Без России фигуркой правят японки. В чем их сила?
Женский пьедестал в финале Гран-при-2024 будет полностью или преимущественно японским.
Шансов на другой исход нет, ведь пять из шести квот по итогам серии забрали фигуристки из Японии. Даже если одна из них снимется, соотношение сил не изменится, потому что первая запасная – Ринка Ватанабе – катается под тем же флагом.
Единственная «чужая» в этой компании – американка Эмбер Гленн.
Прежде доминировать так удавалось только россиянкам: 5 путевок они собрали в 2021-м, 6-я досталась Каори Сакамото. Тогда соревнования отменили из-за ковидных ограничений, поэтому предстоящий финал – первый в истории женского катания, который станет репетицией национального чемпионата.
И, вероятно, не последний, ведь успехи японок – результат работы отлаженной годами системы.
Эти японки вовсе не новички. Большинство из них старше 20, три соперничали еще с Медведевой
Лучше всех серию прошла трехкратная чемпионка мира Каори Сакамото: у нее две победы, к тому же наибольший тотал – 433,09.
На первом этапе она сорвала произвольную, но уже ко второму вычистила ошибки и набрала лучшую сумму среди взрослых в этом сезоне.
Каори – главный фаворит финала.
На пьедестал точно претендует чемпионка четырех континентов Моне Чиба.
Пусть не смущает ее результат – два серебра – на обоих этапах Чиба столкнулась с сильнейшими соперницами: Гленн выставила против нее два тройных акселя, Сакамото – два проката на максимуме с персональным рекордом в компонентах.
Чиба выделяется стабильностью. Она не делает ультра-си, зато уверена в лутце и флипе, поэтому миксует их в каскадах с другими прыжками во второй половине. К тому же крайне редко допускает срывы, исключение – случайное падение на дорожке в произвольной на Cup of China. Периодически возникающие неясные ребра и недокруты отнимают у нее баллы, но даже с ошибками она получает 210+ по сумме.
А еще Моне запоминается тем, как причудливо сидит на ней, такой застенчивой и сдержанной у бортика, короткая под диско-хит Last Dance от Донны Саммер.
Так же выглядела в прошлом году произвольная под «Очи черные». По второй оценке Чиба уже поднялась в пятерку лидеров, так что сейчас выглядит как один из фаворитов любого турнира.
20-летняя Рино Мацуике показала, что способна на большие камбэки: с 4-го места, как в Финляндии, и даже с 10-го, как в Канаде. Догонять приходится из-за нестабильного катания. На всех турнирах в этом сезоне Рино срывала одну из программ, но крупного рывка хватает, чтобы опережать большинство соперниц.
Хана Йошида тоже не обходится без падений или бабочек, но компенсирует ошибки усложненным контентом с тройным акселем в произвольной.
За последние три месяца она сделала пять попыток: одна вышла чисто, еще две с помаркой на несущественный минус. Год назад в финале она показала два трикселя и, несмотря на ошибки, поднялась на третье место. Так что ее триксель ценен, хоть и ненадежен.
Этот же ультра-си на соревнованиях раньше пробовала вице-чемпионка мира Вакаба Хигучи, но больше не рискует.
Такая тактика принесла ей золото и серебро серии после затяжного спада формы. Прошлый пик пришелся на сезон-2017/18.
Всю эту пятерку объединяет умение собрать крепкий контент с дорогими вращениями, сложными дорожками и «старшими» тройными (лутцем/флипом) во второй половине.
При этом ни одна из них, кроме Сакамото, не уходит в ощутимый отрыв от любых соперниц. В сущности, эти японки лишь чуть чище приземляются и чуть реже срывают элементы, чем другие фигуристки.
Главное, что отличает эту сборную, – глубокий состав.
Помимо тех пяти одиночниц, которые появятся в Гренобле в начале декабря, есть еще четыре спортсменки, претендующие на медали национальных стартов. Среди них квадистка Рион Сумийоши, победительница финала-2023 Маи Михара, владеющая трикселем Ринка Ватанабе и бронзовый призер домашнего Гран-при Юна Аоки.
А кто против них? Две американки, кореянка и ни одной команды
Главная соперница для японок – Эмбер Гленн. Она стабилизировала тройной аксель, почти не допускает крупных срывов и быстро растет в компонентах.
«У тебя одно тело, не разрушай его». В фигурке можно расцвести в 25 – доказано американкой
При относительно чистых прокатах к ним близка кореянка Че Ен Ким, бронзовый призер ЧМ-2024, а еще американка Сара Эверхардт, хоть она и много теряет на недокрутах.
С ними поборются вице-чемпионки мира Луна Хендрикс и Изабо Левито, если вернут форму прошлого сезона. По компонентам очевидно, что, несмотря на спад, они сохраняют международный авторитет: Изабо до паузы получала вторую оценку на уровне мирового топ-3, Луна – на уровне топ-6.
Однако все это отдельные герои. Полноценной команды с такой внутренней конкуренцией нет больше ни у кого на международном уровне. Даже США с их новичками пока не сравнятся с Японией по глубине состава.
Конкурировать в этом смысле могла бы только Россия: Аделия Петросян с ультра-си и постоянно прогрессирующим катанием, Анна Фролова и Вероника Яметова с надежными выступлениями, Ксения Синицына даже с учетом нынешнего спада. А еще потенциально Алина Горбачева, ей до перехода во взрослые остался один год.
