Фигуристы устали бороться за права на музыку – и станцевали под трек, написанный нейросетью
Чешские фигуристы Катержина Мразкова и Даниэль Мразек привезли на канадский Гран-при необычный ритм-танец.
Во второй половине звучит культовая Thunderstruck от AC/DC, а вот в первой – композиция, созданная нейросетью в стиле 90-х и группы Bon Jovi.

AC/DC – популярный выбор в этом году. Например, Марджори Лажуа и Захари Лага, которые тоже выступали в Канаде, соединили их песни с популярным в рестлинге треком Ole от The Bouncing Souls. У американцев Евы Пэйт и Логана Бай, обыгравших Мразковых в начале сезона на Lombardia Trophy, довольно предсказуемая склейка с Metallica.
Так почему новаторами стали именно чехи?
ИИ-треки в танцах разрешили только в этом сезоне. Причина – постоянные стычки фигуристов с правообладателями
Год назад планировалось, что темой олимпийского сезона в танцах станут хиты XXI века. План был простой: Игры привлекут к экранам новых зрителей, а популярные песни удержат молодую аудиторию и раскрутят фигуристов в соцсетях.
Но олимпийские трансляции крайне уязвимы к жалобам правообладателей. ISU уже доводилось отключать звук в соревновательных видео на своем официальном канале – а если такое случится с прокатами победителей Игр?
В итоге выбрали более безопасный вариант – музыка 90-х. Это не спасает от потенциальных претензий, но снижает риск скандала с участием какой-либо современной звезды или ее лейбла.
Чтобы еще больше обезопасить себя от споров с правообладателями, ISU предложил нестандартный ход – писать музыку для программ с помощью нейросети. Единственное условие – она должна быть энергичной и вписываться в стилистику 90-х.
Согласитесь, необычно для спорта, где десятилетиями не проходит мода на «Кармен» и «Лебединое озеро». Вот только желающих опробовать новинку оказалось мало: все топ-пары предпочли существующие композиции, несмотря на постоянные музыкальные пересечения в разминках.
То, что новым правилом воспользовались именно чехи, неслучайно. В прошлом сезоне им пришлось экстренно менять произвольный танец перед Евро: оказалось, изначально они взяли музыку, автор которой Керри Маззи постоянно отслеживает незаконное использование своего творчества с помощью специальной программы.

У Маззи уже был опыт победы над китайским телевидением, которое много лет брало его треки для передач и сериалов. Получив претензию от композитора и несколько блокировок видео своего танца на ютубе, чехи не стали рисковать и переделали постановку.
Динамичные программы – подстава сезона: фигуристам очень сложно подобрать музыку
У Мразковых есть еще одна причина использовать трек, написанный нейросетью: их первый вариант ритм-танца не одобрили судьи. Сначала чехи планировали склеить AC/DC с Aerosmith, но им сказали, что этот выбор недостаточно энергичный.
Конечно, у Bon Jovi, в стиле которых ИИ сгенерировал мелодию, много мощных композиций. Но их самая популярная песня – It’s my life – вышла в 2000-м, а большинство других хитов, наоборот, в 80-х.

К датам в этом году ISU тоже строг: из-за этого пострадали Лоранс Фурнье-Бодри и Гийом Сизерон, которым не одобрили постановку с использованием сингла Depeche Mode, выпущенного в 1989-м.
Довольно хитро ограничения обошли Мэдисон Чок и Эван Бейтс: зацепились за пункт правил, разрешающий каверы и ремиксы.
В их ритм-танце звучат четыре композиции, которые формально объединяет Ленни Кравиц: American Woman, Fly Away, Always On the Run, Are You Gonna Go My Way. При этом только две из них полностью созданы в 90-е.
American Woman – кавер Ленни на песню группы The Guess Who, вышедшую аж в 1970-м. Но поскольку Кравиц свою версию выпустил в 1999-м, правила американцы не нарушают.
Еще интереснее ситуация с Fly Away. Ее Ленни записал в 1998-м, но у Чок и Бейтса звучит не она, а прошлогодний трек Fly от Quovo. Для новой песни взят сэмпл Кравица, используется его оригинальный припев, при этом в куплетах абсолютно другой текст.

