«Американские горки» Стокгольма: субъективные заметки о завершившемся ЧЕ 2015
Чемпионат Европы, открывший послеолимпийский цикл, ожидался с большим нетерпением. И первый же день соревнований подарил болельщикам массу самых различных впечатлений – от разочарования до восторга. Но начну по порядку.
Для просмотра короткой программы у мужчин, как всегда, надо было набраться терпения, потому что непросто бывает «отсмотреть» череду маловразумительных программ, представленных столь же невыразительным катанием. Но, к счастью, из правила бывают исключения, и уже во второй разминке внимание на себя обратили два фигуриста – украинец Ярослав Паниот, ученик незабвенного Вячеслава Загороднюка, и англичанин Филипп Харрис, тренирующийся у Юрия Бурейко. Они были вполне убедительны не только технически, но, что более ценно, показали интересное катание с точки зрения художественного воплощения.
В общем и целом хорошо катался бывший наш Иван Бариев, ныне итальянец Иван Ригини, хоть и не смог избежать падения. Ему, на мой взгляд, очень подходит эта программа на музыку Майкла Джексона, он в ней органичен, хотя в некоторые моменты хочется пожелать ему несколько сдерживать свои эмоции, которые, если они зашкаливают, могут выбить его из колеи.
![Иван](http://i077.radikal.ru/1502/f0/d8171d2ca4af.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Настоящим открытием стал для меня юный израильтянин российского «разлива» Даниэль Самохин. Какой каскадище 4-3 выдал он в начале своей программы! И вообще прыжки у него очень хороши – высокие, легкие, с большой амплитудой. Кроме того, мальчик очень неплохо чувствует музыку и выглядит на льду отнюдь не робким новичком, даром что дебютант.
Конечно, с большим волнением ожидала я еще одного дебюта – своего любимца Адьяна Питкеева. Жаль, что он оказался менее удачным, чем можно было ожидать – падение с четверного прыжка, увы, отбросило его на 9-е место. Однако я совершенно не могу согласиться с Е.Вайцеховской, которая считает, что от этого падения вся программа Адьяна «рассыпалась на глазах - в ней не осталось ни скольжения, ни выразительности, ни попадания в музыку». На мой взгляд, все как раз наоборот: Адьян сделал прекрасный каскад 3-3 и тройной аксель и вообще после этого злосчастного падения катался так, словно бы его вовсе и не было. Что же касается его музыкальности и выразительности, то они, как мне кажется, остались при нем. Хотелось верить, что эта неудача не отразится на его дальнейших прокатах этого сезона.
![Адьян](http://s018.radikal.ru/i524/1502/9e/8e62bd80d8fa.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Менее удачно, чем я ожидала, откатался и Сергей Воронов, которого я, вопреки официальным раскладам, считаю на сегодняшний день лучшим российским фигуристом. Его каскад 4-3 был очень даже хорош, но уж аксель-то никак не должен был быть двойным! Не столь выразительно выглядел Сергей и с точки зрения художественного воплощения «пляски смерти», но все-таки нельзя сказать, что он программу «завалил», и шанс на хороший результат у него оставался.
![Сергей](http://i054.radikal.ru/1502/f6/d86f4de32679.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Максим Ковтун… Ох уж, этот Максим!... Не припомню, чтобы хоть какой-нибудь «мазни» в своей программе он не допустил. На этот раз оба четверных были сделаны с помарками и, как результат – отсутствие каскада, поскольку ни к одному из прыжков с подобными выездами «прицепить» еще один прыжок не получилось. Но меня удручает в нем не только нестабильность. Раз за разом я пытаюсь отыскать в нем проблески артистизма, но, хоть убей, не могу увидеть его там, где присутствуют только размахивания руками, подобно ветряной мельнице, малоэстетичные телодвижения негнущимся корпусом и «игра лицом». Почему-то, глядя на него, мне приходят на ум строки одной из песен Э.Хиля: «Лесорубы, ничего нас не берет…». Вот таким «лесорубом» представляется мне на льду Ковтун.
