Протокольные речи на примерах Анны Щербаковой и Алины Загитовой. Подробный разбор
Привет читателям моего блога. В прошлом посте мы много теоретизировали и смотрели, из каких запчастей состоит машина публичного выступления. Пора заводить двигатели и смотреть выступления на практике – будем разбирать конкретные выступления, анализировать и делать выводы. Мы обсудим типы публичных выступлений и остановимся подробно на одном из них с примерами. В качестве подопытных сегодня – олимпийские чемпионки Анна Щербакова и Алина Загитова, актеры Бри Ларсен и Мэттью Макконахи. Но сначала нам необходим еще один теоретический блок.
Итак, каким должно быть успешное публичное выступление? Давайте выделим основные составляющие успеха. Классное публичное выступление должно:
1) Отвечать своей цели. Разбирая примеры хороших выступлений, мы увидим, что каждое из них имеет четкую цель, на которую работает оратор, и это видно в его выступлении
2) Иметь структуру и желательно композицию. Так построено наше мышление. Мы плохо реагируем на беспорядочный поток слов, наше сознание стремится выключить этот шум, и мы привыкли видеть композицию во всем – в картинах, музыке, фильмах и, конечно, в публичных выступлениях любого вида мы лучше реагируем и запоминаем те, которые имеют структуру.
3) Вызывать эмоции и быть эмоциональным. Это не значит, что оно должно проходить в режиме истерики Саши Трусовой на Олимпиаде, но оно непременно должно и содержать в себе эмоции и вызывать эмоции у зрителей. Безэмоциональное выступление – это доклад с трибуны. Я не случайно привел в пример Трусову. Согласитесь, вы его наверняка запомнили, возможно, на всю жизнь? Вот что такое сила эмоций. Так, например, одними из самых запоминающихся речей на Оскаре были речи рыдающей в неконтролируемой истерике Халли Берри и прыгающего по сиденьям от счастья Роберто Бениньи. Информация забывается, призывы забываются, а эмоции помнят очень-очень долго. Мы можем не помнить, кто выиграл ОИ-1976 и ОИ-1984, зато помним слезы Родниной на ОИ-1980.
4) Быть вовлекающим. Это значит, что хорошее публичное выступление – это не монолог и не доклад. Это диалог, общение с аудиторией, где слушатели ощущают себя полноценными участниками действия
5) Содержать историю. Это не всегда обязательный, но очень важный параметр. Истории всегда интересно слушать, истории лучше запоминаются. С древних времен, еще до изобретения письменности люди передавали друг другу информацию, рассказывая истории у костра, и тот, кто делал это лучше, становился, как сказали бы сейчас, лидером мнений
6) Быть лаконичным. Многословность, «вода» и переливание из пустого в порожнее, а также проговаривание очевидных вещей сделают речь излишне затянутой.
7) Иметь четкое завершение. Конец выступления может быть самым разным, но в любом случае должен работать на конечную цель и быть запоминающимся, по закону Штирлица
Что касается видов публичных выступлений, то традиционно выделяют следующие типы:
- Информационное (доклад, лекция, инструкция, устное сообщение и т.д.)
- Развлекательное (концерт, стендап, встреча со зрителями, влог, кружочек в телеграме)
- Протокольное (поздравление, речи на свадьбе, юбилее, награждении)
- Убеждающее (например, презентация продукта, реклама, вдохновляющая речь, послание – к коринфянам, Заксобранию, Медведевой МОКу, за пивом в магазин за десять минут до закрытия и т.д.)
Выступление может сочетать в себе несколько типов, например, быть протокольным, но при этом развлекательным, или информационным и убеждающим. Давайте сегодня разберем на некоторых примерах несколько протокольных выступлений и посмотрим, что с ними не так и как можно их улучшить.
Пример №1. Речь Анны Щербаковой на 1 сентября в университете
Во избежание обвинений в передергивании я приведу текстовую транскрипцию речи.
