11 мин.

Будапешт-2014. День первый

Чемпионат Европы 2014 года открыли с короткими программами женщины и танцевальные дуэты.

Буквально за сутки до старта появилось известие о том, что чемпионы Европы Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, пропускающие чемпионат, возвращаются к прошлогоднему произвольному танцу. Сама по себе такая замена не является чем-то новым и экстраординарным. Уже и в этом году немало фигуристов или оставили на олимпийский сезон старые программы, или вернулись к ним. Но мне нравилась произвольная программа Бобровой и Соловьева, в ней чувствовался большой потенциал. Не буду обсуждать решение спортсменов и тренера. В конце концов, это их дело и их решение. Просто жаль, что что-то пошло не так, как задумывалось.

До чемпионата Европы провели отбор американцы, канадцы. Набранные там астрономические баллы в основном никак не соответствовали качеству продемонстрированных прокатов. Например, Эбботу за недокрученный 3А один судья поставил +3(!), Арону за 3Ф не с того ребра поставили +1, ну и так далее. В общем, кто смотрел – поймет.

Но у нас – Европа.

В короткой программе на лед вышли 37 фигуристок. Алексей Мишин был прав. Первая десятка чемпионата России вполне могла бы занять восемь мест в десятке европейской.  

Каролина Костнер поначалу не собиралась в Будапешт. Олимпийские программы, поставленные канадским хореографом Лори Никол, оказались крайне неудачными Столь же неудачными оказались костюмы. На эти проблемы наложились проблемы с весом, о чем писала итальянская пресса. В итоге пятикратная чемпионка Европы вернулась к прошлогоднему «Болеро» в произвольной, а в короткой будет катать «Аве Марию», под которую исполняла показательную программу еще в 2006-м.

До провала в Турине два года подряд программы Каролине ставил Курт Браунинг. С сезона 2006/2007 г. постоянным хореографом Костнер является Лори Никол. С её программами Костнер провалила Ванкувер, с её программами стала чемпионкой мира в 2012-м и выиграла серебро в 2008 и 2013 г.г., бронзу в 2011-м. По странному стечению обстоятельств ни одна из программ, поставленных за эти восемь лет Никол для Костнер, не была столь неудачной, как программы олимпийского 2014-го.

Но, похоже, смена декораций прошла достаточно успешно, и Каролина в Будапешт приехала. Именно Костнер является главной претенденткой на европейское золото.

С точки зрения спортивного результата было бы куда как предпочтительней, если бы Костнер катала в короткой Дворжака с бабочками на рукаве, и «Шехерезаду» красном кошмаре с синей юбкой. Но красный кошмар она выкинула еще в ноябре, бабочек вместе с Дворжаком в декабре, и мы увидим совсем другое катание и совсем другую Костнер, которая намного интересней и опасней.     

Самой юной участницей чемпионата Европы оказалась наша Юлия Липницкая, ей еще только 15 лет. 16 Юле исполнится 5 июня. На полгода старше Липницкой полька Агата Кригер, и на полтора – Ева Гайле.

Самая – не скажу старая, самая опытная участница чемпионата – итальянка Валентина Маркеи, которой через 4 месяца будет 28. На четыре месяца моложе итальянки англичанка Дженна Маккоркелл. И третье место в этом списке у Каролины Костнер: 8 февраля ей исполнится 27 лет.  

*****

В первых группах катались девушки, ни на что серьезное не претендующие. Их задача – показать то, что они умеют.

Короткую программу открыла Ева Гайле из Латвии. В первой группе она каталась чище всех, несмотря на недокрут на 3Р. Этот недокрут в итоге и лишил Гайле места в произвольной.

Пока на льду мучилась чемпионка Голландии Мишель Кувенберг, вспомнились великолепные голландки давнего и не очень прошлого – Сьоке Дийкстра и Диана де Леув. Впрочем, одна из них выросла в Штатах, навскидку не помню, кто. С той поры ничего достойного в фигурном катании в Голландии не выросло, всё растет в скоростном беге.

Во второй группе понравились прыжки 16-летней польки Агаты Кригер, но поставили ей немного, всего 43.59, и было похоже, что она мимо произвольной.

Досадную и нелепую ошибку сделала белоруска Янина Макеенко. Бабочка на риттбергере оставила её в итоге 25-й, в 0.15 баллах от произвольной.

И еще одна фигуристка запомнилась, 17-летняя чешка Элишка Бржезинова. До результатов брата Михала ей еще далеко, но отпрыгала она всё очень неплохо, и набрала 47.10.