![Максим](http://s019.radikal.ru/i614/1502/25/ad364e707993.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
По сравнению с провальным прошлым сезоном и не менее неудачным началом нынешнего сезона неплохо прокатался на сей раз Флоран Амодио. Однако нельзя все же сказать, что он «восстал из пепла» - прежнего Флорана мы все же не увидели: стал он намного сдержаннее и, я бы сказала, осторожнее. Даже в его любимых дорожках не ощущается прежнего ухарства.
Хавьер Фернандес на сей раз тоже был небезупречен, однако же, даже при не самом лучшем прокате он, по-моему, выглядит выше других на несколько голов. Как только он выходит на лед – всё: он сразу же фокусирует на себе внимание зала и остается в его эпицентре до конца программы. Его костюм крайне лаконичен – никаких украшений, кроме ремня, но Хави в нем просто неотразим! Вся программа безупречна по хореографии, а те элементы, что удались фигуристу, выглядят поистине образцовыми.
![Хави](http://s47.radikal.ru/i115/1502/ad/da0d2f89b6bb.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Превосходно начал свою программу Михал Бржезина, и если бы ему удалось выдержать ее накал до конца – быть бы ему в лидерах: так проникновенно Михал не катался уже давно. По-моему, эта программа впервые у него «прозвучала» почти так, как была задумана. Я говорю «почти», потому что срыв прыжка все-таки был, но и это не помешало Бржезине остаться в лидирующей тройке. Борьба в произвольном катании ожидалась нешуточная.
Два дня соревнований танцоров – это просто коррида какая-то в плане эмоций! Всё здесь в кучу – и радости, и огорчения… Конечно, самое большое огорчение – срыв поддержки в произвольном танце у Лены Ильиных и Руслана Жиганшина и, как следствие, - их «пролёт» мимо пьедестала. А ведь как здорово все начиналось! Их короткий танец был просто великолепен, по-моему, самый лучший прокат за весь сезон - и с точки зрения техники к ним не в чем было придраться, и в художественном отношении танец заиграл всеми гранями: он был страстным, но эта страсть не перехлестывала через край, и ребята были в нем очень органичны. Особо отмечу Руслана – он превосходно вел свою партию, просто истинный торреро! Ну и Лена была ему под стать.
![Лена и Руслан](http://s017.radikal.ru/i441/1502/ff/ea1ce48880e6.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И произвольный танец они начали очень хорошо – и надо же, какое невезение… И даже при этом они заняли 4-е место, и можно только предполагать, как бы развернулась борьба за «золото», не случись этого казуса с поддержкой. Во всяком случае, Пападакис и Сизрон вышли бы на старт не столь уверенными в конечном благополучном исходе. Правда, я ничего не имею против этого дуэта – французы мне очень нравятся, а их прогресс в этом сезоне не может не восхищать. Я в очередной раз насладилась обоими их танцами, каждый из которых хорош на свой лад. Их короткий танец, полный сдерживаемой страсти, очень «испанский» по сути (более «испанским», пожалуй, можно назвать лишь танец Сары Уртадо и Адриа Диаса, но им, как говорится, сам Бог велел, ведь это все их родное, абсолютно близкое их душе), производит неизгладимое впечатление запредельной синхронностью движений и абсолютным контактом партнеров – глаза в глаза. И здесь тоже ведущий – партнер, и это очень привлекает.
![Габи и Гийом](http://s015.radikal.ru/i332/1502/ff/65c627fcdee9.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Произвольный танец Габриэлы и Гийома – просто чудо, я каждый раз смотрю его, почти не дыша, настолько он чист, прозрачен и воздушен. Движения ног великолепно подчеркнуты хореографией рук, партнеры словно плетут и плетут невидимую нить, создавая узор необычайной красоты и сложности. Одним словом, при всей моей симпатии к нашим фигуристам, я признаю справедливость распределения наград.
Очень рада я за Сашу Степанову и Ваню Букина! Эти ребята мне очень нравятся, и я рада, что они прогрессируют на глазах, начиная с турнира Finlandia Trophy, где они хоть и победили, но были еще весьма скованны, через два этапа Гран-при и чемпионат России, вплоть до этого чемпионата. Они танцевали просто замечательно – лирично, вдохновенно и в таком единстве, какого, пожалуй, до этого я у них не наблюдала. И их танец не затерялся на фоне множества великолепных танцев этого вечера.