«Здравствуйте. В современном мире нужно постоянно учиться, ведь он так быстро развивается и меняется, что мы даже не знаем, какие знания нам могут потребоваться, что еще нам предстоит открыть, чтобы в будущем эти воспользоваться. Поэтому давайте учиться, пробовать, экспериментировать, давайте практиковать наши знания и искать себя, ведь студенческая жизнь – она именно для этого. Я верю в то, что для каждого из вас это время будет максимально успешным и продуктивным и я желаю всем нам удачи, терпения и вдохновения. Спасибо»
Речь очевидно протокольная, заранее запланированная и встроенная в программу торжественного открытия учебного года. Помимо этого, она также частично убеждающая, т.к. несет в себе призыв. Отвечает ли выступление своим целям? Безусловно да, т.к. соблюдена протокольная часть, есть пожелание и есть призыв, который мы запомнили – давайте пробовать и экспериментировать, давайте искать себя. Она также четко структурирована, имеет начало, основную часть и завершение. Также речь очень лаконична (даже чересчур, на мой взгляд) и имеет четкое завершение. Отметим, наконец, хорошую подготовку – видно, что Анна готовилась и репетировала, речь явно взята не с потолка. Однако тут палка о двух концах - я подозреваю, что речь была записана Щербаковой на бумаге и выучена буквально наизусть. Если так, то это плохой способ подготовки, и я никому его не рекомендую, особенно если речь не на два предложения – обязательно разволнуетесь и собьетесь, ведь не у каждого есть способы бороться с волнением как у Ани. Качественную подготовку к публичному выступлению обсудим в отдельном посте. Резюме - для уровня школьных и студенческих выступлений очень неплохо, но до крутого и зажигательного спича профессионального уровня не дотягивает.
А теперь давайте подумаем, как Ане можно было улучшить эту речь и вывести ее на другой уровень. Во-первых, очевидно, что речи не хватает эмоций и юмора, она больше похожа на доклад. Можно было бы добавить шутку в начало речи, например: «Здравствуйте, мои дорогие коллеги по учебе, мои будущие собратья по бессонным ночам перед экзаменами и маэстро шпаргалок», «можно не пристраиваться на плече соседа – обещаю, буду краткой, заснуть вы не успеете». Можно добавить в речь описание эмоций – радость, волнение. Например, «я очень рада, что вместе с вами открываю дверь в новую жизнь», «волнуюсь перед началом учебного года вместе с вами – не хочется быть первой олимпийской чемпионкой, получившей незачет по физре» и т.д. Не бойтесь эмоционально окрашивать свою речь, делать ее более персонифицированной, это только ее улучшит. С юмором надо быть осторожными – не всегда он заходит в больших количествах, но использование шуточной формы со студентами, школьниками – это всегда уместно и тут сложно переборщить. Посмотрите знаменитую речь Джима Керри в университете Махариши – поймете, насколько вы недобарщиваете.
Что касается содержательной части, то ей не хватает проработки. При подготовке речи я бы посоветовал использовать алгоритм «аргумент - поддержка - иллюстрация». Есть тезис – «нужно пробовать новое и экспериментировать», есть аргумент – «мир очень быстро меняется, знания быстро устаревают». Но не хватает поддержки и примера. Поддержка – это та информация, которая придает силы нашему аргументу. Это может быть факт, цифра, отсылка на авторитет, цитата или статистика. Например, «по прогнозам футурологов, к 2030 году более четверти существующих профессий полностью исчезнут или трансформируются». Или «современные исследования говорят о том, что hard skills, то есть предметные знания, быстро устаревают или заменяются искусственным интеллектом, а на первый план выходят soft skills, то есть личностные навыки и способность учиться». Иллюстрация или пример – это наглядное описание аргумента, позволяющее его визуализировать. Например, «представьте себе, как развитие искусственного интеллекта скажется на профессии тренера, которой я собираюсь учиться. Может быть, появятся специальные коньки с датчиками и проекцией на лед, которые будут рисовать дуги, по которым должен кататься ученик? А может, появится виртуальный помощник и VR-очки, которые будут учить ученика правильно прыгать и давать ему подсказки и советы, как искусственный интеллект Джарвис в костюме Железного человека? Уже сейчас в современном футболе спортсмены бегают с датчиками, которые записывают десятки параметров, которые тренеры используют в работе. Спорт перестал быть просто «быстрее, выше, сильнее», он стал еще и «умнее, точнее». Значит, и нам нужно учиться осваивать новые технологии, экспериментировать, чтобы улучшать результаты». В таком формате аргумент будет выглядеть гораздо сильнее, потому что у него есть поддержка и наглядная иллюстрация. Для иллюстрации подходят вовлекающие фразы «приведу пример», «посмотрите», «давайте представим», «вообразите себе такую картину», «а как вам такое?» и т.д. Еще одна подсказка: посмотрите стендапы и вы увидите, что на этом приеме строится большинство шуток стендап-комиков.
