Как бороться со страхом публичных выступлений
Приветствую читателей моего блога. Сегодня речь пойдет о повышении уверенности перед публичными выступлениями – тема, которую упоминали в комментариях к предыдущим постам. Как обычно, будет много букв и примеров, поэтому наливайте чай, кофе или что-то покрепче и устраивайтесь поудобнее.
Знаете ли вы, что такая вещь как страх публичных выступлений имеет свое название? Это называется глоссофобия, и вы удивитесь, но, согласно википедии, у 95% людей она присутствует в той или иной степени. У кого-то – на уровне контролируемого страха, а у кого-то – на уровне животного ужаса, панических атак и абсолютного нежелания выходить на публику, настолько, что люди жертвуют карьерными возможностями, доходом, успехом, лишь бы не выходить из зоны комфорта туда, где так страшно. Так что не переживайте, вы не просто не одиноки – нас таких абсолютное большинство и бояться говорить перед толпой совершенно нормально и естественно. Что касается меня, то, конечно, я тоже подвержен этому страху – и даже очень сильно, но благодаря обучению выработал свой набор техник, позволяющих бороться с боязнью выступлений, и в этой статье я поделюсь с вами максимумом инструментов и техник, а вы уже сами решите, что из этого для вас применимо, а что нет. Универсального набора на все случаи жизни нет, каждый подбирает ключи к своим замкам страха.
Для начала давайте вообще разберемся, откуда берется этот страх выступлений на публике? Человек издревле – существо социальное и привык находиться в группе. И когда вы выходите на сцену, вы оказываетесь оторванным от группы, ваши инстинкты начинают работать против вас, в мозгу появляются сигналы: они там сидят все вместе, а я тут один, на чужой территории – внимание, опасность! Если хотите, проведите такой эксперимент (я его проводил во время одного из выступлений) – во время выступления поднимите кого-нибудь из зала и во время общения с ним поменяйтесь с ним местами: сами сядьте на его место, а его вытащите на середину сцены и позадавайте вопросы. Потом обменяйтесь впечатлениями. Я вам гарантирую, что сев на место зрителя, даже оставаясь в роли ведущего, вы сразу почувствуете себя намного спокойнее и комфортнее, а человек, вышедший из зала на сцену, почувствует себя как минимум неуютно и ему будет дискомфортно. Выдернутый из социума, человек ощущает себя как рыба на суше.
Вторая причина этого страха – нахождение перед толпой незнакомых людей. Если мы всех в зале знаем, то нам намного спокойнее, хотя мы все равно волнуемся. А вот если аудитория нам незнакома, то уровень стресса возрастает кратно. И это нормально. В нас издревле сидит механизм «свой-чужой», и когда мы оказываемся наедине против толпы незнакомых людей (а мы именно против, а не рядом), то наши древние инстинкты начинают изучать обстановку и запускают процесс «бей-беги». Проще говоря, в случае опасности любое животное оценивает, сможет ли оно навалять потенциальному агрессору или убежать. Находясь перед толпой, напротив устремленных на нас десятков глаз, мы начинаем слегка паниковать, а наш инстинкт самосохранения и выживания немедленно начинает посылать сигналы в мозг «беги!» В условиях дикой природы это очень полезный инстинкт – выброс кортизола и адреналина мобилизует реакцию, а вот в обычной жизни этот же самый кортизол нам сильно мешает – у нас путаются мысли, страдает память, когнитивные функции, появляются нежелательные физические реакции вроде пересохшего рта, навязчивых движений, пота, спазмов, судорог и т.д..
И наконец, третья причина этого страха – наши детские воспоминания. Обычно они связаны с выступлениями на стульчике перед родными, спектаклями в детском саду, где кто-нибудь ревел и просился к маме, кто-то забыл слова, а также со школой и институтом, где выход к доске означал будущую оценку (не всегда положительную) и дискомфорт от нахождения перед классом. Отсюда идет наш страх, что наше выступление всегда оценивают. Припомните, было ли у вас такое состояние, что вы идете выступать, а у вас ощущения двоечника на экзамене? Страх показаться некомпетентным, боязнь неудобных вопросов, враждебно настроенной аудитории – это все оттуда, привет нашей школе и милейшим учителям.