![Саша и Ваня](http://s017.radikal.ru/i429/1502/05/44f9a73b8240.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Не могу не сказать добрых слов и в адрес Анны Капеллини и Луки Ланотте. Я этой паре симпатизирую много лет, но начало этого сезона было для них просто ужасным. То, что они показали на этапе в Китае, повергло меня в шок во всех отношениях: не только грубейшие ошибки, допущенные ими в произвольном танце, но и сам танец, показавшийся более чем невнятным, и костюмы для него, абсолютно не гармонирующие с идеей танца. И вот в Стокгольме перед нами предстали совершенно преобразившиеся Анна и Лука! И в коротком танце они были хороши, а в произвольном совершенно меня покорили! Они проживали на льду каждое его мгновение, они танцевали с таким пылом, с такой самоотдачей, что не поддаться их напору было невозможно! И главное, они воплотили на льду эту музыку – «пляску смерти», - такую яркую и трагическую. И все здесь играло на образ – и хореография, и костюмы. В общем, молодцы Анна и Лука!
Приятным сюрпризом стало для меня 5-е место моих испанских любимцев Сары Уртадо и Адриа Диаса. Об их коротком танце я уже упомянула, а произвольный – красивый и страстный - заиграл новыми красками. Жаль было Ксению Монько и Кирилла Халявина. В коротком танце их ошибка на твиззлах была очевидна, в произвольном же все было вроде бы и без явных огрехов, но все-таки чего-то в их танце не хватало, особенно на фоне множества других интересных постановок. Для меня явным диссонансом выглядели оба дня костюмы Ксении, особенно для произвольного танца: «Сарабанда» все-таки танец отнюдь не увеселительного толка, так при чем здесь легкомысленное платьице с бантом в «будуарном» стиле?
Кажется, впервые за сезон мне понравились итальянцы Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри: наконец-то их танец был исполнен так, как, по всей вероятности, был задуман, и смотреть его было интересно. Не могу не отметить прогресс таких дуэтов, каждый из которых по-своему симпатичен, как Федерика Теста и Лукаш Чоллей из Словакии, Алиса Агафонова и Альпер Учар из Турции. И настоящим открытием стали для меня в этом сезоне датчане Лоранс Фурнье-Бодри и Николай Соренсен (как партнер ведет свою партию – просто загляденье!) и совсем юные украинцы Александра Назарова и Максим Никитин. Браво и постановщикам их танцев – великолепному трио Ромэн Агенауэр – Мари-Франс Дюбрёй - Патрис Лозон в первом случае и Александру Жулину - во втором!
Ну и, наконец, девочки. Вытерпеть их короткую программу было непросто: кажется, никогда еще за все годы на ЧЕ не собиралось такого количества участниц – больше 30 человек! И первые несколько разминок смотреть, за редким исключением, было скучно. В очередной раз я для себя отметила, что зря Элене Гедеванишвили решила продолжать свою карьеру. Да, в этот раз она выглядела – чисто внешне! – как никогда хорошо: похудевшая до нужных кондиций, в прелестном платье, настоящая грузинская красавица! Но техника ее давно уже перестала быть предметом восхищения, а превосходная хореография постановки не спасает. Да, она будет в произвольной программе, но на каком месте, и стоило ради этого «жилы рвать»?
Из аутсайдеров на сей раз успешно прошла рифы короткой программы моя люксембургская симпатия Флёр Максвелл. Все-таки очень красивое, женственное у нее катание, и если она не «валит» прыжки, смотреть на нее приятно. Разочаровала симпатичная испанка Соня Лафуэнте, хоть и тоже отобралась в произвольную. Ее «Караван» Дюка Эллингтона был совершенно безликим, хореография программы абсолютно не отражала музыку, и нарядный зеленый костюм не мог сгладить этот явный диссонанс.
Француженка Маэ-Беренис Мейте, возможно, и может восхитить тем, как она умеет «вытаскивать» совсем, казалось бы, безнадежные прыжки, подобно тому, как это делала когда-то Сурия Бонали, но ее сугубо атлетический стиль не доставляет мне ни малейшего эстетического удовольствия.
