Вы разозлились на Косторную после фильма. А я поняла, зачем она нужна фигурному катанию
Когда Алена Косторная и Георгий Куница вышли на контрольные прокаты в сентябре, казалось, что этот сезон наконец принесет им первые медали.
Из выступлений ушла нервозность – если в короткой программе Алена ошиблась на прыжке, то в произвольной все было практически безупречно. Появился стиль: в противовес ремейку «Ангела», поставленного на партнершу, по ее инициативе и во многом по ее указаниям, постановка «Мастер и Маргарита» от Натальи Линичук неожиданно раскрыла Гошу.
Заметный спад в сборной тоже играл паре на руку: основные конкуренты за места около топа либо ушли на больничный (Чикмарева / Янченков, Артемьева / Брюханов), либо не угадали с программами и расслабились (Осокина / Грицаенко). В свой первый год Косторная и Куница ни на одном из Гран-при не поднялись выше 4-го места – в этом с легкостью могли быть в призах хотя бы потому, что пар стало меньше, чем медалей на этапах.
Но в сезон Алена и Гоша не вышли – теперь вы знаете почему: «Это связано со здоровьем. Это связано с физическим и психоэмоциональном состоянием, которые сейчас не в лучшей форме».
Фильм «Параллельное вращение», для которого я писала сценарий и брала интервью, начали снимать летом – в разгар подготовки к контрольным прокатам. Изнутри решение о паузе выглядело, может быть, не таким неожиданным, но все же обидным – в первую очередь из-за того, насколько большие горизонты мог открыть перед парой этот сезон.
Они катаются как два одиночника. Фраза Чайковской, которая сильно задела Косторную
В комментариях после произвольной на контрольных прокатах зрители рассыпались в комплиментах двум дуэтам – Бойковой / Козловскому и Косторной / Кунице. Новые программы Мишиной и Галлямова встретили прохладно (впрочем, редкая их постановка сразу влюбляла в себя аудиторию) – да и формой они тогда уступали принципиальным соперникам из группы Тутберидзе.
В короткой и Настя, и Алена не справились с прыжком, но неожиданно жесткую отповедь от комментатора трансляции Елены Чайковской получила лишь вторая. И не только по поводу бабочки – больше всего главного тренера сборной не устроило то, что Косторная и Куница катаются как два одиночника.
Суток между короткой и произвольной оказалось достаточно, чтобы пара узнала про этот отзыв. И уже на следующий день в микст-зоне их настроение изменилось: восторженные разговоры о долгой карьере, пока будет позволять здоровье, сменились загадочной репликой о том, что дуэт находится на распутье двух дорог.
Возможно, произнеси эти слова любой другой спикер, не имеющий серьезного веса в федерации, реакция была бы иной.
Да, Татьяна Тарасова тоже комментировала турниры, будучи номинально старшим тренером в мужском катании, но все понимали, что в ее случае это скорее почетная должность, нежели серьезный статус. А значит, ее резкие ремарки воспринимались как мнение опытнейшего наставника, а не человека, определяющего политику партии.
Для Косторной и Куницы фраза Чайковской была куда более чувствительной, чем критика сорванного прыжка. Имидж чемпионки Европы и прилагающегося к ней хорошего парня опасен не столько для личных отношений (хотя самооценка Гоши как раз-таки позволяет с этим адекватно справляться), сколько для оценивания судьями – пара из двух одиночников априори не заслуживает высоких компонентов и шансов на высокие места. Это всегда будет другой эшелон – может быть, около топа, но все же не в нем.
В день произвольной программы Косторная и Куница приняли решение взять паузу на два сезона – хотя публично объявили о ней только в ноябре.
Рассказывая об этом на съемках фильма, Алена несколько раз повторила про проблемы с психоэмоциональным и физическим здоровьем, а потом вдруг резко вспомнила вопрос из микст-зоны – согласны ли они с критикой Чайковской о двух одиночниках. Косторная и Куница на него так и не ответили – ограничились долгой паузой.
