Медиа-фо-фанс. 2
Почему отечественные СМИ оказались не готовы к буму фигурного катания
В прошлом своем посте я описала, как большинство медиа проиграли в одном из трех факторов успешности проектов, связанных с фигурным катанием. Это фактор репутации… Напомню ту нехитрую и, кажется (только кажется), «быструю» схему публичной работы. Каждый медиапроект можно оценить в плане, что он даст изданию: - репутацию (-); - лояльность у аудитории; - рекламную прибыль.
Сегодня я буду рассуждать о втором факторе – лояльности у аудитории.
Глава 2
ФК даст нашему изданию лояльность у аудитории
Дать оценку в этом плане можно без долгих теорий. И тем не менее…
На вопросе аудитории зиждется сама идея медиа. Именно в этом месте средства массовой информации превращаются в средства массовой коммуникации, когда на любой вопрос, освещаемый тобой, ты получаешь реакцию читателя: с тобой могут согласиться или поспорить, что-то напомнить или привлечь твое внимание к чему-либо. Начинается работа на равных. Поэтому и обозначено это словом, которое даже звучанием напоминает о неком соединении частей: медиа это от «медианы», «медиатора», «медиума», размера «М». Монолог становится диалогом – автора и читателя / зрителя / слушателя (это в конечном итоге – только вопрос платформы).
Когда аналитики сформулировали и зафиксировали эти «метаморфозы», само собой вспомнили знаменитое предсказание Энди Уорхала о том, что «каждый человек имеет право на 15 минут славы». И вот, с появлением интернета такое время настало. Но у этой медали, как всегда, две стороны – ведь автор в этом публичном пространстве тоже всегда ждет отклика. Отсюда эти бесконечные «подписаться», «лайк», «клик» (который, собственно, как показал нам 2020-м, от «откликнуться»).
Sports.ru своей идеей публичной «трибуны» сделал, конечно, совершенно невероятное, прорыв, не снившийся никаким конкурентам. Да и вообще, отклики в таких объемах удавалось собирать немногим медиа. Социальные сети, если кто-то в этом месте захотел мне напомнить о них, немного другая площадка, и коммуникация там идет иначе. Это, в принципе, место для общения, и пользователи в соцсетях, на удивление))), общаются. А так, чтобы собирать сотни комментариев на самой площадке, удавалось из топов только echo.msk.ru.
Самое смешное, что до 2018 года Sports.ru не имел регистрации в качестве СМИ. Это было принципиальной позицией Дмитрия Навоши, который называл Sports.ru «платформой, открытой для пользователей, заинтересованных обсуждать спорт и писать о нем».
Это было мощным изобретением, в основе которого лежало именно то предсказание культового художника о 15-ти минутах славы! «Вот они, милый фанат, только выйди сюда, в публичное поле!» Впервые появилось место, где болельщик переставал существовать в обидном амплуа «диванного критика», преданного и искреннего только лишь во дни побед. В дни поражений на него можно катить бочку, крошить булку, советовать закрыть пищалку и повесить всех собак. К этому мы еще вернемся… (во всех смыслах этого слова).
Фактически, Sports.ru – и был той самой соцсетью для общения, можно сказать, первой (портал – ровесник ЖЖ). Но желание работать на домашнем мундиале, как большие, с официальной аккредитацией, пересилило. Мальчики есть мальчики)))
«А у меня также есть, что сказать! 15 минут славы – для меня?.. А почему и нет, раз можно. Я – тоже важная часть спорта», – думал фанат. Даже я со своими двумя с половиной постами и то уже словила в комментариях упрек в собственной важности. Но не только это, на мой скромный взгляд, заставляет людей писать и реагировать, есть еще одно важное чувство – это чувство собственного достоинства.
Строитель, если ты читаешь сейчас эти строки, то знай – многие пишут и с такими помыслами:
«Так, извините, я на своем «диване» сидел и все видел, и не надо мне врать! Я тоже кое-что да понимаю, а интернет все помнит: как дело было, и кто что говорил. И нечего мне теперь лапшу на уши вешать!»