Удачно на сей раз выступили обе сестрички Хельгессон – Йоши и Виктория. Все-таки, когда они не «елозят» по льду, смотрятся на нем вполне даже приятно. Рада я была возвращению в спорт Кииры Корпи. Да, ее технический багаж не может быть расценен уж очень всерьез, но при ней осталась ее женственность, красота линий, изумительное скольжение. Так что удовольствие от просмотра ее программ гарантировано.
Ну и, конечно, кульминацией соревнований в короткой программе были выступления наших девочек – всех трех – Ани, Лизы и Лены. Аня Погорилая каталась просто великолепно! Она была, на мой взгляд, самой утонченно-чувственной, самой изысканной, и ее техника просто растворялась в красоте ее «Адажио». Мне кажется, что Аню судьи недооценили, ее компоненты должны были быть гораздо выше, чем у той же Лены Радионовой.
![Аня](http://s017.radikal.ru/i414/1502/69/4aa05e5b3239.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Лиза Туктамышева была самой женственной, ее «Болеро» было ярким и пряным, и в то же время эмоции в нем не захлестывали, хотя вся программа шла по нарастающей и завершилась на высокой ноте. Ну а Лена Радионова еще раз доказала всем, что если она не ошибается, то бороться с ней практически невозможно. При этом до чего же хороша во всех отношениях! И технически, и с художественной точки зрения – программу свою проживает каждой клеточкой, катается наотмашь, с распахнутой душой. И не откликнуться на это невозможно! Я разрывалась в своих симпатиях ко всем нашим девочкам, я люблю их всех, поэтому, радуясь за одну, не могу не огорчаться за другую – первое-то место одно на всех, и каждая из них достойна этого первого места.
Короткая программа парного катания также ожидалась как триумф российских фигуристов, но, к сожалению, не обошлось без неприятных сюрпризов. Я имею в виду, конечно, прокат Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Начали они превосходно – высоченной амплитудной подкруткой, от которой ахнул зал. Ну а потом неожиданно партнер «сдвоил» параллельный прыжок, а Женя не удержалась на выезде с выброса и едва не упала. Надо отдать им должное – они боролись до конца, и их катание совсем не выглядело скомканным, нервозным, неуверенным, каким могло бы быть после столь серьезных ошибок. Мне очень нравится эта их программа на музыку генделевской «Сарабанды», их трактовка этого танца средствами парного катания: она изысканна и чеканна, и каждый элемент в ней предстает на своем месте. И вообще ребята мне симпатичны своим неброским, но каким-то очень теплым обаянием. Но из песни слова не выкинешь – ошибки подпортили им продвижение вверх по турнирной таблице, хотя оставалась надежда, что они возьмут реванш в произвольной программе.
![Женя и Вова](http://s017.radikal.ru/i409/1502/b4/9f1aa8ea3ab7.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Из иностранных соперников наших дуэтов выделялись, собственно, всего две пары – французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре и итальянцы Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек. На остальных смотреть было откровенно скучно. Пользующиеся на протяжении нескольких лет моей неизменной симпатией Ванесса и Джеймс продемонстрировали, пожалуй, лучший в жизни прокат: их танго было в меру хлестким, эмоциональным, и каждый элемент был подан просто шикарно – нате вам!
![Ванесса](http://s017.radikal.ru/i402/1502/90/4e998024714a.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Когда я летом узнала новость о том, что Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек объединились в пару, в голове мелькнула одна лишь мысль: «Зачем им это надо?» Действительно, оба они уже весьма возрастные спортсмены, так каковы тогда перспективы? К тому же, я очень любила пару Бертон-Хотарек и мало представляла себе яркую, но гораздо более габаритную Валентину на месте хрупкой, как балерина Стефании. Но надо сказать, что то, что я увидела, несколько поубавило мой скепсис: не то, чтобы пара предстала уже как сложившееся единство, но какие-то начала гармонии я в этом дуэте, пожалуй, уже наблюдаю. На мой взгляд, не случайно была выбрана «Малагенья» - тема, очень подходящая Валентине, которую удачно дополнил Ондрей. Да, у них есть еще много, над чем работать, но видно, что им комфортно кататься вместе, а отдельные элементы уже сейчас вполне на уровне – дорожка, например, вращения и даже тодес. Конечно, нет пока той легкости и изобретательности в поддержках, которыми всегда славилась пара Бертон-Хотарек, подкрутка слабенькая, но все это, думается, поправимо. Так что я с интересом ждала дальнейших выступлений этого дуэта.
