии (эстонцев Ирину Шторк и Таави Ранда мне было откровенно жалко: я симпатизирую этому дуэту). Пожалуй, на сей раз пасодобль Лены и Руслана выглядел более сдержанным: ребята несколько приглушили краски танца, но эмоций при этом хватало, поэтому танец не потерял в зрелищности, а, на мой взгляд, даже выиграл, поскольку приобрел зрелость и свой «вкусовой букет», подобно хорошему вину.
Конечно, технически им еще многое предстоит усовершенствовать (твиззлы, например, еще не выглядят безупречно, порой где-то не хватает скатанности), но есть несомненные достижения – поддержка смотрелась прекрасным восклицательным знаком, словно подытоживающим благоприятное впечатление от просмотра. Так что их промежуточное пятое место можно было считать успехом, ведь они вряд ли могли рассчитывать на большее при той конкуренции, которая сложилась в этом виде.
Из тех, кто катался в первых разминках, мне понравился симпатичный словацкий дуэт Федерика Теста и Лукаш Чоллей: их низкая поддержка смотрелась необычно и очень эффектно, хороши были твиззлы, а главное, им удалось передать настроение танца.
Удачным, на мой взгляд, было начало у англичан Оливии Смарт и Джозефа Бакленда, вплоть до падения, которое испортило впечатление от танца в целом. Но мне понравилось, что ведущий в нем – партнер, а это, как правило, смотрится очень выигрышно.
Совершенно замечательно катались датчане Лоранс Фурнье-Бодри и Николай Соренсен! Я на них обратила внимание еще в прошлом году, они сразу чем-то цепляли, но в этом сезоне их прогресс просто поражает. Они показали очень цельный танец (в очередной раз хочется сказать «Браво!» в адрес трио тренеров и постановщиков Мари-Франс Дюбрёй, Патриса Лозона и Ромэна Агенауэра) и при этом танцевали так филигранно и так самозабвенно!
Обратил на себя внимание приятный украинский дуэт Александра Назарова – Максим Никитин: у ребят явно проступают черты своего стиля и от старта к старту крепнет мастерство.
Пожалуй, менее, чем обычно, впечатлило меня выступление моих испанских любимцев Сары Уртадо и Адриа Диаса, хотя сам по себе их танец выше всяких похвал. Но в этот раз мне не хватило в нем ощущения натянутой струны, которое я, как правило, испытываю.
Понравились мне американцы Мэдисон Хаббел и Захари Донохью (какое дивное платье было у Мэдисон!) и канадцы Александра Пол и Митчелл Ислам. Александру часто раньше упрекали в том, что она подражает Тессе Вирчу, но здесь ей, по-моему, удалось благополучно избежать любых ассоциаций с Тессой.
Ксения Монько и Кирилл Халявин выглядели явно лучше, чем на ЧЕ, но я поймала себя на мысли, что мне, как почти всегда, в них чего-то не хватает. Вроде бы и фактурный дуэт, и мастерства у них не отнимешь, но не могу вспомнить у них ни одного танца, который бы запал в душу. И их короткий танец, увы, не был исключением. Да еще и костюмы их мне не кажутся верхом хорошего вкуса: этот белый «хвост» на платье Ксении – он для чего?
Очень жаль было Сашу Степанову и Ваню Букина: таким хорошим было начало танца - и вдруг это нелепое падение… Понятно, что попадание в десятку для них стало более чем проблематичным.
Ну и, наконец, о лидерах. Мэдисон Чок и Эван Бэйтс показали, на мой взгляд, «прокат жизни». Их трактовка испанской темы была своеобразна (образы Дон-Кихота и Дульсинеи все-таки не самые первые, что приходят на ум при упоминании об Испании), но при этом они ни на йоту не отступили от главного: это был абсолютно испанский танец, узнаваемый с первых шагов, вкрадчивый поначалу и постепенно убыстряющийся, вовлекающий зрителя в свой рисунок, держащий его в напряжении до последней секунды и заканчивающийся ярким, торжественным аккордом. Да, возможно, их твиззлы еще не дотягивают до уровня твиззлов Мерил Дэвис и Чарли Уайта, которые те исполняли абсолютно безупречно и на космической скорости, но все остальное было сделано просто образцово и производило сильнейшее впечатление.
На второе место я бы поставила Габриэлу Пападакис и Гийома Сизрона. В очередной раз в этом сезоне я насладилась их танцем, который для меня является эталоном хорошего вкуса. Габи и Гийом в нем сдержанно-страстны, без каких-либо чрезмерных акцентов à l’espagnole, но при этом очень убедительны именно в его трактовке как танца испанского. Не устаю восхищаться тем, как ведет свою партию Гийом – виден абсолютный примат мужского начала в дуэте, и это как-то особенно подкупает.
Порадовалась я успешному выступлению Анны Капеллини и Луки Ланотте: пожалуй, давно они не катались так вдохновенно! Отдельный комплимент Анне за красивейшее платье, так подчеркивающее ее пленительную женственность.
Кейтлин Уивер и Эндрю Поже были на этот раз, на мой взгляд, не столь хороши, как на предыдущих соревнованиях сезона. Какая-то небрежность проскальзывала в некоторых местах, что сказалось на цельности восприятия от танца. Конечно, в целом эти фигуристы не дают усомниться в своем классе, но, повторюсь, меня этот прокат не заставил затаить дыхание.
Шибутани катались чистенько и ровненько, но каких-то особых эмоций они у меня не вызвали. Впрочем, я могу быть необъективной к этому дуэту: они никогда не числились в моих любимцах. Ну а в целом интрига на произвольный танец сохранялась: в принципе каждый дуэт из первой четверки (Ильиных и Жиганшина я, при всех моих к ним симпатиях, все-таки считаю не способными пока бороться за медали на мировом уровне) мог «выстрелить» и оказаться на вершине.
А теперь о короткой программе у пар. Уже в первых разминках было, на кого посмотреть, хотя и вялых, невыразительных прокатов было предостаточно. Я очень жалела, узнав в прошлом сезоне о распаде канадской пары Кирстен Мур-Тауэрс – Дилан Москвич, которые были среди моих любимцев. Тем с большим интересом наблюдала я за прокатом новоиспеченного дуэта Любовь Илюшечкина – Дилан Москович. Знакомство с ним оказалось, скорее, приятным: Люба не упала ни с прыжка, ни с выброса, чем частенько грешила в бытность свою партнершей Нодари Майсурадзе. Видно было, что она получает удовольствие от катания. Но, разумеется, до уровня прежней канадской пары этому дуэту пока еще далеко.
