8 мин.

Краткосрочная победа апартеида или почему погиб «Пахтакор»

70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики

11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.

Ташкент, как место силы, и ссылок

Во времена Российской империи Ташкент зачастую использовался как город для ссылок проштрафившейся элиты. В 1881 году сюда сослали Великого Князя Николая Константиновича после кражи трех бриллиантов, деньги за которые он хотел отдать своей любовнице, американской танцовщице Фанни Лир. Именно нахождение в Ташкенте данного проворовавшегося родственника не позволило императору Александру Третьему сослать туда еще и своего младшего брата, Великого Князя Сергея. Это тот самый Великий Князь Сергей, ликвидированный 4 февраля 1905 года эсером Иваном Каляевым, и в память о котором нынешнее руководство российской федерации хоккея с мячом проводит детско-юношеские турниры по хоккею с мячом на валенках, да еще и на призы Святейшего Патриарха Московского, невзирая на историческую память, которую оставил о себе этот царский сановник, дядя последнего императора Николая Второго, с которым они были родней еще и потому, что были женаты на сестрах Елизавете Федоровне и Александре Федоровне.

Один из немногих героев Русско-японской войны Михаил Рощаковский так характеризовал Великого Князя Сергея: «Этот царский дядя был совершенно редкостной скотиной! Хам, педераст, жил с дворцовыми гренадерами, бил по щекам полицейских… Государь покойный Александр Александрович очень любил своих братьев, но этого презирал и стыдился просто… Хотел его сослать подальше, в Ташкент, но там уже жил один проворовавшийся родственничек»...

Проворовавшийся родственничек», это и есть Великий Князь Николай, который в ссылке в Ташкенте забыл об американке Фанни Лир, и обзавелся сразу двумя женами, при этом не выхода из православия. Его усилиями столица Узбекистана украсилась зимним кинотеатром «Хива» (он был разрушен во время землетрясения 1966 года уже под новым названием «Молодая гвардия»), Дворцом Романовых. Сам Великий Князь Николай Константинович подхватил в Ташкенте воспаление легких, от которого умер в 1918 году, в отличие от другого гостя Ташкента Михаила Якушина, которому эта же болезнь только поспособствовала бросить курить.

В итоге обитание в Ташкенте сохранило жизнь сразу нескольким представителям Дома Романовых. Во-первых, это сын Великого Князя Николая, сбежавший после Октябрьской революции, и провозглашенный в эмиграции Светлейшим Князем Романовским-Искандером, работая там, однако, поваром и таксистом, рассыльным и ночным сторожем. А вот его дочь Наталья Андросова, оставшаяся в СССР, стала обладательницей другого титула — мастера спорта по мотоспорту. Кстати, во время войны Андросова не воспользовалась своими правом на эвакуацию, проведя военное время в Москве, и заслужив еще и звание ветерана тыла.

Валентина Тюкова: из художественной гимнастики в фигурное катание

Дворец Романовых был построен в 1891 году, а в 1918 (кстати, те же цифры в дате, только в ином сочетании) Дворец был передан городу с условием, что будет использован в качестве музея. Сейчас это Дом приемов МИД Узбекистана.

Так, через Дворец Романовых, мы подвяжемся к следующей теме, совершив еще один вынужденный экскурс в прошлое, касавшееся «Пахтакора» весьма опосредованно. В 1970 году в Ташкенте открыли ледовый Дворец спорта. Напомним, что с открытия футбольного стадиона прошло 14 лет, а с землетрясения всего четыре. Таким образом, в столице Узбекистана начали развиваться фигурное катание и хоккей с шайбой, про который на «Спортсе» пишет Александр Сафронов. Поскольку его познания о развитии хоккея в республике и истории хоккейного «Бинокора» практически безграничны, я и не затрагиваю «шайбу». Тем более, что «Бинокор» типичный продукт развития на хоккейной целине. Когда создается команда, полностью привозная, и тут же ДЮСШ, которая начинает готовить хоккеистов в промышленных масштабах. Как пример Ижевск и Уфа, Киев и Минск, Усть-Каменогорск и Харьков. У Ташкента тоже будут определенные результаты, правда, не сравнимые с названными школами, В том числе по причинам, зависящим от событий политики и экономики того времени. К тому же в Средней Азии республикой с авангардным спортивным развитием со временем станет Казахская ССР.

Практически с открытия ледового дворца спорта в нем начнет работу молодой тренерский дуэт Валерия и Валентины Тюковых. Что любопытно: они родом из Алма-Аты, где Валентина (на фото) училась в институте физкультуры, познакомившись там с супругом Валерием. По окончании вуза они начали работу в родном городе, причем, Валерий Тюков уже был фигуристом, выступая в парном катании, а супруга, изначально занимавшаяся спортивной и художественной гимнастикой, помогала ему в тренерском ремесле. Но тут во Дворце спорта начались проблемы со льдом, и молодых тренеров пригласили на работу в Ташкент, что в контексте развития фигурного катания звучала не менее сенсационно как полеты Юрия Гагарина и Германа Титова (чьим именем будет назван футбольная школа Ташкента) выход Алексея Леонова в открытый космос. В конечном итоге, в фигурном катании Узбекская ССР опередит конкурентов по среднеазиатскому региону.

Валентина Тюкова в интервью пресс-атташе Федерации фигурного катания России Ольге Ермолиной вспоминала: «Нам же приходилось всем заниматься самостоятельно. Помню, пришлось тренировать танцевальную пару. И мы с Валерой дома разбирали, разучивали обязательные танцы».

