Загитова на ТВ. Как перестать «проявляться» и начать работать. Инструкция и план работы
Написать этот текст меня сподвигла неожиданная реакция, которую я получил, написав комментарий с критикой Алины в этой новости. Естественно, как и другие зрители, я вижу результат, а точнее – отсутствие результата работы Загитовой в качестве телеведущей за период с 2020 по сегодняшний день, и решил не просто сказать свое «фи», но сделать критику конструктивной, как человек, в свое время работавший над навыками публичных выступлений. В результате мой пост не только быстро подняли наверх, но и начали на него массово ссылаться в ответ на обвинения фанбазы Алины, что ее опять хейтят. Ну что ж, если конструктивная критика аудиторией так приветствуется, давайте сделаем еще шаг вперед и не просто покритикуем Загитову, но разберем ее сильные и слабые стороны, определим самое слабое место и главное, дадим гайдлайн, практически пошаговое руководство по исправлению ситуации. Здесь не будет никаких набросов, оскорблений и "воды" – только конкретика и практика, которую можно брать на вооружение.
А есть ли проблема?
Прежде чем решать любую проблему, нужно прежде всего определиться, есть ли проблема, выявить корневую причину, а уже потом бороться с последствиями. Итак, есть ли проблема или это происки гнусных хейтеров? К сожалению, да, проблема есть и она уже запущенная. В качестве примера приведу реакции коллег Загитовой по микрофону.
Иоланда Чен, 04.12.2020: «Это очень неприятный удар по всему профессиональному сообществу, по профессионалам, которые долго учатся телевизионному мастерству. Поймите, что любому мастерству надо учиться, так же как в спорте. А в случае с Алиной ни о чем не думали и выпустили ее вести передачу просто так. Пусть она миленькая, хорошенькая, все помнят ее заслуги. Но то, как она ведет эту программу, – конечно, это ни в какие ворота не лезет. Работа Загитовой у некоторых вызывает улыбку, но у профессионалов, таких как я, – только чувство неловкости. Мне неловко за Алину. Иногда она не находит слов и не может нормально спросить участников, задать им вопрос. В результате повторяет одно и то же по тридцать раз.»
Дмитрий Губерниев, 6.10.2022: «Чтобы стать профессиональной ведущей, Алине нужно много работать и заниматься. Есть такие предметы, как техника речи, мастерство эфирного выступления. Видно, что ей пока это дается с трудом, может быть, не те педагоги помогают. Я ей предлагал свою помощь, но она отказалась. Светлана Макарова, которая ушла из жизни, могла бы ее научить. Загитовой есть куда стремиться, но она девушка волевая и прибавляет. Нужно много работать, она же много трудилась, когда на лед выходила, здесь так же. Пока видно, что эта профессия Алине дается с трудом». Он же: «Ей надо позвонить мне и сказать: «Дим, помоги». И она за три занятия защебечет, как канарейка, с точки зрения речи. Она делает явно не те упражнения, которые ей могут помочь. Алина, я готов вам помочь! В противном случае вы так и будете на протяжении многих лет подвергаться критике»
Если поначалу аудитория и профи делали скидку на то, что Алина только начинает делать первые шаги на телевидении, то спустя три года не может быть никаких скидок ни на отсутствие образования, неопытность или возраст. Загитову можно и нужно оценивать по самым строгим меркам как человека, который четвертый год профессионально работает с микрофоном в кадре.
