Постолимпийские сезоны, год 1969. Ниспровержение авторитетов
После Игр в Гренобле-1968 ушли изумительная Пегги Флеминг, неожиданный олимпийский чемпион Вольфганг Шварц и столь же неожиданно проигравший в Гренобле чемпион мира Эммерих Данцер, вечные серебряные призеры в парном катании Татьяна Жук и Александр Горелик…
Продолжили выступления двукратные олимпийские чемпионы 33-летняя Людмила Белоусова и 36-летний Олег Протопопов. Остались на льду и два британских танцевальных дуэта, чемпионы мира Диана Таулер и Бернард Форд, а также бронзовые призеры Дженет Соубридж и Джон Лейн. Соубридж/Лейн в 1968-м уступили серебро своим соотечественникам Ивонн Саддик и Малколму Кэннону при равном количестве голосов (по 24), и рассчитывали навязать борьбу за золото чемпионам мира. Соубридж всегда была дамой весьма амбициозной.
Чемпионат страны 1969 г. проходил в январе в Питере. В парном катании неожиданно победили 27-летние Тамара Москвина и Алексей Мишин. Белоусова и Протопопов остались вторыми, а бронза досталась 19-летней Ирине Родниной, катавшейся в паре с 21-летним Алексеем Улановым.
Тамара Москвина, 5-кратная чемпионка СССР в одиночном катании, несколько раз выступала на чемпионатах Европы, и высшее её достижение – 14-е место в Москве-1965. У нее были проблемы со скольжением, да и в целом уровень катания был невысоким. Поджимал возраст. Тамара пробовала свои силы в парном еще в середине 60-х, и даже выиграла чемпионат СССР в 1965-м. Тот чемпионат проходил, если не ошибаюсь, в конце сезона и никто из наших лидеров там не выступал. Но с Гавриловым (бывшим партером Татьяны Жук) что-то не сложилось, и она встала в пару с таким же одиночником-неудачником Алексеем Мишиным. Мишин тоже катался в одиночном, и даже в 1964-м выиграл на чемпионате страны бронзу, но на большее не хватило таланта. А вот в паре получилось быстро и хорошо. Уже в 1966-м, через год совместных тренировок, они выигрывают на чемпионате страны бронзу, а в следующем сезоне дебютируют на чемпионатах мира и Европы, где занимают шестые места.
В олимпийском сезоне – серебро на Европе, пятое место в Гренобле и четвертое на чемпионате мира. Пара уверенно входит в группу лидеров мирового фигурного катания. Но победа над олимпийскими чемпионами оказалась неожиданной для всех. Москвина и Мишин в чем-то шли по тому же пути, что и Роднина/Зайцев: скорость катания, сложность.
Ирина Роднина и Алексей Уланов, ученики Станислава Жука, катались вместе с мая 1966-го, то есть меньше трех лет. В 1968-м дебютировали на чемпионате Европы в Вестеросе, и после короткой программы шли третьими. Но в произвольной Ира упала, и они опустились на пятое место. Появление этой пары сопровождалось спорами в среде наших тренерских мэтров. У пары появились серьезные противники, поскольку Жук, Роднина и Уланов ломали сложившиеся традиции: взамен скульптурных поз, абсолютной синхронности движений, «изяччности» линий они предложили сверхсложность – параллельный двойной аксель, каскады прыжков, сложные поддержки, а главное – скорость катания, на порядок выше той, с которой катались до них. В вину дуэту ставилось именно отсутствие абсолютной синхронности катания при исполнении сложнейших по тем временам элементов.
Эти три дуэта и отправились на чемпионат Европы в Гармиш-Партенкирхен. Короткую программу выиграли Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Второе место занимали Роднина / Уланов, а вот кто шел третьим, не вспомню: или Москвина/Мишин, или пара из ГДР Хайдемария Штайнер/Хайнц-Ульрих Вальтер.
Произвольную программу уверенно выиграли Ирина Роднина / Алексей Уланов, и стали чемпионами Европы. Второй результат в произвольном катании показали Тамара Москвина и Алексей Мишин, что позволило им стать бронзовыми призерами. Белоусова/Протопопов в произвольном катании третьи, а в итоге выиграли серебро.
