Большие тайны Болеро
Есть такие тексты, которые ты пишешь на одном дыхании, на одной эмоции. Но пишешь ты их в стол. Есть такие письма, есть такие статьи, есть даже такие книги, которые ты не решаешься опубликовать сразу. Оказывается, есть даже такие посты блога. Ибо подчас слово может жалить как змея и нанести смертельную рану.
(текст написан 12 декабря 2020 года)
После премьеры этой произвольной программы тренер Инна Гончаренко сказала: «Валиева не чувствует Болеро». Из всей нашей «армии» знатоков и критиков Инна Германовна, как Штирлиц, «славится либерализмом и логикой», и, несмотря ни на что, многое она говорит по делу. На те ее слова публика реагировала по-разному.
Кто-то парировал:
«Понятно, что постановка Бежара была не первой, но все-таки она самая известная на настоящий момент. Суть – завораживающие, магнетические движения лидера, идола среди толпы. Бесстрастного, но завлекающего своей бесстрастностью. Аналогия со змеёй по магнетизму и завораживающему действию –хорошая, добротная попытка уйти от ассоциаций с тем же самым Бежаровским кабаком».
Кто-то копал в том же направлении, куда сегодня пойду и я (так что здесь не буду оригинальна):
«К Олимпиаде будет бомба:) Костюм другой и образ, ещё будем читать хвалебные отзывы:) Ну а образ – 14-летней легче думать о движениях змеи, чем о завораживающем танце искусительницы)))»
Камила сама отвечала спустя несколько недель, что «не понимала, как скатать Болеро», что смотрела Плисецкую, что идею про змею в костюме подсказала Этери Георгиевна…
Могу дать правую руку на отсечение, что идея, эскиз, аромат программы Болеро появился в голове постановщика, Мастера, в совершенно определенный период – в период изучения хореографического наследия великой русской балерины Майи Михайловны Плисецкой. Удача благоволила Мастеру в те мгновения, он искал единственное, а нашел сразу рифму, пару – Болеро и Кармен.
Мастер знал совершенно точно, что интерес Великой женщины – это руки в танце на льду. Она давно «говорила» своими работами на эту тему. Мастер поделился эскизом, Великой женщине идея понравилась – это было то, что надо, что ее интересовало, именно, «руки в танце на льду». Возможно, они решили сами, возможно, дали выбрать Музе, и Муза назвала: «Кармен». …Я, вообще-то, левша по жизни, ну и черт с ним, могу дать на отсечение и левую… В тот момент Мастер не стал жечь эскизов и набросков, он затаился, решив: «Кармен так Кармен, будь на то воля небес и богов, но час придет…»
Когда очередь до Болеро дошла, что-то пошло не так, что-то ушло… Может, Муза в какой-то момент почувствовала себя ненужной и обделенной вниманием, ведь ТШТ искал (с собаками))) триксель для Трусовой и четверной для Косторной. Может, Муза, действительно, устала и решила взять паузу. Или поняла, что не сможет находиться рядом с Мастером и Великой женщиной всегда, что рано или поздно придется выйти за границы «хрустального» катка, что пора отправляться дальше Профсоюзной улицы и Ленинского проспекта, что надо искать свое новое место не только в этом городе, но и в этой жизни.
Может, и Он в то мгновение понял, что это момент истины, сможет ли он творить без Нее. Сколько она еще будет рядом – год, два, пять? Нет, это надо решить сию же секунду, здесь и сейчас! И Мастер решил: «Будь на то воля небес и богов… Задумал, так сделаю. Станцует иная. Мужик я или кто?..»
Но той Девочке, иной, чтобы танцевать, нужен четкий образ. Она сама будто солнца луч, пробившийся сквозь занавесь в пустынное пространство, и в том луче кружатся сотни пылинок, – а в Ней столько движения. Она словно шорох листвы под ливнем после полуденного зноя – в Ней столько жизни. Она будто грозность туч над морем во время шторма – столько в Ней уверенности. Она словно мгновение равновесия плоского на сфере – в Ней столько грации. Но, чтобы все это изобразить, ей нужен четкий образ… «Ну что же – пусть, пусть это будет Змея».
Костюм Болеро мог бы играть не столь важную роль, если бы и на том этапе не произошло непредвиденного. Оставайся бы Камила на уровне юниоров, будь Кубок России не под таким вниманием, это было бы не столь замечаемо. Там, в юниорах, они и Pink Floyd катают, сигают свои четверные и поражают тем изумленную публику. Но после всех этих «…» переходов, Камилу надо было выводить на тот уровень, где образовалась брешь в концепции «весь пьедестал должен быть наш». А тут общая атмосфера «не тех» костюмов. «Ну что же – пусть это будет Змея».