С интересом я ждала выступления Кристины Астаховой и Алексея Рогонова, приятно удививших зрителей на московском этапе Гран-При. Очень жаль, что им не удалось избежать падения на выбросе, хотя в целом пара произвела приятное впечатление, а главное, чувствуется, что у них есть потенциал.
Опытные Мари Вартман и Аарон Ван Клив с каждым стартом не наращивают, а, кажется, растрачивают все, чему научились до этого: грубейшие ошибки начисто смазали впечатление от программы под прекрасную музыку Андрея Петрова, что дополнилось нелепыми костюмами, входящими в полный диссонанс с настроением программы.
Юные канадцы Джулианна Сегуэн и Чарли Билодо демонстрируют уверенность не по годам и при этом вполне приличный уровень мастерства. Вот только партнерше не грех бы немного похудеть, чтобы еще и эстетическое впечатление от прокатов пары улучшить.
Как и во время ЧЕ, замечательно прокатались итальянцы Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек! Их «Малагенья» прекрасно отвечает индивидуальности дуэта, который просто на глазах обретает собственное и, что приятно, узнаваемое лицо. Единственная ложка дегтя в этой бочке меда – их двойная подкрутка, но она, несомненно, появится в их арсенале в самом ближайшем будущем, и тогда они выйдут на новый, еще более высокий уровень мастерства и станут опаснейшими соперниками для всех топовых пар.
У других итальянцев – Николь Делла Моника и Маттео Гуаризе в этом сезоне очень хорошая программа под музыку из прокофьевской «Золушки», красивые костюмы – но когда же они научатся кататься без «грязи»? Удивляет, что при столь грубых ошибках они от старта к старту повышают свой личный рекорд.
Жаль, что не удалось продемонстрировать безошибочный прокат моим французским любимцам Ванессе Джеймс и Моргану Сипре. Мне очень по душе эта их программа под танго из фильма «Мулен Руж», но, сорвав параллельный прыжок, Ванесса как-то увяла, и программа оказалась скомканной.
Интересно, что под ту же музыку поставлена короткая у американской пары Алекса Симека – Крис Кнерим, и прокатались они чище. Но если сравнить саму постановку обеих программ, то я отдам несомненное предпочтение программе французов: в ней есть развитие темы, есть нерв, тогда как у американцев музыка выглядит не более чем фоном.
Порадовали наши Евгения Тарасова и Владимир Морозов, и не только чистым прокатом – их программа на музыку генделевской «Сарабанды», кажется, вошла у них в плоть и кровь и выглядит по-настоящему зрелым творением. И при этом наслаждаешься и исполнением каждого элемента в отдельности – в особенности изумительной подкруткой и выбросом, сразу после которого Женя переходит в «кораблик».
Просто превосходно катались китайцы Венцзинь Суй и Кон Хан! Эта пара и внешне изменилась к лучшему, и обрела свой стиль, отличный от других китайских пар, я бы сказала, более проникновенный, тесно спаянный с музыкой, и при этом демонстрирует технику, от который дух захватывает.
На фоне этого дуэта их земляки Чень Пень и Хао Чжан выглядели как танцоры из художественной самодеятельности на фоне профессиональных танцовщиков. «Восточный танец» на музыку Чайковского из «Щелкунчика» вовсе не выглядел восточным, ему не хватало восточной неги, вкрадчивости, мягкости, хотя все элементы были исполнены на высоком уровне.
А вот при виде выступления Цин Пан и Цзянь Тоня на ум приходила пословица «Старый конь борозды не испортит» - не в обиду китайцам будь сказано:)) На самом деле, их колоссальный опыт на сей раз сослужил им хорошую службу: они показали катание экстра-класса с изумительным скольжением и элементами, некоторые из которых могли бы служить эталоном, как подкрутка и выброс.
Очень удачным было и музыкальное сопровождение.
Большие молодцы Юко Кавагути и Александр Смирнов! Их программу, даже на фоне великолепных программ лидеров, я считаю истинным шедевром! Кажется, она построена совершенно по другим канонам, чем все остальные программы, потому что когда ее смотришь, создается полное впечатление, что фигуристы озвучивают музыку своими коньками. В ней нет ни одного проходного жеста, каждое движение наполнено смыслом и кажется, что фигуристы катаются друг для друга, вовлекая при этом зрителей в тот спектакль, который разворачивается на льду.
Подобные творения таят в себе большую опасность, которая состоит в том, что исполнять их можно только идеально, иначе рвется вся ткань программы и чары рассеиваются. Но уж если исполнение на высоте, как это было на сей раз, то впечатление от программы Юко и Саши не сравнить ни с чем. Поэтому в моем сердце лидерами стали они, хотя занимали лишь 4-е место.
Ну а лидеры по протоколу, канадцы Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд, катались очень здорово и выполнили на самом высоком уровне все, что запланировали. Их напор оказался неотразимым, но все же «девятки» за некоторые компоненты у меня, мягко говоря, вызывают недоумение, поскольку с эстетической точки зрения, при всем моем уважении к Меган и Эрику, они проигрывают, как мне кажется, не только Кавагути и Смирнову, но и обеим китайским парам, стоящим следом за ними. Произвольная программа должна была расставить все по местам.
Короткая программа в женском одиночном разряде заранее ожидалась как успех наших девочек, но полного триумфа, как на ЧЕ, к сожалению, не получилось – 9-е место Ани Погорилой оказалось холодным душем для российских болельщиков. А ведь как хорошо начала она эту свою проникновенную программу – великолепным каскадом 3Л-3Т; казалось, что Аня «поймала кураж», и с ее чистыми линиями, с ее попаданием в музыку и дальше все будет идти только по нарастающей, как вдруг случилось это нелепое падение с тройного риттбергера, не только перечеркнувшее все надежды фигуристки, но и причинившее ей сильную боль.
А вот у Лизы Туктамышевой, к счастью, все сложилось как нельзя лучше, и она показала лучший прокат в карьере! Ее тройному акселю позавидовали бы и многие мужчины – с такой великолепной амплитудой и с таким уверенным выездом был сделан этот прыжок, что просто загляденье! И что самое приятное, этот прыжок не отнял у нее последние силы, как это часто случается у спортсменов, вложившихся полностью в самый сложный элемент, а наоборот, словно придал ей крылья, на которых она и полетела дальше к своему триумфу – все остальные прыжки отщелкала, как орешки и не совершила ни одной, даже самой маленькой помарки, ни в одном из оставшихся элементов!