Интересно, что новые чемпионы Европы приехали в Гармиш без тренера. Станислав Жук в очередной раз в чем-то провинился перед Федерацией и «компетентными органами», и полюбоваться на «звериный оскал капитализма» в ФРГ его не пустили.
Это было первое поражение олимпийских чемпионов за последние пять лет. Они были близки к проигрышу Татьяне Жук и Александру Горелику в 1966-м, но всё же победили одним голосом (13 против 14 у Жук/Горелика). Сдаваться Белоусова и Протопопов не собирались.
Они по-прежнему были уверены в себе, считали свой стиль катания наилучшим, и рассчитывали взять реванш на чемпионате мира в Колорадо-Спрингз.
Однако на чемпионате мира их ждало еще более жестокое поражение. На сей раз Роднина и Уланов выиграли и короткую, и произвольную программы. Белоусова и Протопопов в короткой были вторыми, а в произвольной уступили еще и Тамаре Москвиной и Алексею Мишину, и остались в итоге третьими. Новый стиль парного катания одержал полную и безоговорочную победу. По сравнению с первыми двумя парами, катание всех остальных дуэтов выглядело архаичным и скучным.
После этого чемпионата пути трех лучших дуэтов мира разошлись. Роднина начала свое триумфальное шествие по каткам мира – вначале с Улановым, а затем с Александром Зайцевым. Москвина и Мишин ушли. К тому времени оба уже были больше заинтересованы в тренерской работе, чем в собственном катании. Белоусова и Протопопов продолжили выступления. На чемпионате страны 1970-го они попытались пробиться в основной состав, но оказались только четвертыми. Они катались в своем традиционном стиле, и уже много проигрывали в оценке за технику. Но на сей раз и их артистичность оценили невысоко. Тогда многие посчитали, что олимпийских чемпионов засудили по второй оценке, чтобы пропустить вперед более молодых Смирнову/Сурайкина, Карелину/Проскурина. Я так не считаю. На мой взгляд, изменилось само понятие артистичности, и то, что большинство принимало с восторгом и придыханием еще в 1968-м, к 1970-му стало выглядеть совсем иначе. Скульптурные позы и статика уже никого не восхищали.
В то время «борьба кланов» была довольно специфичной. В случае недовольства каким-либо решением можно было организовать в какой-нибудь центральной газете написанное здесь же на коленке письмо доярки из колхоза «Заветы Ильича», в котором она высказывает недовольство судейством в фигурном катании и, в частности, тем, как оценили выступление ….. Такое письмо могло стать предметом обсуждения на самом высоком уровне с принятием соответствующего этому высокому уровню решения. «Письма доярок» организовывались не только в фигурном катании, и не только в спорте. Это было достаточно действенным оружием.
К слову, традиция «писем от доярок» жива и по сей день, и не только у нас. Достаточно вспомнить коллективные потуги коллективного творчества «доярок» по поводу проигрыша Ким Ю-На в Сочи.
В танцах на льду фаворитами оставались чемпионы мира Диана Таулер и Бернард Форд.
Им безоговорочно отдавали золото практически все специалисты. Второй британский дуэт, Дженет Соубридж и Джон Лейн, не смогли приблизиться к ним по классу. Третий дуэт из Великобритании, Сьюзан Гети и Рой Брэдшоу, как оказалось, на медали претендовать вообще не мог – не хватало класса. Но быстро прогрессировала пара из ФРГ Ангелика и Эрик Бук. Собирались бороться за медали и советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков.
Танцы на льду в нашей стране появились по сути только в 1965-м, когда Надежда Велле и Сергей Трещев на чемпионате Европы в Москве заняли предпоследнее место. Но уже в 1968-м на чемпионате Европы Ирина Гришкова и Виктор Рыжкин заняли четвертое место, а Людмила Пахомова и Александр Горшков пятое, уступив только трем английским дуэтам. На чемпионате мира им досталось соответственно пятое и шестое места – на четвертое пропустили американцев Джуди Швомейер и Джеймса Сладки. Интересно, что третьего дуэта, способного выступать на чемпионатах мира и Европы, у нас в 1968-м не нашлось!