Можно, конечно, возразить мне: лучший способ сохранить чувство собственного достоинства – не спорить с дураками. Но унижают и обижают женщин, обесценивают чужой труд, сводят счеты с 15-летними подростками умные люди крайне редко. А ты, проходя мимо несправедливости, начинаешь чувствовать себя крайне гадко. Избежать этого можно только вступившись… Может, это и глупо, но так устроен человек. Кстати, с посыла о том «Ну чего ты высовываешься?» начинает свой первый документальный фильм про Колыму Юрий Дудь, тоже не чужой для Sports’а.
«Девушка, вы издеваетесь над нами, ведь сайт о спорте?.. Хорош!». Обещаю, еще два абзаца, и пойдет про ФК)))
Отклики пользователей – есть коммерческое преимущество. К примеру, все тот же Sports.ru в своем медиа-ките заявляет 0,8 миллиона комментариев в месяц. Поискав те же данные у других, я убедилась в процессе, что не найду ни черта))), ибо там комментариев в десятки раз меньше, а то и в сотни. Так кто же будет этим хвастаться?..
Наполняя раздел «Фигурное катание», Sports.ru выступает в виде агрегатора новостей и «перекладывает» у себя чужие материалы (по всем правилам цитирования – претензии нет), но там они висят с нулевым откликом, а тут набирают сотни реакций. Сравнивайте: здесь и здесь.
Если сегодня, когда я пишу этот пост (вечером 27 ноября) зайти на вкладку «Футбол», то и там будет сравнительно тихо (хотя позавчера умер Марадона); «Биатлон» – то же самое (хотя завтра стартует сезон Кубка мира); но если открыть «Фигурное катание», рядом со значками в виде огоньков будут трехзначные цифры.
Зафиксируем: при оценке того, что ФК даст изданию, в графе «аудитория» – 100% плюс.
А ситуацию с футболом в тот вечер был призван исправить Александр Жулин)))) Сравнивайте: здесь и здесь.
Не удержусь и процитирую: «Будет набег с веток ФК. Держать строй, пацаны!»
В общем и целом, из того 0,8 миллиона комментариев ежемесячно – думаю, добрый процент за ФК. Капитан сборной футболеров не каждую неделю фортели откалывает, а мы тут сидим и гутарим потихоньку день за днем.
«Подождите, так искомым же была не просто аудитория, а «лояльность у аудитории»?..» Вот, тут-то и начинается все самое интересное.
Все те же лица
Наполняя разделы «Фигурное катание», об этой необходимости я уже писала в 1 главе, многие, не только Sports.ru, дают у себя на лентах цитирования чужих материалов. Порталы здесь выступают в качестве агрегаторов новостей и играют роль «яндекса». Только на Яндексе заголовки и лиды собирает робот (и выводит информационный тренд), а, к примеру, на Sports’е, судя по всему, этим занимается специально обученный человек, сокращая и редактируя ранее опубликованные материалы.
Получается, что многие новости просто повтор ранее озвученных мыслей из уст нового спикера. Раз за разом «умозаключения» нанизывают на тематический тренд, как бусы на нитку, по принципу: «а что по этому же поводу, после условных ИванИваныча и ВасильВасилича, скажет не менее условный ПетрПетрович». Но «после» повального опроса единой картины аналитики не получается, ее просто никто никогда не выводил, да и для аналитики нужно как «против», так и «за».
Мы все знаем для кого «какие» темы являются животрепещущими, и тем не менее, напомню: - Тарасова – про «Медведеву»; - Роднина – про «методы работы с девочками-юниорками»; - Жулин – про «зреложенское»; - Бестемьянова – про «Загитову»… …и так далее.
На этом месте я задамся вопросом, который вызывает мой живой профессиональный интерес: зачем было искать мнение 8-го спикера по теме, когда отношение и ту самую «лояльность» аудитории можно было увидеть невооруженным взглядом уже на «условном ВасильВасиличе»?.. и понять, как к этому относится аудитория.
Возможно, объяснение лежит на поверхности – нужны были поводы для сотен комментариев от пользователей, однако есть одно НО. Раз за разом терялась лояльность аудитории не только к изданию, но и, собственно, к самим говорившим (последний пример – Андрей Депутат). А ведь некогда эти люди составляли великую славу отечественного ФК (муж Екатерины Бобровой Андрей Депутат – не в счет)…
Есть и еще одно «возможно»: все наши «знатоки» и «спикеры» говорили и давали интервью разным изданиям. И могли руководствоваться логикой – «этому сказал, и другому скажу». Все разные, все – равные. Очень может быть! Только и здесь главная звезда дала всем остальным 100 очков вперед, когда, заливаясь прекрасным румянцем персика, сказала четко: «Я предпочитаю разговаривать только о себе, о людях, которые меня окружают, о семье, о моей жизни»…
Алина Загитова, студентка, обладательница всех возможных титулов в ФК… Вот и подумаешь: это так хорошо составлена программа направления «Продюсирование» в РАНХиГС или дело в воспитании и приличии.