Но и в случае возвращения наша сборная не вытеснит нынешних лидеров в момент.
Да, по-настоящему сравнить их можно будет только на одном льду – близкое соперничество у всех повлияет на вторую оценку, качество исполнения и готовность к риску. Но при возросшей популярности тройных прыжков и ставке ISU на компонентное катание японки выглядят крепко и могут друг друга страховать.
«Больше стран на пьедестале»: в фигурке реформы против лидеров. Пострадает ли Россия?
Конкуренцию разгоняют с детства. Все ради стимула в виде лагеря с тренерами-чемпионами
У японцев подобралась и крепкая мужская сборная.
У их одиночников две путевки в финал и суммарно 7 медалей серии-2024/25. За последние 10 лет они не упустили ни один мужской пьедестал ЧМ, с четырех турниров привезли золото. У женщин 6 пьедесталов и 4 победы.
Рекорды и титулы при правильной раскрутке конвертируются во всплеск интереса к спорту у нового поколения.
Большая команда крепких одиночников сейчас – это отчасти отголосок успехов Дайсуке Такахаси. Маленькие Сакамото и Михара пришли на лед 20 лет назад, в годы расцвета Сидзуки Аракавы – первой в стране олимпийской чемпионки в женском катании.
Мацуике, Чиба и Йошида начинали, когда за медали ключевых турниров боролись Мики Андо и Мао Асада. Трехкратная чемпионка мира среди юниоров Мао Шимада говорит, что полюбила фигурное катание, увидев Асаду на Играх в Сочи-2014. Мама Шимады тоже ее фанатка, отсюда и такое имя.
Через 6-7 лет в сборную хлынет поколение, пришедшее в спорт благодаря Юдзуру Ханю. Он для Японии культовый чемпион.
Да и ближайшее будущее японской сборной кажется светлым. И у девушек, и у юношей минимум по 2-3 спортсмена, стабильно попадающих в призы.
Особенно впечатляют одиночницы. Шимада почти не проигрывает несколько лет. Даже несмотря на бушующий пубертат, она сохраняет контент с тройным акселем и четверным тулупом.
На взрослом льду они столкнутся с высокой конкуренцией и с большими возможностями.
Каори Сакамото и Юма Кагияма на пару с завершившим карьеру Шомой Уно несколько сезонов подряд приносили команде максимальное число путевок на главные старты и продолжают делать это, давая молодежи шанс развиваться.
К тому же соперничать их приучают с детства. Тем, кто опускается ниже 4-го места на юниорских Гран-при, на следующий год дают не больше одного этапа.
Самых перспективных спортсменов начиная с новисов (9-12 лет) курирует национальная федерация конькобежного спорта.
Летом их приглашают на четырехдневные сборы в «Лагерь развития молодежи» в Нагано, самое попадание туда – важная спортивная веха. Там работают лучшие японские специалисты и приглашенные зарубежные звезды, среди которых Стефан Ламбьель и Джеффри Баттл. Они оценивают развитие техники и скольжения, умение двигаться вне льда, общие физические параметры и даже психологические установки.
«Их отношение очень важно. Многие молодые таланты пропадают, потому что они просто теряют дисциплину и прекращают тренироваться», – объясняла NBC несколько лет назад Йошико Кобаяси, занимавшая на тот момент пост одного из директоров в федерации.
Мао Асаду и победительницу финала Гран-при-2018 Рику Кихиру федерация заметила именно на этих сборах.
«Когда они приезжают в этот лагерь, то знакомятся с фигуристами из других частей Японии и понимают, на каком уровне находятся. Они чувствуют мотивацию стать лучше и вернуться в следующем году», – уверяла Кобаяси.
«Конкуренция формирует сильных», – подытожила она тогда. Знакомый подход, правда?
Без наших фигуристок у Сакамото нет соперниц? Идет к четвертому золоту ЧМ
Фото: Naoki Nishimura, Yohei Osada/AFLO SPORT, Xinhua/Huang Wei, Valerio Origo/IPA Sport/Keystone Press Agency, Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press; Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis; РИА Новости/Александр Вильф
Кто их остановит? Ну догадайтесь сами.
===Через 6-7 лет в сборную хлынет поколение, пришедшее в спорт благодаря Юдзуру Ханю.== На минуточку, Юзуру Ханю начал доминировать в далёком 2014 году - и только через 6-7 лет автор прогнозирует поколение, выросшее на его победах? Он на данный момент два с половиной года не соревнуется - поколение, которое придёт в сборную через 6 лет элементарно не видело его выступлений вживую. Те, кто вдохновлялся его победами давно в спорте и сборной.
А кореянок вроде полно, но все они какие-то дохленькие. Так что радоваться должны, что "ужасная преступница" Ха Эн Ли вырвалась на свободу.
Ничего такого не произошло, чему можно было бы удивляться, при проведения соревнования не по спортивным принципам, в условиях грубейшей национальной дискриминации.
Был бы хороший прецедент к тому времени, когда в прежнем полном объеме квот допустят наших.
Согласен с теми, кто считает, что ответ на вопрос, заданный во втором предложении заголовка, содержится в его первом предложении.