А главное, что делая упор на сложность, Лиза ничуть не потеряла в художественной составляющей, благодаря чему ее «Болеро» прозвучало в полную силу и оставило сильнейшее эстетическое впечатление. Странным мне показалось лишь то, что результат Лизы, хоть и отменный, все же не стал новым мировым рекордом. При всем моем уважении к Ю-На Ким и Мао Асаде Лиза на этом чемпионате, по моему глубокому убеждению, произнесла «новое слово» в женском одиночном катании.
Замечательное впечатление оставило и выступление Лены Радионовой, а если учесть, что она выступала, как оказалось, с температурой, то ей, как говорится, «особый респект»:))
Наша «солнечная девочка» снова наотмашь отпрыгала и каскад 3Л-3Т, и тройной риттбергер, и двойной аскель, и все остальные элементы сделала на высочайшем уровне – и все это задорно, весело, даря зрителям ощущение праздника.
Главными конкурентками наших девочек на этом первенстве стали японки, расположившиеся на местах с третьего по пятое. Миниатюрная Сатоко Мияхара оказалась лучшей из них по протоколу, но хотя каталась она безошибочно, меня ее катание совсем не трогает, в нем нет (пока, во всяком случае) ни мягкости, ни грациозности, присущих лучшим представительницам Страны Восходящего Солнца (ах, где волшебные, навсегда оставшиеся в памяти творения на льду Мао Асады, Акико Сузуки, Мики Андо, Фуми Сугури и Эми Ватанабе?). Глядя на ее крошечные прыжки, я всегда удивляюсь, как она умудряется вкрутить туда три оборота? Не иначе, колдовство какое-то:))
Больше всех из японок мне понравилось выступление Канако Мураками. Раньше она мне тоже нравилась своим радостным мироощущением, которое при катании всегда дарила зрителям, но теперь, повзрослев, она стала кататься намного женственней, глубже стали ее программы и тоньше передача музыки движением.
Не могу не отметить, каким удачным стал сезон для Рики Хонго. Впервые я увидела эту фигуристку в октябре прошлого года на турнире Finlandia Trophy, где она стала третьей вслед за Лизой Туктамышевой и Самантой Сезарио из США. Тогда она меня ничем особенным не удивила – прокаталась ровненько, не более того. Но от старта к старту выглядела все лучше, а на сей раз ее короткая на музыку из «Корсара» мне по-настоящему понравилась. Единственное к ней замечание – не держит осанку, что сразу негативно отражается на художественном впечатлении.
Прекрасно откаталась китаянка Шижун Ли! Она, как я заметила на протяжении нескольких сезонов, предпочитает балетную музыку, и эта ее программа на музыку «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» была в удивительной гармонии со всем ее хрупким, грациозным обликом, навевающим ассоциации с полураспустившимся цветком.
Понравились мне и две американки – Полина Эдмундс и Грейси Голд, несмотря на то, что Грейси допустила серьезную ошибку. Они очень разные, но обе отличаются женственностью и музыкальностью, правда, Полину я воспринимаю, скорее, в миноре (в какой гармонии был весь ее облик с «Вечерней серенадой» Шуберта!), а Грейси – в мажоре.
Неплохо смотрелась и канадка Ален Шартран: как оказалось, ее третье место на московском этапе Гран-При не было таким уж случайным - она «вытянула», казалось бы, безнадежный каскад и вполне достойно исполнила все остальные элементы:))
Невероятной красавицей – похудевшей и постройневшей - предстала Элене Гедеванишвили: кажется, что так проникновенно она не каталась никогда, но падение с первого же прыжка не дало ей подняться выше 16-го места.
Не менее жаль было еще одну красавицу – Кииру Корпи, но в этом случае смотреть можно было лишь на внешнюю красоту, потому что от катания там не было вообще ничего. Как ни грустно это сознавать, но ни у Элене, ни у Кииры уже не получится вскочить в последний вагон уходящего поезда – их поезд давно ушел. Из аутсайдеров, на которые еще хочется смотреть в произвольной программе, запомнились словачка Николь Райичова и Ангелина Кучвальска из Латвии.
Соревнования пар в произвольной программе, увы, не принесли нашему фигурному катанию не только триумфа, но и простого попадания на пьедестал, поэтому относительным успехом можно считать лишь сохранение полной квоты в этом виде на следующий год.
Положа руку на сердце, даже при самом лучшем раскладе шансы Юко Кавгути и Александра Смирнова на медаль были невысоки, да и в этом случае речь могла идти лишь о «бронзе» - настолько сильными предстали в короткой программе канадцы и все три пары из Китая. Юко и Саша же, похоже, накануне выложились полностью, прокатав очень хорошо, хоть и не триумфально, программу на музыку Массне «Размышления», и в произвольном катании им попросту не хватило сил.
Но не могу я бросить камень в этих фигуристов: люблю их просто за то, что они – это они, не похожие ни на кого, всегда идущие своим путем, набивающие на этом пути шишки и синяки, но упорно продолжающие вместе с Тамарой Николаевной Москвиной гнуть свою линию и ставить программы высочайшего эстетического уровня, отвечающие идее именно парного катания, такого, каким оно, в своих лучших воплощениях, было представлено в программах сначала советских, а потом российских фигуристов.
Их произвольная программа на музыку Чайковского из «Манфреда» на фоне всех остальных – даже очень хороших программ – выглядит Монбланом на фоне Уральских гор: столько в ней глубины, страсти, драмы. И вся эта драматургия передана средствами именно парного катания как ледового диалога мужчины и женщины. Но технически на сей раз Саша и Юко с ней, увы, не справились.
Две остальные наши пары катались безошибочно, но их технической составляющей не хватило, чтобы составить настоящую конкуренцию соперникам. И все-таки и Евгения Тарасова - Владимир Морозов, и Кристина Астахова – Алексей Рогонов выглядели просто замечательно! Недаром зал в едином порыве вскочил после окончания программы Жени и Володи – настолько проникновенно, воздушно, нежно они катались, так выигрышно смотрелись у них все элементы, а сама программа представала трогательным повествованием о зарождающейся любви!
Хороши были и Кристина с Алексеем в программе на музыку из «Мастера и Маргариты» - здесь тоже было и проникновение в образы, и своеобразная хореография, и крепкое исполнительское мастерство.
Победа канадцев Меган Дюамель и Эрика Рэдфорда была, в общем-то, предсказуемой: как в прошлом сезоне Татьяна Волосожар и Максим Траньков, так в этом сезоне Меган и Эрик били свои рекорды по результатам выступлений в различных турнирах и нигде не потерпели поражения.