Татьяна Тарасова, комментатор (в простонародье просто «шуба» ТАТ), тренер семи олимпийских чемпионов в трёх дисциплинах из четырёх возможных.
Но учиться никогда не поздно. Не буду категорична, пусть даже многие делают это и на своих ошибках. Сравнивайте: здесь и здесь. И еще раз: здесь и здесь.
Так и хочется процитировать Высоцкого: Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа?! Терпенье… (дальше – язык не поворачивается).
Ирина Роднина, депутат (не тот, что муж Екатерины Бобровой), трёхкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира.
Александр Жулин, тренер, чемпион Европы и мира, двукратный олимпийский призер.
Вот тут совсем уж запутанная для понимания история. Как мог давать какие-то прогнозы на сезон накануне открытых прокатов Александр Вячеславович, когда было понятно, что ничего непонятно. Сравнивайте: здесь и здесь.
Ах, да, а где же наша вторая танцевальная пара Александра Степанова и Иван Букин??? Или у них другие глашатаи с вечным хитом???
Наталья Бестемьянова, пенсионерка, олимпийская чемпионка года, 4-кратная чемпионка мира, 5-кратная чемпионка Европы.
Это, знаете, как в старой доброй комедии «Ищите женщину» режиссера Аллы Суриковой: «Какая же ты красивая, когда молчишь!». И нет, увы, на сей раз – речь точно не про Алину Загитову.
Но в отношении каждого этого имени было нестерпимо больно ставить вперед отнюдь не спортивные заслуги.
Я – фольклорный элемент
К чему я это все? А к тому: Так как никто никогда не вел плановой редакционной работы в тематике «Фигурное катание», то публикации по теме, а следом, кажется, и весь вид свелся к обсуждениям того, кто что про кого сказал. Но это неправда, что наших людей привлекают в фигурном катании только сплетни и дрязги, а правда в том, что про это писать проще!
Зафиксируем с дополнением: при оценке того, что ФК даст изданию, в графе «аудитория» – 100% плюс. А вот для лояльности аудитории, для уважения и настоящей любви людей нужен каждодневный труд и преданность делу, которым занимаешься.
Максимально обтекаемые интервью последней недели, появившиеся после Кубка Ростекома, так же, как и отдельные комментарии главных спикеров, дают очень точно понять, что дело движется к финалу… И на предолимпийском чемпионате мира по фигурному катанию, если он все-таки состоится, будет решаться главное – количество квот для российских фигуристов в Пекин. Теперь прогноз вряд ли кто-то отважится дать, «доигрались». Вот мы и дожили до этого «сказочного» времени тишины.
А Тутберидзе, меж тем, не просто так вела на топ-уровень трех девочек в поколении (и продолжает так делать). Она отчетливо понимала, что у других в этом поколении либо пусто, либо уровень не тот, а, цитата, «пьедестал весь должен быть наш». Вполне возможно, что занять все три ступени нам и не дадут, но надо пробовать!!!
Дочитав до этого места, вы, возможно, поспешите в комментарии задать мне резонный вопрос: «а теннис здесь причем»? А притом, что на Олимпиаде все в том же Пекине, только 2008 года, летней, организаторы вели, упорно «вели», на пьедестал Ли На, но Динара проявила себя бойцом! И, да, такое бывает не только в фигурном катании, когда весь пьедестал наш. Поэтому повторюсь: надо пробовать!!!
Когда все окончательно развалится (в это очень не хочется верить, но предположим – лед-то, он, как нас учат, скользкий), никто не признает, что завидовали лучшему тренерскому штабу мира, что раздражала своим успехом лично Этери Тутберидзе, что в 2018-м победа досталось той, на которую «не ставили»… Виноватыми окажутся снова люди, так в нашей стране бывало не единожды – это даже не требует подтверждений. Не за тех болели, не то говорили, устроили травлю прославленным чемпионкам и тренерам. В дураках и на этот раз будем мы с вами.