Помимо профи, Алину все больше критикуют обычные зрители и болельщики фигурного катания, которые вынуждены слушать, как Загитова в прямом эфире осваивает азы публичных выступлений и взаимодействия с аудиторией. Со временем уровень критики возрос до того, что Загитова теперь ассоциируется с косноязычием, неумением говорить и неловкими речевыми перлами. И «стена Загитовой» может сколько угодно переводить стрелки на происки конкуренток, которые хотят пролезть на место Загитовой, зависть «фигурнокатательного бомонда», которым не та девочка встала как кость поперек горла», нашествием «футбольных фанатов», которые не дают прохода талантливой чемпионке, которая единственная в России выиграла все титулы и прочие заранее заготовленные шаблоны, с каждым следующим эфиром критика становится все громче и яростнее. Вот, например, что написали на странице Загитовой в запрещенной в России сети:
Как на это отреагировала Алина? Репостнула в сториз очередной пост фанатки из серии «каждый имеет право на ошибку, давайте будем добрее». И это, к сожалению, означает, что в модели Кюблер-Росс Загитова по-прежнему находится в стадии отрицания. Поэтому констатируем: Проблема №1, которая мешает Загитовой развиваться – Алина не видит у себя проблем и не хочет заниматься их решением.
Давайте перенесем это в понятную для Алины плоскость. Представьте, что на катке Тутберидзе говорит Загитовой: «Что у тебя все торчит? Куда ты руку тянешь как кочергу? Соберись на заходе, опять ты как тряпка в прыжок заходишь. Колено убирай, ввинчивайся сразу в прыжок, плотнее держи группировку», а Загитова будет в ответ в репостить «Стоит ли подстраиваться под аудиторию? Вопрос, скорее, риторический. Всем не угодишь, а уж тем более, нельзя угодить тем, кто к тебе категорично настроен». Согласитесь, звучит абсурдно. С таким подходом региональное первенство Ижевска выиграть невозможно, не то что стать Олимпийской чемпионкой. Поэтому пожелаем Алине как можно быстрее перейти в фазу принятия, без которой работа над ошибками невозможна, и пойдем дальше.
Проблема №2. Не буду заниматься оценкой навыков Загитовой по всем параметрам публичных выступлений (если интересно, могу сделать отдельный пост и даже сравнить Загитову с остальными фигуристами, которые делали первые шаги на ТВ). Перейдем сразу к корневой проблеме – это отсутствие фундамента, а именно развитых навыков устной речи и культуры слова. Это тот слон в комнате, которого нельзя не заметить. Без этого все остальное – дыхание, дикция, артикуляция, подача, интонирование, структура речи, эмоции, вовлеченность, техники подстройки под собеседника и прочие технические моменты – будут бесполезны, как бесполезно городить колонны и кариатиды на здании, возведенном на песочном фундаменте, или украшать Ладу Гранту приборной панелью Роллс-Ройса. Владение словом, уверенные навыки устной речи и богатый словарный запас – то, без чего ни один студент не станет нормальным выпускником школы журналистики, а Загитова замахивается не просто на уровень выпускника школы, а на уровень ведущей в прямом эфире Первого канала. Обладая крайне низким базисом и учитывая, что она все детство толком не училась и сдала ЕГЭ по русскому на 51 – Загитова хочет проскочить старшие классы школы, пять лет профильного вуза, несколько лет практики на второстепенных ролях на телевидении и оказаться сразу на топовом уровне ведущей прямого эфира Первого канала. И сейчас при всех скидках, которые ей давали как начинающей и неподготовленной ведущей, спустя три года практики она находится по большому счету на том же уровне, что и была три года назад. Переводя опять-таки на понятный Алине язык – не умея уверенно скользить по дугам и не освоив моухоки и скобки, она пытается катать дорожки третьего-четвертого уровня сложности на чемпионате России.
Как с этим работать?
