9 мин.

Вы разозлились на Косторную после фильма. А я поняла, зачем она нужна фигурному катанию

Когда Алена Косторная и Георгий Куница вышли на контрольные прокаты в сентябре, казалось, что этот сезон наконец принесет им первые медали.

Из выступлений ушла нервозность – если в короткой программе Алена ошиблась на прыжке, то в произвольной все было практически безупречно. Появился стиль: в противовес ремейку «Ангела», поставленного на партнершу, по ее инициативе и во многом по ее указаниям, постановка «Мастер и Маргарита» от Натальи Линичук неожиданно раскрыла Гошу.

Заметный спад в сборной тоже играл паре на руку: основные конкуренты за места около топа либо ушли на больничный (Чикмарева / Янченков, Артемьева / Брюханов), либо не угадали с программами и расслабились (Осокина / Грицаенко). В свой первый год Косторная и Куница ни на одном из Гран-при не поднялись выше 4-го места – в этом с легкостью могли быть в призах хотя бы потому, что пар стало меньше, чем медалей на этапах.

Но в сезон Алена и Гоша не вышли – теперь вы знаете почему: «Это связано со здоровьем. Это связано с физическим и психоэмоциональном состоянием, которые сейчас не в лучшей форме».

Фильм «Параллельное вращение», для которого я писала сценарий и брала интервью, начали снимать летом – в разгар подготовки к контрольным прокатам. Изнутри решение о паузе выглядело, может быть, не таким неожиданным, но все же обидным – в первую очередь из-за того, насколько большие горизонты мог открыть перед парой этот сезон.

Они катаются как два одиночника. Фраза Чайковской, которая сильно задела Косторную

В комментариях после произвольной на контрольных прокатах зрители рассыпались в комплиментах двум дуэтам – Бойковой / Козловскому и Косторной / Кунице. Новые программы Мишиной и Галлямова встретили прохладно (впрочем, редкая их постановка сразу влюбляла в себя аудиторию) – да и формой они тогда уступали принципиальным соперникам из группы Тутберидзе.

В короткой и Настя, и Алена не справились с прыжком, но неожиданно жесткую отповедь от комментатора трансляции Елены Чайковской получила лишь вторая. И не только по поводу бабочки – больше всего главного тренера сборной не устроило то, что Косторная и Куница катаются как два одиночника.

Суток между короткой и произвольной оказалось достаточно, чтобы пара узнала про этот отзыв. И уже на следующий день в микст-зоне их настроение изменилось: восторженные разговоры о долгой карьере, пока будет позволять здоровье, сменились загадочной репликой о том, что дуэт находится на распутье двух дорог.

Возможно, произнеси эти слова любой другой спикер, не имеющий серьезного веса в федерации, реакция была бы иной.

Да, Татьяна Тарасова тоже комментировала турниры, будучи номинально старшим тренером в мужском катании, но все понимали, что в ее случае это скорее почетная должность, нежели серьезный статус. А значит, ее резкие ремарки воспринимались как мнение опытнейшего наставника, а не человека, определяющего политику партии.

Для Косторной и Куницы фраза Чайковской была куда более чувствительной, чем критика сорванного прыжка. Имидж чемпионки Европы и прилагающегося к ней хорошего парня опасен не столько для личных отношений (хотя самооценка Гоши как раз-таки позволяет с этим адекватно справляться), сколько для оценивания судьями – пара из двух одиночников априори не заслуживает высоких компонентов и шансов на высокие места. Это всегда будет другой эшелон – может быть, около топа, но все же не в нем.

В день произвольной программы Косторная и Куница приняли решение взять паузу на два сезона – хотя публично объявили о ней только в ноябре.

Рассказывая об этом на съемках фильма, Алена несколько раз повторила про проблемы с психоэмоциональным и физическим здоровьем, а потом вдруг резко вспомнила вопрос из микст-зоны – согласны ли они с критикой Чайковской о двух одиночниках. Косторная и Куница на него так и не ответили – ограничились долгой паузой.

Конечно, эта фраза не стала приговором для карьеры пары. Скорее, подбросила еще несколько дров в тот костер, в котором уже горело их психоэмоциональное состояние в последние месяцы.

Взрывные тренировки Косторной и Куницы: почему перфекционизм Алены мешает в парном катании?

Первый совместный сезон Косторной и Куницы был похож на серию экспериментов и разочарований: они спорили с судьями, зрителями и иногда – прямо на льду друг с другом после проката.

Их стиль тренировок тоже идет вразрез с привычными приглаженными комментариями фигуристов о построении лучшей версии себя – строит чаще всего Алена Гошу, причем не слишком выбирая выражения.

Впрочем, видеть в Косторной человека, который исключительно ради собственного развлечения тиранит окружающих – большая ошибка. Ее главная уязвимость – перфекционизм, сочетающийся с быстрым выгоранием при отсутствии значимых результатов.

За всю карьеру ей, например, не понравился ни один собственный прокат. Даже в победном финале Гран-при, после которого только ленивый не записал Косторную в будущие олимпийские чемпионки, она увидела недостатки: кривую дорожку, недостаточную эмоциональность, неуверенные выезды с акселей.

