16 мин.

Конец эры 1960-х: воспоминания о ЧЕ и ЧМ 1969 года

Эпоха 60-х закончилась вместе с ЧЕ и ЧМ 1969 года. Европейское первенство в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ) вызывает в моей памяти целый поток воспоминаний как приятных, так и огорчительных.

Среди приятных, прежде всего, вспоминается триумф советских пар, впервые в истории занявших весь пьедестал почета. И самая первая победа Ирины Родниной и Алексея Уланова! Они ехали на это первенство всего лишь третьей советской парой, а оказались чемпионами.

Ирина Роднина и Алексей Уланов

Ирина Роднина и Алексей Уланов

Ах, как красиво они победили, как ошеломили всех своими головокружительными каскадами, на каких крыльях неслись они к этой своей победе! Забыть это невозможно! Они стояли на пьедестале, такие юные и трогательные, сами не верящие в то, что совершили, и от гордости за них у меня сжималось сердце.

Ирина Роднина и Алексей Уланов

Ирина Роднина и Алексей Уланов принимают поздравления от Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова

Я сразу и безудержно влюбилась в них, таких далеких от строгой классики Белоусовой и Протопопова и таких близких мне, той, 12-летней! Надо отметить, что за все годы, что я живу фигурным катанием, это были, пожалуй, единственные фигуристы, которых трудно причислить к лирикам и романтикам (даже если в их репертуаре иногда появлялись номера с уклоном в лирику, как «Город детства», который они исполняли на показательных выступлениях в 1971-72 гг.), близкие моему сердцу.

В Гармиш-Партенкирхене наши пары совершили доселе невозможное: они заняли весь пьедестал почета! Рядом с Родниной и Улановым, ступенькой ниже, стояли Людмила Белоусова и Олег Протопопов, а бронзовые медали завоевали Тамара Москвина и Алексей Мишин.

Наши

На пьедестале почета Ирина Роднина и Алексей Уланов, Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Тамара Москвина и Алексей Мишин

Помню, что перед ними выступали хозяева льда Гудрун Хаусс и Вальтер Хефнер, и публика устроила настоящий скандал, освистывая судей и выкрикивая в их адрес нечто нелицеприятное и выражая, таким образом,  несогласие с их оценками.

Гудрун

Гудрун Хаусс и Вальтер Хефнер

Тамара и Алексей долго не могли из-за этого начать программу. Но, к их чести, сумели собраться и прокатались великолепно. Горячей поклонницей этих спортсменов была одна из моих одноклассниц, тезка Москвиной. Помню ее категоричное высказывание: "Никто не нравится, Москвина и Мишин - нравятся!!!"

Тамара

Тамара Москвина и Алексей Мишин

На этом первенстве дебютировали 12-летняя Мануэла Гросс и 18-летний Уве Кагельман из ГДР. Эти фигуристы сразу стали моими любимцами. Помню, как после успешного выступления атлетичный Уве сграбастал в охапку свою крохотную партнершу и буквально осыпал ее поцелуями. Они действительно здорово катались и заняли высокое 7-е место.

http://www.britishpathe.com/video/european-ice-skating-championship   ЧЕ 1969

Чемпионами в танцах в четвертый раз стали неподражаемые Диана Таулер и Бернард Форд из Англии, исполнившие идеально синхронный и завораживающий своим ритмом танец, а серебряные медали завоевали их земляки Джанет Соубридж и Джон Лэйн.

Диана

Диана Таулер и Бернард Форд

На этом чемпионате впервые бронзовыми призерами стали Людмила Пахомова и Александр Горшков и Сергей Четверухин. Программу Четверухина того сезона не могу точно вспомнить, а вот танец Пахомовой и Горшкова запомнился. Он открывался любимым мной маршем из кинофильма «Цирк», потом шла хабанера из «Кармен», а в завершении – фрагмент из «Озорных частушек» Щедрина. Самым эффектным элементом той программы был ставший знаменитым «круг Пахомовой», когда партнерша на огромной скорости один за другим совершала многочисленные обороты вокруг своей оси, при этом фигуристы одновременно продвигались вперед по кругу. От этого просто дух захватывало!