Прекрасный пример сочетания чувства собственного величия с чувством собственного достоинства описан в одной всемирно известной книге. Ей зачитывается мир вот уже четыре столетия. Называется она «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»… Рекомендую!
Вот, такие совпадения… PS: Возможно, продолжение следует ;-)
Фото: @myseasonbest, Александр ВИЛЬФ / «СЭ», Игорь Уткин / ТАСС, Сергей Киврин, Андрей Голованов
-
Сегодня доехал свежий "Фарго", -- мамо, мамо, зочем, зочем мы ходим на спортс после финалочки Фарго, портим себя, жизнь вокруг и Тука с мерчем, зочем....?!(ультрариторический). Плюс, -- пусть выходит в ленту, и пусть Дикенз снится не только нам......😇
Выскажу сейчас, возможно, не самое приятное мнение для большинства аудитории раздела фигурного катания на нашем сайте, но как мне кажется, эта мысль - будет в определенной степени, может послужить логическим завершением Ваших рассуждением - до которого, Вы возможно и сами, вероятно, готовы были бы дойти интуитивно дойти, но возможно просто не решились или побоялись гневных отповедей в комментариях...
Впрочем, почти наверняка, я заблуждаюсь и преувеличиваю значение следующей мысли...
Дело в том, что для современных нам интернет-СМИ - весь мир Фигурного катания (и в первую и главную очередь - его российский сегмент), вся его медиасфера и среда обитания, последних нескольких лет, по своему функционалу и практически всем сопутствующим "ингредиентам", выполняет ровно ту же роль и занимает ровно то же самое самое, что и модные 15-20 лет назад (пережившие тогда свой пик, расцвет) телевизионные реалити-шоу и доживающий и поныне свой век достопамятный "Дом-2".
Так вот, Фигурное катание сейчас, представляет собой, по сути, и, является ровно тем же, что и пресловутое реалити-шоу - только на другом, более высоком уровне -по подлинности происходящего и без заранее прописанных сценариев (а может и прописанных - кто его знает) . Думаю, что от 100 % регулярной аудитории раздела ФК и пишущих на сайте, от силы 10%, в лучшем случае - 15%, тех, кто действительно разбирается в тонкостях фигурного катания, именно как вида спорта: техника прыжков, понимание показываемых программ, особенности системы оценок и других нюансов судейства, его прошлое, история, выдающиеся (что не равнозначно понятиям "популярный", "известный") имена фигуристов и тренеров, особенности физической подготовки (к примеру, как допустим тренируются техники скольжения, как именно переходят по навыкам - от одного уровня дорожек - к более высокому), как "работает" тело фигуристов в момент и в процессе прыжков, почему одним фигуристам сложно выучить новый многооборотный прыжок, а другим он дается с трудом или же не дается вообще; и проч., и проч. и проч. ...Всё вышеперечисленное интересно и занимательно вот этим 10-15 процентам аудитории следящих за ФК.
Подавляющему же большинству интересно - всё остальное, что касается "верхней", но самой шумной и аппетитной части айсберга под названием "Ф.К.":оценки, переходы, грибы, скандалы, кто что сказал и кто что на это ответил, разборки "с пристрастием", наблюдения за "фанатствующими группировками" и их "хейтеров" отдельных спортсменов и их тренеров;и далее по списку, что представляет собой пресловутую формулу"скандалы, интриги, расследования"...
Всё это вместе - суть шоу. Суть того, что являет собой всё тот же "Д.-2", заложником которого стало Фигурное катание, на протяжении минимум, последних трёх лет - со времени олимпиады в Пхёнчхане-2018.
