7 мин.

Самоделкина взяла третью медаль за Казахстан, но прогресса почти не видно. В чем главная проблема?

Софья Самоделкина взяла третью награду международного турнира за Казахстан – бронзу на Универсиаде.

По сути, это первый старт, на котором ей противостояли сразу несколько топ-фигуристок: на лед в Турине вышли японки Моне Чиба и Хана Йошида – финалистки Гран-при-2024 – и квадистка Рион Сумийоши.

В Италии Софья показала лучшие для себя результаты сезона в короткой (66,43) и по сумме (190,96), приблизившись к текущему максимуму в произвольной. Правда ли наметился прогресс?

Собрала облегченный (и все равно конкурентный) контент, подтянула непрыжковые элементы

Выступления в Турине действительно выглядели как самые удачные за все время после перехода под другой флаг: ни падений, ни бабочек, лишь два тяжелых приземления. Еще судьи отметили два недокрута и три неясных ребра. Проблемы с ними на лутце и флипе тянутся с лета.

Зато впервые в сезоне Самоделкина получила уровни не ниже третьего на всех непрыжковых элементах. До этого на каждом старте минимум одно вращение или одна дорожка (а порой и то, и другое) проседали до первого-второго уровней.

Контент пока облегченный. В короткой каскад тройной лутц + тройной тулуп, двойной аксель и затем тройной флип во второй половине. В произвольной тоже без ультра-си, но с каскадом 3+3 и секвенцией тройной флип + двойной аксель + двойной тулуп во второй половине.

Выезды с них получились менее аккуратными, чем на стартовых элементах, но на всех Софья хотя бы устояла. Такой набор она накатывает с октября, а чуть раньше делала более сложную заявку, где все каскады стояли в бонусной зоне – тогда выносливости для нее не хватало.

Сейчас Самоделкина, как и обещала, чуть подняла прыжки. Визуально они выглядят легче, чем на осенних соревнованиях – хотя пока ниже и менее пролетно, чем в пиковые сезоны в 2021-м и 2022-м. Она явно тише дышит в конце проката и скользит мягче – сдвиг в физподготовке все же есть.

Однако называть это явным прогрессом рано. Первые крепкие прокаты получились у нее еще на Мемориале Тена в начале октября, а за ними последовали срывы на Tallinn Trophy и чемпионате Казахстана – падения, бабочки и потери уровней.

Развитие после перехода идет волнообразно: от спадов к взлетам и обратно. Но даже лучшие выступления еще далеки по уровню от прокатов до пубертата. Возвращения именно к этой форме, очевидно, ждут Самоделкина и ее окружение.

Надеется вернуть четверные и уже делала их в межсезонье. Что мешает вставить их в программы?

Софья говорила в интервью МОК, что хочет вернуть четверные и тройной аксель. С оглядкой на ультра-си оценивала перспективы Самоделкиной и вице-чемпионка мира-2019 Элизабет Турсынбаева.

«Я видела ее выступление давно, когда она выступала за Россию. Конечно, у нее очень высокий уровень, она прыгает четверные прыжки. Если Софья будет выходить на международные старты с ними, то у нее очень большие шансы занимать призовые места. Так как россиянки не участвуют в международных стартах, открылся путь для спортсменок такого уровня, у которых есть четверные прыжки», – поделилась Турсынбаева со SPORT+ Qazaqstan.

Однако в последний раз Самоделкина приземляла квады на турнирах в октябре 2022-го – тот сальхов был с недокрутом в четверть. Предыдущая чистая попытка случилась на предолимпийском чемпионате России-2022, куда Софья приехала еще в статусе юниорки.

Тогда она собирала три квада в произвольной и регулярно заходила на тройной аксель в короткой. Триксель получался особенно стабильно, поэтому его ставили даже на юниорские старты и прикрывали каскадом с тройным тулупом, чтобы не нарушать регламент.

Затем пубертат серьезно осложнил тренировки: помимо проблем с весом, о которых Софья всегда говорит открыто, технику расшатал резкий скачок роста до 170 сантиметров. Но даже после всех трансформаций Самоделкина восстановила четверные – этой темы она касалась летом 2024-го:

«На какое-то время действительно их теряла. Причем на достаточно долгое время. Работала над их восстановлением, проходя через падения и недокруты. В «Ангелах Плющенко» пришла уже с нынешним ростом и восстановила практически все, что потеряла».

Тогда же были рассуждения о возвращении квадов в программы, но до сих пор усложниться так и не удалось.

При чистых прокатах способна набрать 200+, при неудачных – не отобраться в произвольную. В чем главная слабость Софьи?

Понятно, что Софье нужно время на адаптацию к новому статусу и международным соревнованиям: за пару лет там изменились и тренды, и соперницы.

К тому же до переезда в Казахстан Самоделкина провела год без турниров и пережила два непростых расставания с тренерами.

Сначала ушла от Светланы Соколовской к Евгению Плющенко.

«Я не ожидала, что меня выставят из группы. Но так получилось. На этом жизнь не заканчивается. Светлана Владимировна говорит, что так и так, все. Я была на пределе, вот-вот заплачу. А я не хочу ни перед кем плакать. Меня выставили, обидно, но я не хочу показывать, что плачу. Закрывается дверь, и я в слезы», – призналась фигуристка.

Не прошло года, как она ушла и из «Ангелов», и тоже непросто. Сказала, что федерация фигурного катания Астаны решила все без ее участия – очевидно, что и без ведома прошлого тренера.

«Оно [решение] стало просто шоком. Все было сделано очень некрасиво. Повлиять на это решение мы не могли. Будем учиться и в следующий раз поступим умнее, работая с зарубежными фигуристками. Всегда хочется доверять людям и работать с душой, но далеко не всегда это ценят», – вспылил Плющенко, а потом добавил, что вины спортсменки не видит.

Сейчас, судя по анкете на сайте ISU, она тренируется в Астане у Эльмиры Тургановой.

Самоделкина ушла от Плющенко. И видимо, вот настоящая причина

Софью беспокоят негативные комментарии, она даже брала перерыв от соцсетей. А еще ей крайне непросто дается контроль формы. Пройдя через неразбериху двух последних лет, Самоделкина пришла в точку, где борется не за статус фаворита, а за роль середнячка.

При вполне конкурентоспособном контенте с тройными она лишь 32-я в рейтинге сезона по средней сумме. Высокие надбавки GOE, которые удавалось ухватывать на юниорских Гран-при, теперь появляются в протоколах реже – мешают нестабильные приземления.

Но больше всего Софья уступает в компонентах: в среднем у нее 82,34 за два проката – это минус 20 от международного топа и только 47-е место. Даже до перехода во взрослые она получала от зарубежных судей оценку на 10 баллов выше.

При неудачных выступлениях ненадежно выглядит положение Самоделкиной на чемпионате мира. На ноябрьском челленджере в Эстонии она получила скромные 53,93 за короткую – на ЧМ-2024 этого едва хватило бы для квалификации в произвольную.

Однако даже в таком положении у Софьи есть то, чего нет у большинства фигуристок, оставшихся в России, или у японок и американок, преодолевающих возросшую внутреннюю конкуренцию. Это возможность выступать на самых крупных международных стартах, причем пробовать снова и снова, даже если возникают ошибки. 

И, пожалуй, это уже немало.

«Она не воспитана долгожителем в спорте». Самоделкина потерялась на международке

В тексте использованы фрагменты интервью РИА Новости Спорт, Okko, RT, Tengri Sport, SPORT+ Qazaqstan и МОК.

Фото: PHOTO KISHIMOTO/AFLO/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Даничев; instagram.com