Гришкова / Рыжкин после сезона 1968-го ушли, и на чемпионат Европы приехали Пахомова/Горшков, ученики Татьяны Тарасовой Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, а также ученики Елены Чайковской Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов. Такая толпа советских танцоров появилась на Европе впервые.
Чемпионат Европы уверенно выиграли Диана Таулер и Бернард Форд. А вот за второе место шла борьба между Соубридж/Лейном и Пахомовой/Горшковым. Судьи поставили вторыми англичан, и это было не совсем справедливо. Но европейские судьи довольно долго воспринимали катание Пахомовой и Горшкова с изрядной долей скептицизма, отдавая предпочтение англичанам, немцам и кому угодно, только не советским фигуристам. Тем не менее, европейская бронза означала прорыв на пьедестал, в элиту мирового фигурного катания. Достижения двух других наших дуэтом намного скромнее: Войтюк/Жигалин десятые, Жаркова/Карпоносов 12-е.
Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин еще дотанцуют до медалей, а вот судьба второго дуэта будет иной. Лена Жаркова заметно уступала Карпоносову в мастерстве катания, практически не прогрессировала, и дуэт был совсем бесперспективный. Через несколько лет Елена Чайковская поставит в пару к Карпоносову совсем молоденькую, мало что умеющую Наташу Линичук, и что из этого выйдет – знают все.
В Колорадо-Спрингз Пахомова и Горшков полетели в одиночестве – Федерация никого больше на чемпионат мира не отправила. И вот там случилось самое важное событие сезона в танцах на льду. Нет, чемпионами мира в очередной раз стали Диана Таулер и Бернард Форд. Но серебро выиграли Людмила Пахомова и Александр Горшков.
Титул второй пары мира они вырвали у хозяев чемпионата Джуди Швомейер и Джеймса Сладки. Пятеро судей из семи поставили советский дуэт на второе место, двое предпочли видеть там американцев. А что же Соубридж/Лейн? У них только четвертое место, без малейших шансов опередить советский дуэт. Не удивлюсь, если именно тогда возникла стойкая ненависть "любовь" Дженет Соубридж ко всем советским фигуристам, которую она демонстрировала на протяжении тридцати лет на всех без исключения соревнованиях, на которых была судьей.
Уже в следующем сезоне Пахомова и Горшков выиграют чемпионат мира, а в 1976-м станут олимпийскими чемпионами.
Чемпионом страны среди мужчин 1969-го в третий раз подряд стал 23-летний Сергей Четверухин. Серебро выиграл его ровесник Владимир Куренбин, а бронзу – 19-летний Сергей Волков. Все трое выступали и на чемпионате Европы 1968-го, и тогда Четверухин был пятым, Куренбин 10-м, Волков 12-м. В Гренобле Четверухин занял 9-е место, Волков 18-е. И на чемпионате мира в Женеве, куда отправили одного Четверухина, получилось немного – девятый.
В Гармиш-Партенкирхене-1969 компанию Четверухину и Волкову составил не Куренбин, а 18-летний Юрий Овчинников. На чемпионате страны он занял пятое место, но покорил всех произвольной программой.
Четверухин явно выделялся среди всех участников европейского чемпионата. Невероятно элегантный, с прекрасным катанием и уверенными прыжками. На наш взгляд сравниться с ним мог только Ондрей Непела, да и признать это наши болельщики, в том числе и я, могли только «сквозь зубы» и скрепя сердце.
В Гармиш-Партенкирхене наши мужчины выступили отлично. Сергей Четверухин впервые в истории советского фигурного катания выиграл бронзовую медаль. Она досталась ему в борьбе с французом Патриком Пера (серебро) и немцем Гюнтером Цоллером (четвертый). Но Сергей по катанию был ближе к четвертому месту, чем к серебру.
Сергей Волков седьмой, и вряд ли кто мог тогда предположить, что это катался будущий чемпион мира. Юрий Овчинников после обязательной программы оказался где-то в середине второго десятка, но шикарная произвольная подняла его на девятое место.
А чемпионом Европы стал великолепный чешский фигурист Ондрей Непела.
В Гармише начался его победный путь к олимпийскому золоту Саппоро-72.