Готовили Тюковы, выводила Роднина

Возвращаясь к истории Тюковых, то уже в Ташкенте они приведут к серебряному успеху на юниорском чемпионате мира-1980, и бронзе в на ЮЧМ-1981 Марину Никитюк и Рашида Кадыркаева, после чего их пути разойдутся. Кадыркаев переехал в Ленинград, и стал тренироваться с Еленой Квитченко в группе Игоря Москвина, Никитюк стала работать детским тренером в Ташкенте.

Далее Тюковы подготовили пару Ирина Шишова и Алексей Сулейманов, и это, между прочим, снова уровень юниорских чемпионатов мира. В 1983-м Шишова и Сулейманов финишировали пятыми. В 1984 году пара из Узбекистана занимает четвертое место. Выше их Мануэла Ландграф и Инго Штойер из ГДР, причем, Штойер весьма известен в мире фигурного катания и как фигурист, и как тренер. Далее брат и сестра Сьюзан и Джейсон Данджен из США, в борьбе за бронзу узбекских фигуристов опередили Ирина Неизвестная и Сергей Худяков, и в отношении них карьеры сложились по аналогии с фамилией партнерши. А пятое место на том ЮЧМ заняли Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Легендарные, великие, но обыгранные узбекистанскими юниорами. В целом же получается, что узбекистанского фигурное катание было последовательно представлено на юниорских чемпионатах мира с 1980 по 1982 годы (Никитюк-Кадыркаев, и с 1983 по 1984 годы (Шишова-Сулейманов).

Правда, юные узбекистанцы выезжали на международные соревнования не со своими тренерами, а с теми, кто получал это право. Именно поэтому, Шишову с Сулеймановым зачастую выводила на лед Ирина Роднина, с которой Тюковы были знакомы еще с Алма-Аты, когда Станислав Жук приезжал со своей лучшей парой Роднина-Алексей Уланов туда на сборы, готовясь к Олимпиаде 1968 года.

К сожалению, для узбекистанского фигурного катания, у Валентины Тюковой развилась сильная аллергия, ей пришлось менять климат, после полутора десятка лет работы, в 1985 году они не только переехали в Пермь, но и прихватили с собой две начинающие пары: Елена Павельева – Владислав Фомин и Елена Болотина – Андрей Хвалько. Причем, и этот переезд с годами обернется причудливой историей. Экс-узбекистанец Андрей Хвалько женится на Елене Леоновой, успешно выступавшей с другим парником, они переедут в Америку, а после коронавируса вернутся в Россию, в том числе потому, что заокеанский ледовый каток будет отдан его хозяевами под морг.

Тюковы, переехав в Пермь, и там создали легендарную школу, воспитав будущего олимпийского чемпиона Максима Транькова.

В 1983-м ташкентский Дворец спорта примет чемпионат СССР

Раз мы заговорили о фигурном катании в контексте начала 70-х, то на Олимпиаде в Саппоро стартовала Марина Саная, дочь известного футбольного вратаря довоенного «Динамо», Москва Вальтера Саная. 13-летняя Саная в феврале 1972-го дебютирует на Олимпиаде в Саппоро, где займет предпоследнее место, на одно ниже, чем Соня Балун, дочь чехословацких тренеров Балуна и Бурьяновой, ранее работавших в Москве с Ириной Родниной, а затем эмигрировавших в Австрию, где дочь впоследствии выйдет замуж за хоккеиста местной сборной Курта Харанда. Если кто вспомнит дуэт хоккеистов сборной Австрии Кристофа и Патрика Харанда, так это их сыновья.

Вальтер Саная и первый тренер «Пахтакора» Валерий Бехтенев когда-то были партнерами в «Динамо» и вот настала пора гордиться дочерью и учеником. Это мы в контексте воспитанника Бехтенева, московского динамовца Анатолия Кожемякина. 19-летний Кожемякин в том же 1972-м забьет два гола из трех, и поможет родному «Динамо» выйти в полуфинал Кубка Кубков. Еще один гол на счету Михаила Гершковича (У него в фигурное катание пойдет племянница Алима Гершкович). Причем, второй четвертьфинал с югославской «Црвеной Звездой», с решающим голом Кожемякина, москвичи проведут в Ташкенте, на «Пахтакоре».

Ташкентский Дворец спорта примет в 1983 году чемпионат СССР по фигурному катанию, так называемый, предолимпийский, но из олимпийцев Сараево на льду будут только парники Селезнева-Макаров и Австрийская-Квашнин. Зато в танцах победили Алексей Соловьев и Елена Батанова, не только супруга знаменитого хоккеиста Игоря Ларионова, но и дочь мимолетного тренера «Рубина», а ранее футболиста «Торпедо» Бориса Батанова.

P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Президент международного союза конькобежцев француз Жак Фавар поспособствовал тому, чтобы во французском Межеве стали проводить юниорские чемпионаты мира по фигурному катанию, на которых в 1976 и 1977 годах участвовали южноафриканские фигуристы. В 1976 году компанию им составили даже фигуристы социалистических стран — Болгарии, Румынии, Югославии (Санда Дубравчич), Чехословакии со знаменитым в будущем Йозефом Сабовчиком, наших там не было. В 1977 уже не было никого из соцстран, а южноафриканская пара Эльга Белк — Гейвин Макферсон завоевала серебряные медали — первые в истории фигурного катания ЮАР, а также последние — других пар-участников просто не было.

Только протесты федерации фигурного катания СССР, бойкотировавшей соревнования с участием спортсменов ЮАР из-за проводимой в стране политики апартеида, привели к их дальнейшей дисквалификации, и возможности выступить на ЮЧМ и казанцу Александру Фадееву и перечисленным выше парам из Советского Узбекистана.

(Продолжение следует)