9 мин.

Говорят, Россия безнадежно отстала от мира в танцах на льду. Так ли это?

Главное открытие 2024 года в российском фигурном катании – танцы на льду.

После двух лет хаотичного обмена партнерами, нелепых контрактов на покупку шнурков и внезапных уходов от тренеров они постепенно вошли в фазу, где конкуренция настолько плотная, что за бортом национального чемпионата даже осталось несколько интересных дуэтов.

Будущее по возвращению по-прежнему туманно, но уже очевидно:

1) отсутствие репутации на международных турнирах практически у всей сборной

2) ослабевшее влияние нашей федерации

3) не особо добродушный настрой со стороны стран, которые привыкли делить медали без России...

... будут не лучшей стартовой точкой.

Для самого субъективного вида фигурного катания это критично: просто перепрыгать соперников не получится, да и наши функционеры наверняка предпочтут вкладываться в те виды, где медальные перспективы в разы выше – в женское и парное катание.

Но так ли плохи российские танцоры в сравнении с международными?

Судя по баллам, наши танцоры готовы прямо сейчас выигрывать Олимпиаду. Но это не так

Цифры в вакууме, конечно, кричат о том, что российские танцоры могут забрать золото любого турнира: по сумме баллов за два этапа Гран-при Александра Степанова и Иван Букин лишь на 0,28 уступают Мэдисон Чок и Эвану Бейтсу (правда, те упали во время ритм-танца в США), а Елизавета Худайбердиева и Егор Базин уверенно идут в сводном рейтинге третьими.

Ничего общего с реальностью такой расклад не имеет.

Во-первых, международная серия Гран-при вышла аномальной по числу грубых ошибок: все лучшие пары, кроме Лайлы Фир и Льюиса Гибсона, упали по разу, Пайпер Гиллес и Поль Пуарье, если считать срыв в финале – даже дважды.

Во-вторых, шкала лояльности к российским танцорам безгранична только на домашних стартах.

Иван Букин даже не видит в этом ничего плохого: «Все равно в каждой из стран чуть больше ставят, потому что это национальные соревнования, где все свои. Почему не поддержать ребят на сложных национальных соревнованиях, которые являются отбором на чемпионат мира, чемпионат Европы, четыре континента… Я думаю, что в этом есть логика, чтоб поддержать, показать, что они молодцы. А международные соревнования – это международные соревнования» (из интервью «Чемпионату»).

Не совсем ясно, как эта схема распространяется на текущие соревнования, которые являются отборочными разве что на коммерческие турниры Первого канала. Но в одном Иван прав: щедрость на внутренних турнирах давно вышла за границы разумного: те же Фир и Гибсон, например, 3 недели назад стали чемпионами Великобритании, набрав 227,42 балла – на 12 больше личного рекорда.

Парадокс российских танцоров в том, что они многое умеют и работают коньком не хуже некоторых иностранных топов, но делают это отдельно друг от друга. Всему виной – критично малый стаж совместного катания.

Тесса Виртью и Скотт Моир встали в пару, когда им было 7 и 9 соответственно, Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон катались вместе 17 лет, прежде чем выиграть Олимпиаду.

Основные претенденты на золото Милана-2026 – Мэдисон Чок и Эван Бейтс – объединились уже в осознанном возрасте, но к моменту Игр и у них за плечами будет 15 сезонов в дуэте. Плюс-минус столько же вместе провели их соперники – Пайпер Гиллес / Поль Пуарье и Шарлен Гиньяр / Марко Фаббри.

Часы на льду постепенно конвертируются в главный показатель элитной пары – умение чувствовать друг друга с закрытыми глазами.

Чок, например, вот так поэтично рассказывала о Бейтсе: «Мы все время вместе. Это почти как читать любимую книгу. Иногда он все еще может застать меня врасплох креативными идеями, но часто я по одному взгляду могу понять, о чем он думает».

Российские танцы отстают в креативе – за время отстранения это только усилилось

Такой идеально скатанной пары хронически не хватает в российских танцах.

На всю сборную она одна – Александра Степанова и Иван Букин – и это, очевидно, тормозит их собственный прогресс. В отсутствие международных стартов и сопоставимых соперников внутри страны бежать вперед нет смысла – даже проходных танцев и давно вызубренных поддержек хватит с головой, чтобы опережать дуэты, чей технический багаж только начал формироваться.

Судьи из-за пиетета перед авторитетом пары и их тренера Александра Жулина тоже вынуждены выдерживать нужную дистанцию между Степановой / Букиным и конкурентами – даже когда последние лучше технически.

Свежий пример – ритм-танец на московском Гран-при, где Саша и Ваня, оказавшись лишь шестыми по базовой стоимости элементов, выиграли с отрывом 2,6 балла за счет отличных надбавок за качество и высоких компонентов. Парадоксально высокие GOE даже на грязных, с точки зрения технической бригады, моментах – отличительный признак топ-пар, создающий комфортный отрыв от менее именитых соперников.

Разница в уровне партнеров давно перестала быть приговором для танцев на льду: в дуэтах Фир / Гибсон, Гиллес / Пуарье и Чок / Бейтс сложно не заметить превосходство мужчин. Но их тренеры научились маскировать более слабый конек партнерш разнообразными фишками: динамичными постановками и популярной музыкой у Лайлы, акробатикой и штучными костюмами – у Мэдисон, креативными программами – у Пайпер.

