7 мин.

Как самолет с фигуристами столкнулся с вертолетом: ошибка пилотов или диспетчеров?

Авиакатастрофа в Вашингтоне по предварительным данным унесла жизни 67 человек, в том числе тренеров и юных фигуристов.

Что же случилось перед самой посадкой самолета? Почему он столкнулся с военным вертолетом?

Автор популярного ютуб-канала об авиации Soyuz ответил на самые частые вопросы. Он – профессиональный пилот, с 1990-х живет в США, работает в американской авиакомпании.

Вот главное из его разбора.

Загружено ли воздушное пространство над Вашингтоном?

Самолет региональной авиакомпании, которая работает под флагом American Airlines, совершал посадку на 33-й полосе в Вашингтоне.

Аэропорт находится рядом с государственным комплексом, где располагается Белый дом, поэтому воздушное пространство очень загружено. Особенно это касается военных вертолетов, которые ведут охрану этого объекта, также очень много здесь полицейских вертолетов.

Вертолетный трафик очень высокий. Я здесь часто летал и даже работал на авиакомпанию American Eagle, которая потерпела крушение – мы постоянно летали в Вашингтон, вертолетов здесь очень много.

Вертолеты перевозят высокопоставленных чиновников, президента. Они постоянно здесь – когда президент не летает, они отрабатывают полеты, тренируются. Если везут президента, то летит не один вертолет, а три и больше – чтобы создать маскировку, чтобы нельзя было понять, в каком вертолете президент.

Так что вертолетов здесь очень много, они летают 200-300 футов (60-90 метров) над водой.

Все пространство к северу закрыто, оно открыто только для вертолетов президента. Все полеты происходят над рекой Потомак. Коммерческие самолеты садятся на север, вдоль реки. Взлетают и сразу делают левый поворот, чтобы обойти запретную зону над Белым домом.

Как пересеклись траектории самолета и вертолета?

Самолет заходил, может быть, по ILS (высокоточная радионавигационная система посадки по приборам – Спортс’‘). Погода была хорошая, как видно из видео. Либо он использовал при посадке визуальный заход. Ориентировался на Маунт-Вернон, это бывшее поместье Вашингтона, теперь там музей.

То есть пилот заходит по ILS до этой точки, а потом выравнивается над рекой и держит параллельный курс – и потом садится на первую полосу. Это сделано, чтобы не было шума по восточному берегу – там, где стоят дома, поэтому стараются держать самолеты над водой. И потом самолет садится на первой полосе.

Иногда региональные авиакомпании и небольшие джеты садятся на 33-й полосе. Она гораздо короче – 5200 футов (1586 метров). Это короткая полоса, например, для Boeing 737, но и на ней возможно сделать посадку. И я садился тут не один раз, потому что ветер был с запада 40 узлов (20 м/с) – это превышает максимальный боковой ветер, чтобы приземлиться на первой полосе.

Чтобы зайти на 33-ю полосу, вы где-то здесь (на скрине ниже) или чуть раньше, начнете отходить в эту сторону. Находясь над рекой, делаете поворот. Здесь (перед поворотом) самолет находится на высоте около 300-400 футов (90-120 метров).

Как раз в этом месте и двигался военный вертолет. Он двигался по реке на юг.

Его план был облететь заход (самолета на посадку) и под заходом уйти на запад. Чтобы самолеты могли садиться на первую полосу, он должен был пролететь под ними.

Вертолет двигался по реке, самолет делал поворот на полосу.

В США разбился самолет с фигуристами. Что известно?

Пилоты вертолета не заметили самолет?

Пилотов самолета, конечно, не в чем винить вообще. Они делали абсолютно то, что им было нужно: они делали левый поворот близко к земле и аэропорту, их внимание было на полосе 100%. Потому что трафика много, ты его видишь, знаешь, что он есть, но слушаешь по радио.

Авиадиспетчер сказал вертолету пролететь за самолетом. Он его спросил: вы видите самолет? А вертолет ответил: да, вижу. Диспетчер сказал ему: пролетите за ним. И тот сказал: хорошо.

Что он видел на самом деле? Он видел самолет, который находился на заходе на первую полосу (на схеме – в самом низу). Скорее всего, он смотрел туда и видел этот самолет, понимал, что он пролетит южнее по реке и потом за этим самолетом повернет направо и удалится на запад.

Самолет, который к нему приближался слева, он даже не заметил. Во-первых, потому что самолет находился очень близко к нему – его фары не были уже видны под таким углом, скорее всего. Были видны мигалки – огоньки, которые мигают, белый и красный.

Но на фоне – небольшие возвышенности, там холмы, и на них стоят антенны, которые тоже мигают красным. Поэтому он мог подумать, что все это мигание идет от антенн. Вы скажете: антенна же не двигается, а самолет двигается.

На самом деле, когда два воздушных средства…

Да даже на машине, когда вы приближаетесь к перекрестку и слева от вас машина, которая с вами столкнется, и идет на одинаковой скорости: вы не меняете скорость, она не меняет скорость, и можно рассчитать, что вы столкнетесь на перекрестке, то эта машина слева в вашем окне не будет двигаться вообще – она будет стоять на одном месте. Она просто будет становиться больше и больше – и на перекрестке произойдет столкновение.

То же самое с самолетами и кораблями. Если трафик на стекле не движется, это означает, что вы врежетесь – он должен обязательно двигаться по стеклу. Поэтому вертолетчики видели мигание с левой стороны – и оно не двигалось. А так как там кругом стоят антенны даже выше, чем сам самолет – на фоне за ним, то они могли подумать, что это мигает какая-то антенна.

Они, наверное, смотрели направо, видели прямо самолет, который им сказали облететь сзади, и создавали план полета, абсолютно не заметив то, что к ним приближается самолет слева. И когда этот борт оказался вплотную, они уже ничего не смогли сделать.

Пилоты самолета, наверное, тоже не видели вертолет. Может, сначала и видели, а потом следили за полосой. Может, думали, что он их облетит. Вертолеты часто очень близко подходят к самолетам, потому что они очень маневренные, могут остановиться в воздухе.

Такое часто бывает: вот полицейский вертолет, идет погоня, он пролетает под самолетом – говорит: я вас вижу, пролечу чуть-чуть под вами, у меня погоня вдоль шоссе. Или так бывает с медицинскими вертолетами, которые садятся в госпиталь, находящийся недалеко от захода самолетов на посадку.

Пилоты самолета наверняка его не заметили до последней минуты или даже секунды. А может, вообще. Такое ощущение, что он ударил их сзади, с правой стороны. Выживших нет. Я приношу соболезнования.

Наши фигуристы-чемпионы погибли в авиакатастрофе в США. Только факты

Но есть же системы, предотвращающие столкновения?

Есть системы, которые сообщают, что рядом находится самолет. Эта система называется TCAS (система предупреждения столкновения самолетов в воздухе – Спортс’‘). Она показывает трафик у нас на дисплее и даже говорит, что нужно сделать, чтобы избежать столкновения.

Она может сказать: поднимите нос и облетите сверху – либо опустите и начните резко снижение.

К сожалению, эта система не работает ниже высоты 1000 футов (300 метров) над землей. Она отключена, потому что так близко к земле компьютер не может дать совет, что делать. А команду на снижение она не может дать до 1200 футов (365 метров).

Фото: Markus Mainka/Global Look PressGettyimages.ru/Petty Officer 1st Class Brandon Giles/ U.S. Coast Guard via Getty Images, Ian Hitchcock