![Вали и Ондра](http://s50.radikal.ru/i127/1502/61/2a8113e7130c.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Ну а что касается двух наших пар – так здесь все слова оказываются бессильными: такое незабываемое зрелище подарили нам Юко Кавагути с Александром Смирновым и Ксения Столбова с Федором Климовым! Я люблю оба этих дуэта – и на этот раз каждый из них был достоин того, чтобы быть в лидерах. Может быть, сравнение окажется не совсем корректным, но я бы сравнила обе программы наших пар с лучшими образцами балета: классического у Юко с Сашей и современного у Ксюши с Федей. И если уровень мастерства таких произведений одинаково высок, то очень трудно, практически невозможно отдать предпочтение тому или иному стилю. Да, у судей есть свои критерии оценок по уровням, по сложности элементов, но я в эту арифметику углубляться не собираюсь. Я хочу сказать только о том, какое эстетическое впечатление оставили у меня выступления наших пар.
Программа Юко и Саши на музыку Массне «Размышления» - несомненно, одна из вершин творчества этого дуэта и постановочного гения Т.Н.Москвиной. Когда они катают ее так, как на этом чемпионате – просто слезы наворачиваются на глаза от невероятной красоты всех элементов, всех жестов, ложащихся точно в музыку и сплетающихся в ледовый диалог мужчины и женщины. А у Ксении и Федора – программа совершенно иного плана, в ней дух захватывает от скульптурной четкости каждого элемента, каждый из которых словно высечен клинком. Обе наши пары прекрасны по-своему, и как же хотелось, чтобы и их произвольные прокаты оказались не менее удачными!
Что касается закончившихся соревнований у мужчин, то кроме призеров, о которых я скажу позже, не могу не сказать несколько слов и о других фигуристах, тех, кто запомнился. Заметный шаг вперед в турнирной таблице сделал в этом году испанец Хавьер Райя – фигурист фактурный, но, на мой взгляд, слишком уж подражающий Хавьеру Фернандесу. Во всяком случае, его пластика явно несла на себе отпечаток стиля Хавьера-первого. Приятно удивил чех Петр Цоуфал – не запредельной сложностью программы, но гармоничной постановкой на красивую музыку Дворжака и культурой исполнения каждого элемента. Хорошо смотрелся на льду и симпатичный ученик Анетт Пётч - Франц Штройбель из Германии. Как и накануне, неудержимым был напор юного израильтянина Даниэля Самохина, и пусть не все у него получилось, но впечатление о себе он оставил самое благоприятное.
В день произвольного проката был более узнаваем Флоран Амодио. Во всяком случае, те части программы, (очень интересной самой по себе!), которые у него получились, напоминали о прежнем Флоране, способном полностью отдаться стихии ледового танца. Но вот не кроется ли причина его неуспехов в том, что у него, возможно, не все в порядке со здоровьем? Как-то уж очень тяжело дышал он после проката.
Еще один представитель Израиля – бывший киевлянин Алексей Быченко – катался, как любит говорить Т.А.Тарасова – «на разрыв аорты»: казалось, он любое препятствие сметет на своем пути. О нем вроде бы и не скажешь, что он как-то особенно артистичен, но это истинно мужское катание с его широтой и мощью, и при чистом исполнении, что Алексей и продемонстрировал, оно производит должное впечатление.
Адьяну Питкееву, несмотря на ошибки, все же удалось подняться до 7-го места, и это можно считать неплохим результатом для дебюта. Но я очень верю в его потенциал и способность в ближайшем будущем побороться за самые высокие места.
И Сергей Воронов, и Максим Ковтун были на сей раз далеко не безупречны, поэтому ни та, ни другая программы меня не «зацепили». Но, признаюсь честно, меня бы больше устроило второе место Воронова и третье – Ковтуна, потому что эстетика программ Максима далека от моего понимания того, каким должно быть фигурное катание.