Во-первых, нужно много читать. Вы скажете, что я занудствую, но это так. Как нельзя научиться прыгать четверные и катать крюки-выкрюки и твиззлы, не освоив «фонарики», кросс-роллы и тройки, так нельзя и овладеть богатством родного языка, не прочитав вдумчиво несколько сотен хороших книг, составляющих основу русской культуры. Но это может растянуться на многие годы, поэтому давайте сразу оговоримся – не просто читать, но читать, переводя в прикладную область. Для начала – нет никакой необходимости через силу штудировать Достоевского или Толстого, если они не нравятся как писатели. Читать нужно то, к чему лежит душа, что читается легко и в охотку – конечно, если это не очередной роман Дарьи Донцовой, не несущий никакой пользы. Но если так уж хочется прокачиваться на детективах, то вполне подойдет Эдгар По, Агата Кристи и, в конце концов, тот же Акунин. Далее - если по каждой книге делать краткий пересказ в форме публичного отзыва-эссе, отвечая на вопросы «О чем эта книга? Кто главный герой? В чем центральный конфликт? Какие выводы мы можем сделать из прочитанного?», то каждая прочитанная книга с таким практикумом даст в разы больше эффекта, чем просто прочитанная книга. В конце концов, это то, чему нас учили в школе на уроках литературы, заставляя писать сочинения, изложения и эссе, то, что Алина в свое время пропустила, проводя все время на катке.
Во-вторых, нужно упражняться на развитие словарного запаса и навыки спонтанной речи. И здесь дадим Алине конкретные упражнения, которые используют будущие ораторы и актеры.
Развитие культуры речи и словарного запаса
Упражнение №1. «Alias»
Нет ничего лучше для осваивания навыка, чем игры, и нет ничего лучше этой игры для прокачивания речевых навыков. Практикуясь в умении объяснять слова, не используя однокоренные слова, вы прокачиваете четкость, структурность, лаконичность, развиваете словарь синонимов, способность быстро донести свою мысль и прочие мелкие навыки. Если можете за минуту объяснить 13-15 слов – это очень хорошо, если еще больше – топ-уровень.
Упражнение №2. Словарь синонимов
Об этом упражнении я уже писал в своем посте. Заменяем часто используемые заезженные слова на синонимы и быстро проговариваем, набивая руку и развивая вариативность. Сезон – год, ближайшее время, период, следующие месяцы. Планы – идеи, следующие шаги, проекты, наметки, замыслы, задумки, схемы, дорожные карты. Программа – прокат, сюжет, постановка, ледовая история, диалог со зрителями. Далее каждую банальную фразу – например, «какие у тебя планы на сезон» – прогоняете через этот заранее заготовленный словарь и пробуете разные сочетания, пусть даже некоторые звучат дико и неестественно. Пусть. Заодно разовьется вкус к слову, к точности формулировок. Пара недель вдумчивых тренировок – и стандартный заезженный словарь расширится настолько, что можно будет пропускать спортсменов десятками, задавая вопросы примерно на одну и ту же тему, но ни разу не повторяясь в формулировках.
Упражнение №3. Перевод с русского на русский
В идеале работать в паре, но можно и самостоятельно. Берете словесную конструкцию «прилагательное-существительное-наречие-глагол». Например, «рыжая белка быстро вскочила на дерево» и заменяете каждый элемент этой конструкции на синоним или хотя бы похожее по смыслу слово: «яркий грызун стремительно поднялся вверх по березе», «красноватая летяга мгновенно перелетела на елку». «Усталый человек быстро уснул» - «измотанный мужик немедленно отрубился», «замученный персонаж в мгновение ока потерял сознание» и т.д. Упражнение быстро прокачает словарный запас и поможет не тупить в моменте, подбирая нужно слово, потому что мозг привыкнет быстро искать замену и конкретному слову и целым конструкциям.
Упражнение №4. Конкретизация и образы
Вариант 1. Возьмем базовое описание ситуации в виде простой фразы и раскроем так, чтобы у слушателя возникла яркая, образная картина в голове. Например, «на столе стоит бутылка вина». Пример: «в центре гостиной, обставленной в викторианском стиле, стоит огромный массивный стол на восемь персон из темного дуба. В комнате царит полумрак и тени от окружающих предметов падают на стол, создавая причудливый орнамент, как будто стая птиц вспорхнула с ветки и взлетела в пасмурное небо. Посреди стола на видном месте, как бы приглашая гостей к трапезе, стояла большая темная бутылка красного вина с темно-синей этикеткой, а рядом – пара высоких прозрачных винных бокалов» и т.д.