Конечно, эта фраза не стала приговором для карьеры пары. Скорее, подбросила еще несколько дров в тот костер, в котором уже горело их психоэмоциональное состояние в последние месяцы.
Взрывные тренировки Косторной и Куницы: почему перфекционизм Алены мешает в парном катании?
Первый совместный сезон Косторной и Куницы был похож на серию экспериментов и разочарований: они спорили с судьями, зрителями и иногда – прямо на льду друг с другом после проката.
Их стиль тренировок тоже идет вразрез с привычными приглаженными комментариями фигуристов о построении лучшей версии себя – строит чаще всего Алена Гошу, причем не слишком выбирая выражения.
Впрочем, видеть в Косторной человека, который исключительно ради собственного развлечения тиранит окружающих – большая ошибка. Ее главная уязвимость – перфекционизм, сочетающийся с быстрым выгоранием при отсутствии значимых результатов.
За всю карьеру ей, например, не понравился ни один собственный прокат. Даже в победном финале Гран-при, после которого только ленивый не записал Косторную в будущие олимпийские чемпионки, она увидела недостатки: кривую дорожку, недостаточную эмоциональность, неуверенные выезды с акселей.
«Конечно, если мне нравится, то зрителю, наверное, стопроцентно понравится. Потому что мне никогда ничего не нравится. Нет предела совершенству. Вот здесь ножка недотянута, а вот здесь стопа недотянута – и все, это не идеально. Да, из четырех с половиной минут одна недотянутая нога может испортить все. Ну, именно для себя. Больше 80% людей ее даже не заметят».
Перфекционизм на длинной дистанции в целом вреден для хороших результатов и нервной системы, а когда в паре им страдает только половина, это и вовсе превращается в источник постоянной фрустрации для одного, и давления – для другого. Если Косторной не нравились ее прокаты на пике формы – можно представить, какие сложные чувства вызвал у нее дебют в парном катании.
Конечно, снимать с Алены ответственность за ее выбор не нужно – перезапуск карьеры и стремительный уход от Елены Буяновой, у которой она пережидала восстановление после переломов, был исключительно ее выбором.
Возведение Куницы в статус жертвы тоже кажется сомнительным – снисходительные попытки пожалеть взрослого парня унижают его ничуть не меньше отдельных резких реплик Косторной.
Его молчание в ответ на колкости может выглядеть слабостью, но на самом деле – это единственно верный способ не превращать ссору в войну и сохранить продуктивность тренировок. Возможно, Гоша неосознанно скопировал поведение их нынешнего шефа Сергея Рослякова, или помогла детский тренер Алены Елена Жгун – на съемках Куница рассказывал, что много советовался с ней.
«Ее либо принимать, либо не принимать. Она просто тогда закончит и все». Ждать ли возвращения Косторной и Куницы?
Оставляя за скобками романтику, Гоша действительно многое приобрел от встречи с Аленой – и в медийном, и в спортивном плане. Он сильно прибавил в подаче, скольжении и выносливости – как физической, так и моральной.
Закончив с одиночным катанием 4 года назад, Куница точно не прогадал с таймингом: фигуристы его поколения – Семененко, Гуменник, Дикиджи – сейчас задают слишком высокую техническую планку, а Гоша никогда не был сильным прыгуном и уже в подростковом возрасте столкнулся с травмами. Переход в пары – отличный способ продлить карьеру, если, конечно, партнерша тоже к этому готова.
Косторная в этом смысле противоположность Куницы: неподходящий тайминг – большая проблема ее карьеры. Сначала ей не повезло с ковидом, который оборвал ее триумфальный год – сама Алена, правда, не надеялась выиграть отмененный чемпионат мира, поскольку уже после Евро испытывала проблемы с прыжками.
Потом случился переход к Плющенко: с ним Косторная провела один скомканный сезон, закончившийся извинениями перед Тутберидзе на Первом канале. Алена объясняет несвоевременность этого шага тем, что пошла за свободой в момент, когда реально не готова была ею распоряжаться. Ни работа с Ше-Линн Бурн, ни оптимизированные тренировки не приближали Косторную к Олимпиаде, за которую она все же рассчитывала зацепиться.
