7 мин.

Когда заговорит История

Очевидно, что никаких Америк в межсезонье не откроешь. Можно, конечно, строить прогнозы, переосмысливать прошлое, предвкушать предстоящие события… В общем, вы меня поняли. Межсезонье - это как объявление локаута в НХЛ, с той лишь разницей, что мы знаем, когда всё закончится или, наоборот, только начнётся. И вот сидишь и выдавливаешь из себя истории, чтобы путь к большому сезону не показался слишком длинным… 

 Находящейся на невероятном подъёме американской танцевальной паре Мэрил Дэвис - Чарли Уайту прочат «золото» Сочи. Наверняка и в медальных планах сборной США значится эта награда. А если учесть тот факт, что в традиционных американских видах - женском и мужском одиночном - даже при самых удачных раскладах первые места маловероятны, предполагаю, что американцы уже сейчас готовы отлить золотые коньки для Мэрил и Чарли. Тем более что это будет первая олимпийская победа американцев в танцах на льду.

 Не ждите от меня анализа слабых и сильных сторон этой, безусловно, выдающейся пары, просто скажу: я твёрдо уверена, что американские фигуристы сделают ВСЁ, чтобы войти в историю. Но готова ли история принять этот дар?

Фигурное катание в США имеет богатые традиции. В 50-е годы именно американцы доминировали на мировой арене. И лишь трагедия 1961 года, когда в авиакатастрофе погибла вся сборная США, положила конец этой, в хорошем смысле, гегемонии.

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе.

Тем не менее, оправившись от жестокого удара, американские фигуристы смогли в дальнейшем показать выдающиеся результаты и оставить память о себя в Зале Славы ФК, находящемся в Колорадо-Спрингс. Имена Брайана Бойтано, Скотта Хамильтона, Мишель Кван теплотой отзываются в сердцах любителей этого вида спорта на разных континентах. Но в самом молодом виде ФК – танцах на льду – олимпийские результаты американцев более чем скромные, несмотря на определённые успехи на мировых турнирах. В 1976 году танцы на льду получили олимпийскую прописку и первое «золото» стараниями легендарных Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова уехало в СССР.

Фотография Людмила Пахомова (photo Ludmila Pahomova)

В тот момент превосходство советских спортсменов никем и не ставилось под сомнение. Между тем на первой танцевальной Олимпиаде бронзовую медаль завоевала американская пара Коллен О'Коннор - Джемес Миллнс, которая за год до Игр вполне обоснованно рассчитывала на вице-чемпионство. Но… вмешалась судьба. В 1975 году из-за срочной операции у партнёра чемпионат мира в Колорадо-Спрингс пропустили Пахомова и Горшков и роль лидеров примерили Ирина Моисеева и Андрей Миненков.

File:Minenkov and Moiseeva 1976.jpg

 Их блистательное выступление на стратегическом предолимпийском чемпионате похоронило надежду американцев на «серебро». Судьба? 

1984 год, Олимпиада в Сараево. На третьем месте после обязательных танцев уверенно шли опытные американцы Джуди Бламберг - Майкл Зайберт. Молодые советские фигуристы Марина Климова и Сергей Пономаренко, занимавшие после двух видов четвёртое место, вдохновенно исполнили произвольную программу под музыку Кальмана из оперетты "Принцесса цирка" и, посчитав свою задачу выполненной, оправились на трибуны, где их с трудом разыскали, чтобы пригласить на церемонию награждения. И если для наших спортсменов третье место было приятной неожиданностью, представляете, что творилось в душе у американской пары, считавшей, что бронзовая медаль у неё уже в кармане. Судьба?