Вот на работу с этими глубинными причинами и будут направлены наши сегодняшние упражнения. И давайте сразу оговоримся – очень часто говорят «как перестать волноваться и убрать эмоции». Но! Не надо убирать волнение и эмоции полностью. Нет ничего хуже, чем апатичный безэмоциональный спикер, которому глубоко плевать на аудиторию, тему выступления и его результат. Легкое волнение на уровне предвкушения, эмоции азарта и позитивного настроя – то, что нужно для хорошего зажигательного выступления.
Итак, давайте теперь разложим по основным направлениям все факторы, создающие глоссофобию, и проработаем каждый из них.
1. Фактор психологии.
Деструктивные мысли, описанные выше, влияют на наш настрой. Значит, наша задача – проработать их, избавиться от негатива и поменять «минус» либо на «ноль», либо на «плюс».
Упражнение 1.1. Переключение. Прием, который хорошо работает, чтобы успокоить плачущих детей – тебе мороженого не досталось, не плачь, ой, смотри, какая птичка полетела, побежали за ней – так же хорошо работает и у взрослых. Вместо того, чтобы копаться в дурных мыслях, переключите фокус своего внимания. Например, начните глубоко дышать и сфокусируйтесь на дыхании и ощущениях в теле. Или внимательно изучайте зрителей в аудитории, подмечайте детали их поведения. Или поболтайте о чем-то отвлеченном с коллегой. Или послушайте любимую музыку, которая придает вам энергии и настраивает на позитив. Этот прием, кстати, используют почти все фигуристы, настраиваясь на соревнования
Упражнение 1.2. Принятие.
Давайте тут дадим слово Ане Щербаковой – один из секретов, как она научилась справляться с волнением и пройдя через серию срывных выступлений в сезоне 2018, стать одной из самых плюсстартовых спортсменок и прославиться как человек со стальными нервами.
Ключевая фраза – «а что я переживала? Что случится то, что случилось? Зачем я тогда переживала?» Аня, сознательно или нет, применяет ту же технику, что применяли в древности самураи, когда, идя в бой, они мысленно смирялись с фактом, что они в бою уже умерли, в том числе заранее отдавали все необходимые распоряжения домочадцам, и с этим осознанием шли в бой. Представьте, что ваше выступление УЖЕ прошло неудачно, примите это как факт и проработайте последствия. Еще один способ работы с этим инструментом – подумайте, как вы можете снизить вероятность такого исхода и вместо того, чтобы думать о плохом, фокусируйтесь на тех вещах, которые помогут избежать этого исхода – например, на качественной подготовке к выступлению.
Упражнение 1.3. Изменение роли
Моя личная рекомендация – данное упражнение очень сильно мне помогло и вообще изменило мое восприятие публичных выступлений. Как мы уже говорили выше, когда мы выступаем на публике, детская память подсовывает нам незавидную роль ученика у доски. Измените свою роль – во-первых, определите для себя, как вы себя обычно чувствуете, в какой роли (школьник? студент на пересдаче? шарлатан на публике? маленький ребенок на стульчике перед взрослыми?), во-вторых, найдите для себя новую, более подходящую роль – например, уверенный начальник (согласитесь, вряд ли хороший босс сильно волнуется о том, насколько уверенно он выглядит перед подчиненными), актер перед благодарной публикой, Саша Трусова на мастер-классе среди фанатов, учитель перед классом (особенно актуально, если нам нужно доносить новые знания), рассказчик историй у костра (если ваше выступление основано на сторителлинге). Лучше всего, если вы найдете не одну, а две-три роли и сможете примерять их на себя перед выступлением, меняя образ в зависимости от ситуации. Моя роль, которая помогает мне в больших выступлениях – исследователь. Прямо во время выступления я примеряю на себя образ ученого-исследователя, проводящего эксперимент на публике, и задаю себе в голове вопросы – кто моя аудитория? На какие группы она делится? Как эти группы реагируют, чем отличается их поведение. Как вообще я оценю аудиторию – бодрая, вялая, активная, вовлеченная? Как видите, я полностью сместил фокус внимания с себя на аудиторию и тем самым убираю деструктивные мысли, заменяя их конструктивными. Этот подход полезен еще и тем, что вы начинаете фокусироваться на аудитории и техниках, которые повысят уровень контакта (о том, как повысить контакт и сделать выступление живым и интерактивным, поговорим в отдельной статье)
Упражнение 1.4. Разрядка ситуации
Попробуйте сделать напряженную ситуацию – защита диплома, важная презентация у заказчика, выступление на конференции – менее напряженной или вообще превратить ее мысленно в фарс. Например, представьте, что вы находитесь среди детей, внутри спектакля, где люди только притворяются важными дядями, а на самом деле они хотят на шашлыки, поржать и рассказывать анекдоты, или в зоопарке среди животных. Этот нехитрый прием поможет снизить градус напряжения, особенно на статусных встречах. Пример из личного опыта – на собрании топ-менеджеров, чтобы снизить уровень волнения разрядкой, я мысленно представляю, как жена их дома ругает за разбросанные носки, не выброшенный мусор и не сделанные с ребенком уроки. И мысленно представляю владельца компании в линялых шортах, шлепках, с виноватым видом и с мешком мусора в руке
Упражнение 1.5. Открытость
Поделитесь с аудиторией своими эмоциями. Этим приемом не стоит злоупотреблять, но можно дозированно его использовать. Признайтесь, что можете не ответить на какие-то вопросы аудитории – «честно скажу, не знаю, но давайте я запишу вопрос и вернусь потом к вам с ответом»
2. Фактор «физики» и физиологии
Когда мы волнуемся, у нас появляются нежелательные физические реакции, о которых я уже говорил. Например, одна из неприятных вещей, с которой я раньше сталкивался – мелкий озноб перед выступлением и неконтролируемое подергивание ног, иногда это еще сопровождалось судорожным подрагиванием нижней челюсти. Это происходит как раз из-за избыточного выброса адреналина и кортизола.