Они сделали своими козырями предельную техническую сложность программ, отодвинув на второй план художественную составляющую. В своем интервью Максим Траньков, что, возможно, выглядит несколько парадоксально, отметил «очень низкий уровень парного катания». При этом он имел в виду именно те элементы, которые составляют сущность парного катания, в первую очередь, поддержки, подкрутки, в меньшей степени выбросы.
Дюамель и Рэдфорд же пошли по пути усложнения прыжковой части программы и стали исполнять параллельный тройной лутц, на котором сразу же уходят в сумасшедший отрыв от конкурентов, а впридачу к нему и еще и четверной выброс.
Траньков в качестве недостатка этого дуэта видит преимущественно параллельное катание и, как он говорит, поддержки, «которые могут исполнить дети». В словах Максима, несомненно, есть «сермяжная правда»: катание новых чемпионов мира не отличается ни глубиной, ни чистотой линий, ни благородством почерка. Но каждый ищет для себя свои козыри, и если правила – единые для всех! – позволяют паре фигуристов добиваться совершенства в той составляющей, в которой они чувствуют себя конкурентоспособными, то кто запретит им искать себя именно в этой области? Для Дюамель и Рэдфорда такой областью являются прыжки, и здесь они стали первопроходцами. Нельзя не отметить и удачный выбор музыки этими фигуристами – их программы хорошо «ложатся на ухо», - а также то, что катаются они всегда с настроением, которое не может не передаться залу.
Правда, лично мне на этом ЧМ больше всех понравилось выступление в произвольной программе китайцев Венцзинь Суй и Кон Хана, ставших серебряными призерами. Кроме филигранной техники, к которой не было ни малейших придирок (одна сумасшедшей амплитуды четверная подкрутка и феерические выбросы чего стоят!), они продемонстрировали превосходно поставленную программу на музыку Чайковского из «Франчески да Римини», где было множество маленьких «фишечек», хитроумно обыгрывающих тот или иной элемент, полное взаимопонимание партнеров и исполнение высочайшего уровня.
Ставшие бронзовыми призерами Цин Пан и Цзян Тон катались тоже очень хорошо, лирично, скользили как по маслу, но пара мелких помарок все же чуть-чуть испортила общую благостную картину.
Удачно сложился прокат у французов Ванессы Джеймс и Моргана Сипре. Правда, в конце было видно, как нелегко дался он Моргану (в особенности последняя поддержка с приседом на колено у партнера).
Несмотря на ошибки, понравились мне обе новоиспеченные пары – Валентина Маркеи – Ондрей Хотарек из Италии и Любовь Илюшечкина – Дилан Москович из Канады, которые катались с настроением и удовольствием, передающимся зрителям. Им, конечно, предстоит еще много работы по повышению уровня мастерства, но стоит с грустью признать, что нашим новоиспеченным парам – Базаровой и Депутату, Даванковой и Энберту, Забияко и Ларионову даже такой уровень пока и не снился.
Соревнования танцоров в произвольном танце практически до конца сохраняли интригу, что нечасто случается в этом виде фигурного катания.
Среди аутсайдеров запомнились, прежде всего, украинцы Александра Назарова и Максим Никитин, тренирующиеся в группе Александра Жулина – очень симпатичные ребята, показавшие оригинальный и эскцентричный танец, в котором особенное внимание привлекали остроумные низкие поддержки.
Хотя Саре Уртадо и Адриа Диасу на этом первенстве не удалось блеснуть столь же ярко, как на недавнем ЧЕ, где они вошли в первую пятерку, это не ничуть не умаляет моей любви к этому дуэту: они танцуют самозабвенно, в полном эмоциональном единении, на них хочется смотреть – и для меня это очень много значит.
Танец Мэдисон Хаббел и Захари Донохью из США на музыку из фильма «Великий Гэтсби» как-то не произвел на меня впечатления на этапах Гран-При, а здесь я поймала себя на том, что вижу его совершенно иначе, и что он мне нравится: крутые дуги, оригинальные поддержки, интересный рисунок… К тому же и новые костюмы дополняли общее благоприятное впечатление от танца.
Разочаровали Федерика Теста и Лукаш Чоллей из Словакии, и не тем, что сорвали твиззлы, а тем, что их танцу на тему цирка не хватило своеобразия, изюминки, он воспринимался как нечто «дежа вю».
Второй раз в этом сезоне я с удовольствием наблюдала за выступлением итальянцев Шарлен Гиньяр и Марко Фабри: в их ирландском танце мне понравилось все, кроме заключительной вращательной поддержки, которая выглядела неким диссонансом и к тому же была исполнена Марко на пределе сил.
Совершенно шикарный танец показали Лоранс Фурнье-Бодри и Николай Соренсен из Дании – из тех, в котором уместным и продуманным выглядит каждый шаг и каждый жест. Настоящим открытием ЧМ стал этот дуэт! Отдельно хочется отметить дивное платье партнерши необычного оттенка зеленого цвета, очень ей идущее.
Понравились мне и канадцы Пайпер Гиллес и Поль Пуарье. Если их короткий танец и мог вызвать некие нарекания слишком нестандартным решением темы пасодобля, то произвольный ретро-танец на джазовые мелодии мне показался большой удачей этого дуэта: он легкий, воздушный, увлекающий за собой, а Пайпер, казалось, проживала его каждой клеточкой своего тела.
Очень волновалась я за выступления наших пар, в особенности помня о неудаче, постигщей в коротком танце Сашу Степанову и Ваню Букина. Но вот как раз они-то справились со своей задачей лучше всех: их нежный, лирический танец прозвучал на высокой ноте и технически выглядел более чем убедительно.
Хорошо откатались и Ксения Монько с Кириллом Халявиным, правда сама по себе мне их «Сарабанда» нравится меньше и кажется несколько старомодной.
Елена Ильиных и Руслан Жиганшин начали неплохо, но грубая ошибка на твиззлах перечеркнула все впечатление от танца. И вообще Лена выглядела тяжелее обычного то ли от того, что неудачным оказался фасон платья, то ли от того, что она набрала лишний вес. Понятно, что недостаток скатанности в паре мешает им проявить себя в полной мере, и очень жаль, что все недочеты вылезают как раз на самых главных стартах сезона. Но я верю в потенциал ребят, в их желание добиться вместе того, чего им не удалось сделать в прежних составах. Больше всего жаль даже не того, что нашей пары нет на пьедестале (это было бы, наверно, слишком смело – мечтать об этом на дебютном для всех наших дуэтов ЧМ), а того, что мы упустили полную квоту в этом виде.