Людмила

Людмила Пахомова и Александр Горшков

пьедестал

На пьедестале почета Диана Таулер и Бернард Форд, Джанет Соубридж и Джон Лэйн, Людмила Пахомова и Александр Горшков

Очень радовалась я на этом чемпионате первой победе Ондрея Непелы. Он выиграл у Патрика Пера и больше никогда уже ни на одном соревновании не пропустил его вперед.

Ондра

Ондрей Непела и его тренер Хильда Мудра

Патрик Пера

Патрик Пера

Сергей

Сергей Четверухин

А вот огорчением для меня стали соревнования женщин. Помню, как горько я рыдала, когда Хана Машкова упала при  попытке выполнить тройной риттбергер и уступила титул чемпионки Габриэле Зейферт.

Хана

Хана Машкова

Габи, которой в тот раз, после падения главной соперницы, не понадобилось включать тройной в свою программу, каталась легко и раскованно и получила высокие оценки.

Габи

Габриэле Зейферт

На третьем месте, благодаря своей неподражаемой «школе», оказалась Беатрикс Шуба из Австрии. В произвольном катании она, по обыкновению, не блеснула.

Хана

На пьедестале почета Габи Зейферт, Хана Машкова и Беатрикс Шуба

А вот еще одна моя любимица, венгерка Жужа Алмаши, осталась в тот раз без медали, остановившись вплотную у пьедестала – на 4-м месте. Но зато она порадовала публику в показательных выступлениях.

Жужа

Жужа Алмаши исполняет "Чардаш"

Советские фигуристки, по сравнению с предыдущим сезоном, увы, не прибавили в мастерстве, что отразилось и на результатах: Елена Щеглова вновь замкнула шестерку сильнейших, а Галина Гржибовская и вовсе опустилась на два места и стала 14-й после того как была 12-й годом раньше.

Елена

Елена Щеглова

Запомнились две совсем юные фигуристки из ГДР – Соня Моргенштерн и дебютантка ЧЕ Кристина Эррат. Они тоже не смогли ворваться в элиту – Соня осталась 12-й, Кристи же – только 18-й, но темперамент, задор, обаяние, которые в избытке продемонстрировали эти две фигуристки, не могли не подкупать зрителей.

ЧМ 1969 состоялся в Колорадо-Спрингс (США), и это был насколько мне известно, первый мировой чемпионат, проходивший  на североамериканском континенте, который транслировался на Советский Союз (кстати, предыдущий, 1965 года, проходил также в Колорадо-Спрингс). Поскольку этот город находится на высокогорье,  многие спортсмены выступали там на пределе сил, и нередко после выступления к фигуристам спешили врачи с кислородными подушками.

 Как и на ЧЕ, наши фигуристы вновь были неподражаемы! Ирина Роднина и Алексей Уланов выступили с триумфом, в наше время кажущимся просто невероятным: дебютировав на ЧМ, они стали чемпионами, победив столь же уверенно, как и на ЧЕ!

Ирина Роднина и Алексей Уланов

Ирина Роднина и Алексей Уланов

Серебряными призерами стали Тамара Москвина и Алексей Мишин, а бронзовыми – Людмила Белоусова и Олег Протопопов.

Тамара

Тамара Москвина и Алексей Мишин

Москвина и Мишин закончили свою карьеру после этого чемпионата, а Белоусова и Протопопов продолжали бороться за попадание в сборную, еще пару лет выступая в чемпионатах СССР, но уже без прежнего блеска.

Людмила

Людмила Белоусова и Олег Протопопов

пары

На пьедестале почета наши пары: Ирина Роднина и Алексей Уланов, Тамара Москвина и Алексей Мишин, Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Советские пары были в то время так сильны на всех чемпионатах, что зарубежные соперники, пожалуй, только в мечтах могли приблизиться к первым двум дуэтам, борьба шла только за «бронзу». И трижды – на ЧМ 1966, 1967 и 1968 гг. - она доставалась паре, о которой я не могу не вспомнить – брату и сестре Кауфманн из США.

