Хана Машкова: свет далекой звезды. Часть IV. На вершине успеха
Новый олимпийский сезон начался для Ханы с уже традиционной победы на международном турнире «Пражские коньки», где она обыграла фигуристку из ГДР Беате Рихтер и австрийку Элизабет Микулу.
Турнир "Пражские коньки" 1967 года: Хана Машкова, Беате Рихтер (ГДР), Элизабет Микула (Австрия)
В газете «Советский спорт» после этих соревнований появилась статья под красноречивым заголовком «Габи аплодирует Хане», в которой были такие слова: «Под стрекот кинокамер и торжественные аккорды из симфонической пьесы Сметаны «Родина» Хана Машкова, отбросив предолимпийскую дипломатию, в своей новой программе продемонстрировала все, что умеет. Ее прыжки были так высоки, будто лед служил Хане батутом, а замечательный накат позволил ей побывать, похоже, на каждом из 900 квадратных метров ледяной площадки. Вращения, пируэты, дорожки были исполнены поистине вдохновенно. Вся ее программа казалась импровизацией, экспромтом, потому что многолетний тренинг «умер» в рискованном движении, как режиссер «умирает» в актере. А серебряная нить фантазии позволила ей построить программу как связную последовательность тонов, а не как монтаж аттракционов».
Турнир "Пражские коньки" 1967 года
Габи никогда не участвовала в турнире «Пражские коньки», но всегда приезжала на показательные выступления. С Ханой их связывали теплые, дружеские отношения и им всегда было, о чем поговорить. А поскольку Хана свободно владела немецким языком, который изучала с детства, то никакой языковой барьер не мешал общению девушек.
Хана и Габи. 1968 год
В январе 1968 года Машкова выиграла четвертую золотую медаль чемпионки страны и готовилась к ЧЕ, который в том году разыгрывался в шведском городе Вестеросе. Помня о прошлогодней дуэли Ханы и Габи на льду Любляны, украсившей тот чемпионат, публика ожидала от них еще более непримиримого поединка.
Соревнования начались, тем не менее, неожиданно: с первых же обязательных фигур Машкова захватила лидерство, а Зейферт пропустила вперед себя еще и австрийку Беатрикс Шубу и оказалась лишь на 3-м месте, перенервничав из-за того, что первоначально заявленная арбитр из ГДР проспала и вовремя не явилась к месту соревнований, вследствие чего ее заменили запасным судьей.
Однако Габи не собиралась легко сдаваться и пошла на риск, исполнив в произвольной программе тройной риттбергер. И хотя прыжок был сделан не совсем чисто, он все равно принес Габи дополнительные баллы, считаясь элементом ультра-си, поскольку в Европе тройные прыжки тогда практически никто еще не прыгал (в 1959 г. тройной сальхов исполнила чехословацкая фигуристка Яна Мразкова), и лишь две американские фигуристки – Альбертина Нойес и Джанет Линн начинали время от времени исполнять на соревнованиях тройной тулуп, а Линн еще и сальхов.
Хана же в то время только приступила к разучиванию тройного риттбергера и не рисковала включать его в программы. Так что оценки Габи за произвольную программу оказались чуть выше, чем у Ханы, но запаса баллов, набранного Машковой в «школе», с лихвой хватило ей для победы.
ЧЕ 1968 года
Вот что вспоминал о Хане во время того ЧЕ чешский журналист Вацлав Пацина в статье, появившейся в журнале «Стадион» в 1979 году (перевод мой): "Хана Машкова была (и мне грустно писать об этом в прошедшем времени) прелестным длинноногим созданием. «Все прекрасное приходит к нам на длинных ногах», - сказал однажды кто-то из классиков, а Хана умела ходить легко и одновременно так величаво, что, казалось, и на коньках кататься она научилась сама по себе.
Хана с тренером Милой Новаковой. ЧЕ 1968 года
Тогда ей не было еще и девятнадцати, и она была обычной девушкой. Когда она беседовала с журналистами, то говорила так искренне, что порой это граничило с наивностью. Когда она чего-нибудь не знала, то признавалась в этом, если чего-то не умела, то не скрывала этого.
