С чего все начиналось
Юбилеи бывают разные: кто-то отмечает серебряную или золотую свадьбу, кто-то - "круглую" дату своего дня рождения, кто-то принимает участие в юбилейных торжествах по случаю Дня города или какого-нибудь предприятия, музея, театра и т.п. А я в этом году праздную юбилей необычный - 50-летие моей любви к фигурному катанию. И хочу поделиться тем, что за годы моего "романа" с фигурным катанием накопилось на сердце. То, о чем я хочу написать, предназначается тем, кто любит НАСТОЯЩЕЕ фигурное катание так же искренне, как люблю его я. Тем, кто хочет оживить в памяти свои воспоминания и сравнить их с моими и в чем-то согласиться, а в чем-то - нет. И еще, может быть, тем, кто интересуется славным прошлым этого замечательного вида спорта и хочет побольше узнать не только и не столько о спортивных достижениях, сколько о личностях, оставивших свой след в его истории.
Разумеется, заметки эти будут достаточно субъективными - я ни в коей мере не претендую на обладание истиной в последней инстанции. Но я постараюсь передать вам свое видение фигурного катания на протяжении многих лет и отдать дань людям, вершившим его историю. При этом я, конечно, не собираюсь писать "исторические" репортажи о давно прошедших соревнованиях. Даты тех или иных турниров послужат мне лишь "точками опоры", которые помогут воскресить в памяти те или иные интересные, на мой взгляд, факты, касающиеся соревнований разных лет и рассказать о спортсменах, чье мастерство вызывало восхищение современников.
Мое знакомство с фигурным катанием относится к середине 60-х годов прошлого века. В небольшом провинциальном городе, где я жила, далеко не в каждой семье были тогда телевизоры. Но практически при каждом ЖЭКе существовали "красные уголки" - полуподвальные помещения или отдельно стоящие во дворе домики, где был нехитрый набор для досуга жильцов: несколько подшивок периодических изданий, небольшая библиотека, иногда теннисный стол с ракетками или, как в нашем, рояль для аккомпанирования участникам художественной самодеятельности, десятка три стульев и - черно-белый телевизор "Рекорд".
И вот однажды февральским вечером 1965 года я, тогда первоклассница, забежала в красный уголок посмотреть какой-нибудь фильм. Но фильма не было, а собравшиеся в зале с увлечением следили за показательными выступлениями европейского чемпионата, впервые проходящего в Москве. Для меня это было, как говорят французы, "coup de foudre" - любовь с первого взгляда (буквально: удар молнии). Я просто замерла от восторга: как они могут вытворять ТАКОЕ на льду! А музыка, а костюмы! Потрясли меня чемпионы в танцах на льду Ева и Павел Романовы, брат и сестра. Как плавно они скользили, как безупречно синхронны и ритмичны были их движения! И особую прелесть придавал им их истинно славянский шарм. Ева и Павел в то время завершали свою блистательную карьеру: после ЧЕ они выиграли ЧМ в Колорадо-Спрингс и ушли в профессионалы, где с успехом выступали еще несколько лет.
Ева и Павел Романовы
Запомнились свои мягким скольжением Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин. На них было как-то особенно приятно смотреть. (Год спустя они создали лирический показательный танец на музыку популярной тогда песни Бабаджаняна "Не спеши". Прославленный ныне тренер Тарасова была тогда стройной и красивой девушкой, а Проскурин выглядел очень мужественно, и танец этот очень подходил к облику пары).
Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин
Но царили на льду, безусловно, Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Они буквально завораживали всех своим идеальным скольжением, своими обводками и спиралями, а когда они плыли по глади катка в единой «ласточке», казалось, что они вот-вот вспорхнут и улетят. И они всегда умели выбрать музыку, которая находила отклик в душе.
Людмила Белоусова и Олег Протопопов
Мужское одиночное катание привлекало меня в то время меньше других разделов фигурного катания, может быть, поэтому как-то мимо меня прошли выступления таких мастеров, как француз Ален Кальма и австриец Эммерих Данцер. Зато очень понравился 14-летний Ондрей Непела из Чехословакии, может быть, потому, что не слишком далеко ушел от меня по возрасту.
Ондрей Непела
Однако мое сердце сразу и навсегда покорила прелестная 15-летняя Хана Машкова, землячка Непелы. Маленькие девочки часто выбирают себе в качестве идеала какую-нибудь актрису, спортсменку или просто знакомую девушку, на которую мечтают быть похожей. Для меня таким идеалом сразу же и безраздельно стала Хана. Я стала самой верной ее болельщицей и все ее успехи и неудачи переживала, наверное, больше, чем свои собственные. Он не попала на том чемпионате в число призеров, осталась седьмой, но ей разрешили участвовать в показательных выступлениях, и аплодисментов на ее долю досталось едва ли не больше всего. Только веселая 16-летняя пышечка из ГДР Габи Зейферт, занявшая тогда пятое место, могла с ней в этом сравниться. Впрочем, знаменитое противостояние этих двух выдающихся фигуристок было еще впереди.