На чемпионат мира в Колорадо-Спрингз отправили Сергея Четверухина и Юрия Овчинникова. Но в Штатах чудес не случилось. Четверухин довольно много проиграл соперникам в обязательных фигурах, не блистал и в произвольном катании, и занял привычное место в конце первой десятки – на сей раз восьмое. Овчинников тоже никого не покорил – 11-й. И всё же, несмотря на не слишком высокие места наших фигуристов на чемпионате мира, было понятно, что наше мужское катание прогрессирует, что у нас есть фигуристы, способные бороться за медали. Необходимо время.
Борьбы за золото в Колорадо-Спрингз не было. 20-летний американец Тим Вуд, серебряный призер Гренобля-1968, за явным преимуществом выиграл у чемпиона Европы Ондрея Непелы.
Если не ошибаюсь, в произвольной программе Вуд прыгал всего шесть прыжков, но они выглядели как бриллианты в ожерелье. В общем, соперников у Вуда не оказалось. Бронза досталась Патрику Пера. Но мы были уверены, что завтра настанет черед Сергея Четверухина.
Новых имен в женском одиночном катании на чемпионате страны не появилось: выиграла Елена Щеглова, за ней Галина Гржибовская и Елена Александрова.
Елена Шеглова была лидером среди наших женщин уже несколько лет, точнее, с 1966-го.
Все эти три года девушка хоть и медленно, но прогрессировала. В 1969-м ей исполнялось всего 19 лет, и можно было предположить, что она и дальше способна добавить. Гржибовская была на год моложе, заметно проигрывала в обязательных фигурах, да и произвольная её программа уступала катанию Щегловой. Александрова во всех компонентах катания проигрывала и Щегловой, и Гржибовской.
В Гармиш поехали Щеглова и Гржибовская. На предыдущем чемпионате Европы они заняли соответственно 6-е и 12-е места. Чемпионат Европы показал, что девушки не прогрессируют: Щеглова осталась на том же шестом месте, Гржибовская опустилась на 14-е.
Чемпионкой Европы стала великолепная фигуристка из ГДР Габриэль Зайферт.
Она опередила не менее великолепную чешку Хану Машкову, которой проиграла год назад. Бронза досталась австрийке Беатрикс Шуба. Именно в Гармише началось восхождение австрийской «чертежницы» к победе на Олимпийских играх 1972-го, после которой пришлось менять правила выставления оценок в фигурном катании.
На чемпионате мира 1968-го Щеглова заняла 10-е место, что позволило отправить в Колорадо-Спрингз двух фигуристок. На чемпионате мира 1969-го Елена Щеглова повторила результат предыдущего года – 10-я. Но фактически она отступила назад – снялась Хана Машкова, не закончила соревнования Соня Моргенштерн, да и вместо ушедших фигуристок Лена пропустила вперед тех, у кого выигрывала год назад. Гржибовская заняла 14-е место.
Чемпионкой мира стала Габриэль Зайферт, серебро досталось Беатрикс Шуба, а бронза у венгерки Жужи Алмаши. Шуба выиграла обязательные фигуры с таким преимуществом, что шестого места в произвольном катании ей хватило для общего второго места.
Гржибовская после этого чемпионата прекратила выступления. Щеглова в следующем сезоне проиграла чемпионат страны Александровой, выступила на чемпионате мира (12-я), и на том её соревновательная карьера закончилась. Осталось ощущение, что Лена не сделала в фигурном катании всего того, что могла.
Так закончился год 1969-й, поднявший на вершину таких блестящих мастеров фигурного катания, как Ирина Роднина и Алексей Уланов, Тим Вуд и Габи Зайферт, Людмила Пахомова и Александр Горшков. Год, когда почувствовали свою силу Ондрей Непела и Сергей Четверухин. Этот год стал переломным в отечественном фигурном катании, когда на штурм пьедесталов крупнейших соревнований мира вместе с мастерами парного катания пошли специалисты танцев на льду и мужчины-одиночники. И только женщины утрачивали завоеванные было позиции.
А художественный стиль БП тогда действительно отступил, но не исчез, конечно. Мне сейчас приятно видеть, что в программах Кавагути-Смирнова, поставленной именно Москвиной, когда-то соперницей БП, его черты зримо присутствуют.
Спасибо Вам большое!!