Все эти приемы, во-первых, смещают акцент с работы ног на корпус или даже мимику, а во-вторых, позволяют сформировать стиль пар. Тренд постепенно сместился с копирования Пападакис и Сизерона на поиск собственной уникальности – весь топ-6 международного финала Гран-при отлично с этим справляется.

Российские танцы пока не успели адаптироваться к новой реальности, где не нужно копировать лидеров. Как ни странно, самые небанальные сюжеты позволяют себе пары, далекие от борьбы за подиум – Щербакова / Гончаров с белорусским ритм-танцем, Жданова / Бабаев-Смирнов с произвольным под «Жестокий романс», юниоры Дрожжина / Тельнов с абсолютно новым для льда ИльяМазо.

Степанова и Букин, например, остаются верны себе в произвольных – хотя ни один из последних двух танцев недотягивает до их же прекрасного Тимберлейка – но совершенно теряются в ритмических. Худайбердиева и Базин, наоборот, угадали с образом Остина Пауэрса, но промахнулись со второй программой.

Забавно, что еще 4 года назад Лиза критиковала копирование стиля Пападакис и Сизерона, сведя его к формуле «суперкрасивая музычка и программа ни о чем».

Их нынешний произвольный – прямая отсылка к культовому Моцарту Габриэлы и Гийома, а сама Худайбердиева полностью изменила мнение: «Мы немножко подустали от идейных программ в плане, когда есть любовь, мужчина‑женщина, страсть, вот это вот все».

Кто войдет в топ на чемпионате России? Хавронина и Нарижный делают ставку на стиль, Пасечник и Чиризано – на обаяние, Кагановская и Некрасов – на медийность

Главный недостаток российских танцев можно обратить в преимущество: юность большинства дуэтов позволяет съездить еще на несколько Олимпиад. Например, Софья Леонтьева (19) и Даниил Горелкин (22) сейчас в том же возрасте, что и Чок / Бейтс в начале совместного пути.

На международных турнирах сейчас опытные пары, еще заставшие эпохи доминирования Дэвис / Уайта, Виртью / Моира и Пападакис / Сизерона. Средний возраст участников последнего финала Гран-при в танцах на льду – 29,75. В топ-6 общего зачета российской серии аналогичный показатель – 23,6: разница в полтора олимпийских цикла впечатляет.

Поскольку Эван Бейтс, чьей затянувшейся карьере даже посвятили отдельный аккаунт в соцсети Х, или Марко Фаббри, из последних сил докатывающий в ожидании домашней Олимпиады, явно перестанут соревноваться через полтора года, путь к медалям любых турниров будет открыт.

Из нынешних топов идеальные кандидаты на продолжение карьеры – разве что Фир и Гибсон, хотя и в этой паре партнеру к началу миланских Игр будет уже 31.

Если робкие инсайды про возможный допуск россиян к олимпийскому отбору верны, чемпионат России в Омске может стать важным турниром для формирования контуров будущей сборной. Разумеется, пока все идет к тому, что в каждом виде нам достанется только одна квота – как у любой другой страны, не отобравшейся на Игры через ЧМ.

Вопрос даже не в том, кто поедет добывать путевку – сложно сомневаться в кандидатурах Степановой и Букина как единственной пары с огромным опытом совместных международных выступлений. Куда интереснее то, как распределятся места между остальными дуэтами – теми, кто возглавит российские танцы, когда сборная вернется на турниры, а квот станет больше одной.

Легко, например, увидеть в качестве новой примы Василису Кагановскую – Антон Сихарулидзе открыто рассуждал о таком варианте в интервью Елене Вайцеховской: «Не так часто случается, особенно в танцах, когда люди не просто становятся конкурентоспособными в самые сжатые сроки, но выходят на соревнования и катают все чисто и по-хорошему нагло. Меня это восхитило, скажу честно».

У этого дуэта, помимо симпатий главы федерации, есть два существенных плюса: то самое стремление эффектно прикрывать разницу в коньке между партнерами, которым славятся иностранные топы, и потрясающая виральность любого контента с участием Кагановской.

Звучит странно, но, возможно, это именно то, что надо ISU: ни один их ролик с сальто Сяо Хим Фа или акселем Малинина не набирал столько просмотров, сколько простое видео с церемонии награждения, на котором Василиса требовательно кладет руку партнера себе на талию, а тот благоговейно поднимает глаза к потолку.

Другие претенденты на топ – Ирина Хавронина и Девид Нарижный – не нуждаются в маскировке технических проблем и из-за этого свободнее в выборе постановок и хореографии. Их стиль кто-то ругает за однообразность, но они самая продаваемая международным зрителям российская пара на данный момент – более того, пожалуй, только их можно представить на льду той же академии в Монреале.

Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано неровным качеством прокатов на этапах Гран-при сильно подпортили шансы на топ-3 чемпионата России, но их козыри – один из самых амбициозных произвольных и подкупающая способность партнера не бояться быть ярким, смешным и танцевальным. Как ни парадоксально для этого вида, не всем парням удается не стесняться этого.

Вопрос в том, на кого поставит федерация.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Наши фигуристы разогнали конкуренцию до экстремальной. У кого выше шансы на золото ЧР?

Фото: Gettyimages/Minas Panagiotakis / Stringer, Ezra Shaw / Staff; Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press; РИА Новости/Александр Вильф