Не отрекаются любя
Как указывает Википедия, "Не отрекаются любя - наиболее известное стихотворение Вероники Тушновой, обессмертившее её имя (написано в 1944). Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина "Мужчины, носите мужские шляпы", но суперхитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой<...>
Последние годы жизни Вероника была влюблена в поэта Александра Яшина, что оказало сильное влияние на её лирику. По свидетельствам, первые читатели этих стихов не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Однако Яшин не захотел оставить семью (у него было четверо (по некоторым источникам - 6 или 7 детей). Умирала Вероника не только от болезни, но и от тоски по любимому человеку. Последняя книга Тушновой «Сто часов счастья» представляет собой дневник этой любви, написанный уже тяжело больной поэтессой (http://ru.wikipedia.org/wiki/Тушнова,_Вероника_Михайловна).
Яшин (настоящая фамилия — Попов) Александр Яковлевич (1913–1968), поэт, прозаик. Родился 14 марта (27 н. с.) в деревне Блудново Вологодской области в крестьянской семье. В годы Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма.
В Википедии указывается, что "одним из увлечений Яшина была поэтесса Вероника Тушнова, которая посвятила ему цикл стихотворений "Сто часов счастья", одно из них "Не отрекаются любя" было положено на музыку и исполнено А. Пугачёвой. В ответ на стихотворение "Сто часов счастья" , давшее название циклу, его жена ответила стихотворением со строчками: "Сто часов счастья взяла и украла". (http://ru.wikipedia.org/wiki/Яшин,_Александр_Яковлевич)
Вероника Тушнова:
О матери: "В восемнадцатом, мама, ты так же вот пела, укрывая в подвале меня от обстрела, и смотрела тревожно большими глазами на зловещее зарево над Казанью..." (мать — Александра Георгиевна Постникова, выпускница Высших женских Бестужевских курсов в Москве)
Об отце: «Мы жили на папиной скромной зарплате, что нашего счастья отнюдь не губило. Я помню все мамины новые платья и я понимаю, как мало их было. Я помню в рассохшемся старом буфете набор разношерстных тарелок и чашек, мне дороги вещи почтенные эти и жизнь, не терпящая барских замашек. Горжусь я, что нас не пугали заботы, что жить не старались покою в угоду, что видный профессор шагал на работу за три километра в любую погоду…» (отец Тушновой -профессор медицины Казанского университета).
Дочери: «Я напишу ей буквы на листе, я нарисую зайчика в тетради. Я засмеюсь – ее улыбки ради. Я буду плакать после, в темноте…»
"Академик Михаил Павлович Тушнов умирает в 1935 году. Вероника Михайловна, аспирантка кафедры гистологии ВИЭМ и без пяти минут кандидат наук, идет к Вере Инбер советоваться, что ей делать со стихами. Та говорит: поступать в Литературный институт. В Литинститут она поступает весной 1941 года…А осенью с маленькой дочерью и больной матерью на руках - эвакуируется в свой родной город, в Казань, и начинает работать палатным врачом госпиталя.
В сороковые: «Ты живешь, пришел рассвет, умолкнули зенитки. Одолевая утреннюю дрожь, ты режешь хлеб и греешь чай на плитке. А я иду по утренней росе, за крышами – серебряная Волга, грузовики грохочут по шоссе, кричит буксир настойчиво и долго, и это – жизнь…» (http://anninsky.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=93:veronikatushnova&catid=42:zasadniypolk&Itemid=23)
Программа Юлии Липницкой в олимпийском сезоне 2014:
***
Последнее стихотворение, написанное Вероникой Тушновой:
Я стою у открытой двери,
я прощаюсь,
я ухожу.
Ни во что уже не поверю,—
все равно напиши,прошу!
Чтоб не мучиться поздней жалостью,
от которой спасенья нет,
напиши мне письмо, пожалуйста,
вперед на тысячу лет.
Не на будущее,так за прошлое,
за упокой души,
напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши!
Затем кто-то из друзей Пугачевой познакомил ее с Минковым, он показал ей романс, она попросила эстрадную версию с сокращенным текстом и голосовыми изменениями в музыке...
Первоначальный текст выглядел так :
Не отрекаются, любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
Когда в стекло ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
Не полюбившейся когда-то,
Что переждать не сможешь ты
Трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
Трамвай, метро, не знаю, что там..
И вьюга заметет пути
На дальних подступах к воротам..
А в доме будет грусть и тишь,
Хрип счетчика и шорох книжки,
Когда ты в двери постучишь,
Вбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать,
Весь день не отходя от двери.
Пишите еще - таких тем и такой подачи у нас не хватает!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас заставит,
и еще меня на рассвете
губы твои разбудят.
Оказывается это тоже стики Вероники Тушновой.
Она переводила стихи и песни Тагора,- это первый неевропеец, удостоенный Нобелевской премии в области литературы...
Тушнова много переводила с турецкоко, арабского, татарского... Удивительная глубина ее стихов как будто бралась из векового опыта, сплетаясь с удивительной мелодичностью и восточным узором национальных образов и строчек...
Минков в консерватории учился в классе Хачатуряна...
Романсы на слова Тушновой, Цветаевой, Блока и Пастернака он написал на 4 курсе консерватории, как зачетную работу по композиции...
В цикл входило около 20 романсов... Но Хачатурян раскритиковал его работу, как нарушающую все каноны русского романса. В рецензии написал,что музыкальный материал уступает литературному и не отображает современных тенденций русского романса...
Один единственный романс этого цикла на стихи Блока взял для исполнения и постоянно исполнял Козловский в своих концертах...
Еще пять романсов этого цикла потом были переделаны в эстрадные песни и получили свою отдельную жизнь...
Но самое интересное,что сегодня весь этот цикл считается в консерватории обязательно - зачетным для вокалистов( входит в обязательную программу обучения), так как отличается необычным гармоническим построением и сложностью голосовой партитуры...
Так, что оцени романсы Минкова вовремя, то эстрада так и не увидела бы работ : А ты знаешь, все еще будет, Не отрекаются любя, Уж сколько их упало в эту бездну... в исполнении Пугачевой...