Вариант 2, попроще. Просто конкретизируем абстрактное понятие, добавляя в него прилагательные, существительные и причастные обороты. «Автомобиль подъехал к дому» - «Белый новенький седан Тойота, блестя на солнце, медленно подкатил ко входу большого восьмиэтажного офисного здания»
Упражнение №5. Чтение вслух
Чтение вслух – то, чем нужно обязательно заниматься, если вы хотите вывести свою речь на новый уровень, и в частности, чтение стихов, т.к. стихи обладают мелодикой и ритмикой речи. Для примера можно взять «Евгения Онегина» - он одновременно очень легко читается и великолепно прокачает словарный запас.
Навыки спонтанной речи
Обязательно необходимо работать, если профессия предполагает взаимодействие с аудиторией, импровизацию, вопросы или ответы на вопросы. И вот конкретные упражнения, которые помогут не теряться, быстро находить о чем говорить и в любой ситуации помогать генерировать практически неиссякаемый контент
Упражнение №1. Структура спонтанной речи
Любая хорошая импровизация – это домашняя заготовка. Даже если вы выстраиваете речь здесь и сейчас, без подготовки, иметь в голову заранее заготовленную структуру, шаблон – это всегда иметь домашнюю заготовку на все случаи жизни. Например, шаблон «зачем – о чем – что об этом».
Предположим, вас просят быстро толкнуть речь фигуристам на катке во время мастер-класса, а вы к этому совершенно не готовы. Давайте посмотрим, как применить готовый шаблон. «Зачем» - к чему я хочу подтолкнуть аудиторию? Каковая цель моей речи? Например, я хочу призвать их усерднее заниматься каждый день. «О чем» - какова основная тема? Например, я буду говорить о роли фигурного катания для развития личности. «Что об этом?» - каким образом я раскрою тему? Например, я приведу себя в пример и расскажу, как спорт помогает добиваться целей. Как видите, уже готова заготовка спонтанного выступления. И поехали: «Друзья мои, меня попросили рассказать вам о важности спорта в жизни. Расскажу на своем примере. Для меня фигурное катание стало делом всей жизни, благодаря спорту я научилась ставить большие цели и достигать их, терпеть на пути к цели, каждый день ставить маленькие цели на тренировке, которые приближают меня на пути к этой большой цели. И много-много маленьких целей, достигаемых каждый день, в итоге вылились в достижение большой-большой цели – победе на Олимпиде. И это работает не только в спорте. Будьте целеустремленными, работайте каждый день, делайте ежедневные маленькие шаги и вы достигнете успеха в любом деле, чем бы вы ни занимались. Но я вас призываю заниматься спортом, потому что спорт – это дисциплина, терпение, умение добиваться целей, ну и в качестве бонуса – отличный тонус, заряд бодрости на весь день и прекрасная фигура».
Постоянно практикуясь, можно довольно быстро стать мастером спонтанных выступлений и отвечать развернуто на любую тему.
Упражнение №2. Призмы восприятия
Уже писал об этом, но вкратце повторюсь еще раз. Пропуская любую тему через другую (призму восприятия), вы создаете практически готовый контекст рассказа, на котором можно генерить спонтанную речь любой длины, была бы практика. Например, тема «телевидение» через призму детей. И пошло-поехало. Как часто телевидение использует детей в телепередачах. Бывают ли дети-ведущие? Часто ли на Первом создают программы для детей? Вот, например, «Ледниковый период. Дети». Насколько успешна была та передача – давайте вспомним. Что стало с теми детьми, где они сейчас. Чему эти примеры учат наших детей.
Упражнение №3. Раскрой тему через вопросы
Если вы заметили, в предыдущем примере я частично использовал эту технику. Суть заключается в следующем – можно раскрыть любую тему, ничего не говоря о ней, а исключительно задавая вопросы аудитории.