Самые большие эмоции вызвало у меня выступление новых чемпионов мира Габриэлы Пападакис и Гийома Сизрона. Надо сказать, что после первой же их победы на этапе Гран-При в Шанхае я подумала, что с этими танцами и тем уровнем мастерства, которого они достигли, они непременно станут чемпионами Европы и с очень большой долей вероятности – чемпионами мира. И я рада, что не ошиблась в своем прогнозе!
Уже после короткого танца было видно, что их четвертое место – это какое-то недоразумение, что они должны были бы быть выше. Правда, отставание от лидеров было совсем небольшим, что оставляло им надежду на пьедестал. Но то, что Габи и Гийом показали в произвольном танце, было сродни чуду!
Глядя на них, мне казалось, что душа моя воспаряет куда-то высоко-высоко и пребывает в невыразимом наслаждении от каждого их па, каждого жеста, каждого взгляда глаза в глаза… Эта дивная музыка, ажурный рисунок, создаваемый их коньками, эти чуткие переплетения рук, нежные, словно акварельной кисточкой выписанные поддержки – все это вызывало такой отклик в душе и такое эстетическое блаженство, что смотреть на это хотелось бесконечно.
Все остальные претенденты на «золото» померкли на фоне Габриэлы и Гийома. Кейтлин Уивер и Эндрю Поже при этом, на мой взгляд, продемонстрировали лучший прокат произвольного танца в этом сезоне – катались наотмашь, с настроением. Но сам по себе этот их танец на музыку Вивальди мне не кажется ни откровением, ни новым словом – добротная постановка, местами эффектная, но не более того.
Конечно, Кейтлин и Эндрю красавцы, каких мало, Кейтлин в этом сезоне мне просто кажется блондинкой, сошедшей с ботичеллиевских полотен, и очень им идут эти костюмы в стиле тех же картин Ботичелли, но этого все-таки мало для победы, даже если все это и работает на создание образа.
Больше мне понравился танец Мэдисон Чок и Эвана Бэйтса на музыку Гершвина «Американец в Париже», хотя там и была явная ошибка на твиззлах.
Ну а мои итальянские любимцы Анна Капеллини и Лука Ланотте, мне показалось, катались слишком размеренно, без привычного эмоционального подъема. Впрочем, их «Пляска смерти» тоже далека от моего понимания танцевального шедевра – как-то не заладилось, мне кажется, в этом сезоне с постановками у Марины Зуевой.
Короткая программа у мужчин преподнесла несколько сюрпризов, как приятных, так и не очень.
Жалко было, что не отобрался в произвольную программу Иван Ригини, бывший Бариев. Он всегда ярок, артистичен, умеет завести зал, правда, его эмоциональность порой может сослужить ему дурную службу – он теряет контроль над собой и срывает элементы, что случилось и на сей раз.
Так же жаль и по-спортивному элегантного немца Петера Либерса, и китайца Нан Сона, которого я помню как интересного и весьма техничного фигуриста, но которому, увы, не помогли родные стены.
Не все удалось моему филиппинскому любимцу Майклу Кристиану Мартинесу – он упал с тройного акселя, но в остальном все сделал прекрасно, особенно блеснув необычными для мужского катания вращениями.
Приятным открытием стал для меня Рональд Лам из Гонконга, «на ура» исполнивший каскад из четверного и тройного тулупов и тройной аскель.
Превосходно выступили юный канадец Нам Нгуен, американцы Джейсон Браун и Адам Риппон, китаец Хань Ян, Миша Ге из Узбекистана. Очень достойно смотрелись Флоран Амодио (наконец-то!) и Михал Бржезина.
Что же касается Максима Ковтуна, то, как говорится, «я бы удивилась» - он катался так, словно ударял молотом по наковальне и сорвал все, что только можно было сорвать.
Лучше, хотя и не блестяще, выглядел Сергей Воронов, но при виде на него закрадывалась мысль, что к ЧМ он подошел отнюдь не на пике своей формы: Сережа с трудом справлялся с элементами, которые он в начале сезона щелкал, как орешки.
Три наиболее впечатливших меня коротких программы – Хавьера Фернандеса, Дениса Тена и Юзуру Ханью, хотя безошибочно из них была выполнена только одна – Фернандеса. При всей моей любви к Юзуру было странно видеть, что его поставили выше Хавьера, который откатался просто роскошно, выдав на-гора и чистейший квад, и образцовый каскад 3-3, и тройной аксель с пролетом на полкатка (разве что выезд был несколько коротковат), не говоря уж о том, что вся программа была исполнена так зажигательно, как это умеет делать только Хави. И Денис, и Юзуру, несмотря на падения, понравились все равно: так сильна для меня харизма этих фигуристов, что даже при падениях смотреть на них мне интереснее, чем на иных с чистыми прокатами.
Заключительный день соревнований принес, пожалуй, больше всего эмоций. Произвольная программа в женском одиночном разряде заставила попереживать за наших девочек.
Особенно сильно волновалась я за Аню Погорилую, учитывая не только ее неудачу в короткой программе, но и общее ее состояние после недавно перенесенной травмы, от которой она, судя по всему, так и не смогла полностью оправиться. К сожалению, опасения оказались не напрасными: с первых же секунд у Ани не заладился каскад, потом было еще два падения, на одно из которых было просто страшно смотреть, да и вся программа, удивительно ладно скроенная и подчеркивающая природную грацию фигуристки, слово поблекла и потеряла всю свою привлекательность.
Француженка Маэ Беренис Мейте хорошо исполнила каскад 3Л-3Т, ввинчивалась в прыжки, словно веретено, каталась с привычным драйвом, но меня этот ошеломляющий вихрь не затрагивает совершенно – режут глаз плохое скольжение и живущие своей жизнью, не связанной с телом, руки.
На ее фоне даже канадка Ален Шартран, также исполнившая, хотя и не с таким блеском, каскад 3Л-3Т в программе под музыку из «Доктора Живаго» выглядела для меня гораздо привлекательнее, хотя и не обошлась без ошибок.
Совершенно замечательно откатались все три американки – Грейси Голд, Эшли Вагнер и Полина Эдмундс!
Грейси, не только блеснула исполнением каскадов 3Л-3т и 2А-3Т, но и, пожалуй, впервые в этом сезоне показала столь проникновенную – истинное торжество женского начала! – программу, как всегда продемонстрировав хороший вкус в выборе как музыкального сопровождения, так и костюма. Мне всегда приятно смотреть на Грейси - на ее улыбку, всегда аккуратно и с фантазией уложенную головку, очень идущие ей костюмы. Ну а когда она еще и катается так же здорово, как в этот раз, удовольствие от взгляда на нее удваивается.