Если видеть в этом нечто плохое и недостойное, то вину за это должны в полной мере разделить сайты с широкой аудиторией любителей фигурного катания. Потому что, именно в тот самый момент - момент бешеного роста популярности у Ф.К. и прироста огромного числа неофитов, которые хотят разобраться во всем этом, понять, углубиться "в тему", когда можно и нужно было "воспитывать" у "новичков-любителей"любовь к фигурному катанию, как к сложнейшему виду спорта, писать побольше и "поглубже" аналитических статей и постов, детальных разборов, подробных и широких обзоров зарубежных соревнований "внутри" других стран, предпринимать грамотный профессиональный сравнительный анализ между особенностями фигурного катания в разных странах (пусть они даже на порядки уступают по уровню российскому ФК, но это интересно! интересно понять! с профессиональной т.зр. )... - вместо всего этого вся наша "интернет-медиа-среда" о Фигурном катании - свернула на другую более легкую и заманчивую дорогу - еще большего привлечения аудитории, с помощью бесконечных волн "хайпа" и "хейта", бесчисленных но пустых потоков новостей и тем о топовых фигуристках - и всё, ради еще одной дополнительной тысячи комментариев под ними. В целом - материалами которые составляют внешнюю часть фигурного катания, а не его внутреннее "компонентно-техническое" содержание. И сам профессиональный мир Фигурного катания, на удивление быстро и легко принял эти условия игры и понял, что "в этом есть прибыль" и как умеет осознанно-неосознанно начал подыгрывать медиа-среде.
Это не пустые слова. Я ничего не придумал и не нафантизировал... Для этого достаточно, просто не полениться, зайти здесь на сайте во вкладки "Материалы" и "Записи в блогах" и "отмотать" их - года на натри-четыре-пять назад... И сравнить "картину постов" того периода и нашего. Не знаю, удивитесь ли Вы или нет, но многие авторы интересно пишущие тогда об Ф.К. на сайте, просто перестали писать и покинули сайт... И в числе причин, почему они бросили свое дело, совсем не последнее место будут занимать - в"разы" возросшая ядовитость атмосферы на уровне коммуникаций между пользователями, смена вектора
У меня еще остался третий критерий, это «рекламная прибыль». Если вы читали предыдущие главы, ждите – я обязательно напишу и про последнее преимущество. Там, правда, мне нужно больше времени – пытаюсь искать данные. Но, повторюсь, выводы – впереди)))
По аудитории скажу так… А кто-нибудь ее изучал? Хорошо, пусть, большинство слабо разбирается в ФК! Ну, так вот, интересная задача – привить любовь, научить разбираться. Почему нет? И потом, разговором «это такая плохая аудитория» можно перекрыть вообще любые проблемы. «Аудитория не разбирается», и «все», расходимся? Есть отдельные механики работы с аудиторией, к примеру: «сколько % нашего контента должны соответствовать запросу ЦА?». Да и запроса на дичь я, например, не вижу! Что редакцию СЭ вчера завалили письмами с просьбой спросить Чен про Загитову? Нет, конечно! Но кто же вот до такого «редакционного задания» додумался. А там, так на минуточку, критерий отбора на ЧР летит со свистом) ЧР в Челябинске, значит, есть «билеты, логистика, возвраты» – и что-то мне подсказывает, это может быть интересно. Тем уйма! Принса спрашивает РБК, а СЭ – Иоланду Чен.
Вот Вы вспомнили про Дом-2, а Вы представьте, какой это был продакшен в лучшие годы шоу… Понятно, что это из пушки по воробьям, но тем не менее. Даже если – все постановка, прикиньте – объем вложенных работ. Там сопоставимые параметры с любой информационной службой. ФК не требовало таких вложений! И аудитория, в принципе, уже была сформирована. Надо было лишь сделать определенную работу (по ее изучению, по планированию контента, про креативу новых форматов), и ее медиа не выполнили. Только аудитория теперь виновата, а редакторы и продюсеры - нет… По-моему, это больше говорит о редакторах и продюсерах, а не про аудиторию.
А Вам огромное спасибо за то, что читаете мой незатейливый «детектив», будет продолжение…
Попозже еще что-нибудь напишу Вам в ответ по существу.
P.S.
Даже собирался вчера, после того как написал Вам этот свой комментарий, еще и оформить всё это как пост в своем блоге, что-то вроде рефлексии на Ваши мысли, пост - развитие и продолжение на Ваше, но чуточку под другим (менее профессиональным) углом зрения. Уже и "заготовку" сделал для поста, начал редактировать-корректировать-дополнять, но потом бросил и пока оставил в "Черновиках". Посчитал пока излишним и не каждый правильно поймет и обругает... да и возможно что "водички" получится многовато... И эту затею пока оставил на "потом"....
Можно еще продолжать...но пока на этом остановлюсь и поставлю многоточие...