Музыкальная антология. Астор Пьяццолла
Привет читателям моего блога. Я решил сделать небольшую серию постов на тему музыки в фигурном катании. В этой серии «антология музыки» я буду рассказывать о великих композиторах и музыкальных темах, вдохновлявших фигуристов всего мира. Первый выпуск посвящается человеку, воспевшему танго, вдохнувшему в него новую жизнь, трансформировав его в современные более сложные формы, и превратившему уличный танец бедноты Буэнос-Айреса в настоящую классику.
Астор Пьяццолла – аргентинец, родившийся в 1921г. в аргентинском городе Мар-дель-Плата в семье выходцев из Италии. Для Аргентины это обычная история, едва ли не половина аргентинцев – дети, внуки мигрантов из Италии. Отец будущего композитора, Висенте – сын рыбака, переселенца из Трани, городка в итальянской Апулии. Мать Асунта – также дочь итальянских переселенцев из тосканского города Лукки. В возрасте 4 лет Астор переезжает в Нью-Йорк, где он вырастет и получит музыкальное образование. Родители тяжелым трудом зарабатывают на жизнь, а маленький Астор, несмотря на хромоту, учится постоять за себя, ведь семья живет в довольно опасном районе. Дома принято слушать музыку и, будучи еще ребенком, Пьяццолла впитывает в себя классическую музыку, джаз и, конечно, аргентинское танго – Карлос Гардель, Хулио де Каро, настоящие иконы того времени.
В возрасте 8 лет мальчик учится музыке, и отец покупает ему бандонеон – инструмент, который, несмотря на немецкое происхождение, ассоциируется в первую очередь с Аргентиной и с танго. Постой, прервет меня в этом месте читатель, а что такое бандонеон? Это разновидность ручной гармони, изобретение немецкого музыканта Генриха Банда на основе концертины – помните, той маленькой смешной гармоники, которую мы привыкли видеть в руках советских куплетистов (в первую очередь это Павел Рудаков, и вы наверняка видели дуэт Рудакова и Нечаева в фильме «Москва слезам не верит»). А бандонеон из Германии перекочевал в Аргентину и стал основой того самого неповторимого и знакомого нам звучания аргентинского танго.
Итак, мальчик увлечен музыкой и уже в 11 лет сочиняет свое первое танго, а также получает приглашение сыграть в эфире местного радио. Он учится классической музыке у венгерского пианиста Белы Вильды, ученика великого Рахманинова. Помимо прочего, Бела учит его играть Баха на бандонеоне, и эти уроки впоследствии лягут в основу музыки Астора Пьяццоллы. В 13 лет он встречается со своим кумиром, классиком аргентинского танго Карлосом Гарделем, снимается в эпизодической роли в его фильме, и Карлос приглашает его принять участие в его туре. Однако, к разочарованию мальчика, отец не пускает его в тур, и это решение спасает жизнь Астора, т.к. в 1935г. случается трагедия – в аэропорту колумбийского Медельина в воздухе сталкиваются два самолета, и вся группа Карлоса Гарделя, включая его самого, погибает. 24 июня стал поистине черным днем для аргентинского танго, но, по счастью, продолжатель его традиций остался жив.
Годом позже в возрасте 15 лет Астор с семьей возвращается в свой родной город Мар-дель-Плата. Он играет в местных заведениях и в это время экспериментирует с классическим танго, обогащая его вариациями из классической музыки, в которых явственно слышится Бах. Перебравшись в Буэнос-Айрес, он присоединяется к музыкальной группе одного из лучших бандонеонистов того времени Анибалю Тройло и пробует себя в роли аранжировщика. Он знакомится с концертировавшим в то время в Аргентине Артуром Рубинштейном (не путать с Антоном Рубинштейном!), который советует ему взять уроки у знаменитого аргентинского композитора Альберто Хинастеры. Так Астор знакомится с музыкой Белы Бартока, Стравинского, Равеля, что также впоследствии повлияет на его творчество и эксперименты в танго.
В 21 год Астор Пьяццолла женится – его избранницей становится молодая художница Деде Вульф.
Влияние идей Пьяццоллы пугает Тройло – ему кажется, что прогрессивные музыкальные идеи молодого музыканта разрушают традиции аргентинского танго и будут отвергаться публикой. Между ними растет недопонимание, и в 1944 году Астор покидает группу Тройло, два года играет в оркестре Франсиско Флорентино, а в 1946 создает свой музыкальный коллектив, Orquestra tipica. В этот период он много экспериментирует с танго, а также пишет классическую музыку, но пока его изыскания идут по параллельным непересекающимся прямым. В итоге в 1950 он расформировывает группу и концентрируется на классической музыке, в которой все больше появляется танго. В 1953 он представляет на музыкальном конкурсе свою симфонию «Буэнос-Айрес», которая вызывает скандал – публика и маститые академики оскорблены, что впервые в состав симфонического оркестра включен такой «недостойный» инструмент как бандонеон. Несмотря на это, Пяццола выигрывает премию Фабиана Севицкого, а вместе с ней – грант на обучение в Париже, в консерватории Фонтенбло.