Очень выросла в своем мастерстве за этот сезон Эшли Вагнер: она не только стала стабильно исполнять каскад 3Л-3Т, но и добавила к нему редко исполняемый каскад 3Р-ойлер-3С, при этом ничуть не потеряв своей привычной элегантности и мягкости скольжения.
На фоне расцветшей женственности Грейси и Эшли юная Полина Эдмундс выглядела как дебютантка на первом балу – при этом отнюдь не робкая, но еще не осознавшая в полной мере силу своей принадлежности к «племени Евы». Полина тоже нравится мне – своими уверенными прыжками (в ее активе тоже два солидных каскада – 3Л-3Т и 3Ф-ойлер-3С), чуткими к музыке руками и красивым скольжением. Но ее расцвет еще впереди.
Жаль было упавшую китаянку Шижун Ли: эта восточная красавица мне очень симпатична и я вижу в ней большой потенциал.
При виде катания японки Сатоко Мияхары на ум невольно приходили ассоциации со стойким оловянным солдатиком: Сатоко неутомимо печатала и печатала прыжок за прыжком, каскад за каскадом, не позволив себе нигде ни малейшей слабинки, не отклонившись, кажется, ни на йоту от заданного рисунка программы, но ни малейшего эстетического удовольствие мне это «беганье и прыганье» не доставило. Она, тем не менее, смогла разбить дружный тандем наших девочек и вырвать свою серебряную медаль, что заслуживает, по меньшей мере, уважения к ее мастерству. Однако сердцу не прикажешь – моей любви она пока что не заслужила.
Совсем «развалилась» в произвольной программе моя японская симпатия Канако Мураками. По сравнению с короткой программой ее «Призрак оперы» (ну, сколько можно!!!) совсем не «прозвучал».
А вот Рика Хонго в очередной раз показала, что с ней надо считаться – прокаталась так, что искры летели из-под ее коньков!
Лена Радионова, блестяще проведшая весь сезон, под занавес его дала всем понять, что она отнюдь не «маленькая железная леди», что у нее тоже, как и у каждого спортсмена, бывают взлеты и падения. К счастью, ее «падение» было относительным – все-таки «бронзу» для дебютантки можно расценивать как большой успех. Но, зная, на что способна Леночка, понимаешь, что выступала она не на пике формы. И все равно при этом нельзя было остаться равнодушным к ее проживанию музыки на льду, к ее спортивному воплощению рахманиновского концерта, к ее ослепительной улыбке. А ее большие успехи, я уверена, еще впереди.
Ну и, наконец, апофеоз этого дня соревнований – выступление Лизы Туктамышевой и ее заслуженная победа! Как же долго мы ее ждали! И, наверно, не случайно, что после десятилетнего ожидания триумфа он пришел в лице именно Лизы – спортсменки, пережившей и преодолевшей столько испытаний, что, казалось, несть им конца и выдержать такое человеку не под силу, а она выстояла, обрела второе дыхание, и мастерство ее перешло на новый, куда более высокий, уровень.
А сама она повзрослела, расцвела, осознала свою женственность, и теперь ее программы выглядят настоящим эталоном истинно женского катания. Да, вчерашнее ее выступление не было идеальным с точки зрения техники – но в нем не было и грубых ошибок, которые могли бы смазать впечатление от ее «Восточного танца».
В первой части программы Лиза выглядела более скованной, чем обычно, чувствовалось, что на прыжки она заходит, рассчитывая каждую фазу полета, но в последней трети программы она обрела привычную раскованность, заулыбалась – и произошло чудо: мы вновь увидели танец восточной красавицы во всей его неге и чувственности. Оценки, выставленные арбитрами, только подтвердили право Лизы на «золото» этого чемпионата.
Очень хочется верить, что впереди у всех наших девочек еще много красивых побед над самыми серьезными соперницами. Хотя при этом, наверно, следует забыть весь это сезон муссируемый постулат, что у наших девочек достойных соперниц нет, что чемпионаты мира и Европы должны стать подобием чемпионатов России, где лишь наши фигуристки разыграют между собой медали. Как показал этот ЧМ, и японки очень сильны, и американки не дремлют, а на подходе еще и китаянка, и как минимум одна кореянка, и канадка, да и француженка отнюдь не собирается сдаваться. Так что почивать на лаврах – смерти подобно!
Ну и, наконец, произвольная программа у мужчин. Как-то не заладился это чемпионат у Александра Майорова из Швеции. Я, в общем, хорошо отношусь к этому фигуристу, бывшему нашему земляку: когда он в ударе, он способен увлечь зал, но на сей раз он, казалось, не вставал со льда и не показал и половины того, на что способен.
Очень жаль было двух японцев – Такахико Козуку и Такахито Муру. И если Козука уже не первый подряд сезон проводит в «разобранном» состоянии, то о провальное выступление Муры на этом ЧМ совершенно не вяжется с его блестящей победой на канадском этапе Гран-При этого сезона.
Такахико Козука мне как-то особенно симпатичен со времени его триумфа но московском ЧМ, где он стал серебряным призером: мне всегда очень нравится постановка его программ, его уважительное отношение к музыкальному первоисточнику, у него изумительное скольжение, красивые линии, но он за эти годы совсем потерял стабильность в исполнении прыжков, и бывает очень грустно смотреть на это «валяние». Больно было смотреть после его проката на его тренера Нобуо Сато, который, возможно усомнился в своих тренерских способностях. И в который уже раз подумалось, какой удар «под дых» нанес всему японскому ФК неожиданный уход в самом расцвете сил такого великолепного мастера, как Тацуки Мачида.
Опять (в который уже раз!) не оправдали ожиданий Михал Бржезина и Флоран Амодио – такие интересные фигуристы, каждый со своим узнаваемым почерком, но демонстрирующие на протяжении нескольких лет такое качество, как «минус старт».
Изо всех сил боролись за каждый прыжок Алексей Быченко из Израиля и француз Шафик Бессегье, но эти потуги не помогли им занять место, подобающее их привычному уровню мастерства.
Максим Ковтун после провального выступления в короткой программе постарался собраться и удачно исполнил один из квадов и каскад 4-3, упав на втором четверном прыжке. Признаюсь, что болела я Макса только как за представителя нашей страны, поскольку от его катания мне еще ни разу за все годы, что я его наблюдаю, не удалось получить хоть сколько-нибудь заметного эстетического наслаждения. Я не жду от него хореографических изысков, однако подобных изысков нет и в программах те же Быченко, Бессегье, Майорова, но тем не менее, эти фигуристы меня чем-то «цепляют», Ковтун же не вызывает ни малейшего отклика в душе.