В то время она исполняла произвольную программу на музыку симфонической поэмы Сметаны «Влтава», и с первой же минуты в ней гремели Сватоянские потоки, в которых, словно гейзеры, как водное кружево над волнами взметались ее чистые двойные прыжки. На мотив ночи над рекой, в которой отражается месяц, Хана танцевала легкими шаговыми вариациями, чтобы затем, в главном мелодическом течении Влтавы, вновь отважно взлетать надо льдом в следующей серии двойных прыжков.
ЧЕ 1968 года
…Атмосфера на последней тренировке перед произвольной программой не была спокойной: Хана упала с двойного акселя и ударилась о лед рукой. Принцесса сердилась и, когда надевала на лезвия чехлы, жаловалась: «У меня болят ноги, я устала и мне тяжело дышать».
Я закрыл свой блокнот и заверил ее, что все, кроме этого акселя, было замечательно, и что у нее достаточно мастерства, чтобы выиграть вечером титул чемпионки Европы. И вдруг я неожиданно спросил ее: «Что бы ты хотела еще знать и уметь в жизни, кроме своего катания?» И Хана, вздохнув, как ребенок, перед которым только открывается мир, выпалила: «Я бы хотела знать и уметь все в школе!»
ЧЕ 1968 года
Такой была Хана Машкова, наша незабвенная темноволосая красавица, которая в тот вечер и вправду выиграла золотую медаль и за свое произвольное катание получила от западногерманского арбитра «шестерку».
С тренером Владимиром Коуделкой после победы на ЧЕ 1968 года
Во время этого чемпионата произошло одно событие, повлекшее за собой довольно неожиданные последствия. На последней тренировке перед произвольной программой у Ханы вдруг разладился ее коронный двойной аксель. Кроме Владимира Коуделки, с которым Хана работала с осени 1965 года, на трибуне оказался и ее бывший тренер Ярослав Садилек, приехавший туда с Богункой и Яном Шрамковыми, выступавшими в парном катании.
Когда инструкции Коуделки не возымели должного эффекта, Садилек вмешался и стал давать Хане свои советы по исполнению прыжка, что привело к бурному конфликту между тренерами. Хана, безмерно уважавшая Садилека, была потрясена нападками на него Коуделки. Видимо, это было последней каплей в копившихся друг к другу взаимных претензиях Машковой и Коуделки, и они решили разорвать свой творческий союз. Официально на ОИ в Гренобле тренером Ханы продолжал оставаться Коуделка, но работать она начала уже с Милой Новаковой, которая, кроме того, что была высококлассным специалистом, была известна своими дипломатическими качествами. Для Ханы она стала не только тренером, но и большим другом, почти второй матерью.
Хана со своим пуделем Гипи и игрушечной собакой, подаренной ей во время показательных выступлений после ЧЕ 1968 года
Разумеется, все надежды и чаяния спортсменов в сезоне 1968 года были связаны с Олимпиадой во французском Гренобле. Незадолго до начала ОИ в журнале «Смена» появилась любопытная статья о шансах на медали спортсменов, представляющих различные виды спорта, в которой был раздел под названием «Безмятежны ли сны Пегги?», повествующий о шансах фигуристов.
Вот что говорилось там о Машковой: «Не беремся судить о том, что снится Пегги по ночам. Но доподлинно известно одно — весь день Флеминг на коньках: тренировка — отдых — тренировка... Иначе нельзя. «Одной из самых великих фигуристок всех времен» назвала недавно французская «Экип» не ее — Пегги, а чехословацкую спортсменку Хану Машкову. Уже в Вене, где Хана была третьей, пропустив вперед Пегги и Габриэль Зейферт из ГДР, чехословацкая фигуристка стала всеобщей любимицей. Хана словно создана для фигурного катания: в спортивности она не уступает Габи, а в лиричности успешно соперничает с Пегги».