Хана Машкова
Габи Зейферт
Хана Машкова с тренером Ярославом Садилеком
Габи Зейферт с матерью-тренером Юттой Мюллер
Так в мою жизнь вошло фигурное катание. 60-е годы были золотыми временами его расцвета и невероятной популярности у зрителей. Соревнования с чемпионатов Европы, мира (если они проходили в Европе) и Олимпийских игр транслировались целиком и нередко затягивались до 2-3 часов ночи. До сих пор помню заставку с изображением кремлевской башни и словами «Интервидение» и звучащую при этом перед началом трансляций музыку.
В нашей семье телевизора не было, но он был у соседей по коммунальной квартире, и они были практически безотказны к просьбам «посмотреть фигурное катание», даже если сами, не выдержав многочасовых трансляций, засыпали. До 1968 года соревнования мне, однако, удавалось смотреть периодически, потому что трудно было получить мамино разрешение, чтобы я бодрствовала допоздна, если наутро надо было идти в школу. Переломным моментом стал ЧЕ 1968 года в шведском Вестеросе, когда я училась в 4 классе. Тогда мне как-то удалось уговорить маму, убедив ее, что наутро будить меня долго ей не придется, и учеба моя никоим образом не пострадает от ночных бдений у телеэкрана. Слово свое я сдержала, и с этих пор я все чемпионаты смотрела, невзирая на поздний час. А годом спустя телевизор появился и у нас, и задача просмотра соревнований упростилась.
С европейского первенства 1968 началась и наша совместная с подругой коллекция снимков фигуристов из газет и журналов, а если повезет, то и настоящих фотографий. После каждого крупного соревнования – чемпионата СССР, Европы, мира или Олимпиады – оформлялся альбом. Снимки раскладывались на листе наиболее гармоничным, по нашему мнению, образом и приклеивались крахмальным клейстером (Боже упаси канцелярским клеем: после него на бумаге проступают желтые пятна). Каждый снимок сопровождался подписью, причем слова для них мы иногда придумывали сами, а чаще использовали цитаты из журналистских репортажей, особенно ценя меткие замечания и определения С. Токарева, М. Гришиной, Ю. Дарахвелидзе. Мы внимательно отслеживали всю поступавшую в киоски периодику, чтобы не пропустить какого-нибудь очередного снимка. В киоск университета нашего города поступали иностранные газеты и журналы, в основном немецкие и чешские, иногда « l’Humanité » или « Morning Star », и во время чемпионатов и сразу по их окончании мы ходили туда и покупали те издания, где были снимки фигуристов. Почему-то никого не удивляло, что девчонки отнюдь не студенческого еще возраста приходят в университетский киоск.
Кроме того, у меня была обширная переписка с друзьями из ГДР, Польши и особенно Чехословакии, и они тоже пополняли нашу коллекцию. Так что недостатка в снимках не было, и после каждого чемпионата мы с гордостью приносили показать одноклассницам с любовью оформленные альбомы. Надо сказать, что своим увлечением мы заразили еще нескольких девочек, и они тоже делали альбомы, но без ложной скромности скажу, что наши были вне конкуренции. Эти альбомы бережно храню до сих пор, ведь это мое детство, моя юность и кусочек истории фигурного катания.
А если вернуться к той трансляции с московского чемпионата Европы, с которой началась моя любовь к фигурному катанию, то должна сказать, что несколько лет назад мне удалось обнаружить на youtube документальный фильм под названием "Звезды на льду", который представляет собой не что иное, как полный репортаж с тех самых показательных выступлений. Это было похоже на чудо: спустя столько лет я увидела то же самое, что в далеком детстве! Словно бы вернулась туда на машине времени. И вот что интересно: как бы далеко ни ушло с тех пор фигурное катание, а смотреть на мастерство фигуристов тех лет мне было ничуть не менее интересно, чем в те годы, когда они блистали на льду. Да, они не поражали головокружительными прыжками и сверхсложными поддержками, но была в ТОМ фигурном катании какая-то особая притягательная сила, и непреходящим остается обаяние личности ведущих мастеров. Поэтому и хранит благодарная память имена тех, кто доставлял своим катанием невероятное эстетическое наслаждение. И об этих людях я надеюсь еще рассказать.
У меня когда-то тоже была идея попытыться рассказать о начале любви к ФК. Мой юбилей был в прошлом году. Начала я с 1964 года, хотя телевизор появился в доме раньше. Москву 1965 забыть невозможно. Мне врезалась в память француженка Николь Асслер с ее вращениями и "Уральской рябинушкой". Как ей апплодировали! Мужчин я тоже всех отлично помню. Детская память цепкая и эти имена я никогда не забывала.
И еще хочу вам передать привет с той арены в Вестеросе, с которой у вас начался беспроблемный просмотр чемпионатов. Она стоит до сих пор и я туда время от времени хожу кататься на коньках. Только в этом городе почти никто не помнит, что у них проходил ЧЕ, а ФК совсем не популярный вид спорта. Хотя в этом году, на этой же арене, в декабре прошел ЧШвеции.
Пишите еще. Мы будем с удовольствием читать.