7 мин.

Наши судьи пытались стать объективными, пока не пришлось спасать Петросян и Кагановскую

Олимпийский сезон в российском фигурном катании начался с инсайда, что судейство станет строже.

Логичный ход: возвращаться на международную арену когда-то придется (Аделии Петросян и Петру Гуменнику – уже в феврале), а там от арбитров точно не стоит ждать гостеприимства.

Но, как обычно бывает, любые хорошие начинания быстро сворачиваются, когда нужно подстраховать лидеров.

Судейство стало хитрее: оценки за компоненты действительно снизились, зато техбригада работает избирательнее

Весь олимпийский цикл российские арбитры трудились над тем, чтобы показать: наши фигуристы во всех видах хороши, а международное катание изолировалось от нас просто потому, что не способно выигрывать по-другому.

Бесконечная инфляция привела к тому, что в прошлом сезоне Роман Савосин и Вероника Яметова набрали двумя этапами Гран-при баллы, которые позволили бы им пройти в международный финал, а Владислав Дикиджи получил практически одинаковые оценки с Ильей Малининым.

В Магнитогорске короткие программы действительно судили строже обычного.

Например, компоненты Петросян рухнули с 37,61 на чемпионате России (на этапах Гран-при год назад было еще больше) до 34,97 в Магнитогорске. Даже с падением в прошлом сезоне Аделия получала выше.

У Анны Фроловой тоже произошел заметный откат. На всех четырех крупных стартах прошлого сезона ее компоненты в короткой держались в узком коридоре 36,17 – 36,45 балла. В Магнитогорске при ее стандартом прокате – резкое снижение до 33,99.

Та же история повторилась в мужском зачете. Для Марка Кондратюка привычная вторая оценка в короткой программе на внутренних стартах – 46+. Единственный раз, когда в прошлом сезоне он получил меньше – 44,26 – связан с двумя серьезными ошибками: завалом вращения и срывом каскада.

В Магнитогорске Марку поставили 41,75: все еще заметно больше, чем у соперников по этапу, но гораздо скромнее прежнего.

Курс на строгое судейство сбился, как только пришлось поддержать оценками Петросян после неудачного проката. Ее результат в произвольной – формально третий в мире в текущем сезоне. Лучше было только у Каори Сакамото с идеальным прокатом и у Ами Накаи с тройным акселем – у Аделии не было ни того, ни другого.

Компоненты, на первый взгляд, действительно сбавили: даже с падением ей не ставили в прошлом сезоне меньше 73,70 (в Магнитогорске – 70,49). Вот только в Милане все будет еще строже.

Очевидно, что поддержка лидеров стала менее топорной – вместо компонентов, динамику которых легко отследить, стали играть с недокрутами и надбавками за прыжки.

Но, к счастью или к сожалению, Аделия слишком сообразительна, чтобы понять: ее сегодняшние баллы не имеют ничего общего с тем, что ей поставили бы за такой прокат на Олимпиаде.

Настолько интенсивный старт сезона для Петросян кажется не слишком верной стратегией. Ее лучший прокат произвольной случился в Пекине, а дальше пошел спад – это странная тенденция, которая очевидно связана с тем, что Аделия не справляется с взятым для нее темпом восстановления.

Весь смысл этого сезона для Петросян начинается и заканчивается на Олимпиаде. Неважно, сколько квадов она сделает до нее и с какими баллами победит в Магнитогорске – через полгода про это не вспомнит даже она сама.

Больше всего Аделии сейчас не хватает не ультра-си, а уверенности в своих силах. То самое сомнение на каждом прыжке, о котором у бортика спрашивала Тутберидзе, просто не даст ей сделать четверной – он не подразумевает такого осторожного и робкого захода.

Конечно, Петросян не в тех обстоятельствах, чтобы позволить себе раскованность Алисы Лью и безмятежность Ами Накаи. Да, в отличие от них, она гарантированно попадет на Олимпиаду, но такой ценой, что соперницы точно отказались бы поменяться.

И лучшей поддержкой для Петросян сейчас были бы не одобряющие баллы за, как она выразилась, «прыжки в борьбе», а чуть сбавленные обороты. Перегореть еще до Игр куда хуже, чем откататься с тройными за 3-4 месяца до них.

Марк Кондратюк на Олимпиаду не едет, но его результат тоже оказался сомнительным. И в отличие от Петросян, которая выиграла этап заслуженно – просто с завышенной оценкой – его лидерство вызывает вопросы.

