Кто самый компонентный фигурист? Это не Валиева и не Ханю
От редакции Спортс’’: это текст Марии Журиной, которая проходила стажировку в Sports Camp. Дебютный текст – о компонентах в фигурном катании. Поддержите нового автора плюсами и комментариями!
Одна из самых обсуждаемых тем в фигурном катании – судейство. И если с оценкой за технику все более-менее понятно – каждый элемент имеет базовую стоимость, то со второй оценкой куда сложнее.
Даже специалисты не всегда понимают, что мотивирует судей ставить высочайшие компоненты или от чего зависят надбавки GOE. Отсюда и вечная дилемма: что важнее – техника или артистизм? Попробуем разобраться.
Главная проблема – компоненты. Сейчас оценивают три критерия:
Composition (композиция) – судьи смотрят на постановку: на оригинальность, логичность, на использование пространства и сочетание музыки и хореографии.
Presentation (презентация) – здесь обращают внимание на самого спортсмена: на его эмоции, вовлеченность в программу, интерпретацию музыки, на разнообразие передаваемых образов и смену настроения. В парном катании и в танцах также оценивают единство партнеров и их взаимодействие.
Skating Skills (владение коньком) – на оценку этого компонента влияют разнообразие шагов, глубина ребер, баланс, плавность и скорость скольжения, амплитуда и точность катания. То есть все те движения, которые совершает фигурист помимо основных элементов.
По каждому из критериев судьи выставляют оценку от 1 до 10 с разбросом в 0,25, где 1 – ужасно, а 10 – прокат жизни. Позже все оценки умножаются на специальный коэффициент: в женском катании и парах это 0,8 за короткую и 1,6 за произвольную программы, в мужском – 1 за короткую и 2 за произвольную, а в танцах – 0,8 за ритм-танец и 1,2 за произвольный.
До сезона-2022/23 компонентов было пять. Оценивалось все те же композиция и владение коньком, а также переходы между элементами, представление (= презентация) и интерпретация музыки. От двух из них отказались, чтобы снизить субъективность, но чуда не произошло и споры вокруг оценок остались.
В последние годы политика ISU направлена на усиление роли компонентов в итоговой оценке, тогда как роль технической составляющей постепенно снижают. Идея понятна: чтобы спорт не превратился в погоню за прыжками, нужно мотивировать спортсменов кататься. На практике же перевес в сторону техники сохраняется: один из трех компонентов – владение коньком – посвящен технике катания, которую просто не подогнать под список элементов с баллами.
Чтобы лучше понимать, какие программы судьи признали самыми компонентными, посмотрим на лучшие постановки двух последних олимпийских циклов. Разумеется, по мнению арбитров. Мы сравнили оценки за все прокаты без учета коэффициента и в каждом виде выбрали лучший по компонентам.
Женщины: Костнер обошла Валиеву и Медведеву
На удивление, самая компонентная фигуристка – это не Камила Валиева с балетной грацией и не Евгения Медведева с душераздирающей «Анной Карениной», а итальянка Каролина Костнер. Россиянки в топ-3.
На чемпионате мира-2018 по старой системе оценивания Костнер набрала 38,97 баллов за компоненты в короткой программе (48,71 без коэффициента). Она трижды (!) преодолела значение 9,8, которое не всегда покоряется даже самым титулованным спортсменам.
Тогда на одном льду соревновались 30-летняя Каролина и 15-летняя Алина Загитова, у которой старт, напротив, совсем не задался.
И в короткой победило то самое зрелое женское катание – чувственное и осмысленное, – которого добиваются функционеры ISU сегодня.
Владение коньком. Традиционно амплитудное катание «на весь каток», динамичное, где в такт музыке фигуристка стремительно ускоряется и так же стремительно сбавляет темп. Костнер часто меняет направление и показывает глубокое реберное катание. Мы видим активные и, самое главное, логичные движения корпусом и руками, мягкую работу коленей и хороший баланс.
Переходы между элементами. Самая низкая (но по-прежнему высокая) оценка. Выезды из элементов чистые и сразу сменяются хореографией или вращениями. Движения Каролины непрерывны, не разбиваются элементами, за счет чего вся программа становится единым целым.
