Фигурный турнир превратился в эксплуатацию трагедии и ностальгии: русская депрессия на «Русском вызове»
«Русский вызов» в прошлом году – почти идеальный формат, который оставалось немного доработать в части судейства.
Номера были смешные и трагичные, драматичные и провокационные, театральные и немного наивные, под советскую классику и Gangnam Style. Там открылся пародийный талант Матвея Ветлугина, а иностранцы в соцсетях просили ISU придумать что-то похожее.
Самое главное – в нем была неподдельная искренность. Александр Галлямов не стеснялся любви к футболу, а Евгений Семененко – к корейским айдолам. Алина Загитова пробовала себя в роли Монро, а Евгения Медведева рефлексировала на тему проигранной Олимпиады.
Год спустя призовые стали выше, членов жюри и победителей – больше, но из всего этого ушло вдохновение.
Самый креативный старт сезона стал турниром ограничений: почти без веселых номеров, участников снимали в последний момент
Сложно поверить в то, что Елизавета Шанаева и Павел Дрозд всю жизнь мечтали откатать историю любви Калугиной и Новосельцева из «Служебного романа», а Макар Игнатов видел себя в образе Гоголя (почему-то делающего колесо в середине номера – видимо, в этот момент по сюжету он переворачивался в гробу после просмотра «Русского вызова»).
Самой свежей песней в первом отделении оказался кавер на «Лучшее в тебе» у Муравьевой – но даже этот хит «Гостей из будущего» вышел за год до рождения Софьи.
Смех на шоу-турнире строго дозирован: один из немногих юмористических номеров в исполнении Анастасии Мишиной и Александра Галлямова едва не оставили с утешительным призом «пожать руку Сергею Безрукову», а Станиславу Константинову с песней из «Бременских музыкантов» и вовсе сняли накануне старта с туманными формулировками.
Почти всех отказавшихся удариться в переживания фигуристов: Романа Савосина, Варвару Жданову и Тимура Бабаева-Смирнова, Дарио Чиризано с Елизаветой Пасечник – организаторы изначально оставили в запасных и допустили к участию в последний момент. Видимо, квота на улыбки строго дозирована – нельзя сбавлять градус пафоса и драмы.
Дисквалификация Константиновой (а как выяснилось чуть позже – еще и Софьи Леонтьевой с Даниилом Горелкиным) – отдельный приговор организаторам. Как объясняла Станислава, ее сняли под предлогом плохой формы и пустого номера – но неужели Константинова каталась бы медленнее Петровой и Тихонова, а ее постановка была слабее, чем у Медведевой?
Более того – за пару часов до снятия спортсменку показали в репортаже «Первого канала», а регламент в принципе не предусматривает дисквалификации по причине слабых физических кондиций, если они не продиктованы медицинскими причинами.
Исключить участника могли из-за нарушения договора или несоответствия заявки постановке – но Станислава, кажется, не заменяла «Бременских музыкантов» на «Рюмку водки» в последний момент.
Фигуристы испугались быть оригинальными: виновато прошлогоднее судейство с акцентом на драму
Поздний отбор и скомканная подготовка – еще один недостаток турнира. Одни фигуристы (Миронова / Устенко, Хавронина / Нарижный) открыто отказывались от участия из-за нехватки времени, другие (Семененко, Медведева, Туктамышева) не скрывали, что их номера за неделю до начала находились в зачаточном состоянии.
В таком цейтноте желание взять известный фильм вполне объяснимо. Не нужно думать над сюжетом – номер сделают парик известного персонажа и музыкальная нарезка с вкраплениями крылатых выражений. Не надо подбирать костюмы – достаточно воспроизвести то, что было на экране. Даже смотреть оригинал необязательно – хватит краткого содержания, а остальное замаскирует реквизит.
Проблема не в советской классике, а в концентрации однотипных номеров и полном отсутствии оригинальности. Интерпретировать знакомую тему в креативном ключе постарались разве что все те же Мишина с Галлямовым – там и смешение двух сюжетов, и драйвовый неожиданный финал.
Шоу-турнир фигуристов тонул в печали – развеселили только Шариков с балалайкой и Мишина-людоедка
Из праздничного финала сезона шоу-турнир превратился в эксплуатацию трагедии и ностальгии. Практически единственный не спекулирующий на слезах и советском кинематографе номер Петра Гуменника не получил ни одной награды – показательный результат, учитывая количество многочисленных спецпризов и номинаций.
Трагедия Сергея Гринькова сменялась посвящением матери Самсонова, номер о Тане Савичевой перетекал в «Журавлей» в декорациях школьного кабинета. Заявленное организаторами «многообразие исторических и культурных традиций России» сократилось до отрезка в 70 лет – безопасная зона, в которой большинству членов жюри точно будет комфортно и понятно.
Даже русской классики оказалось удивительно мало, при этом «Царевна-Лебедь» в исполнении Анны Фроловой едва не осталась без приза.
В превращении «Русского вызова» в «Русскую депрессию» виновато, впрочем, не сужение тематики – хотя оно усугубило проблему. Тренд на поощрение лирики начался еще в прошлом сезоне: тогда два члена жюри отправили номер Ветлугина на последнее место, не считав половину его отсылок; Мишину и Галлямова обвинили в неумелом использовании реквизита; а в тройке призеров не оказалось ни одного веселого выступления.