Упражнение 2.1 «Камень-вода»
Мое любимое упражнение, помогает в любой ситуации сжечь этот лишний адреналин. Резко и изо всех сил напрягите все мышцы своего тела, представив, что вы внезапно окаменели. Подержите себя несколько секунд в состоянии максимального напряжения, потом резко сбросьте и расслабьтесь. И так повторите несколько раз, пока не почувствуете, что избыточное напряжение ушло. Работает в любой ситуации – даже если вы находитесь на совещании, можно незаметно сделать это упражнение для нижней части тела и рук
Упражнение 2.2. Дыхание
Очень банальное, но от того не менее действенное упражнение. Медленное, размеренное дыхание, с каждым вдохом и выдохом растягивайте его. Спокойное дыхание успокоит пульс и снизит уровень адреналина
Упражнение 2.3 Физическая разминка
Еще один простой прием, ставший для меня открытием. Непосредственно перед выступлением нужно поделать какие-нибудь активные физические упражнения – поприседать, попрыгать, походить по лестнице, поотжиматься, смотря что вам доступно. Главное, это должны быть именно активные физические упражнения, напрягающие мышцы и сжигающие адреналин.
Упражнение 2.4 Уверенная позиция
Волнение часто приводит к тому, что наша поза, осанка ухудшаются. Мы начинаем сутулиться, зажиматься, смотреть вниз, прятать руки и всячески излучать неуверенность. Дайте сигнал мозгу, что все в порядке – примите уверенную позу. Расправьте плечи, выпрямитесь, «заземлитесь» - твердо упритесь ногами в землю. Сделайте несколько глубоких размеренных вдохов-выдохов, создайте в голове нужный образ (я – начальник, я – звезда, я – командир) и походите, подвигайтесь и пожестикулируйте, сохраняя осанку и образ.
Отдельный вопрос – а что делать с руками? Они же все время кажутся в неестественном положении. Ну не стоять же по стойке «смирно», в самом деле? И скрестить руки на груди – плохая привычка, это жест закрытости и пренебрежения к аудитории. Еще хуже прятать их за спину (клянусь, до прохождения тренингов я тоже так делал и считал, что это смотрится нормально, пока не увидел запись своего выступления). Засовывать в карманы - это тоже скорее плохая, чем хорошая привычка. В общем, руки все время мешаются. Есть т.н. базовая позиция для рук, которую я вам предлагаю освоить – вот она:
Руки соединены (но не сцеплены!) вместе на уровне живота. Это как взлетная площадка для рук, но не фиксируйте их там надолго, чтобы это не выглядело неестественно. Активно жестикулируйте, помогайте себе жестами (вспомните пример про Макконахи и насколько он размашисто жестикулирует, при этом смотрится в кадре совершенно органично)
Еще один пример – Алина Загитова в последнее время явно тренирует этот навык, и это заметно.