Представление. Пожалуй, сильнейшая сторона Костнер, сравниться с которой может далеко не каждый. Плавные линии, чувственный взгляд, осмысленные жесты – создается впечатление, что эту трогательную историю фигуристка переживает впервые, а не каждый день на протяжении всего сезона. Мы видим чистоту, предельную искренность и, как бы сказала Татьяна Тарасова, катание «шепотом».
Композиция. Рисунок программы разнообразный: это не восьмерка «от борта до борта», а катание с постоянной сменой направления. Костнер занимает все пространство, не оставляя свободных участков льда. Можно отметить очень женственную хореографию, в которой есть множество акцентов и деталей. Программа смотрится на одном дыхании и запоминается, а это лучший комплимент хореографу – Лори Николь.
Интерпретация. Программа поставлена на песню Селин Дион Ne me quitte pas. Такую серьезную заявку трудно оправдать, но в данном случае все получилось: видны четкие музыкальные акценты, плавные линии и полное соответствие движений и музыки.
Тему прощания, заявленную в композиции, можно трактовать двояко: с одной стороны, это душераздирающая история любви с печальным концом, с другой – не менее трогательная история прощания со спортом. Этот старт стал последним в карьере Костнер, а потому победа выглядит особенно символично.
Мужчины: за 4 года Чен прошел путь от главного попрыгунчика к компонентному катанию
В последние два цикла борьба за звание самого компонентного одиночника серьезная. С одной стороны, традиционно выделяется японская школа: Юдзуру Ханю, Шома Уно и Юма Кагияма к космической технике добавляют не менее космические скольжение и грацию. С другой, большие компоненты набирали и американцы – Нэтан Чен и Джейсон Браун, канадцы – Киган Мессинг и Патрик Чан, французы – Кевин Аймо и Адам Сяо Хим Фа.
На Олимпиаде-2022 самым компонентным стал Нэтан Чен, набрав в произвольной программе 97,22 балла по второй оценке (48,61 без коэффициента). Отрыв от предыдущего рекорда, поставленного Юдзуру Ханю на Играх-2018, минимален: тогда в короткой программе японец набрал 63,13 балла (без учета коэффициента это 48,53).
Чен – единственный лидер компонентов, получивший рекордные баллы не на постолимпийском ЧМ (всегда щедром турнире), а на Олимпиаде.
Владение коньком. После поражения в Пхенчхане Чен сильно прибавил в катании. Не изменяя атлетичности программ, он подтянул хореографию и скольжение. Появилось скоростное, амплитудное катание с хорошими дугами и ребрами, разнообразной хореографией и переходами. Нэтан активно работает корпусом, руками, при этом сохраняет плавность скольжения. Но, если сравнивать его катание с танцем, то это совсем не балет (хотя его элементы заимствуются), а постмодерн – соединяющий плавность с резкостью, классику с хип-хопом и контемпорари.
Переходы между элементами. Со связками в программе тоже все хорошо: много сложных заходов и выездов, хореографических переходов и соединений. Программа смотрится цельно, а прыжки не забирают на себя все внимание.
Представление. Над этим компонентом Чен также серьезно поработал. Пять квадов с улыбкой на лице и мощнейшей дорожкой шагов окончательно обезоружили судей и немногочисленных из-за ковидных ограничений зрителей. Зал почти всю программу кричал и хлопал в такт, а на финальном движении окончательно взорвался от восторга.
Композиция. «Рокетмен», безусловно, запоминается. Прежде всего за счет структуры: не в каждой программе после лиричной части услышишь рэп. Это не катание по кругу, хотя стиль постановки все же более спортивный. Поэтому ждать спектакль на льду тоже не приходится. Движения и образ Чена абстрактны, подчиняются музыке, которая и передает историю.
Интерпретация. Выше всего судьи оценили работу с музыкой. Оркестровая обработка песен Элтона Джона и хип-хоп вставка на дорожке до сих пор смотрятся свежо и необычно.
Но самое главное кроется в тексте: Чен будто оставляет послание, отражающее весь его спортивный путь. В Goodbye yellow brick road, к примеру, фигурируют отрывки из двух куплетов, которые в сочетании с основным «Рокетменом» создают интересный смысл: «Ведь вместо тебя придут другие, таких много. О, нет-нет-нет, я же Рокетмен. Пройдет немало времени, прежде чем все это поймут».