NB: подробнее об этом способе аргументации можно почитать в книге Никиты Непряхина «Убеждай и побеждай», которую я настоятельно рекомендую почитать всем, кто хочет улучшить навыки публичной речи и навыки переговоров.
Пойдем далее. Речи не хватает взаимодействия с аудиторией. Самое простое - попросить аудиторию что-то сделать. «Поднимите руку», «оглянитесь вокруг», «отложите ваши смартфоны», «посмотрите на соседа». Очень улучшит речь наличие пусть даже короткой истории – уверен, что из спортивного багажа Ани можно достать кучу примеров и рассказать, почему она решила учиться на тренера. Можно рассказать забавную историю из школьной учебы или о том, как она учится в поездках.
Проекция на себя, апелляция к личному опыту и сторителлинг показывает аудитории, насколько важна эта тема лично для вас. Подобными приемами вы мгновенно из режима докладчика превращаетесь в рассказчика историй, а аудитория из засыпающе-скучающей – в тех самых слушателей у костра, которые так любят слушать истории.
Давайте также подумаем над интерактивом - можно обратить внимание на огромную зачетку за спиной и как-то обыграть ее или даже что-то написать на ней – так появится элемент взаимодействия. Можно добавить выступлению динамики – например, взять микрофон и походить с ним по сцене. Кто сказал, что этого делать нельзя? Очень даже можно, и использование пространства сцены сделает речь более запоминающейся, чем речь в статичном положении. Можно и нужно задействовать больше жестов - это и усиливает речь, и добавляет динамики выступлению.
В качестве хорошего домашнего задания предлагаю Ане и читателям блога прекрасный шуточный конструктор речей на все случаи жизни. Здесь вы увидите массу примеров на использование юмора и повышение контакта с аудиторией, как сделать выступление эмоциональным, смешным, ярким и захватывающим. Берите и пользуйтесь - тут просто россыпь жемчужин.
Пример №2. Речь Алины Загитовой на ПМЭФ
«Аа, добрый вечер всем. Ээ, я рада сегодня присутствовать, ээ, здесь, ээ и хочу сказать в первую очередь, ээ новый формат — он ввелся для того, чтобы ээ было больше зрелищности в фигурном катании. Хотя, казалось бы, куда еще? Но есть куда, как оказалось. Вот. Чтобы не только техническая — то есть прыжки — определяли итоговый результат, но и артистизм, ээ умение держать зрителя внутри программы, ээ повышать свой скейтинг скиллз, то есть работать над катанием. Ээ, также дополнительно к программам, ээ у нас идет костюмы и музыка. Вот. Также у нас ввели сейчас новые соревнования… это между мужчиной и женщиной. (Смеется.) Ээ очень интересный формат, так как сталкиваются два вида разных… не спорта, а… То есть мужчина и женщина, да? Сталкиваются лбами, и ээ тут очень интересно, насколько они будут ээ соревноваться, кто будет сильнее, ээ потому что в настоящее время пока непонятно. Вот. Ну, в мировом фигурном катании, наверное, уже сформировалось… оно сформировалось. И… в качестве шоу-программ — возможно, но только если с нашими фигуристами. Вот. Конечно, хочу сказать огромную благодарность нашему правительству, нашей стране — за внимание к нашему виду спорта. Спасибо большое»
Техническая часть выступления просто ужасна – постоянное эканье, абсолютно недопустимое для телеведущей (иногда экать можно, когда пытаешься донести сложную мысль в спонтанной речи, но тут речь явно заготовлена и все равно наполовину состоит из эканья), совершенно детское слово-паразит «вот». Очень плохой словарный запас и культура речи – видно, что Алине не хватает слов, чтобы сформулировать мысль и банально закончить предложение. Хромает на обе ноги согласование слов в предложении, используется непонятный для аудитории жаргон-англицизм skating skills, присутствуют стилистические ошибки – «сказать благодарность». Алине пора бы завести маленький словарик на эту тему: выразить благодарность – сказать спасибо.