Пусть жесты выглядят немного неестественно – это временно, с практикой жестикуляция с станет более уверенной и естественной. В данном случае жесты очень хорошо спасают звучание, придают динамики, потому что текст Алина выдала довольно неуверенный. Вот представьте, что тот же текст она бы выдала без жестов - вы бы сильно сфокусировались на ее словах и звучании. А так - руками машем, поцелуйчики в камеру шлем и в целом выглядим вполне себе неплохо (если, конечно, не вслушиваться). На что в данном случае хотелось бы обратить внимание – сильно сцепленные руки и обхватывание одной ладони другой вкупе с голосом выдают неуверенность, поэтому старайтесь избегать таких жестов.
Вот пример классической позы оратора:
Допустима также и поза со свободно опущенными руками в их естественном положении. Но имейте в виду - в обоих случаях активно используйте руки, не фиксируйте их надолго на «взлетно-посадочной полосе». Руки, они как самолеты – им место в воздухе, в движении.
Что касается позы сидя, то тут допустимы разные варианты. Ноги можно скрещивать, складывать вместе, раздвигать и даже закидывать друг на друга. Руки можно складывать в базовой позиции, а также использовать подлокотники, но для опоры, а не для того, чтобы в них вцепиться как в спасательный круг.
Вот, к примеру, как располагается в кадре Эллен Дедженерес:
На правах хозяйки шоу она чувствует себя совершенно раскованно и свободно меняет позы. То есть пространство вашего стула, кресла тоже можно и нужно использовать. Вы можете показать себя хозяином территории, а можете выглядеть как случайно севший посетитель, которого любой проходящий может шугануть с места.
А вот пример Жени Медведевой:
Здесь мы видим, что Женя использует базовую позицию рук либо держит планшет в руках либо держится за подлокотники. Позиция ног - скрещенные, меняются ноги, но не поза. Жесты присутствуют, но не очень активно, Женя как будто себя сдерживает и зажимается. Очень мало динамики в кадре даже по сравнению с Абрамовым. И хотя речь у Медведевой очень уверенная, есть экспертность в вопросе, и структура, и подготовка, ее жесты выдают скованность и неуверенность в кадре. Здесь бы порекомендовал активнее жестикулировать, убирать планшет после вопроса, чтобы он не сковывал, и чаще менять положение тела, чтобы повысить динамику шоу, которая явно страдает.
3. Фактор подготовки
Дадим здесь слово Даниилу Глейхенгаузу:
Очень верная мысль – если у вас есть плюсстартовость, то она при 100% готовности даст вам 120-130% результата. Но если вы готовы на 50%, это будет 60-70%, но это не будет 100. Каким бы вы ни были уверенным от природы спикером, нельзя недооценивать важность подготовки. Собрать классное выступление с листа при огромном опыте возможно, но даже самые крутые спикеры тратят много времени на качественную подготовку. Отдельно о правилах подготовки напишу отдельный пост, а пока сделаю акцент на отдельных упражнениях
Упражнений 3.1. 50 на 50
Готовясь к выступлению, тратьте не больше половины времени на продумывание и прописывание и не меньше половины – на тренировку и набалтывание. Например, вы продумали структуру и накидали основные тезисы – соберите макет речи и наболтайте ее на камеру. Продумали уверенный выход и вовлекающее начало, с вовлечением аудитории – потренируйте и наболтайте его. Прописали факты, цитаты и примеры – соберите речь еще раз, наболтайте на камеру. Потренировали техники уверенности и настроя на выступление, настроили эмоции – соберите выступление еще раз. Подобный подход позволит каждый раз повышать уровень подготовленности и качество итогового выступления
Упражнение 3.2 Финальный прогон
Если есть возможность, сделайте его в условиях выступления – пройдите в зал и отрепетируйте финальное выступление со всеми деталями – свет, презентация, экран, звук/видео, маркеры/флипчарты. Если нет, соберите финальный прогон дома, в качестве инструментов используйте подручные предметы. Если вам предстоит выступать с микрофоном, обязательно отрепетируйте этот момент – хоть с огурцом, хоть с пультом от телевизора.
Упражнение 3.3 Разогрев
Аналогично тому, как фигуристы проводят шестиминутную разминку перед выступлением, хорошему оратору не помешает разогреться перед выступлением. Толкните с утра речь-разогрев на отвлеченную тему перед семьей, подискутируйте о чем-нибудь с коллегой. Это называется «поговорить об кого-то», чтобы войти в нужное состояние и разогреть мышцы. Да-да, мышцы «говорения» тоже требуют разминки. И, конечно, не помешает артикуляционная гимнастика и упражнения на дыхание, чтобы разогреть голосовой аппарат. В отдельном посте, если будет интересно, дам конкретные упражнения на улучшение звучания.