К тем, кто тогда в самом начале парировал Гончаренко, у меня теперь один единственный вопрос: а Плицеская как бесстрастный лидер, идол среди толпы, тогда, выходит, кабацкая танцовщица? Или как, признаем, что Бежар создал шедевр хореографии для всех времен и народов?
Также в этом месте самое время спросить постановщика ПП Болеро: а у него в задумке, в синопсисе действия, была змея?.. Ни одному дизайнеру мира не под силу будет изобразить костюмом то, чего в таком количестве нет в самой драматургии танца. Там лишь оттенки, лишь магия гипноза «удава на кроликов» – именно так и действует танец женщины в центре на мужчин в округе… Вот оно, ваше пресловутое «зреложенское»! Поэтому и костюм можно было свести к классическому минимализму – черный низ, светлый верх, простое трико с вариантом акцента на руки.
«Змея»… Этот образ совсем недавно, буквально мгновение назад, отлично воплотила в своем произвольном танце Мэдисон Чок – и костюмом, и прической, и настроением, и своей хореографией. Вынудить пойти на репит так скоро Мастера, за которым и без того тянутся вечные обвинения в отсутствии оригинальности, могли только крайние обстоятельства: Девочка должна дорасти до Болеро про змею.
В редактуре такого модного теперь «сильного текста» есть одна очень занятная механика работы. Концептуальные, смысловые, узловые (назовите, как хотите) точки повествования нужно соединить воедино кратчайшей линей текста. Если «соединить» последовательно Клеопатру Алины Загитовой, Змею Мэдисон Чок и Болеро Камилы Валиевой, у вас получится прямая.
После открытых прокатов стало ясно – Девочке пока мало классического минимализма с акцентом на руки. Это Музе уже подвластен такой стиль простоты. А чего не хватит, она доберет специально разработанным фирменным make-up’ом, ювелирными украшениями, до которых она доросла, пиаром, в излишнем количестве которого ее никто не посмеет упрекнуть. Многим, конечно, хочется, и кто-то даже «лает», но караван идет.
Великолепие таланта Музы состоит еще и в том, что в свой образ она всегда вносит и нотку гениальности прежних исполнительниц. Поэтому у Нее и Эсмеральда с оттенком Джины Лоллобриджиды, и Клеопатра с величием Элизабет Тейлор, и Кармен с грацией Майи Плисецкой. Могла бы она что-то взять от великой русской балерины и в Болеро?
Причем Она всегда делает это сама, без лишних объяснений, без лишних ненужных слов.
Конечно, ясно, что Болеро – это олимпийская программа, программа чемпионки. И теперь дело осталось за малым, чтобы Камила стала олимпийской чемпионкой… чтобы смогла и не дрогнула, чтобы все получилось, чтобы не устала и не испугалась. А пока она боится… Боится быть на льду со змеей, но самое страшное даже другое: она боится выйти со льда – выйти и не оправдать ожиданий.
Это Музе, чтобы кататься, был нужен вызов, некий челлендж «а смогу ли я?», который Она всегда бросала себе самой. Это сжимало в Ней какую-то очень важную пружину, которая заставляла двигаться вперед. Вся ее блистательная карьера – это история про «вопреки». И, если оглянуться назад, становится ясно: тогда какой-то вызов был у каждой – четверной, их количество, аксель, в конце концов, чемпионат мира. Могло ли Болеро стать вызовом для Музы, когда все остальное Она уже завоевывала?..
Когда я смотрю Болеро в исполнении Камилы Валиевой, мне становится ужасно тоскливо и нестерпимо больно, будто змея жалит. Для меня это означает только одно – никто никуда уже не вернется. Но я уверена, если бы тогда Он смог Ее остановить и оставить, мы, мы все, имели бы совсем другое Болеро, и это был бы совсем другой шедевр.
Вот что бывает, когда в одну из самых длинных ночей самой долгой, холодной и одинокой зимы тысячи влюбленных в Музу прокляли Мастера… Они назвали его «предателем», «трусом»… «а еще земляным червяком…». В итоге Он и идею истратил, и желаемого эффекта пока не достиг. Пока – «не оставляешь нам возможности тебя похвалить». Пока – эффект ровно такой же, как когда пьешь лимонад вместо шампанского, – вроде все по виду так же, а пузырики не те… И вопрос о «мужике» можно считать закрытым.
Возможно, вы скажете мне: «Вы уже совсем помешались на своей Музе, и видите там то, чего там нет…». Отвечу просто – да, там, и в правду, действительно, главного чего-то НЕТ.
Вот, такие совпадения (и все они с реальностью – абсолютно случайны)...