![Хави](http://s019.radikal.ru/i641/1502/11/28a3f1311a41.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Я очень рада третьей подряд победе на ЧЕ Хавьера Фернандеса! Да, он тоже был далеко не идеален, но при этом, когда он катается, от него невозможно оторваться – на льду происходит ДЕЙСТВО, СПЕКТАКЛЬ, и Хави проживает в нем каждый миг, полностью перевоплощаясь в своего персонажа, лукавого и озорного Фигаро, и каждый элемент программы «работает» на этот образ. А каков костюм – чудо! Всем остальным, увы, было до Фернандеса далеко, как до луны.
После первого шикарного тройного акселя, исполненного Михалом Бржезиной, появилась робкая надежда, что он сможет дать бой Хавьеру, тем более интересно было сравнить трактовку двух образов Фигаро – под музыку Россини и Моцарта. Но Михал быстренько эту надежду развеял и «навалял» от души, «упав» в конечном итоге под Быченко. Увы, но свой потенциал он раз за разом не подтверждает. Очень бы не хотелось, чтобы он пошел по пути Томаша Вернера. Ну а в общем и целом итоги соревнований мужчин можно считать вполне удачными.
После завершившихся соревнований женщин на ум приходят слова Гоголя: «майский день, именины сердца» устроили нам три наши замечательные девочки, три красавицы – Лизочка, Леночка и Анечка! Конечно, такой итог можно было предположить заранее, реально оценивая уровень всех наших фигуристок, но сколько раз уже бывало, что действительность опровергала самые, казалось бы, вероятные прогнозы. Однако в этот раз все звезды сошлись в нашу пользу. И итог оказался просто феерическим!
Начала эту феерию Аня Погорилая своей волшебной «Жар-птицей». Как подходит ей эта программа! Как трепетно-хороша Аня в каждом ее жесте, как чутки ее руки к каждому музыкальному нюансу! И технически все было замечательно, кроме касания рукой при выездах с лутца и флипа. Но при той сумасшедшей конкуренции, которая сложилась у нас в последние годы в женском одиночном разряде, было понятно, что эти мелочи сразу же лишают Аню надежд на «золото».
![Аня](http://s017.radikal.ru/i406/1502/d9/9e3007f1e8a8.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Лена Радионова каталась самозабвенно, проживая каждый такт музыки своей сложнейшей как технически, так и эмоционально, программы. И казалось, что лучше этого уже ничего не может быть.
![Лена](http://s004.radikal.ru/i205/1502/0a/722af31ecc23.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но Лиза Туктамышева на этот раз превзошла и всех своих соперниц, и себя саму: так она не каталась еще никогда в жизни! Изумительная легкость, с которой она выполняла сложнейшие элементы, создавала впечатление, что Лиза на льду импровизирует, что из-под ее коньков сам собой рождается ТАНЕЦ – изысканный восточный танец, полный неги и сдерживаемой страсти! Настоящей восточной красавицей предстала в этой программе Лиза! И когда смолк последний аккорд, я, не выдержав, закричала: «Вот она, чемпионка!» И как же я рада, что не ошиблась в этом прогнозе! Но поскольку, как я уже говорила, я нежно люблю всех наших фигуристок, к радости за Лизу примешивается толика огорчения за то, что золотая медаль только одна, а достойны ее были все наши девочки, подарившие нам минуты незабываемого эстетического наслаждения!
![Лиза](http://s49.radikal.ru/i125/1502/50/e071f5618536.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Все остальные фигуристки, как водится, померкли на фоне наших. Но все-таки скажу несколько слов и о других, которые запомнились. Сестрички Хельгессон не подкачали и на родном льду смотрелись очень достойно, учитывая то, что они находятся в разных с нашими «весовых категориях». Йоши на сей раз обыграла Викторию, но для меня разница в их выступлениях – микроны. Жаль, что не удалось выступить Киире Корпи, все-таки одно ее присутствие в числе участников гарантирует несколько приятных минут созерцания «неземной красоты» :))
Обратила на себя внимание латвийская фигуристка Ангелина Кучвальска: хорошо каталась, хотя в конце программы была излишне аккуратна и тем самым несколько вышла из образа. Юная Анастасия Галустян, выступающая за Армению, имеет приличный технический контент, но ей надо как можно скорее обретать свой индивидуальный стиль, пока это еще достаточно робкое, ученическое катание. Довольно интересную программу на музыку из мюзикла «Чикаго» показала немка Натали Вайнцирль, но не обошлась без падения. Приятная девочка появилась в Литве – Александра Головкина. Но у всех этих фигуристок – непочатый край работы, если они хотят хотя бы приблизиться в чем-то к нашим девочкам.