Сама система координат, в которой номер о блокаде Ленинграда предлагается сопоставлять с песней Варум про паромщика (а потенциально фигуристы могли взять что-то более современное – от «Лениграда» до «Инстасамки») выглядит достаточно уязвимой.
Сомнительно, что члены жюри действительно оценили конек и артистизм Синицыной – такие выступления определяет не личность исполнителя, а контекст.
Возможное решение – изначально сравнивать между собой номера только в одной тематике. Рассмешить аудиторию сложнее, чем заставить заплакать – так почему те, кто рискнул отойти от общего тренда на драму, должны рассчитывать только на утешительный приз?
Турнир добил хаос в организации: судьи беспорядочно раздавали призы, копировали баллы друг друга и не знали номинации
Контрольный выстрел в организацию соревнований – судейство. Арбитров и номинаций стало больше, но пропорционально этому увеличилась и неразбериха: спецпризы вручались как подачки тем, кому не досталось основных наград, а Виктория Исакова и Егор Дружинин умудрились выставить идентичные баллы (интересно, как на это с точки зрения теории вероятности посмотрел Петр Гуменник).
Одинокий Максим Траньков отчаянно пытался урегулировать хаос и следить за справедливым распределением статуэток, но не смог ничего противопоставить Алле Сигаловой, настоявшей на двойной награде для Ксении Синицыной. Более стеснительные арбитры перекраивали свой выбор в последний момент, невпопад раздавая именные призы.
Удачных номеров, по мнению судей, в принципе оказалось не так много: больше половины фигуристов получили 0 баллов в общем зачете. Естественно, среди них оказывались и те, кому члены жюри спустя пять минут якобы искренне вручали личный приз: вряд ли Семененко было приятно получить от Аиды Гарифуллиной награду, не пригодившуюся Медведевой, потому что ее выбрали раньше.
Серьезному турниру не нужны номинации за душевность и чувство юмора. Но даже их можно было бы присуждать изящнее, попросив арбитров, например, выставлять баллы каждому участнику по определенным критериям, а после суммировав их.
Профессионализм жюри в целом оказался не востребованным: при наличии в панели четырех разноплановых танцоров организаторы не догадались ввести отдельный приз за хореографию. Зато надуманных номинаций появилось так много, что, казалось, еще чуть-чуть – и арбитры начнут вручать награды за самый музыкальный мизинчик, легкую для произношения фамилию и способность замаскировать 250 000 рублей, выделенные на номер.
***
Из шоу-турнира ушел еще один важный смысл – он был мостиком между российским и мировым фигурным катанием. Соревнования на экспорт – те самые, которым завидовали иностранные фанаты и о которых неиронично могли бы спрашивать Сихуралидзе в международных кругах.
Русскую культуру можно и нужно красиво преподносить даже в санкционное время – причем взлетает иногда даже что-то неожиданное вроде саундтрека к «Слову пацана» или «Моего мармеладного» Кати Лель. Это редкая возможность попасть в поле зрения международных фанатов для тех фигуристов, которые не успели получить известность за рубежом – но какой иностранец будет смотреть десятки однотипных номеров с совершенно непонятными ему отсылками?
А главное – включат ли этот турнир дома, если на следующий год из него уйдут последние крупицы креатива, юмора и душевности?
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Александр Вильф
В организации нужны коррективы:
1.Либо три места и точка,либо награждение ВСЕХ какими - то призами, крайне неприятно быть неугодными бедными родственниками на чужом празднике,как минимум не проигрывая ни в чём награждённым. Думаю,ещё больше неприятно болельщикам.
2.Жюри безобразно вело себя на награждениях,да и не только...с этим надо что - то делать. Похоже,один Кимин внимательно смотрел и пытался беспристрастно оценить результат,ну,он интеллигентнейший человек и вообще гений)
Надо заранее растолковывать правила или не писать их. Кто - то уже писал про нонсенс,когда при таком количестве танцоров нет приза за хорео!!!
3.Необходимо вернуть оценки после каждого участника!
Было ощущение, что про первое отделение все уже практически забыли!
Про Даника,которым дружно восторгались и плакали,начисто забыли.Про Аню так же,к счастью,в последний момент вспомнила Сигалова.
4.Покоробил Безруков,забывший,что он не в своём театре и не на театральном конкурсе. Если он хочет рассказать о своём видении образов,надо делать это тактично,как совет, а не безапелляционно заявлять,что образ не так раскрыт,как он хочет! Здесь его задача - вникнуть в то,что хотел сказать данный исполнитель,какую сторону подчеркнуть,и насколько это удалось! Обидно,что именно те,кого он обложил, старались вложить хоть какой - то смысл,идею,в отличие от катающихся по кругу, непонятно о чём...
И вообще,когда было его лицо крупным планом во время выступлений, был такой скептический взгляд постоянно...ну нельзя таких самовлюблённых нарциссов в жюри, пожалейте ребят - то...
Ну и в конце концов, раз там актеры сидят и оценивают номера, давайте также, как у актеров - награда есть, призового фонда нет (как у Золотого Орла, Оскара и тп)
А то выйти на лед на 5 минут, прочитать замечательные стихи Рожденственского, которые без вопросов не оставят никого равнодушным, и получить 5 миллионов себе в карман - это какое-то издевательство.