Исполнение "школы" на ОИ 1968 года
После обязательных фигур Хана была 4-й, значительно проигрывая и Пегги, и Габи, расположившимся на первых двух строках турнирной таблицы. В очередной раз потеря баллов в «школе» оказалась невосполнимой, и было ясно, что бой она может вести только за «бронзу». Но здесь у нее была еще одна конкурентка, которая имела свою козырную карту – американка Альбертина Нойес с ее тройным тулупом.
Произвольная программа на ОИ в Гренобле
Машкова выступала первой среди основных претендентов на награды. Она каталась замечательно, и в упрек ей можно было бы поставить разве лишь некоторую непривычную скованность на первых секундах программы.
Произвольная программа на ОИ в Гренобле
Произвольная программа на ОИ в Гренобле
Однако с каждым музыкальным тактом она приобретала все большую уверенность, а ее выразительность вкупе с чистым исполнением всех элементов позволила ей получить оценки, достаточные для завоевания олимпийской «бронзы». Ноейс же, сорвав тройной тулуп, совершенно «развалилась» и закономерно осталась вне пьедестала.
"Пегги, Габи и Хана стоят на одном пьедестале, но занимают разные ступеньки. Эти фигуристки, несомненно, являются сейчас лучшими в мире. И вместе с тем, какие они разные, какие непохожие! И как жаль, что вышли они на мировую арену одновременно, ибо каждая из них способна побеждать и с достоинством носить титул чемпионки мира или Олимпиады" (Из статьи "И снова Пегги, Габи, Хана" в газете "Советский спорт" за февраль 1968 года)
Под этим снимком Ханы из польского спортивного журнала была подпись, что, согласно журналистскому опросу, в Гренобле Машкова имеет самые большие шансы на неофициальное звание "Мисс Олимпия". Основной ее конкуренткой называлась белокурая шведская лыжница Тойни Густафссон. Не знаю достоверно, чем закончилось это "соревнование", но верю, что победила в нем Хана.
Последним соревнованием сезона стал чемпионат мира в Женеве. И вновь после обязательных фигур Хана оказалась на 4-м месте после Флеминг, Зейферт и Шубы. Однако напряжение олимпийского турнира уже отпустило ее, и в Женеве Хана каталась абсолютно спокойно, уверенно и раскованно. Она сама потом признавала, что это было лучшее ее выступление в сезоне. Ее прыжки были, как никогда, высоки и легки, каждой музыкальной теме был найден достойный пластический эквивалент.
1968 год
Произвольная программа на ЧМ 1968 года (жаль, что без конца)
Произвольную программу Хана исполняла в том самом белом кружевном платье, так полюбившемся зрителям на ЧМ в Вене, которое она считала счастливым.
ЧМ 1968 года
В последний раз на мировой пьедестал поднялись вместе Пегги Флеминг, Габриэле Зейферт и Хана Машкова – после этого сезона Пегги покинула любительский спорт. Однако все вместе они еще съездили в мировое турне по странам Европы, с которым заезжали и к нам, в Ленинград и в Москву.
ЧМ 1968 года: Пегги Флеминг, Габи Зейферт и Хана Машкова
Мне хорошо запомнились показательные выступления в Москве, где все три красавицы по нескольку раз выходили на лед с разными номерами. В ту пору показательные выступления не ограничивались строгим регламентом: зрители могли вызывать понравившихся им спортсменов и 3, и 4 раза подряд (рекордом были, помню, 6 выходов на лед Ирины Родниной и Алексея Уланова в 1970-71 гг.), поэтому у фигуристов в запасе всегда было несколько показательных танцев.
С Пегги Флеминг и Гипиасом. 1968 год
Ну а по возвращении домой Хану ждали выпускные экзамены в школе и судьбоносная встреча с Иржи Штайдлом.
Продолжение следует.
Высота прыжков действительно поражает)
Я прям тоже проникся после ваших статей.
Меня (простого человека) такие яркие, талантливые люди немного пугают. Как будто бы спешат жить. Спешат все успеть (