Пример – тема «пищевые расстройства в фигурном катании» (мы берем исключительно понятные и близкие Алине темы, но вообще можно брать и более продвинутый уровень – например, проблема глобального потепления или угрозы ядерной войны или канцерогенов и ГМО, суть упражнения нисколько не изменится). И погнали: «Ребята, а вы задумывались над тем, какой ценой достигаются успехи в фигурном катании? А как вы думаете, какое место занимает диета в цене успеха? Как часто вам приходилось слышать о проблеме веса и диет? Вы помните, как многие фигуристки, рассказывая о пути к успеху, говорили о самоограничениях? А слово РПП вам знакомо? Знаете, что оно означает? А кто с этим сталкивался? И как с этим боролись? Как это сказалось на вашей дальнейшей жизни? Вы знаете, сколько фигуристок страдают от пищевых расстройств уже после завершения карьеры? А как думаете, стоят медали этого? А как быть с теми, кто не добрался до медалей чемпионатов мира на пути к успеху? Вы понимаете, насколько велика подводная часть айсберга – те дети, которых мы никогда не видим на пьедесталах? Ради чего были эти жертвы? И как нам с этим бороться?» Видите, я раскрыл тему, используя исключительно вопросы и заставив вас включиться в тему и задуматься. Дело в том, что сами по себе вопросы – это мощный инструмент взаимодействия с аудиторией и научившись раскрывать тему через вопросы, вы невероятно прокачаете свои разговорные навыки и выведете свою речь на качественно новый уровень. Эти, кстати, универсальный совет всем ораторам и будущим мастерам слова - вставляйте вопросы в свою речь, превращайте ее из монолога в диалог с аудиторией и вас будет в разы интереснее слушать
И что теперь со всем этим делать?
Ну и если представить, что Алина осознала проблему и хочет перейти от слов к настоящей работе, давайте предложим ей поэтапный план развития.
1. Целеполагание. Сформулировать свою цель, связанную с работой на телевидении, на ближайшие полгода и определить вехи, по которым оценивать прогресс на пути к цели через месяц, через три и результат через полгода.
2. Учитель. Найти профессионального педагога по речи, который будет не комплименты ей делать, а гонять ее на занятиях и в хвост, и в гриву, а также даст адекватную обратную связь по уровню готовности Алины работать в прямом эфире. Другими словами, ей нужно найти свою Тутберидзе на ТВ.
3. Чтение. Ввести в ежедневную практику чтение книг. Например, план на полгода – прочитать 50 (хотя бы!) книг из классической русской литературы и сделать на них устную рецензию/ревью. Записать себя на видео
NB: современные бестселлеры не годятся, т.к. культура языка деградирует год от года и нужен хороший рецензент, который посоветует что-то полезное из современной литературы. Чехов, Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Булгаков, Набоков и др. – классика, проверенная временем.
4. Насмотренность. Слушать ежедневно примеры хороших спикеров и интервьюеров, оценивать их выступления и задавать себе вопрос «что мне нравится в его работе? Какой навык я могла бы использовать для себя?». Примером могут быть не только журналисты – например, Парфенов или Познер, не только телеведущие – Ургант, Дибров, но и комментаторы – Анна Дмитриева, Василий Уткин (конца 90-х-начала 2000х), Сергей Кривохарченко, Владимир Стогниенко, ютьюб-блоггеры – Андрей Бедняков, Антон Птушкин, стендап-комики – Иван Абрамов, Азамат Мусагалиев, Нурлан Сабуров. В частности, Нурлан – пример человека, не имеющего врожденных талантов, не обладающего природной харизмой, не умеющего изначально хорошо говорить, не обладающего богатым словарным запасом, который благодаря ежедневной работе над собой и невероятному уровню подготовки к каждому выступлению стал одним из лучших стендап-комиков в России.