Это были очень творческие фигуристы, со своим неповторимым почерком. У них была огромная разница в росте: Синтия казалось совсем крохотной рядом с богатырем Рональдом. Они умело обыгрывали эту разницу, например, в совместном вращении в либеле, когда Рональд вдруг проносил ногу над головой Синтии, что выглядело неожиданно и эффектно.

Синтия

Синтия и Рональд Кауфманн

Интересен был их вариант тодеса, выглядящий очень рискованно, когда партнер, сидя в «циркуле», внезапно делал дополнительный оборот вокруг своей оси, одновременно перецепив за спиной руки. Они, насколько я помню, первыми, или, во всяком случае, одними из первых, стали выполнять поддержку на одной руке. И, наконец, они были создателями выброса, который в то время назывался их именем: «прыжок Кауфманн». Правда, они выполняли его только в 1,5 оборота. Может быть, потому, что у них вообще плохо получались прыжки, они их часто срывали. Поэтому и остались без медалей и на Олимпиаде, и на ЧМ 1969 года. Но этот дуэт имел свое неповторимое лицо и потому запомнился.

Североамериканские фигуристы – как американцы, так и канадцы – были более сильны в то время не в парном катании и танцах, а в одиночном катании.

У мужчин тогда набирал силу американец Тим Вуд, завоевавший «серебро» на Олимпиаде и ЧМ 1968 года и в 1969 году впервые ставший чемпионом, а потом подтвердивший этот титул и в 1970 году. Но его катание оставляло меня равнодушной, хотя с точки зрения техники в его катании придраться было не к чему. Помню только, что прыжков в его программе было совсем немного.

Тим

Тим Вуд

Произвольная программа Тима Вуда

Теперь, спустя годы, пересмотрев видео его программы, могу сказать, что владение коньком этого фигуриста находилось на высочайшем уровне и создавало впечатление полной импровизации.

Гораздо интереснее казались мне программы другого американца – Джона-Миши Петкевича, хотя он ни в тот раз, ни потом не был даже в призерах. У него были мощные красивые прыжки и вообще, помню, от него исходило какое-то ощущение истинно мужской силы.

Джон-Миша

Джон-Миша Петкевич

Еще один американец – Гэри Висконти, на ЧМ 1967 г. в Вене завоевавший бронзовую медаль, запомнился мне своими интересными показательными танцами больше, нежели произвольным катанием. А «серебро» и «бронзу» на этом ЧМ завоевали мои любимцы Ондрей Непела и Патрик Пера.

У танцоров Диана Таулер и Бернард Форд завоевали последний титул чемпионов мира в своей блистательной карьере.

Диана

Диана Таулер и Бернард Форд

Людмила Пахомова и Александр Горшков сделали шаг вперед по сравнению с ЧЕ и встали на вторую ступень пьедестала почета вслед за Дианой Таулер и Бернардом Фордом. Их танец имел оглушительный успех!

Людмила

Людмила Пахомова и Александр Горшков

А третьими были ставшие потом главными соперниками наших фигуристов американцы Джуди Швомейер и Джеймс Сладки. Мне очень нравился этот дуэт. Фигуристы исповедовали жизнерадостный, даже немного бравурный стиль катания, у них всегда были в программе интересные находки, и они попросту были очень обаятельны. Помню, я всегда с интересом ждала, что нового они придумают в показательном танце. И они всегда оправдывали мои ожидания.

Джуди

Джуди Швомейер и Джеймс Сладки

Кстати, об уровне их мастерства и творческого потенциала говорит тот факт, что пару лет спустя поставленный ими оригинальный танец «Янки-полька», наряду с созданными братом и сестрой Бук «Равенсбургским вальсом» и танго «Романтика» Пахомовой и Горшкова, вошел в обойму обязательных танцев и в течение многих лет исполнялся на соревнованиях.

В соревнованиях женщин с особым интересом ожидалась дуэль двух красавиц и любимиц публики  – немки Габриэле Зейферт и чешки Ханы Машковой.