Хип-хоп вставка и вовсе добавляет дерзости прокату, слова «Да, я сделал это! Изменил историю и изменился сам» и вовсе становятся очень красивым итогом карьеры. Триумф, который Чен ждал 4 года после Пхенчхана, случился, причем с колоссальным размахом.
Значит ли это, что самый компонентный одиночник – Нэтан Чен? Вовсе нет. Абсолютный рекордсмен по новой системе оценивания (та, что после 6.0) – испанец Хавьер Фернандес. Именно он на чемпионате мира-2016 набрал космические 98,36 (49,18 без коэффициента!), получив целых две десятки за компоненты.
Пары: олимпийская программа Савченко и Массо все еще вне конкуренции
В парах рекорд за компоненты уже семь лет удерживают Алена Савченко и Бруно Массо. На чемпионате мира-2018 они получили 78,96 баллов за произвольную программу (49,35 без коэффициента).
Программа для Алены счастливая – именно с ней она взяла золото Олимпиады после четырех неудачных попыток. А ведь на тот момент ей уже исполнилось 34 года.
Владение коньком. Пара показала запредельный уровень скатанности: каждое движение выполнено в унисон, каждая дуга доделана. Всю программу Савченко и Массо держат хороший ход, сохраняют плавность движений, и в то же время показывают сильную техническую базу. Наверное, самым точным словом, описывающим прокат, будет «контроль». Пара не отпустила ни одно движение, безукоризненно выполняя каждый элемент, но сохраняя внешнюю невозмутимость и легкость.
Переходы между элементами. Этот прокат – история, где переходы от элемента к элементу растворяются в хореографии. Сложные заходы и выезды отнимают много сил, поэтому особенно ценно видеть такое разнообразие в одной программе.
Представление. Первая десятка в компонентах. Савченко и Массо показали сильное и очень выразительное катание, где в каждом движении чувствуется жизнь и искренность. И эмоции спортсменов сразу после проката – тому подтверждение.
Композиция. Программа до сих пор считается эталоном. Темой стал французский документальный фильм «Земля, увиденная с неба» (La Terre vue du ciel). Чувство невесомости, полета зритель ощущает вместе с парящей надо льдом Савченко. Все это достигается при помощи изобретательных поддержек, вращений, хореографии и, разумеется, выбросов, гипнотизирующих в сочетании с музыкой.
Интерпретация. Вторая десятка за компоненты досталась именно за музыку. Выбор композиции крайне амбициозный и соответствовать ей – сложнейшая задача. Нарастающий темп, резкая смена тональности, многосоставность мелодии стали серьезной заявкой. Паре удалось не только передать смысл достаточно абстрактной истории, но и сделать это очень музыкально, попадая в каждый акцент.
Танцы на льду: Пападакис и Сизерон – боги компонентов
Танцы – традиционно самый компонентный вид. Здесь скольжению и пластике уделяется огромное внимание, а потому и спортсменов, получивших десятки в компонентах, больше. Абсолютными рекордсменами по компонентам можно признать Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона. Они регулярно получали невероятные оценки, практически не опуская планку ниже 9,7 за каждый компонент.
Легендарный прокат случился на чемпионате мира-2022: в произвольном танце пара получила три десятки за компоненты и оценку в 59,70 балла (49,75 без коэффициента).
Владение коньком. Пападакис и Сизерон за долгую карьеру приобрели невероятную синхронность и отточенность движений, а потому могут позволить себе эксперименты: для этой программы пара разучила новые поддержки, в том числе нехарактерные, высокие. Неизменным же осталось безошибочное катание с широчайшей амплитудой, идеальными линиями и проработанными дугами.
Переходы между элементами. Программа смотрится очень целостно, каждый элемент плавно перетекает в другой и выглядит логичным в контексте проката. Хореография не прерывается на беговые, заходы и выезды, за счет чего вся постановка воспринимается как полноценный спектакль на льду, в котором технически сложные элементы выполняются с кажущейся легкостью.