«Конечно, если мне нравится, то зрителю, наверное, стопроцентно понравится. Потому что мне никогда ничего не нравится. Нет предела совершенству. Вот здесь ножка недотянута, а вот здесь стопа недотянута – и все, это не идеально. Да, из четырех с половиной минут одна недотянутая нога может испортить все. Ну, именно для себя. Больше 80% людей ее даже не заметят».

Перфекционизм на длинной дистанции в целом вреден для хороших результатов и нервной системы, а когда в паре им страдает только половина, это и вовсе превращается в источник постоянной фрустрации для одного, и давления – для другого. Если Косторной не нравились ее прокаты на пике формы – можно представить, какие сложные чувства вызвал у нее дебют в парном катании.

Конечно, снимать с Алены ответственность за ее выбор не нужно – перезапуск карьеры и стремительный уход от Елены Буяновой, у которой она пережидала восстановление после переломов, был исключительно ее выбором.

Возведение Куницы в статус жертвы тоже кажется сомнительным – снисходительные попытки пожалеть взрослого парня унижают его ничуть не меньше отдельных резких реплик Косторной.

Его молчание в ответ на колкости может выглядеть слабостью, но на самом деле – это единственно верный способ не превращать ссору в войну и сохранить продуктивность тренировок. Возможно, Гоша неосознанно скопировал поведение их нынешнего шефа Сергея Рослякова, или помогла детский тренер Алены Елена Жгун – на съемках Куница рассказывал, что много советовался с ней.

«Ее либо принимать, либо не принимать. Она просто тогда закончит и все». Ждать ли возвращения Косторной и Куницы?

Оставляя за скобками романтику, Гоша действительно многое приобрел от встречи с Аленой – и в медийном, и в спортивном плане. Он сильно прибавил в подаче, скольжении и выносливости – как физической, так и моральной.

Закончив с одиночным катанием 4 года назад, Куница точно не прогадал с таймингом: фигуристы его поколения – Семененко, Гуменник, Дикиджи – сейчас задают слишком высокую техническую планку, а Гоша никогда не был сильным прыгуном и уже в подростковом возрасте столкнулся с травмами. Переход в пары – отличный способ продлить карьеру, если, конечно, партнерша тоже к этому готова.

Косторная в этом смысле противоположность Куницы: неподходящий тайминг – большая проблема ее карьеры. Сначала ей не повезло с ковидом, который оборвал ее триумфальный год – сама Алена, правда, не надеялась выиграть отмененный чемпионат мира, поскольку уже после Евро испытывала проблемы с прыжками.

Потом случился переход к Плющенко: с ним Косторная провела один скомканный сезон, закончившийся извинениями перед Тутберидзе на Первом канале. Алена объясняет несвоевременность этого шага тем, что пошла за свободой в момент, когда реально не готова была ею распоряжаться. Ни работа с Ше-Линн Бурн, ни оптимизированные тренировки не приближали Косторную к Олимпиаде, за которую она все же рассчитывала зацепиться.

Все травмы в жизни Алены тоже случались ужасно невовремя: два перелома рук с разницей в несколько месяцев похоронили и шансы на Пекин-2022, и на продолжение сольной карьеры. Трансфер в пары, произойди он в этом году, тоже мог пройти легче на фоне сниженной конкуренции в сборной, когда добывать мотивацию из результатов намного проще.

Косторная, конечно, не нуждается в адвокате – но невозможно не отметить, с каким участием говорят о ней ее первые тренеры. Алена до сих пор в отличных отношениях с ними: помогала ставить программы спортсменам Марины Черкасовой, приезжала на каток к Елене Жгун после ухода в пары, чтобы починить прыжки.

Росляков, который сознательно не вмешивается в конфликты Косторной и Куницы, тоже говорит об Алене с особенной теплотой:

«В контакте со мной она – совершенно добрый, лучезарный ребенок. Иногда действительно прямо кроет, а иногда – все здорово, классно. Очень добрая, открытая, честная девочка».

Самый тиражируемый образ в карьере Косторной – «Ангел» – сыграл с ней злую шутку: зрители ждали, что за пределами льда Алена будет такой же утонченной, воздушной и нежной. Диссонанс с ее реальной импульсивностью и резкостью кого-то оттолкнул, но во многом именно этот характер сделал Косторную звездой, которую ждут на льду даже после длительных пауз, смены вида и бана сборной.

Мы много общались с Росляковым о том, как он сам реагирует на эмоциональность и отпугивающую фанатов прямолинейность Алены. Его ответ был как всегда ироничным и при этом очень взвешенным:

«Ее либо принимать, либо не принимать. Она просто тогда закончит и все. Просто уйдет, скажем так, эпоха. Уйдет и возможность у человека кататься. Если ее давить, передавливать, она пойдет в отказ и сломается. Скажет: «Да ну в жопу». Так будет. Это Косторная».

Сергей произнес эти слова за три недели до контрольных прокатов – момента, когда карьера Алены все же встала на паузу. Сама она категорично настроена вернуться сильнее, чем раньше – многие в это не поверили, сочтя приостановку плавным уходом в шоу и тренерскую работу.

Но Косторная однажды уже возвращалась после двухлетней паузы – и очень хочется, чтобы у нее снова получилось.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Ольга Бенар