Сергей Воронов в лучшие свои моменты выступлений такой отклик в душе вызывает, но, увы, на этом чемпионате он выступил из рук вон плохо – как бы сказала одна моя хорошая знакомая, «одна печаль» было его выступление в произвольной программе. Поэтому все надежды на завоевание нами у мужчин полной квоты развеялись, как дым.
Впрочем, при здравом размышлении можно задать вопрос, а так ли уж нужна нам эта квота в мужском одиночном разряде? Кто может быть этим третьим на данный момент? Адьян Питкеев, при всей моей любви к нему, пока еще не дозрел до уровня ЧМ, Константин Меньшов как не обрел стабильности до своих 30 с лишним лет, так и не обретет ее никогда, Александр Петров и вовсе еще ничем особенным себя не проявил. Другие попросту еще хуже. Так что результат на этом ЧМ, увы, отражает объективную картину в нашем мужском одиночном катании на данный момент.
Очень впечатлили меня выступления всех троих американцев – Джошуа Фарриса, Адама Риппона и Джейсона Брауна.
Фаррис – тоже нестабильный фигурист, и на сей раз ему не удалось избежать падения, но во всем остальном он выглядел превосходно: у красавца Джошуа очень хороший конек, он музыкален и пластичен, а его вращения можно, как мне кажется, считать образцовыми, причем, не в одном из них он находит нестандартные позы, что смотрится очень эффектно.
Двойной лутц вместо запланированного четверного не смог в целом испортить впечатления от выступления Адама Риппона, который нашел прекрасную ледовую интерпретацию фортепианному концерту Листа. Адам заставляет наслаждаться своим скольжением, своим проникновением в музыку, а его прыжки с поднятыми вверх руками, несомненно, добавляют своеобразия стилю этого фигуриста.
Очень хорош был и третий американец – Джейсон Браун, чье выступление еще раз подтверждает, что не едиными четверными прыжками живо фигурное катание. Да, в его арсенале пока еще нет квадов, но зато все остальное, что он делает, в том числе и тройной аксель, и все каскады, доведено до уровня абсолютного совершенства, а своеобразие стиля этого фигуриста, невероятное удовольствие, которое он получает от катания и которое невидимыми флюидами передается зрителям, вызывают сильный отклик в моей душе.
Два абсолютно безошибочных проката в оба дня соревнований продемонстрировали канадский вьетнамец Нам Нгуен и русский китаец Миша Ге, выступающий за Узбекистан. Это была просто какая-то феерия!
Нам Нгуен под музыку Нино Рота из фильма «Дорога» абсолютно перевоплотился в персонажа этого фильма, проживая на льду его судьбу. Каждое движение, каждый жест в его технически безупречной программе точно ложился в музыку, каждый акцент был на своем месте, и даже мимика лица была в полном соответствии с тем, что Нам исполнял на льду. И при этом какова техника: четверной сальхов выглядел в этой программе настоящим бриллиантом! Пятое место – достойный результат вчерашнего юниора!
А как радовалась я за своего давнишнего любимца Мишу Ге! В октябре прошлого года мне довелось побывать на турнире Finlandia Trophy, где Миша занял 4-е место вслед за Сергеем Вороновым, Адамом Риппоном и Александром Петровым. Уже тогда он приятно удивил меня возросшим уровнем своего мастерства.
Мне удалось немного пообщаться в кулуарах Дворца спорта с этим обаятельным молодым человеком, который оставил у меня самое приятное впечатление своей внимательностью и дружелюбием к собеседнику, даже такому мимолетному, каким была для него я. Я сказала Мише, что рада тому, как он вырос в своем мастерстве и добавила, что в этом году ему, как мне кажется, по силам войти в десятку лучших на ЧМ. На что Миша сказал: «Ну, десятка на ЧМ - это уж как-то слишком круто для меня, для начала войти бы в десятку на Ч4К».
И вот Миша замкнул шестерку сильнейших на ЧМ: где теперь Миша и где его соперники, выигравшие у него в Финлядии? Обе его программы – короткая «Аве Мария» и произвольная на музыку из «Шербурских зонтиков» были исполнены им так, как будто он катался в последний раз: он смог передать движением каждый нюанс музыки, он проживал на льду каждое мгновение обеих своих программ, каждую из которых он смог превратить в произведение искусства, потому что техника отошла на задний план и не воспринималась отдельно от ДЕЙСТВА, разворачивающегося на льду. Казалось бы, под музыку из «Шербурских зонтиков» кто только не катался! А вот смог же Миша интерпретировать ее так, что она зазвучала свежо, словно впервые. Одним словом, молодец!
Ну и о главном – о выступлениях призеров. Скажу сразу, что оба фигуриста, занимающие первые два места после короткой программы – мои самые большие любимцы, причем кто катается в данный момент, тот и кажется любимейшим, что говорит о том, что люблю я их одинаково. Поэтому я разрывалась в своих симпатиях, понимая, что победит кто-то один, и заранее радовалась за победителя и огорчалась за проигравшего.
Юзуру Ханью начал программу с двойной «бабочки» и падения с четверного сальхова, но все остальное было им исполнено безупречно и воспринималось зрителями на «ура». Надо сказать, что для меня мастерство и обаяние Юзуру настолько велики, что они могут примирить меня даже с «Призраком оперы», который в исполнении других фигуристов я уже давно на дух не переношу.
Принимая же во внимание то, через какие испытания ему довелось пройти в нынешнем сезоне, тот уровень мастерства, который ему удалось сохранить, мне кажется, достоин восхищения.
Если бы Бомарше задался целью перенести своего героя на лед, то для лучшего воплощения своих замыслов он не мог бы найти фигуриста лучше, чем Хавьер Фернандес – настолько яркий ледовый Фигаро получился из Хави! Эта программа – очередной постановочный шедевр Брайана Орсера и Трейси Уилсон, поставленный именно на конкретного исполнителя.
Трудно вообразить, что кто-то мог бы лучше, чем Фернандес, передать пластикой натуру хитроумного Фигаро (к сожалению, программа с тем же персонажем, но на музыку Моцарта у Михала Бржезины так ни разу и не «прозвучала», как была, по всей вероятности, задумана), используя при этом сложнейшую спортивную составляющую. Жаль, что Хави не удался четверной сальхов, с которого он упал, но больше никаких промахов он не допустил и довел зрителей до экстаза.