 

В эпоху расцвета советской танцевальной школы спортивные танцы в США отходят на второй план и теряют популярность. Но всё течёт, всё меняется. Двуполярный мир сменяется однополярным, и маяком, притягивающим лучшие тренерские кадры, становятся США. Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Татьяна Тарасова и Наталья Дубова, Марина Зуева и пока что малоизвестный Игорь Шпильбанд - вот истоки сегодняшнего расцвета танцев на льду в Америке. Количество непременно должно было перейти в качество, хотя и на качество грех жаловаться. Но чтобы пробить рейтинговую систему, существовавшую в те годы, должна была появиться суперталантливая пара. И она появилась! Танит Белбин и Бенджамин Агосто - первая ласточка совместного творчества Шпильбанда и Зуевой. 

Помню этих фигуристов с чемпионата мира 2002, где они заняли только тринадцатое место, но каким-то чудом попали в российскую телетрансляцию. Это потом Танит превратится в стройную красавицу, а тогда меня поразила её гибкость при исполнении оригинальных поддержек. И в том, что у пары большое будущее, лично я не сомневалась. В следующем сезоне они уже седьмые. Перешагнуть сразу через шесть ступенек в закоснелых мозгах судей мог только ярчайший талант сродни красоте Танит.

На мой взгляд, было бы высшей справедливостью, если бы первыми американскими чемпионами мира в танцах на льду стала именно эта пара. Широкое амплитудное скольжение, рёберное катание на крутых дугах, модельная внешность Танит вкупе с латиноамериканским колоритом Агосто, талантливый тренерский тандем – из всех этих составляющих и должна была выкристаллизоваться победа. Перед Турином, на чемпионате мира в Москве арбитры были не против отдать первое место американцам, но Танит в твизлах ставит вторую ногу, и – прощай, «золото» Москвы и Турина, поскольку первым номером в Италию отправляются Татьяна Навка и Роман Костомаров.

 Танит и Бенджамин в Турине заняли второе место, и на тот момент это был самый высокий результат для американских танцоров на Олимпийских играх и первая олимпийская медаль для США в танцах на льду за тридцать лет. Успех? Успех. Но серебряные призёры редко бывают счастливы…

У Белбин и Агосто был ещё один шанс подняться на олимпийский пьедестал, в Ванкувере, но решение уйти от великолепного тандема к более титулованной на тот момент Линичук стало их стратегической ошибкой. Линичук в олимпийский год «прославилась» своими оригинальными постановками: танцем аборигенов для Домниной - Шабалина и молдавским танцем для Белбин - Агосто. А именно оригинальный стал ключевым при распределении медалей. И хотя молдаване, в отличие от австралийских аборигенов, были даже польщены оказанной им честью, это уже ничего не решало. Фламенко, индийцы и всё-таки аборигены забронировали места на пьедестале. Увы, Танит и Бенджамин закончили свой спортивный путь на минорной ноте и отнюдь не дивертисментной «Аве Марией».

 И как бы ни хотелось избежать противопоставления «заклятых» друзей Виртью – Моира и Дэвис – Уайта, сама история сталкивает их на второй Олимпиаде. 

 

Не уверена, но мне кажется, что почитателей таланта Тессы и Скотта в России больше, чем поклонников Мэрил и Чарли. Лично мне тоже больше импонирует канадская пара, которая может «раскрыть перед зрителем мир своей души, где каждая струна звенит на ветру». Тесса и Скотт заставляют сопереживать, и в этом прелесть и сила их танца.

 

 Но вне льда мне гораздо симпатичнее американцы. Открытые, свободные, самодостаточные, без игры в отношения.  Могли ли Мэрил и Чарли уже в Ванкувере стать «золотыми»? Ведь восхитительно исполнив по-настоящему оригинальный индийский танец, они были безупречны и в «Призраке». На мой взгляд, не могли.

 Олимпийское золото в Канаде должны были взять Тесса и Скотт.

Так было решено на небесах. Во всяком случае, тогда в этом вопросе проявилось редкостное единодушие. Судьба?

Подведём некоторые итоги. У американских танцоров реальных шансов на получение олимпийского золота было два. Сочи предоставит ещё один. Бог, как известно, любит троицу. Но какой вердикт вынесет История?

 

В решении проблем с великим и могучим автор поста признательна Darling.

С уважением, Бичуния.