Представление. Сильнейшая сторона дуэта оценена на максимум. Пападакис и Сизерон, катаясь с детства, показывают невероятную химию, выглядят на льду единым целым. Катание тонкое, осмысленное и эмоциональное, и в сочетании с идеальным скольжением завораживает – как зрителей, так и судей.
Композиция. Это экспериментальная постановка. Своеобразный ответ критикам, заявлявшим, что пара годами катает одно и то же. Помимо новых элементов пара представила необычную хореографию, где плавные линии соседствуют с акцентными ломаными.
Интерпретация. В качестве музыкального сопровождение была выбрана сложнейшая «Элегия» Габриэля Форе. На этапе анонса выбор казался классическим, даже банальным, но уже на первых стартах это впечатление переменилось. Чувственное музыкальное катание в сочетании с необычной хореографией запоминается и выделяется на фоне множества лиричных программ – как среди конкурентов, так и среди постановок самих фигуристов, тяготеющих к драме.
***
По каждому виду тройка самых компонентных программ за два цикла выглядит так:
У мужчин отрыв между лидерами минимален. До Игр-2022 была эпоха дуэлей: Чен против Ханю, Ханю против Фернандеса. Однако после смены поколений нового абсолютного лидера пока нет.
Техничный Малинин пока не в силах догнать по компонентам Чена. Аймо выступает нестабильно, на каждом старте играя в рулетку. Остаются Юма Кагияма, Чха Чжун Хван, Шун Сато и Сота Ямомото – что примечательно, все фигуристы из Японии и Южной Кореи. А значит, в ближайшее время нас вновь ждет доминирование Азии на стартах. Однако сравниться в компетентности с мастодонтами Ченом, Ханю, Фернандесом или Уно они пока не в силах.
В женском катании набрать компоненты Костнер следующим поколениям тоже не удалось. Хотя разрыв с другими фигуристками не так велик, да и система оценивания не так совершенна, что порождает множество мнений.
Следующей по компонентам стала Евгения Медведева: в олимпийской «Анне Карениной» она набрала 77,24 балла (48,42 без коэффициента). Легкое, техничное катание в сочетании с выразительной мимикой и актерской игрой судьи оценили высоко. Больше всего баллов поставили за интерпретацию музыки и представление – 9,89 и 9,82 соответственно.
Практически такие же компоненты у Камилы Валиевой: за короткую программу на чемпионате Европы она получила 48,4 балла без учета коэффициента. Пронзительное, невесомое катание, присущее Камиле, не вызвало сомнений у судей.
В парах и танцах очевидно тотальное доминирование Савченко – Массо и Пападакис – Сизерона. И хотя оба дуэта уже не соревнуются, догнать их сложно. Остаются Чок – Бейтс и Гиллес – Пуарье в танцах и Миура – Кихара и Стеллато-Дудек – Дешам в парах, стабильно занимающие лидирующие позиции. Но все они не могут попасть даже в тройку прокатов последних олимпийских циклов.
А какие прокаты вы считаете лучшими по второй оценке?
Фото: Gettyimages/Harry How / Staff, Dean Mouhtaropoulos / Staff, Richard Heathcote / Staff, Matthew Stockman / Staff, Catherine Ivill / Staff; Raniero Corbelletti/AFLO, Enrico Calderoni/AFLO/Global Look Press
На удивление?) Мне казалось, автор, который пишет про фигурное катание, должен разбираться в фигурном катании...
Что касается женщин…ну…даже без расчета Медведевой и Валиевой были более катающиеся фигуристки и имели сложнее программы. Катание Костнер хорошее, но назвать ее программы явлением заслуживающие максимального балла - нет, опять таки у нее несложная хореография, она ее чисто катает, но именно хореотекст среднего уровня. Условные молодые девушки катают гораздо более сложный материал.
Среди мужчин. Я согласна, что Чен вырос в катании, но он никогда не перерастал Джейсона Брауна, Ханю, Аймоза и даже Мишу Ге, эти катаются просто на другом уровне: из программы с точки зрения хореографии и сложнее и исполнены лучше.
Пары. Когда шкаф Массо имеет лучшие компоненты за всю современную историю для меня это дико. Батарейкины нервно закурили в сторонке.