Все травмы в жизни Алены тоже случались ужасно невовремя: два перелома рук с разницей в несколько месяцев похоронили и шансы на Пекин-2022, и на продолжение сольной карьеры. Трансфер в пары, произойди он в этом году, тоже мог пройти легче на фоне сниженной конкуренции в сборной, когда добывать мотивацию из результатов намного проще.
Косторная, конечно, не нуждается в адвокате – но невозможно не отметить, с каким участием говорят о ней ее первые тренеры. Алена до сих пор в отличных отношениях с ними: помогала ставить программы спортсменам Марины Черкасовой, приезжала на каток к Елене Жгун после ухода в пары, чтобы починить прыжки.
Росляков, который сознательно не вмешивается в конфликты Косторной и Куницы, тоже говорит об Алене с особенной теплотой:
«В контакте со мной она – совершенно добрый, лучезарный ребенок. Иногда действительно прямо кроет, а иногда – все здорово, классно. Очень добрая, открытая, честная девочка».
Самый тиражируемый образ в карьере Косторной – «Ангел» – сыграл с ней злую шутку: зрители ждали, что за пределами льда Алена будет такой же утонченной, воздушной и нежной. Диссонанс с ее реальной импульсивностью и резкостью кого-то оттолкнул, но во многом именно этот характер сделал Косторную звездой, которую ждут на льду даже после длительных пауз, смены вида и бана сборной.
Мы много общались с Росляковым о том, как он сам реагирует на эмоциональность и отпугивающую фанатов прямолинейность Алены. Его ответ был как всегда ироничным и при этом очень взвешенным:
«Ее либо принимать, либо не принимать. Она просто тогда закончит и все. Просто уйдет, скажем так, эпоха. Уйдет и возможность у человека кататься. Если ее давить, передавливать, она пойдет в отказ и сломается. Скажет: «Да ну в жопу». Так будет. Это Косторная».
Сергей произнес эти слова за три недели до контрольных прокатов – момента, когда карьера Алены все же встала на паузу. Сама она категорично настроена вернуться сильнее, чем раньше – многие в это не поверили, сочтя приостановку плавным уходом в шоу и тренерскую работу.
Но Косторная однажды уже возвращалась после двухлетней паузы – и очень хочется, чтобы у нее снова получилось.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Ольга Бенар
А тут ЧЕ раз. Остальное - пиар и "ах, какое скольжение".
Ну каждый великий спортсмен - это СОВОКУПНОСТЬ качеств.
Есть подходящая антропометрия, технические возможности, музыкальность, скольжение, но нет спортивного характера или ты минус-старт - всë, ты не великий спортсмен.
Есть стабильный сангвиник, плюс-старт, хорео, скольжение, но строение мышц не позволяет вывозить современную технику, ты не можешь прыгать нужный контент, хоть убейся - ты не сможешь быть великим спортсменом.
Выделять и нахваливать отдельные качества можно, конечно, но это не делает спортсмена незаменимым и уникальным. Это обычный спортсмен, у которого, например, редкая техника красивого скольжения.
Косторная имела подходящую антропометрию, скольжение, внешность, хотя бы триксель, четверные она не вывезла бы. Но с этим багажом и при правильной маркетинговой подаче она спокойно каталась бы до пенсии как Тук. И еще национальной героиней была бы. В телевизор точно влезла бы, внешность позволяет. Реклама, контракты, все было бы. Даже перелом бы не помешал, не хватает ума понять, что вопрос про гипс предполагал возможность ношения полужесткой съемной лангеты, рука - не нога, когда на кону ОИ, ее точно грамотно провели бы, ЭГ ее и тогда не списывала.
Всего этого у нее нет по причине отсутствия мозгов в голове.
«Вы унижаете Куницу своей жалостью, а он умный, он молчит с Аленой по другому нельзя». К психологу нормальному и Куницу и автора - учиться границы свои отстаивать.
В конце концов кучу людей родные родители хейтили и тут вопрос веры в себя и крепости твоей нервной системы. И если этого недостаточно, то спорт точно не про тебя.