Из плюсов отметим разве что улыбку, приятный тембр и неплохую четкость речи.
Отвечает ли выступление своей цели? Не знаю, как вы, а я не вижу у выступления никакой четкой цели. С одной стороны, оно вроде информационное, т.к. нам дают куски какой-то новой информации – новый формат выступлений, сталкивание лбами мужчин и женщин. Но не очень понятно, что аудитория должна узнать, понять и какой вывод для себя сделать. Структуры нет совершенно, есть разнородные путаные мысли на тему. Вместо четкого завершения – благодарность непонятно кому (абстрактные «правительство», «страна»), непонятно для чего. Все остальные составляющие на фоне хаоса содержания даже бессмысленно рассматривать, поэтому в отдельной теме мы поработаем над подготовкой к выступлению с нуля и предложим Алине нормальный алгоритм подготовки.
Какой вывод можно сделать из этого выступления? Во-первых, уволить спичрайтера и нанять нового, а во-вторых, не халтурить и полноценно готовиться к таким статусным мероприятиям. Хорошая подготовка занимает не один день, зато при правильной подготовке выступление будет крутым и запоминающимся.
Ну и чтобы закончить пост на позитивной и вдохновляющей ноте, давайте рассмотрим пример того, как протокольное выступление может стать и развлекательным, и убеждающим и вообще крутым по всем возможным критериям на примере благодарственных речей на церемонии вручения премии Оскар.
1: протокольная благодарственная речь Бри Ларсен
Здесь мы видим стандартную схему «спасибо режиссеру, собратьям-актерам, маме, папе, моему агенту и Господу Богу за эту награду» и ничего больше. Чисто протокольное выступление
2: протокольно-развлекательно-вдохновляющая речь 80-го уровня Мэттью Макконахи
Вроде бы тоже протокольная речь, но посмотрите, насколько круто это сделано и насколько это вкусно и смотрибельно как элемент шоу! Это «десятка» по всем параметрам. Что делает Макконахи:
1) активно использует вариативность - он варьирует темп речи, громкость, тональность и эмоции (от веселых ноток до ностальгии, от задора до задумчивости). Даже не буду говорить о характеристиках голоса – понятно, что у актера он поставлен на высшем уровне
2) взаимодействие с аудиторией – он адресно обращается к людям в зале, причем как к группе, так и к отдельным личностям. Всегда используйте этот прием для привлечения внимания аудитории и повышению уровня контакта
3) отдельно отмечу нереально обаятельную улыбку Мэттью – причем это не надоедливая натянутая на лицо голливудская улыбка, как у Бри Ларсен, а улыбка, которая включается в нужное время, усиливая эмоцию как самый крутой визуальный эффект. Очень классный прием, и если сможете взять на вооружение, нереально прокачаете вашу харизму
4) структурированность речи – структура «три вещи, которые мне нужны каждый день – к кому обращаться, на кого смотреть и за кем следовать» образует канву его благодарственной речи. Мы четко следуем за ней внутри речи и всегда понимаем, в какой части рассказа находится Макконахи
5) использование жестов – обратите внимание на активную жестикуляцию несмотря на то, что одна рука у него занята. Посмотрите, насколько уместный и активный жест усиливает слова и привлекает внимание. Всегда используйте активные, амплитудные жесты, но следите, чтобы амплитуда и размах соответствовали вашей интонации
6) движение – при том, что он ограничен позой у микрофона, Мэттью использует пространство сцены, меняет позу и даже умудряется наглядно показать, как его папа празднует эту премию на небе, танцуя с воображаемым коктейлем. Не бойтесь двигаться, активно использовать все пространство сцены, вплоть до ее краев, а иногда можно выходить и за ее пределы - как видите, это очень классно смотрится
7) интонирование и акценты – обратите внимание на паузы и ярко выраженные акценты в речи (scientific FACT; and that friend is YOU; to my FAMILY; DEMANDED that we respected ourselves; to my HERO и т.д.). Избегайте монотонности в речи, используйте интонации, паузы, акценты. Длина паузы тоже имеет значение - чем дольше вы способны потянуть «мхатовскую» паузу, тем круче вы как оратор