Новым музыкальным наставником Астора становится легендарная Надя Буланже, гениальный педагог, воспитавшая огромное количество влиятельнейших музыкантов, композиторов и дирижеров 20 века – Дж. Элиота Гардинера, Леонарда Бернстайна, Филипа Гласса, Куинси Джонса (обладатель 27 Грэмми и продюсер Thriller Майкла Джексона), Владимира Косма (легендарный французский композитор, автор музыки самых известных фильмов – «Высокий блондин в черном ботинке», «Невезучие», «Папаши», «Астерикс и Обеликс», «Короли шутки», «Игрушка» и др.), Джорджа Гершвина и многих-многих других.
Буланже продолжает его классическое обучение, знакомит его с новыми техниками, в частности, с контрапунктом, который он впоследствии также инкорпорирует в свое танго. Надя, пытаясь найти для ученика его собственное звучание, подвергает критике его классические произведения – здесь я слышу Бартока, тут Стравинского, здесь явно Бах, а где же Пьяццолла? Тогда Астор играет ей одно из своих ранних оригинальных произведений, Triunfal, и Буланже в восторге – вот оно, вот это и есть настоящий Пьяццолла! Также, вдохновившись Джерри Маллиганом, Пьяццолла подсмотрел у него идею октета, которую он впоследствии реализует, вернувшись в Аргентину. Там же в Париже у Астора появится его фирменная привычка играть на бандонеоне стоя, оперевшись на правую ногу – до него было принято играть сидя, положив инструмент на колени как аккордеон.
По возвращении в Буэнос-Айрес Пьяццолла создает свой новый коллектив, «октет Буэнос-Айрес». К традиционному составу orquestra tipica, включающему контрабас, две скрипки, фортепиано, гитару и бандонеон он добавляет виолончель и электрогитару, что совершенно нетипично для того времени. Именно в этой точке проходит водораздел между традиционным танго и tango nuevo (новое танго), которое заложит в традиционное танго идеи кинезиологии – естественных движений, основанных на биомеханике. Пьяццолла становится пионером и апологетом нового направления. Его музыка включает контрапункт, идеи классической музыки, джаза, она станет по-настоящему сложной, импровизационной, полифоничной, и в ней уже нет места для танцоров. Пьяццолла впоследствии скажет: «я создал танго для ушей, не для ног». Он встречает сильнейшее сопротивление у себя на родине, однако его музыка находит отклик в Европе и Северной Америке, где в музыке процветают более либеральные взгляды. Распустив в 1958 году свой октет, он снова уезжает в США, гастролирует там, по большей части неудачно, а еще спустя год, после смерти отца он возвращается обратно в Буэнос-Айрес.
Эксперименты с музыкальной формой Пьяццолла продолжил в сотрудничестве с Хорхе Луисом Борхесом, автором текстов к его музыке. Новый поджанр танго-песни, он оформил в виде альбома El Tango, вышедшего в 1965. Спустя год – новое сотрудничество, на этот раз с поэтом Орасио Феррером, и новая форма танго, танго-оперетта Maria de Buenos Aires.
Исполнительница главной партии, начинающая певица Амелита Бальтар становится его новой женой, с которой он живет до 1976 года, пока не женится в третий раз на Лауре Эскаладо. В этот период он создает много знаковых произведений, в частности, квадриптих Cuatro estaciones porteñas (Времена года Буэнос-Айреса) и Libertango.
Великий композитор умер в 1992 году в возрасте 71 года. В качестве наследия он оставил более 3000 произведений, 500 из которых записал самостоятельно, и десятки музыкальных альбомов. Имя Астора Пьяццоллы носит международный аэропорт Мар-дель-Плата и консерватория Буэнос-Айреса.
На этом, пока вы окончательно не утомились, я заканчиваю биографический экскурс и перехожу собственно к фигурному катанию. Музыку Пьяццоллы брали в качестве программ десятки, если не сотни известных фигуристов во всех четырех видах. Я остановлюсь на пяти самых знаковых композициях и прокатах одиночниц (уж извините, я больше по части женского катания, пусть поклонники мужской одиночки, пар и танцев напишут в комментариях свои истории и любимые прокаты)
1. Estaciones Porteñas
Прилагательное porteño означает «портовый» и в данном контексте относится к Буэнос-Айресу, хотя может применяться к любому латиноамериканскому портовому городу. Четыре композиции в стиле танго нуэво изначально не были связаны между собой, исполнялись отдельно и уже позднее были объединены в квадриптих и связаны с временами года
Исполнители: Михаил Коляда, Стефан Ламбьель, Дайсуке Такахаши, Алена Леонова, Степанова-Букин, Денис Тен, Элизабет Турсынбаева, Пападакис-Сизерон, Сатоко Мияхара, Синицина-Кацалапов, Каори Сакамото и др.