Ну и, наконец, «на десерт» - триумф наших пар! Какие же нервные получились прокаты! Первые две разминки смотреть было сущим наказанием – уровень мастерства, что называется, «ниже плинтуса». В третьей разминке, собственно, тоже единственными мастерами экстра-класса предстали наши Евгения Тарасова и Владимир Морозов, заставившие болельщиков попереживать за себя после неудачного падения Жени на разминке. Но какие же они молодцы – собрались, настроились и сделали почти все безупречно! Главное же, на мой взгляд, то, что их программа предстала не удачным набором элементов, а прекрасным ледовым диалогом двух юных и таких трогательных в своей юной прелести существ.
После их проката весьма удачная сама по себе программа французов Ванессы Джеймс и Моргана Сипре - которую изрядно подпортили допущенные ими ошибки, - показалась каким-то «полуфабрикатом» на фоне фирменного продукта. А вот Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек по-хорошему удивили, и не только тем, что удачно исполнили параллельный тройной лутц, что само по себе является сенсацией, но и тем, как быстро обретают единство, нарабатываемое обычно в паре годами. Казалось бы, кто только не катал «Дорогу», но вот смогли же они найти в этой музыке свои краски, а главное, делали это с таким драйвом, что смотреть на них было - одно удовольствие!
Неожиданно драматичным сложился прокат у Ксении Столбовой с Федором Климовым: сначала Ксюшу вдруг «повело» на выезде с выброса, а потом случилось ничем не объяснимое падение Феди, лишившее их «коронного» тройного выброса на заключительных секундах программы. Ну что ж, бывает, ведь все остальное они исполнили просто здорово и результата хватило для «серебра». Но меня огорчило не это, а то, как демонстративно Ксения отстранилась от партнера: мол, я тут совершенно ни при чем, и расхлебывай сам свои «косяки». Видеть это мне было странно и неприятно: Феде ведь и так было нелегко, видно было, как он «грызет» себя за допущенную ошибку, так естественно бы было поддержать его в этот момент. И потом тоже Ксюша сидела на диване «для чемпионов» с лицом «про войну»…Ну нельзя же так!
![Ксюша](http://s019.radikal.ru/i638/1502/75/4e897f807a30.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но больше всего я, конечно, переживала за Юко Кавагути и Сашу Смирнова. Ошибки соперников сделали вдруг такой достижимой золотую медаль! Но сколько раз уже бывало, что в такой ситуации ребята начинали ошибаться чаще, чем когда-либо. Когда они вышли на старт, казалось, что сердце у меня вот-вот выскочит – такое было волнение. Немного успокоилась я только тогда, когда они чисто сделали четверной выброс, и уже стала вживаться именно в саму программу, в ее ажурную ткань, в отношения двоих, которые разворачиваются на наших глазах. Впечатления от нее – словно от просмотра драматического спектакля, в котором нет ничего нарочитого, искусственного, все – всерьез и все – на самой высокой ноте. Да, были еще две шероховатости на поддержке и втором выбросе, но они не испортили общего впечатления от программы-шедевра. И золотые медали по праву достались Юко и Саше! А если вспомнить, сколько всего пришлось им пережить, особенно за последний год, то эти награды становятся ценнее в разы.
![Юко](http://s017.radikal.ru/i437/1502/62/81ebe3407d54.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
То, что наши пары заняли весь пьедестал, радует и наполняет чувством гордости за нашу школу, вселяет надежду, что успех этот будет поддержан и на последующих соревнованиях. У каждой из пар есть еще резервы, есть, куда расти, и это главное. Ну а тот заключительный восклицательный знак, который они поставили «под занавес» первенства, - замечательное завершение праздника, коим явился очередной чемпионат Европы.