С учетом музыкальной моды на 90-е даже странно, что этот способ добавить пресловутую high energy оказался настолько непопулярным: тот же кавер на Blue (Da Ba Dee) от Биби Рекса три года назад взорвал тикток, получил номинацию на «Грэмми» и добрался до четвертого места в чарте Billboard.
Но, видимо, в межсезонье фигуристы еще не знали, насколько пристально судьи будут следить за динамичностью постановок.
Фигуристы в этом году страдают от правообладателей особенно сильно: у чемпионов мира потребовали $50 000 за музыку
Споры с правообладателями в фигурном катании происходят постоянно, но еще никогда проблем с лицензированием музыки не было так много.
Чемпионы мира Деанна Стеллато-Дудек и Максим Дешам отказались от программы под песню Фила Коллинза. Пара планировала, что кавер запишет брат партнерши, но за очистку прав попросили 50 000 долларов. И это не прихоть исполнителя: он продал свой каталог лейблу Concord Music Group еще три года назад.
По той же причине избавилась от программы под саундтрек к «Королю Льву» Маделин Скизас. Канадка катала ее в прошлом сезоне, но Disney потребовал компенсацию за использование их музыки в олимпийский год.
Денис Васильев лишился произвольной под саундтрек к Джеймсу Бонду и вернул старую «Баядерку», заявив, что ему некомфортно выступать под музыку, на которую он не получил разрешения. Разумная стратегия, учитывая, что в этом году у латвийца хватает проблем из-за ухода от Стефана Ламбьеля.
Американская федерация с прошлого сезона выкладывает записи локальных турниров с отредактированной музыкой. В этом году практика распространилась и на местный этап Челленджера: стоковый трек подставили даже в прокат Изабо Левито.

Аналогичную практику переняли и британцы. Всех претендентов на международные турниры просят подтверждать лицензирование используемой музыки, а местные турниры транслируются без звука. Ответственность за очистку прав лежит только на спортсменах – ни тренеры, ни федерация за этим следить не должны.
Кроме того, фигуристов предупреждают, что BBC может отказаться от использования видео с их прокатами в репортажах, так как политика канала предусматривает полное лицензирование музыки. Важное ограничение для Лайлы Фир и Льюиса Гибсона, претендующих на медали Олимпиады.
Возможно, Мразковы, экспериментирующие с нейросетью, просто опередили будущее, в котором фигуристам придется самим генерировать музыку, чтобы не конфликтовать с правообладателями?
Скрытая угроза в фигурке – авторские права: у танцоров забрали музыку перед Евро
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: ISU, Gettyimages.ru/ Ethan Miller; East News/Liam Richards/The; East News/Jeffrey Mayer / Rock Negatives / MediaPunch /IPX Canadian Press via AP








ИСУ в очередной раз обделалось со своим очередным планом, надёжным, как швейцарские часы.
а почему есть композиторы для реклам, кино/сериалов, даже 2-3-секундных джинглов на радио, а для спортсменов - нет? пусть теперь будут.
Но одно дело, когда всемирно известный атлет продвигает твою музыку, а другое, если правообладатель мастодонт шоу-индустрии.
Но и здесь надо обладать какой-то социальной ответственностью. Понимать, что запрос исходит от главной фигуристка огромной страны, что исполнение этой действительно удачной программы под популярную музыку сможет приобщить к спорту канадских детей. А общем, перевести всё это в плоскость репутационного актива бренда.
В 2000 праздновали новое тысячелетие на год раньше его наступления не только в России, если что
Мне интересно - мы абсолютно уверены что к использованию Петросян и Гуменником неочищенной авторской музыки не будет претензий? и не надо отвечать мне вопросом на вопрос - просто ответьте на мой вопрос, если есть что ответить