8) активно использует эмоции от слез до смеха – и посмотрите, насколько мастерски Макконахи задействует весь диапазон! За две минуты он успевает выразить радость, грусть, ностальгию, благодарность, мечтательность, воодушевление, любовь
9) использует проекцию на себя и сторителлинг, одновременно соединяя его со структурой. Мы слушаем истории про его папу, про семью и про его героя – это он через 10 лет
10) очень здорово использует шутки и юмор. Это как соль для еды - сложно вспомнить блюдо, в котором нет хотя бы щепотки соли, и еще сложнее вспомнить яркое запоминающееся выступление, в котором напрочь отсутствует юмор
11) вдохновляет аудиторию, используя свою структуру, и побуждает ее следовать за своим героем
12) закрывает речь крышесносным референсом с элементом самоиронии. Фраза Мэттью «all right, all right» стала в Голливуде настолько популярной, что прочно ассоциируется с Макконахи и любой пародист, который его изображает, обязательно ее использует. И он использует ее в красивом завершении со своей фирменной интонацией – «to any of us whatever these things are… I say all right, all right, all right!»
Берите пример с Макконахи, используйте приведенные выше техники, выводите свою харизму на новый уровень и превращайте свои скучные протокольные выступления в яркие, незабываемые мини-спектакли. Спасибо за внимание и до новых разборов.
Рекомендую всем к прочтению
Что касается вашей профпригодности, т.е. теоретических и практических знаний предметной области и их публичной демонстрации. Вы доказали, что, как минимум, умеете пользоваться интернетом в достаточной степени, чтобы привести цитаты из специализированных (и не очень) источников, активно применяете терминологию, призванную убедить читателя в вашей компетентности. Видна также многочасовая кропотливая работа по написанию и последующей корректировке текста. Но при этом вы остаетесь анонимным пользователем из интернета, о профессионализме которого читатель может узнать исключительно из ваших слов.
У меня данная статья оставила несколько вопросов. Если вы успешны в описываемой области (или какой-то другой), откуда у вас столько времени на написание многословных неоплачиваемых текстов, а также комментариев на местном совершенно не профильном для данной тематике ресурсе?
Здесь ваш "разбор" прочитает пара сотен человек. Да и то, в большинстве своем, по диагонали.
Если вы действительно хотели поделиться своими знаниями, зачем строить статью на противопоставлении двух известных фигуристок. Причем с плохо скрываемой неприязнью к одной из них?
Я вижу, что этот разбор вырос на волне гипертрофированной (именно на этом портале) реакции на очередное, возможно, не слишком удачное выступление Загитовой. В этот раз, в качестве ведущей открытых прокатов на Первом. Но человеку, а тем более мужчине, претендующему на то, чтобы считаться взрослым и состоявшимся, много дней подряд полоскать девушку, чтобы почувствовать себя умнее и потешить самолюбие, как-то не к лицу.
Ваше замечание по поводу неготовности Загитовой совершенно несостоятельно сразу по двум причинам. Во-первых, это вранье. Об участии и выступлении было объявлено заранее.
https://sport24.ru/figureskating/news-2023-06-02-alina-zagitova-vystupit-na-peterburgskom-mezhdunarodnom-ekonomicheskom-forume#modals=ProfileDropdown
"Загитова выступит на сессии «Спорт в новой реальности: от соревнований к продукту», которая состоится 15 июня. Помимо нее, на сессии появятся министр спорта РФ Олег Матыцин и топовый шахматист Сергей Карякин"
На мероприятиях такого уровня неготовности не может быть по умолчанию, формат всегда известен заранее.
Во-вторых, даже если предположить, что от вас не ждут речи, но вы заявлены в качестве спикера, вы должны как следует подготовиться и как участник дискуссии (вдруг вас спросят), и как спикер, если вдруг надо будет толкнуть импровизированную речь. Загитовой в данном случае твердая "двойка" за полное отсутствие подготовки.