Третью группу открыла 17-летняя француженка Лорен Лекавелье. Видел я её пару лет назад, совсем не умела ни кататься, ни прыгать. И вот такой прогресс… 49.12. В этой же группе 20-летняя испанка Марта Гарсия. У нее очень мягкое катание, и прыжки получаются, хоть и с ошибками. Гарсия после проката расплакалась от счастья и нервного напряжения. Она в итоге пробилась в произвольную программу – 44.61, хотя в тот момент это было совсем не очевидно.  

В четвертой группе финка Юлия Турккиля оказалась первой, преодолевшей рубеж в 50 баллов. Конечно, от финской школы женского одиночного катания сегодня остались только воспоминания, но хорошие воспоминания. Катание Турккиля напомнило, что у наших соседей кое-что еще осталось. 

Запомнилась хорошими прыжками 24-летняя бельгийка Кат ван Дэле, полностью утратившая от напряжения способность прыгать 20-летняя шведка Изабель Олссон. И Дженна Маккоркелл. Катание Маккоркелл лучше всего характеризуют ее баллы – 39.59. Но Дженна – единственная одиночница в Англии. Больше там вообще никого нет, да и Маккоркелл живет вообще-то в Бельгии. Так что если англичане выступают в Сочи в командном первенстве, Маккоркелл мы и в Сочи увидим.

С этими скромными оценками Дженна Маккоркелл прошла в произвольную программу, потому что в пятой группе провалились Соня Лафуэнте, Керстин Франк и Сара Хекен.

Лафуэнте очень неудачно каталась на Универсиаде, и тогда казалось, что она еще не в форме. В Будапеште стало понятно, что она вообще не в форме. Хекен выступала после длительного перерыва, вызванного травмой, и просто не набрала соревновательной практики. Ну, мне так показалось. Почему провалилась Франк, не знаю.

В этой же группе каталась словачка Николь Райчикова. Она вообще-то родилась, живет и тренируется в Нью-Йорке. Николь уверенно в произвольной.       

В шестой группе первой каталась Элени Гедеванишвили.

Наконец-то она не упала, не сорвала ни одного элемента и сделала всё очень прилично: 28.04+26.74 = 54.78. Виктория Хельгессон и прыгала неуверенно, и с вращениями проблемы – 52.55. Понравилась Елена Глебова.

А за Глебовой на лед вышла Каролина Костнер.

3Т+3Т, 3Р, 2А – всё отлично в прыжках, и всё остальное на высочайшем уровне. В этой программе Каролина чувствует себя легко и свободно, она ей явно по душе, по размеру. Прыжковая часть достаточно проста, и с такого каскада Каролина редко падает. Катание Костнер мне очень понравилось, и оценка не удивила: 35.29+33.68=68.97.

Француженка Мей-Беренис Мейте больше похожа на штангистку среднего веса. Но прыгает великолепно, и с каждым годом совершенствует катание, владение коньком. В Будапеште она показала, что растет с каждым стартом: 31.58+27.06=58.64.

Аделина Сотникова была великолепна.

3Т+3Т, 3Ф, 2А, дорожка вращения – всё шикарно, с настроением, а главное – безошибочно. Оценка за технику намного выше, чем у Костнер – 37.15, и понятно почему а вот оценка за компоненты удивила. Впервые Аделина проиграла Костнер в компонентах всего 0.10 балла. Это, пожалуй, самое лучшее подтверждение класса россиянки. 

Заключительную, шестую группу открывала Йоши Хельгессон. Смотреть её катание вообще-то тяжелое испытание. Видел её осенью, и было это нечто невообразимое. Но на сей раз младшенькая Хельгессон и прыгала прилично, и вращалась, и двигалась в тему музыки, а потому старшенькую обставила: 54.25. Вполне приличные баллы.

Алёна Леонова с каждым стартом набирает форму. В Будапеште свою короткую она откатала просто блестяще, легко и уверенно, не сомневаясь ни секунды ни в чем.

Ну зачем надо было полтора года портить нервы болельщика и репутацию себе? А теперь, без репутации, поставили ей довольно скромно: 33.24+30.85 = 64.09. 

Валентина Маркеи ошиблась в каскаде, ошиблась на 2А, и судьи долго меняли её оценки в ту или иную сторону, но в итоге поставили очень неплохо: 28.93+28.45=57.38. А ведь одно время её оценка за технику опускалась к 27.

Юлия Липницкая каталась 37-й, последней. Это был изумительный по красоте спектакль.

К сожалению, первоначальная оценка за каскад 3Л+3Т (11.30) опустилась в итоге до 9.90 – судьи разглядели ребро на лутце. А потом двое поставили почему-то -1 на 3Ф. А еще один судья оценивал компоненты Липницкой на 1 – 1.5 балла ниже, чем остальные. Вот так «по капельке, по капельке…» оценка Липницкой опустилась до 69.97, и было очень обидно это видеть. По мне, так прокат Липницкой был абсолютно лучшим.  