В протоколе Марка по произвольной – ни одного недокрута, только небольшие сбавки за четверной сальхов. При этом комментатор трансляции Алексей Ягудин, которого сложно обвинить в нелояльности, проблему все-таки увидел: «Простите, я обожаю Марка, но q-шка (недокрут в четверть оборота – Спортс’‘) была».

Компоненты, на первый взгляд, далеки от тех, которые Кондратюку ставили раньше – вполне скромные 83,92. Вот только куда более качественный прокат Савосина в ярком образе Фредди Меркьюри получил еще меньше – зато техбригада тщательно проставила ему недокруты.

Кагановскую и Некрасова отсудили на уровне чемпионов мира – опередили Пасечник и Некрасова на 23 балла

Прошлый сезон в российских танцах закончился тем, что Василиса Кагановская и Максим Некрасов закрепили за собой второй номер сборной. Но что если теперь они готовы замахнуться и на лидерство?

Конкуренция растаяла на глазах: Ирина Хавронина и Девид Нарижный на паузе из-за травмы партнера, Елизавета Худайбердиева и Егор Базин завершили карьеру. Александра Степанова и Иван Букин пока намерены бороться, но их новые танцы (а главное – форму) никто не видел. И есть ли силы после отклонения олимпийской заявки?

Первый же этап Гран-при превратился в дерби Василисы и Максима с принципиальными соперниками – Елизаветой Пасечник и Дарио Чиризано. И завершился мощным разгромом в 23 балла – будто бы Гийом Сизерон соревновался против третьего номера испанской сборной.

В ритм-танце Пасечник и Чиризано отдали победу сами. У них был реальный шанс выйти в лидеры: они катались после Кагановской и Некрасова, сорвавших поддержку и потерявших на ней около 7 баллов. Но ошибка Елизаветы в дорожке оказалась еще дороже и с учетом штрафа за падение отрезала не меньше 10.

Правда, по надбавкам за все остальные элементы видно: никто не ждал их дуэт на первом месте, в то время как Василиса и Максим до срыва шли не меньше, чем на 80 баллов – уровень топ-3 любого международного Гран-при.

Еще интереснее расклад получился в произвольном, где грубых ошибок не делал никто.

Базовая стоимость прокатов Пасечник / Чиризано, Леонтьевой / Горелкина и Кагановской / Некрасова почти идентична: Василиса и Максим выигрывают у обоих дуэтов всего 0,41. Хотя по комментариям Лизы Худайбердиевой на Первом канале так не скажешь: если у первых она придралась к непараллельности свободной ноги на твиззлах и неловкому входу в дорожку у партнерши, то остальные удостоились только комплиментов.

Куда показательная ситуация с надбавками, которые и формируют отставания в танцах. Кагановская и Некрасов получили сверху почти 25 баллов, Леонтьева и Горелкин – 19,5, Пасечник и Чиризано – 16,85.

Вторая оценка только усилила разрыв: Василиса и Максим привезли Елизавете и Дарио 4,2 балла в произвольном, из них 0,7 – в мастерстве катания. Том самом компоненте, в котором, казалось бы, Пасечник и Чиризано должны выигрывать без вопросов.

Возможно, в неудачном старте сезона отчасти виноваты и танцы Лизы и Дарио – слишком сложные для пары, которая катается вместе второй сезон. Их ритмический – вероятно, лучший среди всех постановок, включая международные. Плотный, насыщенный и от первой до последней секунды отвечающий требованию high energy, о которое сломался не один топовый дуэт.

Но стратегия ребят брать сложностью и необычностью не работает. Да, они влюбляют в себя зрителей, но какой в этом толк, если на этапе Гран-при – даже не на чемпионате России – получается только четвертое место?

Падение Лизы в дорожке – следствие как высокой сложности ритм-танца, так и понимания, что судьи не слишком лояльны к их паре. Получается замкнутый круг: Пасечник боится низких баллов, накручивает себя и ошибается – как следствие, получая очередную неудовлетворительную оценку.

Да, прокат Кагановской и Некрасова в произвольном был действительно мощным. Может быть, одним из лучших в их совместной карьере – по скорости, синхрону и презентации. Но были ли Кагановская и Некрасов в Магнитогорске на 23 балла лучше, чем Пасечник и Чиризано? Катаются ли они на уровне чемпионов мира – именно столько получили за произвольный на китайском этапе Мэдисон Чок и Эван Бейтс?

Конечно, нет. И эта разница в судействе в долгосрочной перспективе делает хуже всем: одни опускают руки, другие – чувствуют себя недосягаемыми и неизбежно расслабляются.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Сергей Бобылев