Список исполнителей огромный, среди мужчин исполнители один другого краше. А среди женщин выделю, пожалуй, Элизабет Турсынбаеву и ее исторический прокат c «осенней» темой на ЧМ-2019, где мы стали свидетелями первого в истории квада у женщин
2. María de Buenos Aires
Как я уже писал, с этой опереттой у Астора связана личная история. Мария по сценарию – проститутка и исполнительница payadas (традиционный жанр аргентинской песни), которая умирает в конце первой части. Автор также проводит сюжетные параллели между героиней Марией и Богородицей, отсюда и имя героини.
Исполнители: Алессия Паганини, Скопцова-Алешин, Шанаева-Нарижный, Пешала-Бурза, Уивер-Поже, Лаура Леписто, Габи Дэйлман
Вариантов исполнения среди женщин немного, поэтому выделю прокат Алессии Паганини, которая, пожалуй, лучше остальных отыгрывает образ Марии
3. Oblivion
Танго Oblivion стало известно благодаря саундтреку к фильму «Генрих IV, Безумный король». По сюжету итальянский аристократ падает с лошади и у него едет крыша, вследствие чего он считает себя королём Германии Генрихом IV. Родственники пытаются ему помочь, а главный герой, на самом деле только притворяясь сумасшедшим, пытается убежать от действительности и оградить свой внутренний мир от лживого и враждебного общества. Музыкальная тема «забвения» и эскапизма становится в сюжете ключевой и сквозной линией проходит через весь фильм. Соло виолончели как нельзя лучше отражает тему одиночества и замкнутости внутри себя
Исполнители: Капеллини-Ланотте, Кэмдэн Пулкинен, Дмитрий Алиев, Боброва-Соловьев, Ын Су Лим, Елизавета Туктамышева, Пападакис-Сизерон, Кейтлин Осмонд, Усова-Жулин, Серафима Саханович
Здесь не так много вариантов из одиночниц, поэтому выберу Симу Саханович и ее вариант Oblivion:
4. Libertango
Это произведение – своего рода гимн танго нуэво, один из самых ярких его представителей. Музыка часто использовалась в качестве саундтрека к фильмам, также существуют десятки каверов на эту мелодию в самых разных жанрах.
Исполнители: Денкова-Стависки, Александр Майоров, Степанова-Букин, Ушакова-Некрасов, Эмми Пелтонен, Евгения Медведева, Файелла-Скалли, Юлия Шебештьен, Уивер-Поже, Маи Михара, Софья Самодурова, Навка-Костомаров,
В качестве примера – без вариантов Маи Михара и ее каноническое исполнение танго в сезоне 2017-18. У меня есть вопросы по исполнению танго японками (на мой взгляд, это не их тема), но к Маи Михаре в этой программе никаких вопросов быть не может, ее танго во всех отношениях прекрасно, и по элементам, и по презентации и интерпретации музыки.
5. Adios Nonino
Композиция посвящена отцу Астора Пьяццолы Висенте, которого родные звали Nonino (вариация итальянского nonnino – дедушка). Известие о смерти отца застало его во время зарубежного тура, который проходил не очень удачно. Все это вызвало тяжелую депрессию. Получив извещение, Астор заперся в комнате и менее чем за час написал это ставшее классическим в мире фигурного катания произведение. В этом трибьюте он выразил благодарность отцу, познакомившему его с миром музыки, поэтому в нем так много переходов с танго на классическую музыку и обратно, и конечно, в нем солирует бандонеон.
Исполнители – огромное количество: Чен Лу, Алена Косторная, Денис Тен, Елизавета Туктамышева, Юлия Шебештьен, Джимми Ма, Джеффри Баттл, Соренсен-Бодри, Майя и Алекс Шибутани, Усова-Жилин, Нобунари Ода, Вирчу-Мойр, Базарова-Депутат, Юна Ким и др.
И да, в качестве эталона вариантов быть не может. Как я ни люблю катание Алены Косторной, тему прощания с отцом во всей ее сложности и разнообразии смогла раскрыть только Юна Ким. В этой очень сложной музыкальной теме с множеством смен настроения она смогла обыграть и расставить верно акценты, подчеркнув легкость танго и каноничность классической музыки, наложенную на меланхолию реквиема.
Если вам зашла тема и хочется продолжения, пожалуйста, отпишитесь в комментариях, ставьте лайки/дизлайки. Проработка таких тем требует времени и хочется понять, стоит ли это продолжать, интересно ли это аудитории. Ну и поделитесь своими впечатлениями от прокатов, чьи программы на музыку Пьяццоллы вас зацепили больше всего.
А с Лерой была "Тангедия". Сильный и яркий номер. Рекомендую.
Для меня, безусловно, самый знаковый прокат - это танго Евгении Медведевой, хотя там Либертанго не единственная музыкальная тема. Я бы даже сказала, не основная.
С вашим мнением по поводу Адьос Нонино Юны в сравнении его с Косторной целиком и полностью согласен.
P.S. У вас Денис Тен как исполнитель Estaciones Porteñas указан дважды.