Ханой Машковой на ЧЕ 1969 года

Хана Машкова и Габи Зейферт

Но ожиданиям этим, к сожалению, не дано было сбыться: незадолго до начала чемпионата мира, во время показательных выступлений в Швейцарии Хана неудачно приземлилась с тройного риттбергера и сильно ударилась копчиком. Травма оказалась серьезней, чем представлялось вначале. Приехав в Колорадо-Спрингс, она начала соревнования в обязательных фигурах под новокаиновой блокадой. Но после исполнения четырех фигур была вынуждена сняться с соревнований и в отчаянии заявила о своем уходе из любительского спорта и переходе в профессионалы. А ведь ей было только 19 лет, и она далеко не исчерпала своего потенциала! У меня есть ее снимок после подписания контракта с «Холидей он Айс»: прелестное лицо и грустные глаза, словно она предчувствовала свою судьбу.

Hana

Хана Машкова после подписания контракта с "Холидей он Айс"

Поэтому в соревнованиях женщин, после того, как Хана заявила о завершении спортивной карьеры, пропала основная интрига состязаний, ибо в то время только две спортсменки могли бороться друг с другом действительно на равных, подобно Ягудину и Плющенко тридцать лет спустя.

Практически всем было понятно, что победит Габриэле Зейферт. Так оно и случилось. Даже падение во время произвольной программы не помешало Габи впервые стать чемпионкой мира.

Габи

Габи Зейферт с матерью и тренером Юттой Мюллер

Помню, что в том сезоне Зейферт в показательных выступлениях впервые за свою карьеру попыталась предстать в новом образе. «Жгучей испанкой стала Габи», - так прокомментировал ее появление на льду в Гармиш-Партенкирхене Сергей Кононыхин. С тем же танцем каталась она в показательных и в Колорадо-Спрингс.

Габи

Габи Зейферт в "Испанском танце"

Однако привычного успеха он не имел. «И когда однажды Габи взялась за танец в испанском стиле, с моей точки зрения, не за свою мелодию, зрители остались равнодушными», - писала об этом журналистка Л.Доброва. Мне же кажется, что дело здесь не только в непривычности образа: в конце концов, каждый имеет право на самовыражение, и даже «классики до мозга костей» Белоусова и Протопопов в 1966 году станцевали на показательных твист. Просто в том танце, по большому счету, не было ничего испанского, кроме черного платья, веера и черного парика, а этого было, что ни говори, маловато для создания испанского колорита.

Видимо, Габи и сама это поняла, поскольку больше этот танец никогда и нигде не исполняла, а для турне после чемпионата мира подготовила танец в привычном для зрителей образе – «Казачок». С этим танцем она приезжала с турне и в СССР и с успехом выступила в Киеве, Ленинграде и Москве.

Габи

"Казачок" от Габи Зейферт

Беатрикс Шуба завоевала на том ЧМ серебряную медаль, а венгерка Жужа Алмаши – бронзовую (это, кстати, была ее единственная медаль с мировых первенств).

Что касается американских фигуристок, то о Пегги Флеминг я уже говорила, когда писала о ЧЕ 1968 года. Но у американцев в это время уже начала свою карьеру еще одна фигуристка от Бога - Джанет Линн. Она каталась совершенно в ином ключе, нежели Пегги,  - была по-спортивному стремительной, гибкой и неутомимой, но впечатление от ее катания было, пожалуй, не меньшим.

Джанет

Джанет Линн

Перед выступлением она почти всегда, запрокинув голову, устремляла взгляд куда-то далеко-далеко и словно бы набиралась вдохновения свыше. Это был ее ритуал. Может быть, у кого-то другого это выглядело бы нарочито, но Джанет в каждом своем проявлении была удивительно органична и естественна. Казалось, сам Господь Бог направляет ее катание.

Джули

Джулия Холмс

Еще одна американская фигуристка – Джулия Холмс  - была довольно лирична и пластична, но мне в ней всегда чего-то не хватало. Может быть, она казалась мне ухудшенной копией Пегги Флеминг, но симпатией моей, в отличие от Линн и той же Флеминг, она не пользовалась. Обе эти фигуристки очень хорошо катались в Колорадо-Спрингс, но надежд американцев на медали, тем более на чемпионский титул, они не оправдали.