А если вы окажетесь в положении Алины Загитовой и Максима Транькова на открытых прокатах, когда надо работать в паре, то вам будет очень полезно, помимо собственно репетиций, загодя поговорить на отвлеченные темы, почувствовать друг друга как ведущие-партнеры, а перед выступлением – разогреться на зрителях, случайных прохожих, административном персонале, и позадавать им вопросы.
Упражнение 3.4 Освоение местности
Еще один прием, который я крайне рекомендую. Если есть возможность, перед выступлением зайдите в зал, где будет проходить выступление – проверить звук, оборудование, необходимые материалы. И во время проверки походите по сцене, примите позу оратора, поговорите в зал, как бы освойте и пометьте территорию – «это мое место и я тут хозяин». Еще один способ, который я всегда применяю – я обязательно сажусь на место зрителя в зале и представляю себя на сцене, а потом иду на сцену. Все это позволяет привыкнуть, освоиться на местности и чувствовать себя более уверенно. Теперь вы тут – хозяин территории, а аудитория – ваши гости.
4. Фактор опыта
Здесь все понятно. Чем больше мы выступаем, чем больше накапливаем опыта, тем лучше и увереннее будут наши выступления. Упражнения тут будут очень простыми и прикладными
Упражнение 4.1 Инициатива
Везде, где только возможно, ищите возможности выступить, будь то планерка перед коллегами, обмен знаниями в школе или тост на юбилее. Кстати, если вы примените навыки спонтанных выступлений, о которых я писал в прошлом посте (структура и призмы восприятия) и наложите это на метафоры и сторителлинг, вы будете просто невероятно крутым спикером с бокалом в руке и сможете говорить классные зажигательные тосты по любому поводу.
Возвращаясь к инициативе – тренируйте даже простые вещи в формате публичных выступлений, и вы быстро заметите, что весь инструментарий, о котором я пишу, у вас войдет в привычку.
Расскажу пример – однажды на стратегической сессии после работы в команде, где я был больше слушателем, чем активным участником, зашла речь о том, кто будет представлять результаты команды. Поскольку группа мялась, я вызвался сделать это, быстро накидал структуру, продумал вовлекающее начало, прикинул примеры в уме по структуре «аргумент-поддержка-иллюстрация», потренировал звучание, выключив микрофон, и через полчаса выдал яркое образное, вовлекающее выступление, четкой структурой, с приемами спонтанной речи (когда нет времени на подготовку, этот навык очень полезен), со всеми приемами диалогизации – риторическими вопросами в аудиторию, примерами из жизни, мини-историями, с уверенным началом и зажигательным концом. Коллеги были в восторге, на фоне унылых отчетов-докладов остальных наша группа выглядела как рок-звезды, хотя результаты проработки темы на самом деле не отличались глубиной от других групп. Поэтому всегда используйте возможность прокачать даже простые выступления, как Мэттью Макконахи в моем предыдущем посте.
Упражнение 4.2 Успешный опыт
Это можно также считать и проработкой психологического фактора. Перед очередным выступлением вспомните свой предыдущий успешный опыт, вспомните свой ощущения, вернитесь в тот момент. Даже если у вас не было больших крутых выступлений, наверняка у вас были истории школьных постановок, домашних мини-спектаклей и других примеров из жизни. Прочувствуйте снова этот момент, зарядитесь уверенностью и позитивом – и вперед на сцену. Со временем у вас этого опыта будет все больше и больше, и вы сможете быстро приводить себя в нужно эмоциональное состояние, кроме того, станете в принципе более уверенными и перестанете панически бояться аудитории.
5. Фактор экспертизы
Если вы хорошо разбираетесь в теме, то будете чувствовать себя гораздо увереннее перед аудиторией. Поэтому советы тут общего плана – читайте, повышайте свои предметные знания, учитесь и слушайте семинары, участвуйте в сообществах, делитесь своими знаниями с другими. Всегда помните: если вы выступаете, а они там сидят и слушают - значит, эксперт тут вы, иначе вы бы сидели в зале. Из этого простого постулата черпайте уверенность в своем выступлении: вы - профи, вы - эксперт, а аудитория хочет узнать от вас что-то новое, «зажечься» какой-то идеей.