После короткой программы всё пока так, как надо: Аделина Сотникова первая – 70.73, Юлия Липницкая вторая – 69.97, Каролина Костнер третья – 68.97, Алена Леонова четвертая – 64.09.

И никого больше на горизонте не видно. Еще одно подтверждение упадка фигурного катания в Европе.

 

Вечером в борьбу вступили 29 танцевальных дуэтов. Жребий совсем уж ослеп, и Виктория Синицына и Руслан Жиганшин открывали четвертую группу участников. Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко выступали третьими в пятой группе, Елена Ильиных и Никита Кацалапов эту пятую группу закрывали.

Основные соперники наших дуэтов собрались в шестой группе – и Каппеллини/Ланотте, и Жиганшина/Гажи, и Карон/Джонс. Здесь нашлось место даже для итальянцев Шарлин Гиньяр и Марко Фаббри.

Смотреть короткий танец довольно утомительно: у всех всё одно и то же. Первые две группы смотрел вполглаза. Да и смотреть особо не на что. Но одно было видно четко: все старались откатать как можно лучше. Не у всех получалось.

В третьей группе понравились Сара Уртато и Адриа Диас. Эффектно начали Люси Мысливечкова и Нейл Браун, но потом Люси едва не упала на твизлах и пара мимо произвольной. Здесь же очень точно катались датчане Лоранс Фурнье-Бодри и Николай Сёренсен. Но оценка за технику смутила – 30.72. Не столько оценка за технику, сколько разрыв между технической оценкой и компонентами, за которые всего 22.20. Не понимаю. Если пара выкатывает две секции Финнстепа на 3-4 уровень, что не всегда и у чемпионов получается, как владение коньком можно оценить на 5-5.20.

Четвертая группа. Виктория Синицына и Руслан Жиганшин. Катались ребята азартно. Даже слишком. Руслан не столько танцевал, сколько выполнял тяжкий труд. Не хватало легкости и точности. Тем не менее, 30.72 (как у датчан) и 29.91 (как до того ни у кого). В сумме 60.63. Если предположить, что лидеры накатают на 70, то в этот 10-балльный промежуток с десяток пар поместится.

В этой же группе неплохо смотрелись Таня Кольбе и Стефано Карузо, Ирина Шторк и таави Ранд.

Пятая группа, где два наших дуэта. Отлично катались англичане Пенни Кумз и Николас Баклэнд. У них всегда интересные программы, выделяющие их из общей массы. Правда, не всегда получается катание, но сегодня получилось: 31.50+31.26–1.0 = 61.76. Неожиданно.

Очень хорошо катались Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко. Но после оценок Синицыной и Жиганшина я уже ничего не ждал. И не дождался: 30.15+30.20 = 60.35. Перепад уровней странно большой. У технического контролера итальянки Микелы Сезаро явно проблемы со зрением – мушки в глазах. Видит то, что хочет. Чуть позднее оказалось, что она еще и не видит то, чего не хочет видеть.     

Последними в этой группе выступали Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Отличный прокат, просто великолепный. Но откуда-то возник второй уровень дорожки шагов, и техническая оценка всего 33.71. Компоненты великолепны – 35.83, однако окончательная оценка не дает повода для оптимизма – 69.54.

Шестую группу открыли претенденты на медаль Нелли Жиганшина и Александр Гажи. Неплохой прокат, но оценка всего 30.44+29.35=59.79. Затем неудачно катаются Пернель Карон и Ллойд Джонс, приехавшие в Будапешт преисполненные надежд на награды – 56.35.

А затем вышли Анна Каппеллини и Лука Ланотте. Ну кто бы сомневался! Начальная оценка за технику 35.71! Микела Сезаро зря макароны не ест. Потом, правда, оценка опустилась до более здравых 34.28, однако третий уровень дорожки итальянцев и второй нашей пары сыграл решающую роль. У итальянцев 34.28+35.30=69.58, и они на 0.04 балла впереди. Пусть поставят свечку Сезаро.

Еще веселее выглядела эта дама при оценке катания другой итальянской пары, Шарлин Гиньяр и Марко Фаббри. На твизлах партнеры смотрели в противоположные стороны, перекосившись почти на 180 градусов, однако получили за это художество четвертый уровень.  

Последними покусились на место в первой пятрке Юлия Злобина и Алексей Ситников. Сейчас их тренируют Алексей Горшков и Игорь Шпильбанд. За технику ребята получили 31.29, но компоненты (28.53) подвели, и они шестые – 59.82.

Вот так в какой-то степени неожиданно, а в какой-то ожидаемо закончился короткий танец. Еще ничто не выиграно, и ничто не потеряно.