В то, что он победил, он поверил не сразу, и его растерянное лицо после объявления результатов еще больше укрепило меня в моих к нему симпатиях. Приятно было видеть, как искренне радовался за него Юзуру: видимо, Брайану Орсеру удается сохранять в своем коллективе климат доброжелательности друг к другу, что в большом спорте бывает нечасто.
Еще один герой этого первенства – Денис Тен из Казахстана, которого я тоже очень люблю, хотя и несколько меньше, чем Хави и Юзуру. Он показал программу необычного хореографического рисунка, со своеобразной восточной пластикой, находящейся в гармонии со всем обликом фигуриста, и два небольших сбоя на приземлении с первого четверного прыжка и с тройного акселя в целом не испортили благоприятного впечатления от программы, которую судьи оценили выше всех остальных. За последние два сезона Денис, наконец-то, обрел уверенность, которой так не хватало ему раньше, и раскрылся как интересный, ни на кого не похожий фигурист.
Оценивая в целом итоги прошедшего ЧМ для сборной России, считаю, что они, скорее, вызывают тревогу, нежели эйфорию. Да, у нас есть «золото» и «бронза» в женском одиночном разряде, но даже здесь третья наша участница оказалась за пределами первой десятки.
Седьмое и тринадцатое места у мужчин невольно навевают ассоциации с провальным для нас предолимпийским сезоном, хотя сейчас ситуация все же несколько лучше.
Отсутствие медалей в парном катании и танцах на льду (а в последнем виде и первая за все годы потеря полной квоты на следующий ЧМ) тоже не прибавляют оптимизма: догонять ушедший вперед поезд всегда труднее, чем даже ценою невероятных усилий сохранять место в последнем вагоне.
И все же, как мне кажется, не стоит посыпать голову пеплом: специалистам и тренерам вместе со спортсменами надо хорошо проанализировать сложившуюся ситуацию, сделать правильные выводы и незамедлительно искать пути решения проблем. Ну а мы, любители фигурного катания, всегда будем поддерживать наших фигуристов, любить их и просто будем им благодарными за их нелегкий труд, преодоление себя и те мгновения подлинной радости, которую они нам дарят своими выступлениями.
Тоже самое в "ужас, потеряли 3 квоту в танцах". Какой ужас, когда один новодел и два дебютанта. Итак, ИЖ выше головы прыгают. А вокруг Саши и Вани развели столько шума, что ребята даже растерялись.
Лучше всего пока дела у парников и у дев. В танцах мы явно отстаем.
Самым зрелищным и содержательным лично для меня стал турнир у пар. И там отчётливо проявились определённые тренды на предстоящий олимпийский цикл.
В других дисциплинах эти тренды тоже просматривались, но общий уровень катания впечатлил всё же в меньше степени.
У одиночниц Туктамышева нокаутировала всех ещё в КП. А вот в ПП и она, и Радионова продемонстрировали худшие для себя прокаты в этом сезоне.
У мужчин на пьедестал в итоге поднялись, пожалуй, действительно самые сильные из нынешних одиночников. Но нельзя не отметить, что стабильностью технического исполнения программ в этом сезоне не мог похвастать никто. И если в будущем кто-то вдруг сможет стабильно выкатывать усложнённый контент, то он сразу же может резко вырваться вперёд. Пока же лично на меня наиболее цельное впечатление произвели прокаты фигуристов, которые пока обходятся без четверных прыжков - Брауна и Ге. У Брауна даже стали проглядываться мощь и глубина, которые ранее были ему не собо присущи.
А ещё позволю себе привести тут статистические данные о взаимосвязи результатов послеолимпийских ЧМ и следующих ОИ. Вот кто из победителей 10 последних послеолимпийских ЧМ потом выигрывал и следующие ОИ:
ЧМ-1977 - 1 случай (Роднина-Зайцев)
ЧМ-1981 - 2 (Хэмилтон, Торвилл-Дин)
ЧМ-1985 - 2 (Витт, Бестемьянова-Букин)
ЧМ-1989 - 1 (Климова-Пономаренко)
ЧМ-1993 - 1 (Баюл)
ЧМ-1995 - 1 (Грищук-Платов)
ЧМ-1999 - 2 (Ягудин, Бережная-Сихарулидзе)
ЧМ-2003 - 1 (Плющенко)
ЧМ-2007 - 1 (Шэнь Сюэ - Чжао Хонбо)
ЧМ-2011 - 1 (Дэвис-Уайт)
Всего 13 случаев из 40 возможных на 10 турнирах. Но обязательно хотя бы один победитель послеолимпийского ЧМ потом брал золото и на следующих ОИ.
По отдельным же дисциплинам расклад таков: одиночники - 3, одиночницы - 2, пары - 3, танцоры - 5. Правда в парах было ещё 2 случая, когда победители послеолимпийского ЧМ выигрывали не следующие ОИ, а через одни (Гордеева- Гриньков - ЧМ-1989 и ОИ-1994; Шэнь Сюэ - Чжао Хонбо - ЧМ-2003 и ОИ-2010).
Отдельно отмечу, что, например, чемпионы Сочи-2014 среди одиночников и одиночниц на ЧМ-2011 ещё даже не выступали. Это к тому, что, несмотря на некоторые наметившиеся в прошедшем сезоне тенденции дальнейшего развития фигурного катания, до ОИ-2018 ещё очень многое может поменяться.
Никак понять не могу, отчего столь высокие требования к Лене с Русланом - катаются первый сезон вместе, делают намного больше нежели другие более скатанные пары, плюс с начала сезона явно понятно было, что произвольный танец слабоват и на пьедестал попасть при высокой конкуренции что-то нереальное. Очень надеюсь, что именно Лена с Русланом поедут в Японию на командный чемпионат.
Лично мне кажется, что Саше с Ваней чего-то не хватает и в следующем сезоне, когда (если) вернуться Катя с Димой и подтянутся Никита с Викой, будет сложно конкурировать.
Я тоже так вначале думала, что Джулианна - помпушка, но, приглядевшись к ней внимательно и сравнив с другими парницами, хотя бы с Евгенией Тарасовой, пришла к выводу, что с весом у неё всё в порядке, мышечная масса необходима парницам для выполнения парных элементов, тем более, партнёру её вес не доставляет никаких проблем, а вот физическое здоровье Джулианны выдают пухлые щёчки и округлое личико)) Для меня они очень перспективная пара и, в не далёком будущем, я вижу их на пьедестале.
Спасибо за очень подробный обзор и Ваше видение.