Отдельный вопрос – а что делать, если мне надо выступать перед аудиторией, которые сами куда бОльшие эксперты в вопросе, чем я? Прежде всего, не надо пытаться выставлять себя умнее и экспертнее аудитории – вас быстро раскусят и сольют. Точно так же не надо перед аудиторией заискивать и как бы просить делать поблажки, ссылаясь на незнание матчасти – ваша ценность обнулится. Вместо этого, во-первых, признайте уровень аудитории, не принижая себя, («мне очень приятно находиться вместе с признанными экспертами в области нефтедобычи»), во-вторых, вернитесь к 1.5 – это нормально не знать всего, и в-третьих, сконцентрируйтесь на том, какую ценность вы несете для этой аудитории, зачем вас пригласили выступать и на цели выступления (что аудитория должна узнать, понять, сделать). Если вы продавец оборудования, то вы можете не быть экспертом в бурении скважин, но вы эксперт в получении выгоды от этого оборудования. Если вы руководитель проекта перед большими руководителями, то вы явно не такой эксперт в вопросах бизнеса, как они, но вы лучше них знаете, чем ваш проект полезен для бизнеса, какую он несет ценность. Если вы проводите тренинг по публичным выступлениям, то вы можете не быть крутым спикером, но зато по итогам вашего выступления дадите набор практических инструментов для своих слушателей, которые улучшат их навыки, а это куда полезнее для них, чем слушать речи Тони Роббинса или презентации Тима Кука.
6. Фактор техники и навыков
Переводя в язык фигурного катания – если вы владеете квадами, вращениями и дорожками четвертого уровня, то собрать из них программу-шедевр куда проще, чем из одинарных прыжков, подпрыжек, троек и моухоков. Навыки оратора, как я уже писал в одном из прошлых постов, раскладываются на конкретные составляющие, и каждую составляющую нужно прокачивать и тренировать. Инструменты, которые помогут вам прокачивать навыки:
- теория и знания. На страницах моего блога я даю массу и теоретических, и, что куда важнее, практических советов и инструментов по улучшению навыков публичного выступления. Также читайте блоги, книги, слушайте крутых спикеров. Но! «Суха теория, мой друг» (с), поэтому эти знания имеют смысл только тогда, когда вы берете их на вооружение. Один тренированный навык куда ценнее сотни теоретических в голове. Можно хоть круглосуточно слушать Дениса Мацуева, но виртуозность игры на фортепиано приобретается через гаммы и часы практики.
- фокус. Если хотите практиковаться, ставьте себе целью на неделю прокачать один конкретный навык – например, развитие словарного запаса. И тренируете всю неделю его (см. упражнения тут, а если пороетесь в интернете, то найдете еще целую кучу) и в быту, и на работе стараетесь применять полученные навыки
- запись себя на видео и аудио. Честно скажу, это не очень приятное, но крайне полезное занятие – записывать себя на видео. Вы сразу увидите, что именно вам не нравится в вашем выступлении. А продолжая записывать свои выступления и оттачивая навыки, вы увидите, как они улучшаются и это даст вам мотивацию двигаться дальше.
- чек-лист. Выпишите для себя перечень навыков, которые хотите прокачать, и двигайтесь по нему от недели к неделе, отмечая прогресс
- обратная связь. Просите своих коллег, друзей, родных оценивать ваши выступления и давать вам советы и рекомендации – что было хорошо, а что необходимо улучшить
- обучение, тренинги и курсы. Это стоит денег, но поверьте, это того стоит. На курсах вас вытащат из зоны комфорта и заставят прокачиваться по всем направлениям. Если не будете лениться, бояться и будете прилежно делать домашние задания, то через пару месяцев результат «было-стало» будет очень значительным.
Вот такой получился очередной пост – очень долгим, с кучей информации, но надеюсь, был полезен. Тренируйте техники, повышайте свою уверенность, избавляйтесь от глоссофобии (как минимум, учитесь ею управлять) и проводите яркие и уверенные выступления на работе и в жизни.
P.S. Оставляю вам возможность выбрать самим тему следующего большого теоретического разбора и предлагаю на выбор:
А) подготовка к выступлению – как собрать воедино крутое выступление
Б) звучание – как улучшить тембр, дыхание, артикуляцию, дикцию, научиться интонировать, использовать паузы и эмоции в речи
В) повышение контакта – приемы диалогизации, интерактива и вовлечения аудитории
Пишите свои варианты, самый заплюсованный пойдет в работу.
Выбираю вариант Б
По логике прекрасно было бы дальше услышать про звучание - вариант Б.
А потом уже напрашивается как (собрать выступление) и как (вовлекать аудиторию).