ПП поставлена идеально под Макса, патетика и экзальтация от самой музыки, это даже если текст не брать. Причем прога оригинальная и запоминающаяся, другое дело, что Максим ее хорошо еще ни разу не откатал, разве что в Бордо чисто, хотя лично мне по эмоциям больше понравился прокат на ЧР, чудил он там, конечно, сильно, однако в акценты лучше попадал.
Быченко вон руками почище Ковтуна размахивает без всякой смысловой нагрузки, но у него катание с азартом. Отсюда следует простой вывод, как только Макса отпустит зажатость, пропадет всякий эффект буратинистости. У него уже сейчас очень хорошо получается, но, к сожалению, не с первых минут, а только после первого-второго элемента. А большинство болельщиков к этому времени уже приклеивают штамп "Дерево" и переключают канал.
А чтобы стало совсем понятно, то представьте себе, что Питкеева в одиночку отправляют на этот ЧМ в ранге надежды всего ФК России. На выходе можем получить тот же страх старта, Макс еще в этом сезоне под Мьюз, если не расцвел, то уже стал проги целиком катать, а не собирать набор элементов на льду.
Не совсем поняла, почему Сарабанда не является танцем "увеселительного толка". ЕМНИП, то в период своего придворного расцвета от церковной составляющей ничего не осталось, это был танец влюбленных с примесью испанского колорита, а в последствии его даже называли испанским вальсом. Хотя оба костюма для Сарабанды у Монько плохи.
Ну и если вы ждете от Ковтуна пластики Фернандеса, то не дождетесь никогда. Он своеобразный фигурист с силовой манерой катания. Забавно, что у нас его обычно "лесорубом" зовут, а вот иностранные комментаторы его положительно оценивают. Для Питкеева вообще большой плюс, что есть Воронов и Ковтун, хоть на кого-то груз ожиданий не свалят, дадут спокойно развиваться, очень симпатичный юноша.
И очень жаль Бжрезину. Его Фигаро в хорошем прокате прекрасен. Увы и ах.
Пока в мужском катании в Европе есть Фернандес и все остальные. На мира нам будет очень тяжело.
Не соглашусь с распространенным мнением, что мужское одиночное катание в Европе "умирает". Сколько новых талантливых фигуристов появляется! Даниэль Самохин не стал для меня открытием, поскольку отметила его еще по этапам Гран - при, и тут такой прогресс в виде четверного и каскада 4-3. Наш Адьян может гордиться своим дебютом, все есть у парня - прыжки, "мягкие" линии и дремлющая внутри харизма. Ваня Ригини и Михал всегда радуют своими программами, в харизме им не откажешь. Хавьер - настоящее испанское солнце, выходит на лед дарить праздник зрителям и у него это классно получается! Максим приятно удивил своим катанием и раскрепощенностью на гала, куда только делась вся зажатость и скованность, присущая ему на соревнованиях. Может, в этом секрет успеха?
Сергей боролся за каждый элемент, и просто "перегорел", как мне кажется.
Ошибки в ПП Руслана и Лены скорее не огорчили, заставили по -новому взглянуть на эту пару, еще больше проникнуться их отношением друг к другу. Очень рада за Юко с Сашей, они "выстрадали" свой титул! Очень порадовали Хотареки, так непосредственно радующиеся своему 4 месту, которое "дороже золота". Так мало катаются вместе и как "в кайф" это делают Хочется поддержать Ванессу с Морганом, пусть этот неудавшийся прокат не выбьет их из колеи...
Девочки просто нокаутировали европейское женское катание) Хотя очень талантливые спортсменки появились... Ангелина Кучвальска, Николь Раджикова очень приглянулись.Но наши - это другая лига!
Отдельное спасибо автору за тактичность и искренность.
Всем нашим участникам ЧМ самой большой удачи!
Не соглашусь, что до Фернандеса всем как до луны, вот абсолютно не соглашусь! Катается более раскрепещенно, и вот всё его преимущество.
Выводы и оценки по серебрянному призеру удивили, всем нашлись добрые слова, даже Паниоту, который еще толком не катит, а Ковтуна лесорубом окрестили чего-то. Еще интересно, когда это Воронов стал лучшим российским одиночником? В предверии чемпионата мира? На котором он за пять раз участия только один раз в десятку попал.
Мейте тоже не зря на лед выходит, для разнообразия приятно и на атлетку на льду посмотреть.