5. Фокус. Убрать все коллабы и проекты, не связанные с работой над целью. В частности, фехтование, бокс, поржать на шоу у Павла Воли. Вместо этого вписаться в проекты, связанные с чтением книг, и участвовать в публичных дискуссиях и дебатах
NB: В качестве хороших примеров полезных коллабораций можно привести Женю Медведеву и ее литературные проекты (рецензии на книги, квиз-стендап) и Аню Щербакову, озвучившую один из циклов «Ожившие мифы древнего Китая». Публичные чтения книг, озвучка на радио/в кино, разговорный ютьюб-канал (но не влог и не в формате акына «что вижу, то пою», а изучающий какую-то проблематику и помогающий включить голову и развиваться интеллектуально).
6. Практика. Ввести в ежедневную практику вышеуказанные упражнения на развитие культуры речи, словарного запаса и спонтанной речи. Каждое упражнение повторять ежедневно на протяжении хотя бы двух-трех недель.
NB: Совет в строку – не пытаться усложнять свою речь, а научиться свободно обращаться со своим привычным базисом. Например, если не пытаться «выразить благодарность», а просто «сказать спасибо», то не будет речевого уродства «благодарство». Вместо «приоткрыть завесу тайны» - «приоткрою секрет» или «скажу по секрету», тогда не будет «занавесы тайны». Есть отдельные упражнения на использование метафор и фразеологизмов, которые можно посоветовать, если Алина решит обогатить и украсить свою речь, добавить ей эстетики и образности.
7. Выход из зоны комфорта. Так, если проблема – задавать вопросы, то подходить к незнакомым людям и практиковаться в задавании вопросов, поработать интервьюером, записывать видео, в котором приглашать к себе фигуристов и задавать им вопросы
8. Обратная связь. Ежемесячно проводить самооценку по западающим навыкам, и просить педагога по речи давать обратную связь. Педагог должен быть «Тутберидзе по технике речи» - говорить максимально по делу, быть максималистом и не приукрашивать действительность, а давать объективную оценку (как те распечатки с баллами, которые Тутберидзе дает после каждого проката фигуристов на катке)
Этот гайдлайн и упражнения не касаются всех проблем с речью Алины – их очень много, чтобы охватить в рамках одного поста. Я сфокусировался только на «направлении главного удара», где нужно сосредоточить максимум усилий и где, по принципу Парето, 20% усилий дадут 80% результата. Добиться результата можно только одним способом – целенаправленно и усидчиво занимаясь тем, что ведет к цели, и выкинув с дороги все, что мешает этой цели достичь. Именно так Загитова добилась успеха в спорте – приведя голову в порядок и тренируясь по 10-12 часов в день. Только таким же образом можно стать профессиональной ведущей, а не «проявляльщицей».
И тогда, если Алина не будет записывать глупые видосы с танцами, вписываться во всякие сомнительные проекты, не помогающие ей развиваться в главном, перестанет слушать своих оголтелых фанатов, продолжающих лить ей елей в уши («Алина, ты лучшая! Никого не слушай! Это все хейтеры! Это папастас нанял очередных ботов!»), а перейдет к ежедневным практическим действиям и будет усиленно работать над своей речью, отбросив все, что мешает ей достичь результата, то очень быстро мы увидим разительный эффект. Примерно через полгода, к кубку Первого канала. Если нет, то будут продолжаться «безызбежно», «благодарство», «приоткрою занавесу», «ставишь себе референсы», а аудитория будет все больше и все громче недоумевать, почему прославленная Олимпийская чемпионка, пришедшая к медалям за счет ежедневного труда на тренировках, выглядит полнейшим дилетантом в кадре после четырех лет якобы работы над собой.
такой пост должен красоваться на главной.
с большим интересом прочитала его,
некоторые упражнения взяла для себя лично - потренироваться, попрактиковаться.
огромное спасибо за ваш труд - а это труд написать такой пост.
Вам спасибо за оценку труда, я старался сделать текст полезным и для читателей, кому интересна тема саморазвития и публичных выступлений